dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Находка советская

Строго говоря, название этого альбома не полностью отвечает его содержанию. Ниже я покажу пласт архитектуры Находки, относящийся примерно к 1960–1980-м годам, то есть речь пойдет условно о зданиях и памятниках последних трех десятилетий существования СССР. Но коль я уже рассказывал об этом городе периода с конца 1940-х и до начала 1960-х под общим заголовком «Находка имперская», то сознательно пойду на упомянутые терминологические допущения. Заодно и анонсирую (как водится, без указания предполагаемого времени его публикации) третий альбом из этой же серии, который будет посвящен уже Находке постсоветской.

Напомню, что этот портовый город был образован в мае 1950 года (хотя порой его рождения все же принято называть 1907 год, когда была основана деревня Американка), так что по здешним меркам даже 1960–70-е в архитектурно-историческом смысле являются если и не стариной, то во всяком случае эпохой сравнительно отдаленной.
Изображенная тут стела встречает у самого въезда на Находкинский перевал – отсюда до собственно города остаются считанные километры по серпантину умеренной сложности. Впрочем, о самой трассе я ранее уже рассказывал, повторяться не буду. Замечу лишь, что стела, судя по исполнению, была установлена в 1980-х.


Гордостью города да и самим смыслом его существования был и до сих пор является морской порт. Хотя Находка официально не относится к моногородам, ее экономика традиционно ориентирована на портовый комплекс. «Непрофильные» предприятия в лучшем случае обслуживают внутренние нужды.
До 1991 года Находка оставалась единственным портом Дальнего Востока, принимавшим иностранные суда. Когда же открыли прочие порты (в первую очередь Владивосток), перераспределение транспортных потоков отразилось на Находке самым пагубным образом.


И все-таки до недавнего времени порт работал круглосуточно – отгружал металл, лес, принимал японские автомобили. Конечно, этим список грузов не ограничивался, но именно они составляли значительную часть трафика. С запретом экспорта леса-кругляка и заградительными пошлинами на подержанные иномарки порт лишился загрузки – и вместо непрестанного гула и лязга кранов большую часть суток тут царит тишина.


Несмотря на то, что протяженность береговой линии Находки очень велика, в отличие от глубины застройки, близость моря в городе чрезвычайно обманчива. На протяжении многих километров приблизиться к берегу не удастся из-за сплошной череды портовых сооружений, доков, складов, заводов и т.д. Горожане и гости города вынуждены добираться до расположенных за пределами Находки пляжей и укромных бухт.


Даже железная дорога идет вдоль берега бухты и залива Находка. Справа можно видеть давно уже бездействующий городской морской вокзал. Как мне подсказали, здание было построено в конце 1980-х.


В Находке находятся два крупных судоремонтных завода: НСРЗ и Приморский завод. Тут видна стела близ въезда на второй из них. Оба завода являются практически ровесниками города – они были заложены в 1950-х. Некоторое время назад, как мне сообщили, Приморский завод продали некой московской компании.


Если не ошибаюсь, плавучий док НСРЗ.


На переднем плане фигурирует огромный корпус Находкинской жестяно-баночной фабрики (ЖБФ). Уже много десятков лет она производит тару для нужд рыбообрабатывающих предприятий.


Этот же корпус, только с другой стороны бухты. У самой фабрики стоит огромная рыбацкая плавбаза «Всеволод Сибирцев». Это настоящий плавучий завод, прямо в море производящий широкий ассортимент рыбных консервов и тому подобной продукции.


Скучное функционалистское здание городского автовокзала. Справедливости ради нужно отметить, что его хабаровский «коллега» ничуть не лучше.


Если бы не гористый рельеф, наверное, памятник «Скорбящая мать» было бы видно из всех точек Находки. Но и без того его можно наблюдать практически отовсюду в восточной части города и со многих мысов и высоток.


Этот очень выразительный монумент был открыт 9 июля 1979 года в память о двадцати четырех погибших моряках затонувшего 19 января 1965 года в Баренцевом море от оледенения среднего рыболовного траулера «Бокситогорск». Тогда удалось спастись лишь одному члену экипажа. Уже много лет 19 января является Днем памяти всех погибших моряков и рыбаков Находки. И вот уже более тридцати лет отлитая из бронзы и латуни женщина с ребенком всматривается за горизонт в ожидании близких, ушедших в море.


Вершины многих сопок облюбовали военные – они увенчаны огромными антеннами разнообразных комплексов связи, РЭБ, радаров.


Небольшой сквер чуть к югу от центра города. Вдали виднеется памятник павшим в годы Второй мировой войны.


Кто-то, может быть, поправит меня – скажет: «Великой Отечественной», но для Дальнего Востока война завершилась только в сентябре 1945-го – с падением Японии.


У подножья монумента горит Вечный огонь. Именно тут, у этого памятника, и проходят в Находке военные парады.


Камень дружбы – знак побратимских отношений между Находкой и японским городом Майдзуру. Он был привезен из страны Восходящего солнца и установлен 8 августа 1978 года, причем в его вырубке из скалы участвовал сам мэр Майдзуру. Города являются побратимами с 1961 года.
Зеленовато-бирюзовая площадка вокруг камня выполнена из любопытного чуть упругого материала, на ощупь напоминающего жесткую ворсистую ткань.


Еще одно свидетельство дружбы с Японией – сад камней, созданный специалистами города Цуруга в 1983 году в годовщину установления побратимских отношений между городами.


Стадион «Водник».


Создан он был в 1960-х годах, но сравнительно недавно его реконструировали и модернизировали – появилось даже поле с искусственным покрытием, что редкость для Дальнего Востока. В вечера проведения футбольных матчей крики болельщиков далеко разносятся над центральной частью города.


Дворец спорта «Приморец» в Южном микрорайоне. Строить его начали еще в 1985 году, да так и не закончили. С середины 1990-х сооружение перепрофилировали под торговый центр.


«Коробка» скромного школьного стадиона в глубине жилой застройки. На бортике написано «Растите сильными, ребята! Андрей Куликов». Насколько я понимаю, автор пожелания – один из находкинцев-чемпионов Приморья по рукопашному бою.

Санаторий «Жемчужина» близ мыса Астафьева.


Город достаточно зеленый, даже в центре.


Унылая кирпичная типовая пятиэтажка, вероятно, начала 1960 – таких в Находке немало.


Интересно выглядит опалубка стен. Не то дом просто так отштукатурен, не то построен не из кирпича или плит, а из неких блоков. Если так, то у него много родичей в КНДР. (Подсказывают, что это действительно крупноблочный дом). 


Обычный панельный дом постройки конца 1970-х. Типовой проект неплохо украсили мозаикой и несложными геометрическими элементами.


Обычный тихий и уютный дворик в центре Находки.


Панельная пятиэтажка 1980-х – декор тут заметно беднее, чем у ее старшей сестры, показанной парой снимков выше.


Разумеется, есть и более высокие здания советского периода – куда было деваться в Союзе от безликих девятиэтажек?  Впрочем, как мне подсказывают, в Находке той поры их можно было пересчитать по пальцам едва ли не одной руки.


Близ городской окраины – Нахимовская улица на горизонте вездесущее в Находке море.

Следующий альбом из этой серии, думаю, будет поинтереснее – его я посвящу новостройкам 1990–2000-х.
Tags: Дальний Восток, Находка
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments