Но коль хабаровчане ездят в Фуюань в основном с целью шопинга, реже – просто погулять по дискотекам и совсем недорого по российским меркам погудеть по ресторанам, предлагаю на этот раз взглянуть на город именно под таким углом зрения. А заодно почитать вывески – оно того стоит.
Не меньшей популярностью пользуются у фуюаньских торговцев названия известных российских магазинов или торговых сетей. В расположенном в универмаге зале «Снежная королева» продают в основном подделки под знаменитые в Китае своим качествам гонконгские шубы. Часто при покупке новой норковой шубы на месте можно сдать за небольшие деньги старую. Таким образом осуществляется своего рода круговорот меха в природе. С некоторой степенью вероятности новая покупка может оказаться сшитой из чьей-то ношеной шубы, хоть и основательно подреставрированной. Впрочем, гораздо чаще старые меховые изделия пускают на шапки, воротники и опушку курток и т.п. Практически весь окрашенный в ядовито-яркие краски (чтобы скрыть дефекты) мех имеет именно такое происхождение.
Многие хабаровчанки, кстати, за шубами предпочитают ездить все-таки не в ближайший Фуюань, а в более крупные города – Хэйхэ, лежащий напротив Благовещенска, или Суньфейхэ, куда попадают через Приморский край.
Я вовсе не хочу сказать, будто все китайские товары плохи. Вовсе нет, эта страна давно уже стала мировым производственным центром, где выпускаются великолепные товары для настоящих брендов. Только вот в силу специфики запросов челночного люда Фуюань переполнен преимущественно ширпотребом наихудшего разбора, чаще всего, производимым тут же, в Северо-Восточном Китае. И те партии товара, что приходят с юга страны, попадая в Хабаровск через таможню в тюках «кирпичей» под видом личного багажа последних, обычно следуют через Фуюань лишь транзитом.
Впрочем, я как-то проходил мимо отдела парфюмерии, похихикивая над пронзительно-голубым цветом духов Versace (в оригинале, как известно, они желтоватые), торговец попытался привлечь мое внимание. Однако русским за пределами числительных он владел немногим лучше, чем я китайским, так что общий язык нам найти не удалось. Хотел ли он, чтобы я красиво сфотографировал его витрину или же указал ему на ошибки в переводе рекламы, – до сих пор пребываю в догадках…
Заискивающего вида мужик в непромокаемом плаще зеленоватого цвета продает проволочные чесалки для головы. Штука, кстати, забавная, даже жалею уже, что не приобрел. Однако очень уж дурацкая у них тактика продаж – подкрадываются сзади и начинают неожиданно чесать голову. С китайской точки зрения, может быть, ничего страшного, а меня несказанно бесит уже само непрошенное вторжение, не говоря уже о вопросах гигиены. Понятно, что после подобной рекламы я ничего у этого человека не куплю в принципе.
Не так уж и мало хабаровчан покупают здесь плазменные телевизоры и кондиционеры, что обходится в разы дешевле предлагаемых по нашу сторону Амура. Китайцы гарантию, конечно, дают и меняют товар буквально мгновенно, но все равно в случае поломки придется тащить аппаратуру обратно в Фуюань, что как минимум хлопотно.
Доводилось мне наблюдать и обратное явление: как небедные китайские туристы покупали бытовую технику в Хабаровске. Я даже беседовал с ними, удивленный, зачем тащить через границу Samsung, и так выпущенный на заводе в Китае. На что мне отвечали, что в России продается более качественная техника, чем на китайском внутреннем рынке. Такие вот курьезы.
К слову, чаще всего китайцы везут из Хабаровска алкоголь, обычно коньяк и пиво, кондитерские изделия (в основном шоколад) и копченые колбасы (хорошо их понимаю, так как китайские есть в принципе невозможно – гадость несусветная).
Неоднократно слышал про случаи, когда китайские торговцы мутузили русских покупателей, услышав бранные слова или просто при отказе последних от покупки после торга и согласия продавца на предложенную ими цену. Во всяком случае матерщину китайцы понимают превосходно. Думаю, без репетиторов опять-таки не обошлось.
Я как-то решил купить арбуз, однако стоимость его в первом встречном магазинчике мне показалась великоватой для Китая. Во втором же сходу запросили раза в четыре больше, после чего я вернулся в первую лавочку. При этом оба торговых заведения явно было ориентированы на местное население и лежали несколько в стороне от туристических троп.
Journal information