?

Log in

No account? Create an account
Старый город Юности - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Старый город Юности [Oct. 30th, 2010|07:04 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Странно использовать прилагательное «старый» в отношении города, появившегося только в 1932 году. Особенно если вспомнить, что совсем недавно я рассказывал о Новом городе Эдинбурга, который строили в середине XVIII столетия. Впрочем, возраст – категория вполне относительная, поэтому сочту для себя возможным назвать нижний архитектурный пласт Комсомольска-на-Амуре старым.
Строго говоря, можно выделить и «доисторический» этап, предшествующий основанию города и относящийся к периоду существования села Пермское, которое лишь немногим моложе Хабаровска – оно было основано в 1860 году.
Впрочем, обо всем по порядку. В качестве источника на этот раз использую замечательный альбом «Объекты культурного наследия Хабаровского края».

1 Село Пермское, церковь имени св. Ильи пророка, построенная в 1909 году (не сохранилась). Фото 1932 года.



В третьей четверти XIX века село Пермское являлось элементом системы постов, расположенных вдоль Амура от Хабаровки до Тихого океана. Еще в 1857 году специальная комиссия под руководством топографа Будогосского, которой было поручено выработать план создания на Амуре русских сел, обратила внимание на записки русского ученого К.И. Максимовича о возможности строительства поселения в районе нанайского стойбища Мылки. Преимущество этого места Будогосский описал так: «Здесь скаты нагорного берега пологи, грунт земли – чернозем, ближайшие места поросли дровяным лесом, более легким к вырубке. Строевой лес, хотя и в шести верстах, но зато на противоположном берегу реки, текущей одним руслом, множество строевого леса – берег здесь приглубый, суда могут к нему пришвартоваться». План был одобрен генерал-губернатором Восточной Сибири графом Н.Н. Муравьевым-Амурским, и весной 1860 года первый военный губернатор Приморской области П.В.Казакевич отправил группу солдат 13-го линейного батальона под руководством подполковника Я.В. Дьяченко (непосредственного основателя Хабаровска) вверх по Амуру и приказал рубить лес и ставить первые срубы для будущего села. Первая группа переселенцев из Пермской губернии прибыла на место 18 августа 1860 года, и это время принято считать датой основанием села.
Планировка села представляла собой цепочку одноэтажных деревянных жилых домов вдоль единственной дороги от Орлотовского (Большого Силинского) озера до озера Мылки. У самого берега находились ледники, за домами огороды, а дальше – тайга.
Улица села Пермского замыкалась с одной стороны сопкой с кладбищем (Аварийной горкой), с другой стороны – площадью перед деревянной церковью Святого пророка Ильи, построенной в 1909 году. Высокий и живописный объем церкви определял силуэт и панораму села, которая в основной своей массе состояла из одноэтажной однотипной усадебной деревянной застройки. Село постепенно развивалось и к началу 1930-х насчитывало 49 дворов и более 300 жителей. Зданий, построенных до 1932 года, не сохранилось.



2 Поселок Дземги (Ленинский район), дом коммуны, построенный в 1935 году (не сохранился).


В начале 1930-х годов особое внимание правительства СССР было обращено на обороноспособность страны, в том числе Дальнего Востока. Захват Японией Маньчжурии заставил подумать о строительстве базы оборонной промышленности подальше от границы. Село Пермское было выбрано по двум причинам. Во-первых, оно находилось на расстоянии 400 километров от границы с Китаем (максимально возможная дальность полета японских самолетов того времени). Во-вторых, еще в 1910 г. инженером О.П. Вяземским был выполнен так называемый Николаевский проект, предусматривающий строительство стратегической железной дороги от станции Уруша до Императорской Гавани (Советская Гавань) через село Пермское-на-Амуре. И уже в январе 1932 года принимается решение о строительстве соответствующей железнодорожной ветки (на первом этапе только до Пермского).
По приказу наркомата тяжелой промышленности в село направился экспедиционный отряд «Дальпромстроя» в количестве 30 человек с целью подготовки жилья для будущих строителей. Их силами было построено несколько бараков и пекарня.



3 Улица Красноармейская, дом норвежского типа. Фото 1956 года.


В марте того же года была объявлена мобилизацию для строительства будущего города. 10 мая к селу Пермскому на пароходах «Колумб» и «Коминтерн» прибыли около 900 первых строителей. К месту будущего авиационного завода, к нанайскому стойбищу Дземги на пароходе «Капитан Карпенко» прибыли 147 человек.
Однако к приезду строителей жилье подготовлено не было. Начинать строительство пришлось с практически нуля, на голом месте. Имеющиеся в наличии 49 крестьянских домов села Пермского могли принять лишь незначительную часть приехавших людей, поэтому в первый же день началось сооружение временного жилья. Ими стали землянки, брезентовые палатки, плетенные из кустарника бараки, шалаши (их можно видеть на картинах дальневосточных художников той эпохи). Дорог не было, постройка шалашей производилась путем подноски всего материала с реки и из леса вручную.



4 Здание первого драмтеатра 1934 года постройки (не сохранилось).


Строительство города начиналось с возведения двух заводов, которые носили в разное время разные названия, для простоты их можно именовать просто судостроительным и авиационным. Их площадки разделяло около 12 километров грунтовой дороги (после переноса места строительства авиазавода вглубь от Амура после затопления первоначального).



5 Поселок Дземги, еще один дом коммуны 1935 года (не сохранился).


Весь начальный период стройки был периодом сплошного штурма. Показателями считались объемы промышленного строительства, и на него были брошены все силы и средства. Первые строители города стали жертвами, заложниками сталинского плана индустриализации страны. Их тяжкий труд в сложнейших условиях считался нормальным явлением. Появление шалашей, палаток, землянок свидетельствует о серьезных недостатках подготовки к строительству заводов.
Крайне неудовлетворительно обстояло дело с кадрами. В село Пермское прибывали неквалифицированные рабочие: требовалось 520 землекопов, а приехали – только пять, в три раза меньше требуемых плотников, в два раза меньше каменщиков, не хватало инструментов, оборудования, техники и самых необходимых вещей для обмундирования. При строительных площадках заводов стихийно возникали неблагоустроенные рабочие поселки. Несмотря на это, за первые пять месяцев было построено 59 утепленных бараков, 159 шалашей, лесозавод, механический комбинат, временная электростанция, склады, овощехранилище, больница и поликлиника.



6 Поселок Аварийный. Один из первых двухэтажных домов постройки 1934 года.


К концу 1933 года Комсомольск-на-Амуре представлял собой отдельные поселки, островки из саманных бараков, шалашей, разбросанных в сильно поредевшей заболоченной тайге. Поселки соединялись пешеходными тропками и грунтовыми дорогами. Людская молва дала им характерное название «Каттельград» (или «Шалаши Ильича») по имени первого директора «Дальпромстроя» Ильи Каттеля, инициировавшего возведение «времянок». Но даже такого жилья катастрофически не хватало, его некому было строить, все силы были брошены на возведение заводов. Новых строителей пригласить было нельзя, потому что их некуда было селить.
В 1934 году возле строящихся доков судостроительного завода на берегу Амура возник поселок Аварийный, состоящий из трех десятков каменных и деревянных коттеджей и деревянных домов на 12 квартир. В том же году был закончен барачный поселок Комсомольский, рядом с ним был построен поселок Пожарный. К 1935 году стали возникать на берегу реки и в других местах новые поселки – ИТРовский, Коттеджный, Коммунстрой, Барачный, Копай-город, отдельные постройки частного сектора… Были введены в строй клуб «Ударник», баня, больница.



7 Поселок Дземги, дом коммуны 1935 года (не сохранился).


Первая жилая застройка, которая осуществлялась по специально разработанным проектам Ленинградского института, в капитальных конструкциях появилась в Левосилинском районе на Дземгах. Жилищное строительство авиационного завода осуществлялось по проектам «Гипрогор», который предоставил определенный план застройки поселка. Завод был засекречен и находился на самостоятельном от города положении: собственная строительная и проектная организация, никаких временных шалашей и палаток, плановое комплексное строительство (соотношение деревянных и каменных домов было в пользу каменных), удовлетворительное материально-техническое обеспечение.
Иначе обстояло дело в других районах города. Еще в 1933 году управление строительства отказалось от дальнейшего возведения временного жилья (шалашей и палаток) и решительно высказалось за форсирование работ по строительству двухэтажных деревянных домов. В первую очередь намечалось построить 15 домов, и заселить их прибывающими кадрами. Приступая к застройке, несмотря на острый дефицит леса, управление «Дальпромстроя» решило применить новый тип здания – брусчатый барак, рассчитанный на максимальную экономию рабочей силы и не особенно квалифицированных плотников. Для этих домов на лесозаводе изготавливались основные конструкции и детали, а сборка производилась на месте. Это объясняется не только дефицитом плотников в Комсомольске-на-Амуре, но и взятым курсом на стандартизацию В 1934 году были произведены первые работы по благоустройству, в частности сооружали соединяющие здания деревянные тротуары, самый широкий из которых проходил по улице Кирова.



8 Ленинский район, улица Калинина. Дома «хетагуровок», построенные в 1930–40-х годах (не сохранились). Снимок 1957 года.


Жилищная проблема города во многом была разрешена за счет индивидуального строительства. С 1937 по 1941 год возникли такие крупные районы усадебной застройки, как поселки Мылки, 4-й Силинский, Амурсталевский и Майский. Недалеко от авиастроительного завода вырос поселок промпереселенцев, который сейчас носит название Победа.



9 Здание железнодорожного вокзала 1937 года (не сохранилось).


Город постепенно рос, покрывался сетью дорог как грунтовых, так и узкоколейных железнодорожных, отводились новые площадки для крупных промышленных предприятий. Силами заключенных ГУЛАГа началось строительство железной дороги на Хабаровск. В 1935 году состоялась закладка первенца дальневосточной металлургии – завода «Амурсталь». Пять лет велись работы на площадке, но к началу войны был построен только каркас мартеновского цеха. Все остальные работы, вплоть до первой плавки, были выполнены за семь месяцев военного времени.
Население города росло с каждым годом. В 1932 году оно насчитывало шесть тысяч человек, а за следующие пять лет выросло в десять раз. Формирование трудовых ресурсов для Комсомольска-на-Амуре шло несколькими путями. Основными категориями строителей были комсомольцы первого (1932 г.) и второго (1934 г.) призывов, вербованные, промпереселенцы, девушки-хетагуровки (откликнувшиеся на статью-призыв Валентины Хетагуровой «Приезжайте к нам на Дальний Восток», опубликованную в газете «Комсомольская правда» 8 февраля 1937 года), солдаты Особого строительного корпуса и заключенные.
Город остро нуждался в проекте планировки, так как при отсутствии генерального плана застраивался поселками по проектам различных организаций. У Комсомольска не была четко установлена граница, строительным организациям приблизительно, на натуре указывались территории для застройки. Первый генеральный план был выполнен ленинградским отделением «Горстройпроекта» и утвержден только 13 февраля 1939 года. Он стал основой для создания первого на Дальнем Востоке, как тогда представлялось, образцового города социалистического будущего.



10 Здание Дома культуры судостроительного завода постройки 1939–1944 годов (в 1975 году была проведена капитальная реконструкция). Фотография 1947 года.


В конце 1930-х годов развернулось масштабное строительство каменных и деревянных зданий. Первыми каменными зданиями стали школа им. С. Орджоникидзе (пединститут), индустриальный техникум, два детских сада-ясли, баня и жилые дома по улице Кирова (дома №31 и №49), на проспекте Сталина (ныне пр. Мира, №18 и №20). Особенно интенсивно застраивались деревянными домами кварталы между улицами Кирова, проспектом Сталина, Красногвардейской и Краснофлотской улицами. Преобладание деревянного строительства (соотношение деревянных домов к каменным составляло 65:35) осуществлялось вопреки постановлению СНК 1934 года о запрещении строительства деревянных домов в городах. Деревянные здания среди прочего возводились по проектам так называемого дома норвежского типа.
Застройка кварталов начиналась с возведения кирпичных зданий по углам как вех будущих улиц, а внутреннее пространство застраивалось деревянными домами. Тип деревянного 2-этажного жилого дома, имевший широкое применение, вскоре перестал оправдывать себя. Лишенный минимальных удобств, он устраивал лишь в начальный период строительства, чтобы удовлетворить элементарные потребности быстро растущего числа работающих.



11 Площадь имени Кирова. Кинотеатр «Комсомолец» 1947 года. Фото 1949 года.


Город был невероятно разбросан – его кварталы были разделены между собой островками тайги и отстояли далеко друг от друга. Вкривь и вкось расходились не мощеные улицы. Первая улица города, названная в честь С.М. Кирова, проходила через первую площадь города, которая раньше называлась Круглой. В 1948 году, когда на ней установили скульптуру С.М. Кирова, площадь, как и улица, стала носить его имя. Аллея Труда, пересекающая площадь Кирова, до войны обрывалась у Политехнического техникума. Дальше, до самого поселка Мылки, была непроходимая тайга. В городе еще не было единого архитектурного ансамбля, не было четко выраженного центра. Это происходило в большинстве случаев потому, что застройку вели разные ведомства с различными финансовыми возможностями.



12 Улица им. бригадира Щеглова, квартал №15, построенный в 1948 году.


В поселке Дземги застройка велась более упорядоченно и большей частью кирпичными домами. Был построен комплекс административных зданий авиационного завода, застраивались Центральный проспект, улица Советская, был построен самый большой в городе стадион и разбит парк авиастроителей. Активно застраивался индивидуальными домами поселок Победа.
В течение пяти лет связь между Дземгами и селом Пермским осуществлялась по двум тропкам вдоль берега Амура и тропой через реку Силинку. В 1937 году была построена самая длинная улица города – Комсомольское шоссе, соединившая две строительные площадки, которые назывались «Город» и «Дземги», а сейчас Центральный и Ленинский округа.



13 Площадь Ленина, на заднем плане можно видеть дом, являющийся своеобразной визитной карточкой Комсомольска. Он был построен в 1956 году.


Великая Отечественная война приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Все силы строительных организаций были брошены на завершение строительства промышленных предприятий: завода Амурсталь, аккумуляторного завода и нефтезавода.



14 Проспект Сталина, жилой дом №12 1952-года. Фотография 1958 года.


В послевоенный период в результате резкого отставания жилищного и культурно-бытового строительства создалось тяжелое положение с жильем для рабочих, служащих и инженерно-технических работников. В среднем на одного жителя города приходилось 2,9 квадратных метра жилой площади. Общий жилой фонд Комсомольска-на-Амуре составлял 355 тыс. кв. м, в том числе 270 тыс. – во временном жилье барачного типа постройки 1934–1940 гг.



15 Панорама центральной части города в 1952 году.


Конец 1940-х годов характеризуется активизацией кирпичного строительства, как малоэтажного так и 4–5-этажного. Было закончено строительство Дома Советов на Аллее Труда, кинотеатра «Комсомолец», Дворца культуры судостроительного завода жилых домов, школы и гостиницы на проспекте Мира, Дома Красной армии.



16 Проспект Сталина, строительство жилого дома № 30. Фото 1954 года.


Если за первые 13 лет в городе было построено 18 кирпичных жилых домов, три кирпичные школы, четыре детских сада, баня, фабрика-кухня и много деревянных домов, то за один год (1948–1949 гг.) было построено 67 каменных домов (2–3-этажных) и 206 индивидуальных.



17 Проспект Сталина, дом № 43 постройки 1955 года.


В 1948 году население города насчитывало 130 тыс. жителей. Центр города переместился от низеньких бараков Комсомольского поселка и Брусчатки к благоустроенным улицам Пионерской, Аллеи Труда. Интенсивно велось индивидуальное строительство. Однако все еще ощущалась неорганизованность и разбросанность застройки, строилось много деревянных домов.



18 Центральный парк, вход с Аллеи Труда. Был построен в 1947 году. На дальнем плане – перспектива улицы Пионерской. Снимок 1957 года.


Первые годы существования города отсутствие парков не ощущалось – их с успехом заменяла тайга. Однако уже во второй половине 1930-х годов она была вырублена на расстоянии 4–5 километров от городской черты. Первый парк был создан летом 1935 года – сад «Ударник», но существенно расширили его только в 1948 году.



19 Парк «Строитель». Главный вход в парк с улицы Красногвардейской, построенный в 1950 году. Фото 1958 года.



20 Центральный парк в 1956 году.


С середины 1950-х строительство велось на главных магистралях города – проспекте Сталина и Ленина целыми кварталами. Все усилия в это время направлялись на ограничение необоснованного расширения города, застраивались главные улицы и площади. Проспект Ленина был мощен булыжниками. В сравнительно короткое время возвели основное количество интересных с архитектурно-художественной и градостроительной точки зрения зданий и кварталов. Основная масса проектов жилых домов города выполнялась архитекторами ленинградского отделения «Горстройпроекта», но все они строились с отклонением от проекта: на месте корректировались планировка квартир и отдельные фрагменты фасадов.



21 Проспект имени Сталина в 1955 году.


С 1960-х усилия и средства были направлены на скорейшее решение главной проблемы – индустриализации строительства. Под новую застройку в Центральном и Ленинском районах сносили деревянные здания (от строений «героического периода» 1932–1934 годов не осталось ровным счетом ничего, кроме фотографий), застраивали еще не освоенные территории. Застройка данного периода характеризовалась низким уровнем интенсивности освоения территории вследствие сниженной плотности застройки, низким уровнем благоустройства, однообразием, отсутствием цвета и пластики в архитектуре. Можно констатировать, что именно с 1960-х годов, отмеченных появлением типовых пятиэтажных силикатных и панельных жилых домов, так называемых хрущевок, началась архитектурно-строительная деградация центра Комсомольска-на-Амуре.



22 Красногвардейская улица в 1958 году.


Для облика юных городов, практически не имеющих воплощенной в архитектуре более или менее продолжительной истории, безликость и однотипность застройки буквально смерти подобна. Зрительно Комсомольск-на-Амуре спасают именно ансамбли постройки 1940–1950-х годов, фасады которых, к счастью, с середины прошлого десятилетия начали системно приводить в порядок.
Впрочем, тема нынешнего города Юности мною уже освещалась (основной обзор 2005 года, краткий обзор 2008 года), а здесь слишком далеко вышла бы за намеченные в начале хронологические и тематические рамки.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: zchtec
2010-10-30 09:22 am (UTC)
Ура, про соседние города! Спасибо, интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-10-30 09:38 am (UTC)
Прямо-таки ура? Надоел Хабаровск? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dqz
2010-10-30 10:42 am (UTC)
Класс!
Был в Комсомольске в 88-м.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-10-30 12:43 pm (UTC)
Я первый раз там оказался в 92-м. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: subsc
2010-10-30 10:58 am (UTC)
Спасибо! Я из Комсомольска. Одно время очень увлекалась историей города. Прочитала с огромным удовольствием...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-10-30 12:43 pm (UTC)
Рад, что вам понравилось. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennism
2010-10-30 11:26 am (UTC)
Спасибо! Очень интересные исторические фотографии. А продолжение будет? :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-10-30 12:42 pm (UTC)
Продолжение? Едва ли. Мне самому кажется, что тема раскрыта. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: svinchukov
2010-10-30 12:08 pm (UTC)
Класс!

Только вчера там был - в Комсомольске.

Дома до сих пор стоя, а вот остальное и атрибутика в сомнении.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-10-30 12:44 pm (UTC)
Дома стоят в основном построенные уже после войны. Впрочем, что им сделается? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: periskop
2010-10-30 03:19 pm (UTC)
Отлично! Шикарная подборка. А ж/д вкз. 1937 года можно было б и в transsib_ru показать :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-10-30 11:03 pm (UTC)
Кстати, мысль. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fesma94
2010-10-30 05:29 pm (UTC)
Отлично! Был в Комсомольске в 1985,на соревнованиях.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-10-30 11:04 pm (UTC)
Думаю, после 85-го не так уж много нового построили...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igorek_boss
2010-10-31 01:47 am (UTC)
А где можно достать этот замечательный альбом?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-10-31 06:01 am (UTC)
Сам бы такой себе хотел в библиотеку. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: che_burashka
2010-10-31 06:45 am (UTC)
"Первые строители города стали жертвами, заложниками сталинского плана индустриализации страны. Их тяжкий труд в сложнейших условиях считался нормальным явлением. Появление шалашей, палаток, землянок свидетельствует о серьезных недостатках подготовки к строительству заводов".

и в этом же абзаце автор практически противоречит сам себе - своему тезису про заложников

"Несмотря на это, за первые пять месяцев было построено 59 утепленных бараков, 159 шалашей, лесозавод, механический комбинат, временная электростанция, склады, овощехранилище, больница и поликлиника".

Затем весь следующий пост автор рассказывает о том, как развивался и строился город. При этом периодически отпускает замечания, как все было плохо и не правильно. И тем не менее, в конце признает, что архитектурный облик города сложился в сталинское время, а после он начал деградировать.
Как же все-таки людям мозги засрали.
Надо обязательно упомянуть про ужасы сталинизма, даже если этому противоречит картинка перед глазами,
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-10-31 07:04 am (UTC)
Никаких противоречий. Просто темпы жилищного строительства резко отставали от потребностей собственно строителей. В хрущевское время и последующие годы, заметно проиграв во внешнем облике города, по крайней мере смогли расселить значительную часть неблагоустроенных бараков. Тут приходилось выбирать: или красота, или рост темпов сдачи новых квартир. Во всем были свои преимущества и недостатки.

Что же касается горячих почитателей сталинской эпохи, то ме очень жаль, что нет машины времени, чтобы они смогли на собственной шкуре вкусить все прелести того времени и милости великого вождя. Как вариант можно попытаться переехать на ПМЖ в КНДР. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: hiker1
2010-10-31 10:45 am (UTC)
Комсомольск - один из лучших кандидатов на звание города-музея советской эпохи, имхо. После развала союза в нем почти ничего нового не строилось. Облик города на редкость аутентичный. Больше таких в РФ не припомню...
В остальных городах такого плана везде уже стеклянными торговыми центрами и новостройками облик попортили.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-10-31 10:57 am (UTC)
Согласен, кандидат на эту роль он отличный. Там разве что конструктивизма вроде бы ничего нет (хотя изначально в этом стиле кое-что строили, скажем, первый драмтеатр). А вот нынешнюю эпоху дальше торговых павильонов размах строителей не ушел. Так что и в самом деле город-музей советской архитектуре в чистом виде, ведь и более раннего пласта тоже нет.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
komcomolchanka - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: b_o_t_a_n_i_k
2010-11-01 12:34 am (UTC)
Превосходно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Спасибо огромное!
Теперь бы ещё в сравнении с современным состоянием.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-01 12:44 am (UTC)
Чтобы грамотно, не по-дилетантски, сравнивать с современным состоянием нужно хорошо знать сам город. Я этим похвастать не могу. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mercator
2010-11-01 01:05 am (UTC)
Спасибо! Город моего детства.
А ещё на Дзёмгах есть дом (в народе "один-сто") - вроде как первый стоквартирный дом в городе...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-01 01:57 am (UTC)
Могу только поверить вам на слово. :) Мне Дземги больше всего запомнились барражирующими в небе даже в выходной день испытываемыми заводом "сушками".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: koroleva_annna
2010-11-01 01:34 am (UTC)
спасибо, за мечательная статья)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-01 01:47 am (UTC)
И вам спасибо за ваш отзыв! :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
From: sergelin
2010-11-01 06:58 am (UTC)
А кто опознал улицы на панораме на снимке 15?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-01 07:00 am (UTC)
Я уж точно не опознал. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmitrykogan
2010-11-01 09:10 am (UTC)
Какие к лешему комсомольцы? Город целиком был построен рабским трудом заключенных - людей, ни за что посаженных в ГУЛАГ - и на их костях.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-02 03:25 am (UTC)
И все-таки не целиком, о чем говорят и документы, и воспоминания тех, кто приехал туда в первые годы. Хотя роль труда заключенных, вне сомнений, была очень велика - куда важнее вклада комсомольцев, в честь которых был назван город.
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>