dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Прогулка в ожидании поезда, или вокруг железнодорожного вокзала

На прошлой неделе я встречал хорошего знакомого, который поездом прибывал из Находки. Приехав к вокзалу с небольшим опережением расписания, немного побродил с цифрокомпактом, результаты чего и выкладываю тут.


1 Правда, заглавная фотография относится отнюдь не ко второй половине февраля, а датируется концом декабря, когда город был под ударом мощнейших снегопадов. Ну да зато здесь можно видеть часть привокзальной площади, какой та открывается при взгляде с Амурского бульвара, и собственно здание железнодорожного вокзала Хабаровска. На всякий случай напомню, что это уже четвертый по хронологии пассажирский терминал города. Первым был деревянный вокзал 1891 года, который сменило роскошное каменное здание в псевдорусском стиле, построенное в два этапа в 1926–1935 годах по еще дореволюционному проекту, заказанному КВЖД. К 1964 году его почему-то сочли не отвечавшим требованиям времени и снесли, вскоре построив на том же месте скучную функционалистскую коробку, которую «Википедия» почему-то называет конструктивистской. Четвертый вокзал, современный, увидевший свет уже в середине 2000-х, в некоторой степени он сочетает в себе черты двух своих предшественников. По сути это глубокая реконструкция здания 1960-х годов, которой придали внешний облик по мотивам псевдорусского стиля.



2 Даже после реконструкции привокзальной площади к 150-летию города (его праздновали в 2008 году) припарковаться около вокзала – непростая проблема. Есть, конечно, на северо-западной стороне площади многоуровневая стоянка, где непродолжительное время вроде бы можно стоять бесплатно, однако ее столь сильно и дружно ругают, что соваться туда я даже не пытался. Не без труда нашел местечко уже за восточной границей площади на улице Ленинградской. Здесь на снимке видны отреставрированные фасады выходящих на нее зданий пристанционных служб (дом на переднем плане – Ленинградская, 60).



3 Напротив стоит здание торгового центра (Ленинградская, 81), чей западный фасад (тут он справа) выходит непосредственно на площадь. Раньше на его месте находился небольшой павильончик кафе «Стрела», считавшегося весьма криминогенным. Сейчас же вероятность травануться тошнотворным фастфудом «Золотой птички» тут куда выше, чем пасть жертвой привокзальных гопников.



4 В просвет между зданием торгового центра и гимназии №6 (Ленинградская, 75), чья территория обнесена забором слева, виден переулок Ленинградский (дом №13). Еще в начале прошлого десятилетия он, параллельный одноименной улице, являлся по сути тупиковым и провинциально-тихим, несмотря на близость вокзала и капитальную застройку. Однако изменение дорожной схемы во второй половине 2000-х сделало его на этом участке куда более значимой транспортной артерией, чем мигом притихшая Ленинградская улица.



5 Правый, юго-восточный, боковой фасад здания вокзала (Ленинградская, 58). Слева раскинулась площадь, а справа уже тянутся железнодорожные пути и платформы. Обращает на себя внимание памятник – увенчанная царским двуглавым орлом высокая серая стела.



6 Это копия установленного в 1900 году монумента военным строителям Уссурийской железной дороги. Оригинал, кстати, являвшийся вторым по хорологии памятником Хабаровска, утратил навершие после революции 1917 года, был поврежден в годы Гражданской войны и окончательно разрушен после победы большевиков на Дальнем Востоке.



7 Современную, насколько я понимаю, вполне точную копию установили около 2006 года (если кто-нибудь знает дату точно, прошу уточнить).



8 Впрочем, стелой строителям памятные места вокзала не исчерпываются. Со стороны первой платформы на правом крыле здания можно заметить черную табличку – это свидетель, пожалуй, самой драматической страницы истории вокзала – обороны его от японцев 5 апреля 1920 года.



9 После так называемого Николаевского инцидента японские войска внезапно начали крупномасштабную операцию по разгрому красных на большей части территории Дальнего Востока. Разумеется, эти события не обошли стороной и Хабаровск (ранее я уже показывал фотографии боев в городе и их последствий).
В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года 3-й и 4-й взводы 1-го особого морского отряда под командованием коммуниста Н.Г. Хорошева получили приказ занять перрон и часть вокзала, где на железнодорожных путях было сосредоточено 88 вагонов с боеприпасами и другим военным имуществом партизанских отрядов. Утром японцы предприняли попытку захвата вокзала, но встретили упорное сопротивление. Несмотря на наличие у противника артиллерии и ограниченное число патронов, моряки отбивались ружейно-пулеметным огнем до тех пор, пока паровозы экстренно не эвакуировали военное снаряжение на левый берег Амура. Практически все защитники при этом погибли, лишь небольшой их части с ранеными удалось отойти, пробившись с перрона. Источники сообщают о том, что последние моряки, оказавшись без патронов, бросились в самоубийственную рукопашную, в которой погиб и их командир.
Могила героев обороны хабаровского вокзала находится в северной части города – в районе базы КАФ, ее я тоже показывал, как и дом, где проживал Н.Г. Хорошев. В 1927 году на площади около только что законченного первого крыла нового каменного вокзала установили классическую стелу ордерной формы с текстом о событиях семилетней давности. При строительстве третьего здания вокзала в 1967 году стелу ликвидировали, заменив ее простой мраморной доской. Именно она и висит на стене современного здания пассажирской станции «Хабаровск-1». Отсутствовала доска лишь в 2000–2005 годах во время неспешной реконструкции вокзала.



10 Закрытые наружные павильоны подземного перехода, некогда связывавшего привокзальную площадь, здание вокзала, пассажирские платформы и находящуюся по другую сторону путей Транссиба улицу Ухтомского. Подземный переход был вполне удобен, но то ли из-за просчетов при строительстве, то ли (что куда более вероятно) из-за небрежения при эксплуатации в него проникали грунтовые воды. Когда началась свистопляска 1990-х годов, сооружение начало ветшать особенно быстро, и стало попросту небезопасным.



11 При реконструкции вокзала подземный перед было принято заменить надземным – виадуком, за что хабаровчане и гости города не устают ругать светлые головы из управления ДВЖД. Карабкаться на немалую высоту по продуваемым всеми ветрами лестницам с багажом – удовольствие сомнительное, особенно для пожилых людей. Все-таки глубина залегания подземного перехода была поменьше.



12 Последний вроде бы тоже собираются отремонтировать и ввести в эксплуатацию, но говорят об этом слишком уж давно, а воз и ныне там. Впрочем, даже если подземный переход и откроют, попасть по нему к улице Ухтомского, то есть пройти насквозь под всеми путями, не получится, он будет служить только для выхода на платформы.



13 Сравнительно новый электровоз ЭП1 тянет за собой пассажирский поезд с западного направления. Движение через станцию идет весьма интенсивное, все-таки Хабаровск является одним из важнейших транспортных узлов Транссиба.



14 По изоляторам на опорах контактной сети опытный глаз увидит, что ДВЖД электрифицирована по системе переменного тока напряжением 25 кВ.
Кстати, до 1967 года, когда был открыт подземный переход, также использовался виадук, причем более простой конструкции, чем современный – его главная галерея была открытой. Затем этот старый виадук демонтировали. Стоял он примерно там же, где и нынешний.



15 На станции «Хабаровск-1» всего шестнадцать путей.
Вдали видны трубы и агрегаты нефтеперерабатывающего завода им. Орджоникидзе.



16 Административное здание станции. Даже не соображу, полностью новое или же глубоко перестроенное старое. Некогда тут находилось кафе «Зеленый огонек».



17 В весьма уродливый желтый гофрированный сайдинг зашито здание прижелезнодорожного почтамта (Ленинградская, 62а). Про него рассказывают, будто это уцелевшее левое крыло вокзала 1926–1935 годов, этой байке вторит даже «Википедия» (после выхода этого альбома информацию они все-таки исправили). Однако несмотря на некоторое сходство сохранившихся элементов декора, это совершенно отдельное здание, к тому же слишком далеко отстоящее от привокзальной площади. Если бы легенда оказалась правдивой, то протяженность фасада второго вокзала должна была превышать четверть километра. Между тем все каменные здания вокзала имели длину лишь 130 метров, а площадь не смещалась с момента ее обустройства. Она всегда находилась в створе русла речки Чердымовки, поверх которой ныне разбит Амурский бульвар.



18 За путями тянется уединенно-провинциальный район улицы Ухтомского с преобладанием частной застройки деревенского типа, вдали за которым высятся многоэтажки микрорайона Большая–Вяземская.



19 В завершении этого поста отмечу, что в немалой степени он мыслился мною для сообщества , посвященного самой длинной в мире железной дороге во всех испостасях ее истории и бытия. Могу смело рекомендовать это сообщество всем интересующимся данным предметом.
Tags: Хабаровск, история
Subscribe

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 140 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →