?

Log in

No account? Create an account
Неприметный Хабаровск, или по ту сторону Транссиба - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Неприметный Хабаровск, или по ту сторону Транссиба [Feb. 4th, 2011|01:00 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Этот альбом по сути своей посвящен не столько неприметному району, находящемуся за железнодорожным вокзалом, сколько моим плутаниями по оному. Тем не менее, коль в кармане лежала компакт-камера, почему бы не сделать вид, будто я выступил исследованием своего рода terra incognita, совершенно незнакомой абсолютному большинству хабаровчан? Этот сравнительно обширный район практически деревенской застройки лежит чрезвычайно близко к центру. Начинается он сразу за стальными путями и путаницей контактной сети станции Хабаровск-1 и тянется вдоль Воронежской улицы – одной из основных транспортных артерий восточной части города – до крупного жилмассива у улицы Большой.


1 Начну я свой фоторассказ от железнодорожного моста, проходящего там, где улица Серышева переходит в Воронежскую.
Как водится, меня сразу же сносит в сторону истории. И тут вынужден признать пробелы в собственных знаниях. Только благодаря комментариям к этому альбому удалось установить примерные годы строительства этого моста – конец 1960-х. До этого времени здесь проходила или сплошная насыпь, или даже холм. На карте Хабаровска 1911 года Тихменевская улица (современная Серышева) упирается прямо в железнодорожный путь (похоже, что еще одноколейный) без каких-либо признаков переезда. Между тем убогие жилые кварталы по другую сторону будущего Транссиба стояли уже в конце XIX века – там находилась Китайская слободка.
Честно говоря, я даже предположил сначала, что данный мост соорудили примерно в один и тот же период со строительством туннеля под Амуром, который способствовал увеличению пропускной способности Транссибирской магистрали, хоть возводили его главным образом не для этого. Основной целью строительства туннеля под великой рекой было обеспечение бесперебойности железнодорожных перевозок перед лицом вполне реальной угрозы со стороны японской бомбардировочной авиации.



2 Пилоны, стоящие по обеим сторонам моста, стилистически достаточно близки к прежним элементам оформления площади Ленина, поставленным при реконструкции ее к 100-летию города в 1958 году. Сейчас, после реконструкции 1998 года, на площади те пилоны увидеть уже не получится, однако они сохранились на лестнице, ведущей к северной части улицы Гоголя.



3 На мой взгляд, веселенькая желтенькая окраска – не слишком удачное решение. Будучи гранитно-серыми, пилоны смотрелись куда внушительнее.



4 В годы своего детства я нередко проходил по мосту пешком, хоть это не одобрялось и наказывалось ворчанием дежурного стрелочника из стоящей тут же сторожки.
Ширина проезжей части, ограниченная двумя пролетами, через которые проходят и трамвайные пути, как ни странно, причиной автомобильных пробок обычно не становится. Исключением является зимнее время года при условии, если не чистят обочины и не сдирают лед и снежный накат. Тогда поездка тут в два ряда добавляет в кровь немало адреналина.
Через арку далеко впереди уже видны многоэтажные дома, стоящие напротив Дорожной клинической больницы. Это упомянутый мною жилмассив, относящийся к улице Большой. Интересующий же меня район лежит правее – туда с Воронежской быстрее всего попасть, свернув практически сразу за мостом на узенькую улицу Ухтомского. Этот поворот тут тоже видно – он находится сразу за щитом наружной рекламы, напротив Краевого управления ГИБДД.



5 Конец улицы Ухтомского; в перспективе за Воронежской сереет здание ГИБДД (Воронежская, 15). Южная сторона (она слева) застроена в основном двухэтажными жилыми домами, северная же представляет собою частный сектор.
Как я уже писал выше, столетие назад этот район назывался Китайской слободкой. Судя по топониму, население его носило выраженный этнический характер. Улочки именовались соответственно, скажем, эта называлась Маньчжурской.
Анализируя старые карты, я с удивлением обнаружил, что ближе к началу Первой мировой войны слободка практически исчезла. Вероятно, эта земля, столь удобно прилегающая к станции, потребовалась для нужд железнодорожного ведомства. В частности, похоже, что где-то здесь стояли бараки пристанционной больницы.



6 Типичная застройка кварталов между улицами Ухтомского и Сигнальной. За последней уже высятся панельные девятиэтажки позднесоветского периода. Между тем планировка улочек, пронизывающих эти кварталы, носит выраженный регулярный характер – прямые углы перекрестков, геометрически правильные формы участков.



7 Думаю, что столетних зданий тут нет, вероятно, даже частые дома здесь не старее, чем с 1930-х годов. Тем не менее эти домики часто украшены достаточно затейливой деревянной резьбой и узорными ставнями, пусть и в более лаконичном стиле, чем многие дореволюционные (в массе своей оставшиеся лишь на фотографиях) дома хабаровчан.



8 Впрочем, вот совершенно нетипичный особняк (Ухтомского, 68). Предположу, что построили его уже в начале 2000-х, хоть в общем облике угадываются черты новорусских «теремков», модных в 1990-х.



9 Типовой деревянный барак на южной стороне улицы (№ 55). Предположу, что он и ему подобные на Ухтомского появились в 1930-х или 1940-х годах. Выглядит это строение достаточно неплохо и ремонтируется явно централизовано. Подозреваю, что это может быть заслугой железной дороги.



10 За линией домов по южной стороне Ухтомского тянутся хозяйственные постройки – главным образом сараи – за которыми уже идут рельсы западной оконечности станции.



11 Отсюда открывается хороший вид на здание Управления ГИБДД по Хабаровскому краю. Построили его, кажется, в 1990-х, и внешне оно выглядит достаточно неплохо. Внутри, правда, здание не особенно приспособлено под свои функции, по крайней мере очень неудобно для посетителей. При выдаче водительских удостоверений в зальчике на втором этаже очередь жаждущих их получить нередко начинается еще с лестничной клетки между этажами. Впрочем, это в первую очередь проблема не архитектурного проекта, а организации работы инспекции.
Кстати, место, на котором стоит здание, сложно назвать хорошим. С конца XIX века и по первую треть XX включительно там находилось обширное кладбище. Строго говоря, кладбища в том районе было три: по западную сторону от железнодорожных путей (не зря современная улица Советская называлась когда-то Кладбищенской!) находилось городское православное, к востоку от магистрали – военное и иноверческое кладбища. Вплоть до конца 1980-х годов там попадались осколки старых надгробий и могильных плит с «ятями» и крестами.
Я читал, что за зданием управления ГИБДД еще можно найти памятник скончавшимся в лагере на Красной речке австро-венгерским военнопленным. Все никак не соберусь его целенаправленно поискать.



12 Взгляд объектива направлен как раз вдоль дороги на север – магистраль отсюда убегает на Амурский мост (или в туннель под дном реки), после чего стальные рельсы уходят в западную часть страны (но есть ответвление на север – в Комсомольск-на-Амуре и Советскую гавань).
Перед домиком стрелочника, чуть виднеющимся справа, железнодорожные пути как раз проходят по показанному в начале альбома мосту над Воронежской – его легко идентифицировать по рекламной растяжке.
На заднем плане виднеется двухбашенное общежитие ДВГУПС (бывшего Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта) постройки 1970-х годов (Яшина, 80). Оно, как и управление ГИБДД, стоит прямехонько на кладбище.



13 Маневровый тепловоз (подсказывают, что ТЭМ-18Д) на станционных путях. Вдали смутно угадывается силуэт стройки циклопической второй очереди бизнес-центра «Новый квартал» на улице Карла Маркса.



14 Пассажирские вагоны в новой окраске РЖД зрительно кажутся состыкованным с нефтеналивным подвижным составом, на самом деле стоящим на другом пути. Если бы вагонов на станционных путях не было, справа можно было бы видеть здание железнодорожного вокзала.



15 Редкое исключение – дом (№51а), стоящий во второй линии к югу от улицы Ухтомского (слева можно видеть крошечный ее участок). Занимает его стрелочная команда станции Хабаровск-1. Насколько я понимаю, левее высится мачта главным образом для антенн сотовой связи.



16 Кирпичный дом (№53) со стороны двора. Вероятно, он и подобные ему были построены в первое послевоенное десятилетие.



17 Утонувшая в снегу машина отечественного производства. Не то вовсе брошенная, не то принадлежащая автовладельцу-«подснежнику».



18 Сугробы вокруг припаркованной во дворе пожилой «японки» столь высоки, что она на первый взгляд тоже кажется зимующей. На заднем плане виден дом №51.



19 Еще одна группа кирпичных домов, но уже чуть дальше к началу Ухтомского, напротив Деповской улицы. Построены они хоть и по типовому проекту, но отличаются от показанных ранее. Тем не менее предположу, что разница в годах строительства между ними невелика и едва ли превышает десять лет.



20 Тут же во дворе этих зданий находится выход с виадука, соединяющего улицу Ухтомского с привокзальной площадью. По этому же виадуку пассажиры попадают на вокзальные платформы.
На мой взгляд, сооружение чрезвычайно неудобное, особенно для пожилых людей с багажом. Раньше эту функцию выполнял подземный переход. Пусть там не слишком хорошо попахивало, было сыровато и мрачновато, зато и лестницы приходилось преодолевать не в пример более короткие. В принципе, этот переход существует и по сей день, только закрыт с 2008 года ввиду аварийного состояния. Вроде бы в некотором будущем предполагается его ремонт, но сквозной проход на Ухтомского, скорее всего, уже не откроют.
Слева за цистернами чуть виднеется здание вокзала.



21 Показанные двумя снимками выше дома со стороны виадука.
С ними связана одна трагическая история, имевшая место не то в 1960-х, не то в 1970-х годах. Район этот, хоть и связанный с многолюдной привокзальной площадью подземным переходом под станционными путями, и тогда был достаточно изолированным и пользовался далеко не лучшей репутацией. Милиция патрулировала здесь с оружием и по двое. Как-то ночью патрульные решили разделиться и обойти эти дома с обеих сторон. Тот, милиционер, что шел по улице, так и не дождался своего напарника. Когда же он заглянул во двор, то обнаружил сослуживца мертвым с длинным сапожным шилом в сердце и пустой кобурой. По тем временам это было грандиозное ЧП. Убийцу через некоторое время поймали, и тот сознался, что решил таким образом завладеть пистолетом. Попросив у милиционера закурить, мастерски (сказался богатый уголовный опыт) ударил его спрятанным в рукаве шилом, достал оружие и тут же сбежал. Все прошло очень тихо и заняло какие-то секунды.



22 Балконная дверь в никуда на втором этаже.



23 Вглубь кадра уходит перпендикулярная улице Ухтомского Деповская, в эпоху Китайской слободки она носила имя Харбинской. На углу еще с советских времен стоит продовольственный магазинчик (Ухтомского, 34). В наши дни он делит помещение с какой-то закусочной.



24 Целью моей поездки была улица Лазо. Проще всего на нее попасть с Большой, но для этого пришлось бы описать изрядный крюк, теряя время и сжигая бензин, чего мне совершенно не хотелось. Потому-то я, заранее изучив карты «Яндекса», поехал с Воронежской, обнаружив, что на Лазо можно попасть с улицы Декабристов, идущей через этот район параллельно Ухтомского. Теоретически все это, может быть, и так, однако на практике я проехал всю Деповскую, а улицу Декабристов так и не обнаружил. На том месте, где она, согласно спутниковым снимкам, должна была проходить, я увидел какой-то заваленный снегом овражек, непреодолимый не только для машины, но и, похоже, даже для пешехода. Таким образом я уперся в Сигнальную улицу и решил ехать знакомым путем через унылый жилмассив панельных девятиэтажек, чтобы в итоге попасть на Лазо со стороны Большой.



25 Путь этот пролегал вдоль погранинститута ФСБ, бывшего Хабаровского высшего военно-строительного училища. Оно занимает обширную территорию, где кроме учебного корпуса стоят также казармы и различные бытовые строения. Вдоль улицы Сигнальной, делающей S-образную петлю в районе училища и на это участке отделенной от Большой трамвайными путями, за забором выстроены в ряд бюсты каких-то военных деятелей, а также, по слухам, и скульптурная группа, изображающая легендарного дальневосточного пограничника Н.Ф. Карацупу (1910–1994) с собакой, ранее украшавшая набережную города. Останавливаться и пытаться фотографировать не стал, мало ли что воякам, ныне входящим в структуру ФСБ, в голову взбредет?



26 Между тем некогда у меня у самого был пропуск за этот забор. Сначала я занимался здесь рукопашным боем, а позднее училище чуть было не стало мне Alma mater.



27 Стоящие рядом с училищем жилые дома постройки где-то середины 2000-х годов. Насколько я понимаю, строили их для семей военнослужащих.



28 Забавный дом на улице Лазо (№ 11а), всем своим обликом передающий привет из 1990-х.



29 Ранее безуспешно искомая улица Декабристов. Этот кадр я уже сделал на обратном пути, твердо решив возвращаться через Ухтомского и Воронежскую. Двигаясь от Лазо, заблудится уже невозможно, ибо не одна так другая улочка выведет к знакомым местам.
Дорога, кстати, имеет такой цвет из-за золы, которой ее щедро посыпали, вероятно, жители окрестных домов – у них у всех печное отопление. Эстетика, может, и страдает, зато совсем не скользко даже на довольно-таки крутых спусках.



30 Трудно поверить, что отсюда – от этой тихой деревушки – каких-то триста метров до парадной и шумной привокзальной площади. По прямой, конечно, а если по дорогам, то придется проехать немало километров. Этим и объясняется ошеломляющий контраст.



31 Просто понравившийся домик (Декабристов, 16). Совершенно не городской, по крайней мере в моем представлении.



32 Завершаю свою фотопрогулку отгадкой, почему я не смог найти дорогу до улицы Лазо с Деповской (трансформаторная будка стоит именно на последней). Вопреки уверениям карты, улица Декабристов на этом участке по сути обрывается, превращаясь в упомянутый ранее заснеженный овражек, а прямехонько посреди того, что «Яндекс» счел проезжей частью, стоит чей-то металлический гараж.
Полюбовавшись этой картиной, я вернулся в машину, завел двигатель – и через каких-то три минуты машина, мягко урча, уже влилась в плотный и шумный автомобильный поток на Воронежской.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: dv_dyos
2011-02-07 05:56 am (UTC)
Первый:)
Спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dv_dyos
2011-02-07 05:59 am (UTC)
мда... где только люди не живут... Думаю райончик по криминогенности суровее, чем 5я площадка
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: peshalov
2011-02-07 05:59 am (UTC)
Подземный переход начало подтапливать со стороны Ухтомского еще во времена моей учебы в ДВГУПС, а пару лет назад не помогали даже уложенные тропинки из досок...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 06:10 am (UTC)
А до этого он четверть века честно отработал. Думаю, тут дело не в том, что переход сам по себе был плох, а в том, что его нужно было поддерживать в нормальном состоянии. И это задача должна была решаться отнюдь не деревянными гатями внутри.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zhelty1
2011-02-07 06:09 am (UTC)
Этот район в моем далеком детстве носил название "Квадрат". Там жили мои бабушка с дедушкой, ну и я, пока в детский сад не пошел. Был я тогда совсем маленький, но вот эти пилоны именно серого цвета хорошо запомнил
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 06:13 am (UTC)
Такое название не слышал даже, хотя сам там не жил. Но с дедушкой там и вдоль путей гуляли часто. Хотя вообще мой любимый маршрут пролегал чуть в стороне - от показанной тут общаги через озеро Пульзонка до вагонного депо, в тупиках близ которого в 1980-х еще водились ржавые паровозы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: darkcjc
2011-02-07 06:09 am (UTC)
Вау...:)


(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 06:17 am (UTC)
Почему это вдруг? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: www_dikinet
2011-02-07 06:10 am (UTC)

Хорошие фотографии!

И зима у Вас хорошая - снежная.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 06:18 am (UTC)

Спасибо. ;)

Это уже цветочки, а ягодки мы наблюдали в декабре, когда город и в самом деле был завален снегом, а я даже не мог выехать из гаража. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: bellatuk
2011-02-07 06:22 am (UTC)
Я там детство провела, в 83-м переехали из 2-этажного деревянного барака в благоустроенную квартиру. Там было классно и очень много места для игр :). Кстати, на одной из улиц, примыкающей к Ухтомского (кажется, Беломорской), жил знаменитый дед Матвей.

А у Воронежской Ухтомского заканчивается, а начинается где-то в районе Батуевской ветки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 06:28 am (UTC)
Дед Матвей? Кто это, если не секрет?

Конечно, у Воронежской она заканчивается. :) В другой части текста все у меня написано правильно, а здесь зарапортовался. :) Спасибо, исправил.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dennism
2011-02-07 06:30 am (UTC)
Интересный район! Только, мне кажется, двухэтажные дома со снимков 19 и 21 довоенные, а не послевоенные. Хотя, всё может быть. А маневровый тепловоз - не ЧМЭ3, а ТЭМ какой-то :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 06:59 am (UTC)
У нас такие дома совершенно точно строили в основном с конца 1940-х по середину 1950-х. Возможно, были исключения, но я о них ничего не знаю.

Про тепловоз сейчас поправлю. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smakogon
2011-02-07 06:41 am (UTC)
Я жил на Некрасова рядом с ХабИИЖТ с 1960 г., моста под путями для Серышева еще не было, а были озерки, где мы ловили рачков для аквариумных рыбок, ротанов, а однажды там погиб мальчик от удара током, провод попал в воду. Тогда построили кирпичные пятиэтажки за школой №5 (потом №78), и на улице валялись вывороченные из-под земли кости с кладбища, а также памятники, сделанные из очень хорошего цемента в форме изогнутых стволов деревьев с надписями на срезах. Уже потом, позже пробили этот мост.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 06:53 am (UTC)
Ага, это уже отправная точка, спасибо! Видимо, я со своими прикидками промахнулся. :) Однако подожду, может, еще появятся те, кто смогут точно указать год строительства моста.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: reydan
2011-02-07 06:49 am (UTC)
жду фотографий из первого микрорайона :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 06:54 am (UTC)
Но ведь он совсем недавно уже был, хоть и на снимках 1960-х годов! :0
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vova_uhhh
2011-02-07 06:56 am (UTC)
Тепловоз ТЭМ18Д.
За репортаж спасибо. =)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 07:01 am (UTC)
Спасибо, сейчас исправлю. Эх, не силен я в этой матчасти. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2011-02-07 06:58 am (UTC)
>>виднеется двухэтажное общежитие ДВГУПС
O? O_o
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 07:00 am (UTC)
Двухбашенное, конечно. :) Сейчас исправлю - слишком спешил с текстом. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2011-02-07 07:08 am (UTC)
Фото № 30

В одном из этих, ну или очень похожих домов я однажды встречал Новый год в компании институтских однокашников. Дом принадлежал деду и бабке одного из них.

Фото № 29

В завокзальной слободке, в доме, похожем на запечетлённые на снимке, то есть в довольно ветхом домишке, жил Дед Матвей, он же дедушка хабаровского рок-н-ролла, он же Матвей Павлович Журавлёв — музыкант, композитор, педагог.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2011-02-07 07:11 am (UTC)
На № 32 больше домов, похожих на дом, в каком он жил, и их лучше видно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ruspics
2011-02-07 07:45 am (UTC)
Весьма интересно. С удовольствием посмотрел картинки и полазил по карте Хабаровска :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 09:39 pm (UTC)
Хм, неужели интересно разглядывать карты совершенно незнакомого чужого города? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vedmed1969
2011-02-07 07:54 am (UTC)
Первая фотка - это прямо Челябинск, мост через ул. Труда :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-07 09:38 pm (UTC)
Я думаю, по всей стране массу схожих ракурсов можно подобрать. :) Вот если бы на заднем плане стояли "фирменные" хабаровские дома с использованием маньчжурского кирпича, тогда спутать было бы невозможно. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pokemoshkin
2011-02-07 07:55 am (UTC)
Помню, что всегда доставал деньги из кармана и прикладывал к темени головы, когда проезжал на машине под этим мостом, если по нему шел поезд.
Денег прибавлялось, проверенно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2011-02-07 08:24 am (UTC)
Прям на темени головы прибавлялось?
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>