?

Log in

No account? Create an account
Затравочная прогулка по базе КАФ - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Затравочная прогулка по базе КАФ [Nov. 6th, 2010|12:36 pm]
dkphoto
[Tags|, , , ]

1 …правильнее сказать, по бывшей базе КАФ, ибо сама Краснознаменная амурская флотилия, начало которой было положено еще в 1908 году, несколько месяцев не дожила до своего девяностолетия (если отбросить те периоды, когда часть расформировывалась, чтобы вновь быть воссозданной).
На снимке можно видеть ядро сил дивизиона пограничных кораблей в обширной гавани между правым берегом Амура и островом Заячьим (его также называют полуостровом из-за насыпной дамбы). Подробный рассказ об истории флотилии и о боевых судах я оставлю на долю будущей прогулки, так как вчера и погода не слишком располагала к фотосъемке, и экипировку я продумал слишком слабо, и времени оказалось маловато. Таким образом, этот альбом, как я сразу и указал в его названии, будет затравочным.



2 С удивлением увидел в гавани ахаичного вида колесный пароход. Вроде бы до конца прошлого века такие дожили в Осиповском затоне в количестве трех единиц (после чего два из них порезали на металл), но я ни разу их еще не видел. Впрочем, слово «дожили» не вполне корректно – как можно видеть, этот пароход наполовину затоплен. Над поверхностью воды находятся только надстройка с рубкой и дымовой трубой, а также едва намечены обводы носа и кормы судна.



3 Похоже, что это «Кемь» (существуют и другие версии), спущенная на воду в 1930-х годах заводом в поселке Кокуй на Шилке. Коль это так, пароход успел даже повоевать – с него высаживались десанты в Сунгарийской операции летом 1945 года. 
За вырезами в надстройке слева внизу явно скрывается гребное колесо. Стоит отметить, что колесные пароходы в СССР перестали строить только в 1950-х, дольше всех, правда, продержались не пассажирские и грузовые суда, а буксиры (они имели преимущество перед традиционными винтовыми судам при трогании с места и работе на мелководье).



4 Насколько я понял, этот пароход был затерт льдами и затонул в этом затоне в самом конце 1990-х (по крайней мере в середине того деятилетия он еще находился на ходу). Вспомнили о нем в 2008 года, когда увидели капитанскую рубку и трубу, показавщиеся на поверхности во время особенно низкого уровня воды. Предполагалось даже частично восстановить раритет и установить его у городской набережной. Судя по всему, финансирование на эти цели так и не нашли. Чертовски жаль...
Кстати, говорят, чуть в стороне на дне лежит еще один пароход, но в куда худшем состоянии – тот затонул еще в советское время.



5 Огромные, зияющие черными пастями ангары слева предназначались для стоянки судов на воздушной подушки (в частности для «Мурен»), откуда те спускались на воду своим ходом. Впрочем, как мне рассказывали, на практике «Мурены» обычно почему-то стояли под открытым небом, а ангары пустовали.



6 Суда, неспособные передвигаться по суше, поднимали из воды по этим рельсам-слипам при помощи специльных лебедок. Кран же вроде бы служил для разгрузки железнодорожных платформ – на остров заведена специальная ветка.


7 Первый этаж совершенно разоренного здания гидрографической части. Раньше именно ее личный состав занимался разметкой фарватеров на Амуре, установкой гидрографических знаков, предупреждающих о мелях и т.д. Сейчас здание потихоньку разбирают, утаскивая кирпичи, а то и целые плиты. Кто этим занимается – местные жители или же не в меру предприимчивые коммерсанты – сказать сложно.



8 Административный корпус судоремонтного завода №179. Сам завод, насколько мне рассказывали, если ремонтом кораблей сейчас и занимается, то на ничтожную часть своей мощности. По большей же части предприятие простаивает. Впрочем, на его территории производят примитивную мебель, что-то еще. В целом же на территории предприятия царит слабо прикрытая разруха.
На переднем плане можно видеть крутую лестницу, ведущую к заводу с возвышенности, на которой стоит вся северная часть города. В местном фольклоре эта лестница известна как потемкинская.



