Через неприметный проем в кирпичной стене, соединяющий два пятиэтажных «брежневских» жилых дома постройки 1960-х годов на углу улиц Ленина (дом №13, вероятно, 1967 года) и Комсомольской (№38 1963 года), можно не то чтобы попасть в прошлое, однако увидеть частички старого Хабаровска, каким он был до второй половины прошлого века.
Дом №7 по улице Истомина является памятником архитектуры. Построен он был около 1902 года Ф.Н. Намоконовым. Деревянное здание на кирпичном фундаменте изначально задумывалось как доходный дом на две семьи. В 1915 году оно было выкуплено П.К. Худяковым. В конце 1920-х годов тогдашняя владелица дома была выслана органами ОГПУ, а дом конфисковали в собственность горкомхоза. Вскоре после этого он был сдан М.А. Долговой, через некоторое время купившей его. В 1936 году ее вынудили продать дом государству, однако Милица Алексеевна продолжала занимать часть помещений, вероятно, на правах квартиросъемщицы. В начале 1990-х здание приватизировали жильцы. 14 ноября 1996 года случился пожар, повредивший восточную часть дома и крышу. Отсутствие наличников справа и практически полностью разрушенное крыльцо со стороны улицы – его последствия. С эстетической и исторической точек зрения тяжелее всего утрата великолепного богато украшенного резьбой мезонина, от которого не осталось и следа.
Кстати, по разнице в цвете ставней хорошо видно, что и в наше время в доме по-прежнему две квартиры.
Один из двух этажей занимала семья домовладельцев, второй сдавался под квартиры состоятельным горожанам. Затруднюсь, правда, назвать число наемных квартир, устроенных тогда в этом здании, но, полагаю, их было максимум три, а то и две – строение все же не слишком большое, а обеспеченные люди предпочитали простор и сто лет назад.
В 1929 году семья Душечкиных была лишена прав на имущества, и вся ее недвижимость перешла во владение госкомхоза. Дом и в наши дни используется как жилой.
В 1998 году дом Душечкиных был объявлен памятником архитектуры краевого значения. Часть декора, к сожалению, утрачена (возможно, от ветхости) и не восстанавливается.
Этот дом является памятником уже федерального значения. Построен он был не позднее 1898 года купца первой гильдии Василия Федоровича Плюснина – члена знаменитой на Дальнем Востоке купеческой династии. Таким образом здание является одним из старейших сохранившихся в городе.
В 1922 году дом был муниципализирован и передан в ведение губернского отдела народного образования. До 1950-х годов в здании размещалась 3-я городская школа им. Герцена, затем до 1970-х – детский дом №2, потом – краевая детская экскурсионно-туристическая станция. С 1977 года по начало 2000-е в доме Плюснина находился геологический музей. В детстве я пару раз туда ходил, больше всего запомнилось, как разглядывал в микроскоп частицы лунного грунта. Не так давно он был закрыт, а фонды его передали Краеведческому музею им. Гродекова.
В прошлом году здание было отреставрировано. Не знаю точно, что находится в нем сейчас, но подозреваю, что офисные помещения. Жаль, поленился сходить посмотреть табличку у входа.
Справа за деревьями чуть виднеется еще один дом Душечкиных, стоящий уже по улице Калинина (№27). Точнее, это доходный дом А.И. Душечкина постройки 1912 года. Я его как-то показывал со стороны парадного фасада, несущего среди прочего даже черты псевдоготики. Упоминаю это скорее для ориентира, чтобы показать, как невелика здесь глубина кварталов между параллельными улицами.
Не уверен, что здесь комфортно жить (хотя здание наверняка благоустроено), но сам дом весьма живописен, и мне будет очень жаль, если этот крошеный уголок дореволюционного Хабаровска сгинет под натиском безликого новостроя, как слишком многие до него.
Хабаровск, как прочие молодые дальневосточные административные центры, в пору своей молодости запечатлели последнее дыхание высокого искусства русского городского дома, где камень, кирпич и дерево сочетались с замечательным мастерством строителей.
Строго говоря, такие дома жалеть особенно нечего – лишь бы их месте не лепили многоэтажные безликие коробки в азиатском стиле, хотя на это-то как раз особых надежд нет. Однако, положа руку на сердце, должен признать, мне лично будет жаль и этот дом, так для меня он является частичкой детства. Совсем неподалеку я проводил большую часть летних каникул, а с мальчишками из этой деревяшки мы пару лет воевали двор на двор, вооружившись сделанными из полыни копьями, дротиками, хлыстами и гранатами из корневищ с заботливо сохраненными для пущего бризантного эффекта комьями земли.
Подобных домов здесь немало, в частности ими преимущественно и застроена проходящая рядом улица Хасанская.
Справа внизу, кстати, уже виднеется Амурский бульвар, а вдали можно различить даже главный корпус окружного военного госпиталя в начале улицы Серышева.
Journal information