1 Когда я снимал здание бывшей торговой конторы купца Тифонтая (ул. Советская, 3А) два года назад, оно хоть откровенно удручающе не выглядело, но налет обшарпанности имелся. В этом году провели реставрацию объекта, который в итоге преобразился. На мой взгляд, в позитивном ключе.
2 Появилась маленькая оградка вдоль здания, старый тротуар искореженного асфальта сменила аккуратная плитка. Не понравилось только исчезновение деревьев – зеленые насаждения у нас в ходе благоустройства почему-то принято уничтожать что называется на корню. Вот и тут еще недавно зеленый и тенистый участок улицы превратили в грустную проплешину.
3 Очень понравилось, как восстановили главный фасад торговой конторы – вернулся на свое место узенький балкончик типа французского, который пропал давным-давно – на моей памяти дверь на втором этаже открывалась прямо в пустоту. Впрочем, скорее всего она была наглухо забита изнутри.
Приятно, что за последние годы хабаровские реставраторы освоили-таки не повреждающие кладку методы чистки кирпичных стен. Еще лет пятнадцать назад чистка фасадов являлась проблемой, неизбежно ведущей к последующему ремонту, далеко не всегда проводимому достаточно аккуратно.
Сейчас дом постройки 1902 года выглядит буквально как новенький, и при этом, как мне кажется, достаточно достоверно с исторической точки зрения.
4 Смутило меня разве что странное сооружение на крыше одноэтажной пристройки, соединяющей контору со зданием бывшей паровой мельницы того же Тифонтая. Не помню ничего подобного ни в 1980-е годы, ни на старых фотографиях. Впрочем, даже если это вольное творчество, оно, с оконными переплетами, стилизованными под готические мотивы главного фасада конторы, выглядит очень неплохо.
5 Любопытно, что сейчас располагается или будет располагаться в отреставрированной части старого хлебозавода. Сомневаюсь, что средства на проведение этих работ были выделены из бюджета – скорее всего, потрудился частный капитал. Однако никаких табличек у входа я не заметил.
Вообще очень хочется надеяться, что таинственный инвестор не обойдет своим вниманием и здание старой мельницы 1899 года постройки. Без преувеличений можно сказать, что для Хабаровска оно является подлинной драгоценностью – редким примером городской промышленной архитектуры рубежа XIX и XX столетий. Сейчас, к сожалению, это строение, как и здание конторы являющееся памятником зодчества, ветшает, провалами окон и разрушенной пожаром кровли открытое всем ударам стихии.
6 Кое-какое строительство видно и на огороженной территории бывшего хлебозавода. Здесь, кстати, фигурирует здание старой макаронной фабрики Тифонтая постройки 1902 года (Советская, 3В).
7 Здесь, к слову, хватает и других интересных с архитектурной и исторической точек зрения промышленных зданий.
8 Напротив высится громада построенного к 2009 году жилого комплекса, зрительно раздавившего всю западную часть улицы Советской.
9 Так он выглядит издалека – со стадиона им. Ленина.
10 Замерзший ковш яхт-клуба, за которым уже начинается территория грузового речного порта.
11 Собственно здание бывшего яхт-клуба, за которым высятся массивные башни жилого комплекса на Казачьей горе.
12 Типичная для 1950-х годов парковая скульптура стадиона.
13 Теперь покажу другой уголок центра города – улицу Льва Толстого напротив детского парка им. Гайдара. Слева направо кадр пересекает Топографический переулок.
14 Это здание (Льва Толстого, 3) долгие годы стояло в скорлупе штукатурки и краски, скрывавшей старую кирпичную кладку. Во всяком случае на моей памяти оно было только таким.
В этом году была проведена реставрация, в ходе которой зданию вернули его прежний облик.
15 Построено оно было еще в 1902 году для военно-топографического отдела. Второй этаж надстроили шестью годами позднее. То, что строительство велось военным ведомством, косвенно подтверждает использование одного только красного обожженного русского кирпича. В частных каменных домах он часто сочетался с серым необожженным маньчжурским – уникальная черта хабаровской гражданской архитектуры дореволюционного периода.
Более подробно об этом здании я лучше расскажу, когда (если) дойдут руки до отдельного альбома по улице Льва Толстого.
16 Наверняка оригинальная дверь до реставрации не дожила, но установленная металлическая современная у меня лично вызвала чувство отторжения – пожалуй, это самая фальшивая нота проведенной реставрации фасада.
17 Оконные рамы частью сохранили прежние деревянные, частью заменили на пластиковые, но с отделкой под дерево. Судя по обрамлению монтажной пены и белым проплешинам, монтаж окон завершили еще не до конца.
18 Удаленная штукатурка явила солнечному свету еще одного свидетеля истории здания, как раскопки обнажают древний культурный слой. Впрочем, для моего родного города начало XX века и является древностью.
Journal information