dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Начало длинной прогулки, или из Мытищ к Трем вокзалам

Начало эпопеи здесь

22 Итак, вопреки планам первый день мартовской командировки в столицу завершился для меня в Мытищах. Соответственно утром следующего дня нужно было выбираться в центр Москвы. Хотя первое из нужных мероприятий начиналось не особенно рано, я предпочел ехать вместе с Володей – во-первых, так веселее, во-вторых, хотелось погулять по городу. Очаровательная супруга Володи отправилась на работу и того раньше.
Для тех, кто живет в Мытищах, а трудится в Москве, существует два основных способа достижения рабочего места. Первый подразумевает связку автобуса, маршрутки или машины «бомбилы» до станции метро «Медведково» на севере столицы, а затем путь на подземке, второй – электричка до Ярославского вокзала, а потом опять-таки метро. Разумеется, существуют варианты с иными станциями пересадки, но они менее распространены. Кроме того, можно отправиться в путь на личном автомобиле, но это решение для людей с ненормированным рабочим днем и приличным запасом времени на дорогу.
Электрифицированного общественного транспорта в Мытищах нет, по городу ходят полноразмерные муниципальные автобусы и маршрутки (чаще микроавтобусы вроде «Газелей» или пожилых «Мерседесов»). Автобусами обычно пользуются пенсионеры. Билет по городу в них и стоит 22 рубля (против 25 в маршрутке), но ходят они со всеми остановками и достаточно медленно. Проезд на рейсовом автобусе до Москвы (к упомянутому «Медведково»), разумеется, значительно дороже – кажется, около 50 рублей. «Бомбилы» в раздолбанных «Ладах» отвозят четырех пассажиров до метро, взяв с каждого по 70 целковых. Недостатка клиентов у них в утренние часы пик обычно нет – салоны стоящих в очереди машин заполняются за считанные минуты.
Однако путь в столицу по автомобильным дорогам сравнительно долог из-за огромных пробок, образующихся на выезде из Мытищ. Любое ДТП и вовсе делает время в пути величиной непредсказуемой.
В общем, мы с Володей выбрали второй вариант и доехали до мытищенского железнодорожного вокзала на маршрутке. Влезли в нее, надо сказать, с великим трудом. Свободных сидячих мест не имелось вовсе, но мы были рады ехать в узком проходе между креслами даже стоя, согнувшись из-за низкого потолка. В противном случае мы рисковали опоздать на нужный поезд.
На фотографии запечатлен вокзал Мытищ – главная для нас промежуточная веха. Таким станционное здание стало после реконструкции 2004 года, хотя в основе строения лежит каменный вокзал еще 1896 года. Для справки: железная дорога пришла сюда значительно раньше – в 1862 году.



23 На снимке можно видеть обычную электричку. На таких поездах до Ярославского вокзала можно добраться за 35 минут и 49,5 рублей. Есть, впрочем, и более быстрые электропоезда, следующие с минимумом остановок – от Мытищ путь займет немногим более двадцати минут. Однако ходят они только в часы пик, а вагоны обычно до отказа забиты пассажирами из более дальнего Подмосковья.



24 С 2004 года от Мытищ до Москвы ходит скоростной электропоезд «Спутник» – в нем куда свободнее, хотя не так давно маршрут практически всех его составов продлили до станции Пушкино, из-за чего Мытищи стали транзитным пунктом. Интервал движения варьируется от 15 минут до одного часа. Стоимость проезда в одну сторону, на мой взгляд, очень велика – в марте она составляла 80 рублей, но сейчас ее вроде бы подняли уже до сотни. Таким образом обычный коммютер вынужден в день тратить на дорогу до работы почти триста рублей (две поездки на автобусе по Мытищам до вокзала по 25 руб., две поездки на «Спутнике» до Ярославского вокзала по 100 руб., две поездки на метро где-то по 20 руб.)



25 Любопытно, что по времени в пути скоростной «Спутник» практически не имеет преимущества перед быстрой электричкой: в реальности вместо заявленных в расписании 18–19 минут он идет от Мытищ примерно 20–22 минуты.
В тех составах, что следуют от станции Пушкино, в Мытищах свободных сидячих мест в час пик практически нет. Билеты, разумеется, лучше приобретать заранее, хотя бы вечером предыдущего дня – иначе можно много простоять в очереди к вокзальной кассе.
«Спутник» использует несколько типов вагонов, но принципиальной разницы для пассажира между ними нет. Внутри, кстати, достаточно чисто и опрятно – приятнее, чем в обычной электричке.



26 Ярославский вокзал – детище прославленного архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Существующее здание было возведено в 1902–04 годах в весьма популярном при Николае II псевдорусском стиле. Конечно, сооружение неоднократно модернизировалось, главным образом за фасадом. Сейчас Ярославский вокзал лидирует в столице по объемам пассажирских перевозок.



27 По правую руку от вокзала пассажиров встречает каменный Ильич, с 1967 года выполняющий помимо постепенно утратившей значение культовой роли также функцию топографического ориентира при назначении встреч. Поза изваяния дала рождение фольклорной шутке, мол, Ленин у Ярославского пиджачком торгует.



28 На самом деле, конечно, пиджачками и прочими товарами торгуют в расположенном напротив универмаге «Московский». Несмотря на год строительства, 1983-й, последний, к счастью, не наделили унылым функционалистским обликом, и, на мой взгляд, облику площади достаточно современное здание совсем не вредит.



29 Общий вид Комсомольской площади при взгляде с востока. В быту ее часто называют площадью Трех вокзалов (как там было у Высоцкого: «Кончится коньяк, не пропадем – съездим к Трем вокзалам и возьмем!») Лет семь назад даже поговаривали об официальном переименовании, но все так и заглохло. Историческое же имя площади – Каланчевская; в XVII веке на этом месте стоял деревянный дворец царя Алексея Михайловича с вышкой (каланчой). Название сменилось в 1932 году в честь комсомольцев, участвующих в строительстве метрополитена, первая линия которого проходила как раз под этой площадью.
В кадре фигурирует пять доминант – слева направо это башенка Казанского вокзала, сталинская высотка у Красных ворот, современный офисный недоскреб, еще одно высотное сталинское здание – гостиница «Ленинградская», а также часовая башенка Ленинградского вокзала.



30 Ленинградский вокзал является старейшим из девяти москвских вокзалов, что совсем неудивительно – он связал город с тогдашней столицей империи. Здание было построено в 1844–1849 годах, причем является копией Московского вокзала в Петербурге – такой вот железнодорожный символизм. Впоследствии вокзал, разумеется, расширялся и достраивался, но с площади это не очень-то заметно.
Справа можно видеть наземный северный павильон метро. Он заметно моложе станции – был выстроен в 1952 году, когда подземный павильон 1930-х перестал справляться с людскими потоками.



31 С именем Ленинградского вокзала также связаны курьезы. Изначально он назвался Николаевским, с 1923-го по кровавый 1937-й он носил имя Октябрьского, затем стал Ленинградским. В наши дни предпринимаются попытки вернуть вокзалу первоначальное имя, в СМИ даже проскальзывали утки о свершившемся факте, тем не менее до сих пор сохраняется статус-кво.



32 Еще стоит отметить, что Ленинградский вокзал является единственным в столице, не входящим в ведение Московской железной дороги. Как и полтора века назад, он подчиняется Санкт-Петербургу – Октябрьской железной дороге.