9 Неприметный вход в бомбоубежище в склоне холма близ главных ворот завода.



10 Подземные переходы и залы тянутся очень далеко, причем в нескольких уровнях. Даже прямой удар внешней вспышки полной мощностью вырвал из тьмы новые и новые дверные проемы, теряющиеся вдали в кромешном мраке. Нижние этажи затоплены, полы завалены мусором. Далеко от входа я уходить не стал.



11 На расстоянии сотни метров от верхней площадки «потемкинской» лестницы стоят два памятника. Этот посвящен павшим в Великой Отечественной войне работника судоремонтного завода, призванных в армию и погибших далеко от Дальнего Востока.



12 А это свидетель более ранних событий – Гражданской войны. Могила (или кенотаф?) революционера Стефана Сусс-Андриевского (1892–1919), согласно надписи, зверски замученного белогвардейцами и интервентами. Про него я ничего не знаю.



13 Так сейчас выглядит то, что некогда являлось воротами парка ДОФ (дома офицеров флота) – забор давно растащили на металл. Вообще-то до судоремонтного завода отсюда буквально рукой подать, но из-за неважного состояния дорог я предпочел сделать изрядный крюк через улицу Руднева.
В старом здании на заднем плане располагается детско-юношеская спортивная школа «Самбо-90». Раньше там была средняя школа, еще раньше вроде бы находилась гражданская поликлиника. Первый этаж здания явно был построен еще до революции, а второй надстроили, как мне кажется, где-то во второй половине 1930-х.
На площадке перед школой еще на закате советской эпохи стояли разнообразные аттракционы, включая карусели.



14 Моряки-амурцы считались в прежние годы завидной партией, и у многих молодых хабаровчанок пользовалась популярностью эта крытая танцплощадка, давно уже пребывающая в состоянии разрухи.



15 Нет, это не пулеметные амбразуры. К танцплощадке пристроена будка киномеханика, и помещение использовалось также как летний кинотеатр. Сейчас же оно привлекает разве что молодежь, предпочитающую шуметь подальше от дома, да любителей городских игр вроде «Энкаунтера».



16 Жилой дом командующего базой. В частности, в нем проживал флагман I ранга Иван Николаевич Кадацкий-Руднев, командовавший флотилией в 1933–1937 годах. Как нетрудно догадаться из последних цифр, был репрессирован и расстрелян. Реабилитирован посмертно.
Стоит отметить, что командующий флотилией – должность очень высокая, близкая по значению к командующему военным округом, так что дом занимался высшим офицером КАФ полностью, с семьей и соответствующей рангу прислугой.
Уже в более поздние времена здание занимал роддом №3, недавно ставший филиалом городского роддома №1. Некоторое время он стоял законсервированным, но в связи с капитальным ремонтом «единички» филиал временно ввели в строй. Недавно ремонт завершился, и, видимо, медучреждение тут вновь закрывается.
Кстати, тут к нам с уважаемым drtr0jan (который, кстати, и устроил эту экскурсию по базе, за что ему огромное краеведческое и просто человеческое спасибо) прицепились фигурирующие на снимке ухари, таскающие что-то из здания в автофургон. Мол, это федеральный объект, снимать его запрещено, вроде бы даже камеру угрожали отнять. Ясно дело, что это были обычные моськи, ходячие синдромы вахтера, пытающиеся изобразить из себя влиятельных особ, от воли которых может зависеть жизнь и смерть сограждан.



17 Вообще архитектурно западная часть улицы Ильича ничуть не менее интересна, чем восточная, которую я уже показывал в альбоме, посвященному прогулкам в кварталах, прилегающих в базе КАФ.
На снимке фигурирует гинекологическое отделение роддома. 



18 Удивило состояние деревянных бараков постройки, скорее всего 1930-х годов. Они, в отличие от своих однотипных собратьев из других уголков города (да той же базы КАФ, только иных кварталов), до сих пор выглядят вполне молодцевато, даже кронштейны козырьков у них шикарные – кованные.
Впрочем, жить в таких домах все равно не слишком приятно, несмотря на то, что они благоустроены (вроде бы есть даже горячая вода) – сырость никуда не девается. Примечательно, что в территории городка существуют даже капитальные трехэтажные кирпичные здания постройки начала XX века, в которые за целое столетие не провели даже банальную канализацию.



19 А в этом доме, стоящем в другой части района, проживал тот самый Николай Гаврилович Хорошев, что возглавлял оборону железнодорожного вокзала Хабаровска от японцев 5 апреля 1920 года. Он пал в том бою со всем своим взводом, но дал возможность вывезти со станции вагоны с боеприпасами на левый берег Амура. Кстати, одно время около первого каменного здания вокзала стоял небольшой монумент в память о том сражении. При строительстве второго здания в 1960-х невысокий памятник заменили табличкой, висевшей справа от главного входа, а в ходе полной реконструкции 2000-х годов исчезла и она (подсказывают, что табличка появилась на новом здании со стороны перрона в ноябре 2008 года, но я еще хочу это проверить).
Кстати, до 1998 года в запечатленном на фотографии здании находилось управление тыла флотилии. В настоящее время здесь располагается общежитие военнослужащих-пограничников части 2492 – по сути дивизиона пограничных кораблей. Номинально упомянутая часть расквартирована в селе Казакевичево прямо напротив китайской территории, однако в последние годы явно наметился перевод оттуда всего, что только можно, в Хабаровск.



20 Еще одно интересное дореволюционное здание, возможно, из числа наиболее старых – камбуз флотилии. Состояние его, увы, оставляет желать лучшего.

На этом завершаю рассказ о вчерашней прогулке по территории базы КАФ в северной части города. Я показал лишь часть уведенных и снятых мною объектов, но обстоятельное повествование, как уже было сказано выше, последует позднее, так как не все было исследовано в свете упомянутых негативных факторов. Кстати, хмурое пасмурное небо к числу таковых можно отнести лишь отчасти – оно стало подходящим настроенческим фоном к прогулке по руинам некогда обширной базы грозной Краснознаменной амурской флотилии.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: svinchukov
2010-11-06 05:21 am (UTC)
Да, интересно. А теперь дислокация флотилии сменилась?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: drtr0jan
2010-11-06 05:28 am (UTC)
Нет больше флотилии. Расформирована в 1998ом году.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: dv_dyos
2010-11-06 05:49 am (UTC)
Спасибо за сюжет и упоминание Энкаунтера :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: cheburger
2010-11-06 08:44 am (UTC)
Только коды там сплошь дозорные :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: v_pychick
2010-11-06 06:05 am (UTC)
Печально.
Впрочем, спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-06 10:10 am (UTC)
Рад, если эти зарисовки показались небезынтересными. Значит, не зря я вчера новые ботинки царапал и сегодня полдня делал этот альбом. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
к фото 13 - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: vedmed1969
2010-11-06 06:43 am (UTC)
да уж, печально... А что, всё это, полуразваленное, небось до сих пор в собственности МО? Тогда понятно. У нас московские военные коммерсанты пытались продать недвижимость бывшего танкового училища. По московским ценам, ага :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: drtr0jan
2010-11-06 08:24 am (UTC)
В собственности ФСБ РФ :(
(Reply) (Parent) (Thread)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: dennism
2010-11-06 07:25 am (UTC)
Мда...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vasisualij
2010-11-06 08:09 am (UTC)
Интереснейший репортаж и графически по-зимнему красивый. Только вот небольшое сомнение по поводу дома командующего флотилией. Нмв он квартировался в здании общественного назначения, где были ещё какие-то воинские службы. Даже по огромным окнам угадываются огромные залы, а не жилые комнаты. И ещё, мне кажется, статус комфлота всё же подчинённый по отношениею к командующему округом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: drtr0jan
2010-11-06 08:42 am (UTC)
Командующий округом - это сухопутные войска.
Командующий флотилией - это ВМФ.
Всё же несколько разные виды Вооруженных Сил.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: periskop
2010-11-06 08:47 am (UTC)
А ведь я был пацаном на территории 179 завода. Не раз - там у отчима стоял корабль на ремонте. Тогда, в 1973-75 гг., там кипела жизнь на полную катушку. А сейчас... бр-р-р... запустение и регресс.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: drtr0jan
2010-11-06 09:01 am (UTC)
В идеале, мы зимой с автором хотим по льду полазить, вполне возможно, что и фотки 179 СРЗ будут.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: v_andreev
2010-11-06 10:10 am (UTC)
конкретно не повезло тебе с погодой.
В здании гидрографической части хорошо какой-нибудь треш-гламур снимать)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-06 10:13 am (UTC)
Я потому и не стал сильно стараться со съемкой - с моей светослабой оптикой и старой матрицей камеры в подобный пасмур особенно ловить нечего. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: bu33er
2010-11-06 05:26 pm (UTC)
Информация об этом заброшенном пароходе на "профильных" форумах проскакивала, помню. Сейчас попробую поискать в архивах...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2010-11-06 05:42 pm (UTC)
Вот, нашлось - ссылка была вот на этот ТВ-сюжет:

http://www.tvc.ru/ShowNews.aspx?top=5&id=80209209-8de3-4168-9210-74c40ad2cf0c

Увы, судя по всему, озвученным в сюжете плана по подъему и реставрации парохода не суждено сбыться...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
habarnew - (Anonymous) Expand
Re: habarnew - (Anonymous) Expand
habarnew - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: suhov
2010-11-06 11:12 pm (UTC)
ёперный бабай
кто ж теперь амур защищает?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-06 11:30 pm (UTC)
Дивизион пограничных кораблей. Разумеется, его возможности на порядок скромнее, чем были у флотилии. Но справедливости ради нужно отметить, что его катера постоянно патрулируют Амур, Амурскую протоку и Уссури, и хотя бы один корабль постоянно стоит прямо напротив китайского города Фуюаня.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
habarnew - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: phlint
2010-11-07 10:22 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-07 10:46 am (UTC)
Пожалуйста!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uran_alien
2010-11-07 03:49 pm (UTC)
Хоть бы один код Энкаунтера для приличия сфоткали. А то одни DR и LD.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-07 11:54 pm (UTC)
Посмотрите внимательно на снимок №13. А вообще я отнюдь не коды там фотографировал, к этим играм индифферентен. ;)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: goodbus
2010-11-07 08:12 pm (UTC)
Весьма и весьма занимательно)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-07 11:55 pm (UTC)
Я бы сказал, что печально, хотя и безусловно интересно. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2010-11-07 11:48 pm (UTC)
Новая мемориальная доска морякам Амурской флотилии, защищавшим вокзал в 1920 году, была установлена на здании вокзала (со стороны платформ) в ноябре 2008 года
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-07 11:53 pm (UTC)
У меня такой информации нет, сам ее тоже не видел. В любом случае спасибо за наводку, попробую заехать туда с камерой.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: __mixa__
2010-11-08 12:44 am (UTC)
> Суда, неспособные передвигаться по суши, поднимали из воды по этим рельсам-слипам при помощи кранов, из которых уцелел лишь один.
Во-первых, эти краны там реально непричём. Они использовались уже когда судно вытянули по рельсам на сушу, для ремонта, комплектации и подобных операций. Во-вторых, уцелело их ровно то количество, какое было всегда. Для подъёма использовались специальные лебёдки, их там уже давно нет.

Про 179 завод могу сейчас добавить только то, что когда я последний раз слышал о нём, он работал 3 дня в неделю и находился в полубанкротном состоянии. В остальном надо рассказывать, писать долго да и лень, если честно.

> Подозреваю, что списки включают в себя погибших работников судоремонтного завода
Собсно, так и есть.

> На площадке перед школой еще на закате советской эпохи стояли разнообразные аттракционы, включая карусели.
Если быть точным, там было две карусели и одна "стойка" с т.н. "лодочками". Такие же были в ЦПКиО.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-11-08 01:57 am (UTC)
Относительно кранов я так понял вы с Борисом еще спорите. :) Я тут лучше займу выжидательную позицию, ибо с темой практически не знаком.
(Reply) (Parent) (Thread)
habarnew - (Anonymous) Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>