Главным мотивом звучала информация о том, что город преодолел экономический кризис и вышел на показатели, равные или даже превышающие уровень 2008 года. Скажем, по сравнению с названным провальным 2009 годом общий оборот организаций возрос аж на 23%, объемы промышленного производства – на 14,2%. Основным локомотивом городской экономики при этом была названа строительная отрасль.
В прошлом году Хабаровск даже был удостоен золотого диплома смотра-конкурса «Архитектура и градостроительство регионов и городов России» за высокие достижения в архитектуре и градостроительстве. Положа руку на сердце, считаю, что за точечное строительство в и без того перегруженном историческом центре нужно отнюдь не награждать, а очень больно бить по головам. Впрочем, степень серьезности восприятия подобных конкурсов и их наград – личное дело каждого. Мне же кажется, что бездумный строительный бум в центре породил в итоге массу проблем, расхлебывать которые придется еще очень долго, не говоря уже о таких «мелочах», как утрата Хабаровском длинного ряда памятников архитектуры и целого пласта исторической и культурной памяти города.
Следует также отметить, что в 2010 году журнал Forbes присудил Хабаровску второе место в рейтинге лучших городов России с точки зрения ведения бизнеса, что вызвало некоторое удивление у ряда моих знакомых предпринимателей. Еще одной наградной городу стал диплом за третье место в общероссийском конкурсе региональных стратегий и программ социально-экономического развития, врученный мэру города в начале заседания.
В объем объеме налоговых платежей во все уровни бюджетов по городу доля городского бюджета в прошлом году составила 17% – 5,7 млрд рублей. При этом структура налоговых и неналоговых доходов Хабаровска сложилась следующая: НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – 46%, ЕНВД (единый налог на вмененный доход) – 9%, местные налоги – 7%, доходы от использования и реализации имущества – 17%, на графу «прочие» пришелся 21%. Любопытно, что в объеме неналоговых доходов бюджета города доля штрафных санкций составила аж 7%.
Вполне ожидаемо город лидирует по краю по объему отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в производстве. Скажем, в сегменте электрооборудования доля Хабаровска составляет 80%, для химического производства – 42% и т.п.
По прибыльности в городе со значительным отрывом лидирует оптовая и розничная торговля (2,9 млрд руб.), на втором месте были названы операции с недвижимостью (1,6 млрд), затем следуют транспорт и связь (1,3 млрд), строительство (1,2 млрд) и обрабатывающая промышленность (1 млрд). Честно говоря, не вполне понятно, почему тогда локомотивом экономики было названо строительство. И, кстати, отдельно прозвучала информация о тенденции сокращения в городе числа торговых предприятий в отличие от производственных. Исходя из того, что я вижу своими глазами и слышал от знакомых, у торговли в среднем дела действительно идут не блестяще. Тем не менее на одном из слайдов представили график, говорящий о почти 13% роста объема розничной торговли в 2010 году и почти 11% – в сегменте общественного питания.
Уровень безработицы в Хабаровске, согласно одному из слайдов, снизился до 0,64%, что ниже, чем было в 2008 году (0,67%) и значительно ниже, чем в среднем по стране (2,1%) и по краю (3,2%). Эти цифры меня несколько смутили, так как по внутренним ощущениям безработица куда масштабнее.
График естественной убыли населения города за 2000–2010 годы обнадеживающе ниспал с 3565 человек в год десятилетием назад всего до 647 человек.
Приводили темпы роста налоговых платежей на одного работающего. В 2010 году они составили 158,8% в строительстве, 141,1% в обрабатывающей промышленности, 129,8% на транспорте в в связи, 210,3% в электроэнергетике. Подозреваю все же, что это не сам прирост, а доля платежей, где 2009 года взят за 100%, иначе очень уж много получается.
Сильно подозреваю, что по итогам 2011 года эти показатели могут оказаться провальными – после резкого увеличения ставок отчислений во внебюджетные фонды (с 14,8 до 34%) налоговая служба справедливо опасается резкого скачка бизнеса в «тень». Эти опасения звучали и с трибуны в Большом зале администрации города.
Так, по оценкам чиновников, наиболее «теневыми» секторами экономики в Хабаровске являются транспорт, строительство и операции с недвижимостью.
Между тем доля предпринимательского сектора в обороте организаций города в 2010 году составила около 40%, а в налогах, уплаченных в бюджет Хабаровска, – 32,5% (1843,7 млн руб.).
Среди списка проблем на заседании в мэрии прозвучало также резкое увеличение кредиторской задолженности, в сегменте операций с недвижимым имуществом составившее 113,2 млрд руб., в строительстве – 40,5 млрд, для транспорта и связи – 29,1 млрд. Федеральный бюджет в тридцать раз сократил финансирование строительства жизненно необходимого дальневосточной столице Тунгусского водозабора. Тем не менее край и город нашли средства продолжить работу, и в скором времени ожидается ввод в эксплуатацию первой очереди сооружения и соответствующих коммуникаций.
К другим приоритетным для города в наступившем году объектам были отнесены строительство кирпичного завода, торгово-развлекательного комплекса по улице Суворова на территории бывших военных частей, реконструкция кинотеатра «Хабаровск» в Северном микрорайоне, городской дворец культуры, парк в Северном округе (видимо, на месте особо охраняемой Зеленой рощи, где не так давно влепили потрясающе безвкусный храм Серафима Саровского), парк им. Ю.А. Гагарина.
Среди важных проектов, реализованных в прошлом году, были названы мусороперегрузочная станция «Северная» и полигон по захоронению твердых отходов в 60 км от города (его сдали на этой неделе), дорога по улице Бондаря, соединившая Тихоокеанскую с Воронежским шоссе, и т.д.
Предлагается также соорудить подземный переход на перекрестке улиц Ленина и Калинина, где постоянно стоит очередь из машин, поворачивающих на Пионерскую – одну из трех трасс, связывающих центр города с огромным Индустриальный районом.
Как известно, улучшения практически любой ситуации можно добиваться двумя основными путями: техническим и организационным. Второй значительно дешевле первого и зачастую не менее эффективен. Скажем, в январе увеличили продолжительность зеленого сигнала вдоль улицы Павла Морозова – и традиционные утренние пробки там стали куда менее выраженными, хотя повернуть на трассу, разумеется, теперь сложнее. Опыт, безусловно, позитивный.
Сейчас город строит полноценную автоматизированную систему управления дорожным движением, хотя сделать предстоит еще очень и очень многое. Пуск системы состоится не ранее чем через пять лет.
Вспоминается Южная Корея, где закон запрещает замерять скорость автомобилей, не выставив предупреждающие знаки о том, что впереди выставлены радар или оптическая система фиксации. Таким образом предупреждают даже о «внеплановых засадах» дорожной полиции. Главный смысл подобной системы в Корее – не взимание штрафов, а ограничение скорости потока, и требуемый эффект вполне успешно достигается. Посмотрим, что будет у нас.
В автобусах и каретах «Скорой помощи» активно устанавливают приемники отечественной системы навигации ГЛОНАСС. К концу января ими уже было оборудовано более трехсот машин, а к концу квартала планируется оснастить более тысячи.
Хабаровский трамвайный парк сейчас включает в себя 87 вагонов, 52 из которых эксплуатируются уже более 20 лет (в первую очередь это РВЗ-6). Есть и более старые машины, которые уже давно следовало бы списать, но заменить их пока нечем. Раньше работала программа развития городского электротранспорта, по которой авиастроители Комсомольска-на-Амуре ежегодно ремонтировали по пять вагонов за счет бюджета, но в 2003 году программа была закрыта. Впрочем, с 2007 года парк все-таки потихоньку обновляется.
Проезд на городском электротранспорте, кстати, не подорожал, так как билеты там уже давно строят 15 рублей. А вот во Владивостоке, что интересно, проезд в трамвае дешевле, чем в автобусе. Впрочем, и последний стоит дешевле, чем в Хабаровске. Да и в советское время, я помню, автобусный билет стоил 6 копеек, троллейбусный – пятак, а трамвайный – и вовсе три копейки. Только вот во Владивостоке от трамвайных путей избавляются, а в Хабаровске с этим не спешат. Думаю, поступают мудро, ведь в Европе давно уже идет обратный процесс «возвращения к истокам» – расширения трамвайной сети. Однако в дальневосточной столице следует еще немало сделать, чтобы трамваи приобрели свои природные преимущества над автотранспортом – выделенные полосы. Сейчас же ДТП с участием автомобилей слишком часто полностью парализуют движение сразу нескольких маршрутов.
Между тем отмечу, что аэропорт Хабаровска в советское время был крупнейшим на Дальнем Востоке (по сути хабом для всего огромного региона) и одним из самых крупных в Союзе. Достаточно упомянуть, что мало где имелись взлетно-посадочные полосы протяженностью 4 километра, способные принимать все типы летательных аппаратов, включая, кажется, даже «Буран». В Хабаровске такая полоса есть.
В принципе, цивилизованная прогулочная зона Южному давным-давно нужна. Ближайший парк – им. Гагарина – находится очень далеко – за улицей Флегонотова, да и он пребывает в печальном состоянии. Значит, вариантов мало – ехать или за город, или в центр города.
Торговые предприятия, занимающие в настоящее время киоски, планируется «пристроить» в торговые центра – в первую очередь в существующий «ЭВР» и новый, строящийся напротив рынка.
В феврале новый тренд – продажа российского триколора с гербом и на присоске. Стоит это счастье сто рублей. Ни разу не видел, чтобы хоть кто-то приобрел. Иные и вовсе окна не опускают. Недавно наблюдал, как торговец пытался впихнуть флажок сотруднику северокорейского консульства. Предсказуемо безрезультатно.
Кстати, не слишком я сегодня с новостями разошелся? :) И, если не сложно, поделитесь, пожалуйста, сколько стоит проезд в общественном транспорте ваших городов.
Journal information