33 Слева можно видеть второе по возрасту здание площади – Таможню. Оно было построено в 1850–1853 годах и обязано своим рождением железной дороге, ближе к которой решили перенести контору московской таможни с Пятницкой. Надо сказать, классический облик этого здания куда строже, чем у ровесника-вокзала…



34 Казанский вокзал на противоположной стороне площади является долгостроем. Первое его здание еще для Рязанской железной дороги было построено в 1862–64 годах, однако существующее начали возводить в 1913-м, а закончили перед самой Великой Отечественной войной – лишь в 1940 году. Массивное строение выдержано в псевдорусском стиле, к нему приложил свой талант известный архитектор Алексей Викторович Щусев.
Главная башня вокзала стилизована под дозорную башню кремля Казани, давно ставшую символом этого города.



35 Казанский вокзал с запада. Кстати, он тоже своего рода рекордсмен – он один из крупнейших в Европе. Таким образом ему наверняка не стыдно стоять рядом с двумя коллегами, один из которых является старейшим в Москве, а второй – самым загруженным в этом же городе.



36 Вид на Комсомольскую площадь с запада. Казанский вокзал тут практически не видно – он находится правее края кадра. В центре видно наблюдать памятник Павлу Петровичу Мельникову.



37 Монумент первому российскому министру путей сообщения и одному из главных инициаторов строительства железной дороги между Москвой и Сант-Петербургом был установлен в 2003 году.



38 Утром рабочего дня на площади было предсказуемо многолюдно.



39 Здание гостиницы «Ленинградской» является, пожалуй, самым скромным по габаритам среди семи известных сталинских высоток Москвы. Высота его со шпилем составляет только 136 метров. Построено здание было в 1949–1952 годах и, к счастью, до сих пор сохраняет за собой звание главной доминанты Комсомольской площади.



40 Западная часть площади ограничена виадуком железной дороги, по которому проходит перегон до Курского вокзала. К Каланчевской улице за ним выходит корпус (возможно, только административный) швейной фабрики «Большевичка».



41 Обычное скопище довольно-таки аккуратных киосков за виадуком. День, к слову, был холоднее, чем я ожидал в марте от Москвы. Вероятно, природа копила жару для аномального лета.



42 Каланчевская улица. Но дальше я пошел не по ней, а по проспекту Академика Сахарова.



43 Это сравнительно новая и короткая столичная транспортная магистраль, идущая параллельно Мясницкой. Свое нынешнее имя она получила в 1990 году в честь известного физика Андрея Дмитриевича Сахарова – одного из создателей отечественной водородной бомбы, позднее ставшего диссидентом.



44 На эту же улицу выходит своим северным фасадом гостиница «Ленинградская». Снять ее вблизи, разумеется, никакого объектива на хватит.
В середине 2000-х я даже подумывал там остановиться во время одной из командировок, но почему-то так и не созрел. Ныне же она, подозреваю, для меня дороговата – с прошлого года после реконструкции гостиница работает под торговой маркой Hilton.



45 Забавно, что стены иных зданий тут несут рудименты начала 1990-х – полустертые временем надписи «Обмен СКВ». Под аббревиатурой скрывается свободно конвертируемая валюта – для граждан позднего СССР и первых лет новой России престижный атрибут роскоши, дающей завидную финансовую стабильность в бурном море реформ и инфляции.



46 Совершенно не вписывающийся в архитектурное окружение новомодный офисный новострой.



47 Величественный комплекс зданий, протянувшийся вдоль всей северной стороны улицы Академика Сахарова, строили пять лет – с 1984 по 1989 год. К счастью, успели завершить работы до развала Союза. Кстати, в реализации проекта участвовали приглашенные специалисты прочих стран СЭВ (Совета экономической взаимопомощи, куда входили государства социалистического блока). Изначально предполагалось, что здания займут финансовые структуры – Внешэкономбанк СССР, Международный инвестиционный банк, а также Международный банк экономического сотрудничества. По стилю комплекс напоминает мне Дом правительства РФ, более известный как Белый дом.
Здесь я повернул на Сретенский бульвар и направился к недалекой Тургеневской площади. Однако об этом расскажу уже в следующей части альбома.
Tags: Москва, Россия, история
Subscribe

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments