?

Log in

No account? Create an account
Прогулка в ожидании поезда, или вокруг железнодорожного вокзала - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Прогулка в ожидании поезда, или вокруг железнодорожного вокзала [Feb. 17th, 2011|09:00 am]
dkphoto
[Tags|, ]

На прошлой неделе я встречал хорошего знакомого, который поездом прибывал из Находки. Приехав к вокзалу с небольшим опережением расписания, немного побродил с цифрокомпактом, результаты чего и выкладываю тут.


1 Правда, заглавная фотография относится отнюдь не ко второй половине февраля, а датируется концом декабря, когда город был под ударом мощнейших снегопадов. Ну да зато здесь можно видеть часть привокзальной площади, какой та открывается при взгляде с Амурского бульвара, и собственно здание железнодорожного вокзала Хабаровска. На всякий случай напомню, что это уже четвертый по хронологии пассажирский терминал города. Первым был деревянный вокзал 1891 года, который сменило роскошное каменное здание в псевдорусском стиле, построенное в два этапа в 1926–1935 годах по еще дореволюционному проекту, заказанному КВЖД. К 1964 году его почему-то сочли не отвечавшим требованиям времени и снесли, вскоре построив на том же месте скучную функционалистскую коробку, которую «Википедия» почему-то называет конструктивистской. Четвертый вокзал, современный, увидевший свет уже в середине 2000-х, в некоторой степени он сочетает в себе черты двух своих предшественников. По сути это глубокая реконструкция здания 1960-х годов, которой придали внешний облик по мотивам псевдорусского стиля.



2 Даже после реконструкции привокзальной площади к 150-летию города (его праздновали в 2008 году) припарковаться около вокзала – непростая проблема. Есть, конечно, на северо-западной стороне площади многоуровневая стоянка, где непродолжительное время вроде бы можно стоять бесплатно, однако ее столь сильно и дружно ругают, что соваться туда я даже не пытался. Не без труда нашел местечко уже за восточной границей площади на улице Ленинградской. Здесь на снимке видны отреставрированные фасады выходящих на нее зданий пристанционных служб (дом на переднем плане – Ленинградская, 60).



3 Напротив стоит здание торгового центра (Ленинградская, 81), чей западный фасад (тут он справа) выходит непосредственно на площадь. Раньше на его месте находился небольшой павильончик кафе «Стрела», считавшегося весьма криминогенным. Сейчас же вероятность травануться тошнотворным фастфудом «Золотой птички» тут куда выше, чем пасть жертвой привокзальных гопников.



4 В просвет между зданием торгового центра и гимназии №6 (Ленинградская, 75), чья территория обнесена забором слева, виден переулок Ленинградский (дом №13). Еще в начале прошлого десятилетия он, параллельный одноименной улице, являлся по сути тупиковым и провинциально-тихим, несмотря на близость вокзала и капитальную застройку. Однако изменение дорожной схемы во второй половине 2000-х сделало его на этом участке куда более значимой транспортной артерией, чем мигом притихшая Ленинградская улица.



5 Правый, юго-восточный, боковой фасад здания вокзала (Ленинградская, 58). Слева раскинулась площадь, а справа уже тянутся железнодорожные пути и платформы. Обращает на себя внимание памятник – увенчанная царским двуглавым орлом высокая серая стела.



6 Это копия установленного в 1900 году монумента военным строителям Уссурийской железной дороги. Оригинал, кстати, являвшийся вторым по хорологии памятником Хабаровска, утратил навершие после революции 1917 года, был поврежден в годы Гражданской войны и окончательно разрушен после победы большевиков на Дальнем Востоке.



7 Современную, насколько я понимаю, вполне точную копию установили около 2006 года (если кто-нибудь знает дату точно, прошу уточнить).



8 Впрочем, стелой строителям памятные места вокзала не исчерпываются. Со стороны первой платформы на правом крыле здания можно заметить черную табличку – это свидетель, пожалуй, самой драматической страницы истории вокзала – обороны его от японцев 5 апреля 1920 года.



9 После так называемого Николаевского инцидента японские войска внезапно начали крупномасштабную операцию по разгрому красных на большей части территории Дальнего Востока. Разумеется, эти события не обошли стороной и Хабаровск (ранее я уже показывал фотографии боев в городе и их последствий).
В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года 3-й и 4-й взводы 1-го особого морского отряда под командованием коммуниста Н.Г. Хорошева получили приказ занять перрон и часть вокзала, где на железнодорожных путях было сосредоточено 88 вагонов с боеприпасами и другим военным имуществом партизанских отрядов. Утром японцы предприняли попытку захвата вокзала, но встретили упорное сопротивление. Несмотря на наличие у противника артиллерии и ограниченное число патронов, моряки отбивались ружейно-пулеметным огнем до тех пор, пока паровозы экстренно не эвакуировали военное снаряжение на левый берег Амура. Практически все защитники при этом погибли, лишь небольшой их части с ранеными удалось отойти, пробившись с перрона. Источники сообщают о том, что последние моряки, оказавшись без патронов, бросились в самоубийственную рукопашную, в которой погиб и их командир.
Могила героев обороны хабаровского вокзала находится в северной части города – в районе базы КАФ, ее я тоже показывал, как и дом, где проживал Н.Г. Хорошев. В 1927 году на площади около только что законченного первого крыла нового каменного вокзала установили классическую стелу ордерной формы с текстом о событиях семилетней давности. При строительстве третьего здания вокзала в 1967 году стелу ликвидировали, заменив ее простой мраморной доской. Именно она и висит на стене современного здания пассажирской станции «Хабаровск-1». Отсутствовала доска лишь в 2000–2005 годах во время неспешной реконструкции вокзала.



10 Закрытые наружные павильоны подземного перехода, некогда связывавшего привокзальную площадь, здание вокзала, пассажирские платформы и находящуюся по другую сторону путей Транссиба улицу Ухтомского. Подземный переход был вполне удобен, но то ли из-за просчетов при строительстве, то ли (что куда более вероятно) из-за небрежения при эксплуатации в него проникали грунтовые воды. Когда началась свистопляска 1990-х годов, сооружение начало ветшать особенно быстро, и стало попросту небезопасным.



11 При реконструкции вокзала подземный перед было принято заменить надземным – виадуком, за что хабаровчане и гости города не устают ругать светлые головы из управления ДВЖД. Карабкаться на немалую высоту по продуваемым всеми ветрами лестницам с багажом – удовольствие сомнительное, особенно для пожилых людей. Все-таки глубина залегания подземного перехода была поменьше.



12 Последний вроде бы тоже собираются отремонтировать и ввести в эксплуатацию, но говорят об этом слишком уж давно, а воз и ныне там. Впрочем, даже если подземный переход и откроют, попасть по нему к улице Ухтомского, то есть пройти насквозь под всеми путями, не получится, он будет служить только для выхода на платформы.



13 Сравнительно новый электровоз ЭП1 тянет за собой пассажирский поезд с западного направления. Движение через станцию идет весьма интенсивное, все-таки Хабаровск является одним из важнейших транспортных узлов Транссиба.



14 По изоляторам на опорах контактной сети опытный глаз увидит, что ДВЖД электрифицирована по системе переменного тока напряжением 25 кВ.
Кстати, до 1967 года, когда был открыт подземный переход, также использовался виадук, причем более простой конструкции, чем современный – его главная галерея была открытой. Затем этот старый виадук демонтировали. Стоял он примерно там же, где и нынешний.



15 На станции «Хабаровск-1» всего шестнадцать путей.
Вдали видны трубы и агрегаты нефтеперерабатывающего завода им. Орджоникидзе.



16 Административное здание станции. Даже не соображу, полностью новое или же глубоко перестроенное старое. Некогда тут находилось кафе «Зеленый огонек».



17 В весьма уродливый желтый гофрированный сайдинг зашито здание прижелезнодорожного почтамта (Ленинградская, 62а). Про него рассказывают, будто это уцелевшее левое крыло вокзала 1926–1935 годов, этой байке вторит даже «Википедия» (после выхода этого альбома информацию они все-таки исправили). Однако несмотря на некоторое сходство сохранившихся элементов декора, это совершенно отдельное здание, к тому же слишком далеко отстоящее от привокзальной площади. Если бы легенда оказалась правдивой, то протяженность фасада второго вокзала должна была превышать четверть километра. Между тем все каменные здания вокзала имели длину лишь 130 метров, а площадь не смещалась с момента ее обустройства. Она всегда находилась в створе русла речки Чердымовки, поверх которой ныне разбит Амурский бульвар.



18 За путями тянется уединенно-провинциальный район улицы Ухтомского с преобладанием частной застройки деревенского типа, вдали за которым высятся многоэтажки микрорайона Большая–Вяземская.



19 В завершении этого поста отмечу, что в немалой степени он мыслился мною для сообщества , посвященного самой длинной в мире железной дороге во всех испостасях ее истории и бытия. Могу смело рекомендовать это сообщество всем интересующимся данным предметом.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
From: tgrig
2011-02-26 04:30 am (UTC)
йо, про оборону вокзала впервы вижу столько инфы!! обычно одно два слова пишут с именем командира Спасибо!! ) я тогда выложу в комьюенити ссылку на какой нибудь исторический пост ;-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-26 04:31 am (UTC)
Только текст, как я и просил, лучше предварительно согласовывать со мной. Меня особенно волнует орфография. ;)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fesma94
2011-02-26 04:32 am (UTC)
Карабкаться на немалую высоту по продуваемым всеми ветрами лестницам с багажом – удовольствие сомнительное (c)
Почему бы не приделать эксколаторы и лифты ?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-26 04:36 am (UTC)
Лифты в разумном количестве не смогут обслужить поток пассажиров, хлынувший даже с одного поезда. Их разве что для инвалидов стоило бы установить, но ведь у нас туда ломиться будут самые здоровые и наглые, так что окажется необходим контроль на каждой платформе. А эскалаторы такого масштаба для всех платформ - решение безумно дорогое и весьма сложное. Куда проще оборудовать эскалаторами подземный переход.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ww_dikinet
2011-02-26 04:33 am (UTC)
Замечательные фотографии, особенно про железную дорогу. Я по Трансибу в детстве накаталась. Каждое лето к бабушке из Сибири в Россию, а потом обратно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-26 04:37 am (UTC)
Улыбнуло противопоставление России и Сибири. ;) Впрочем, я тоже редко одновременно использую тэги "Дальний Восток" и "Россия". :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aleonkin
2011-02-26 04:47 am (UTC)
Дима, насчет числа путей (щас знакомому машинисту позвонил)
пути считаются с середины таким образом: влево (к вокзалу) четные, вправо (к ул. Ухтомского) нечетные. И счет путей такой, считаю от вокзала по номерам путей:

12, 10, 8, 6, 4, 2, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19

Получается 16 путей
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-26 04:59 am (UTC)
Спасибо, Саш, сейчас подправлю текст. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: funnyshots
2011-02-26 04:51 am (UTC)
Спасибо за репортаж. Подписался на transsib_ru.
Интересно, почему во Владивостоке и Хабаровске самые кошерные поезда "Океан" и "Россия" прибывают на путь у низкой платформы, а совгаваньский бичевоз останавливается у высокой?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-26 10:13 am (UTC)
Э-э-э... не подскажу. Я даже не знаю, что такое низкая платформа и что такое высокая. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: proxladno
2011-02-26 06:23 am (UTC)
Некогда доводилось пользоваться вокзалом как старой, так и новой постройки. В новом варианте хоть помещение касс стало иметь приличный вид. Но их центральное положение... Те, кто видел китайские вокзалы или стоял в очереди в хабаровских кассах, меня поймут:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-26 10:15 am (UTC)
Честно говоря, уже много-много-много лет не стоял там в очереди, так что в этом аспекте судить не берусь. Но внутри стало гораздо приличнее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yablonka
2011-02-26 06:27 am (UTC)
т.е., только почтамт сохранился с каких-то там годов? и то, пристройка на крыше только радует

подземный переход когда закрыли? или он частично работает? я по нему ходила, а по виадуку - нет. когда уезжаешь - с ближайшей к вокзалу платформы, не надо никуда идти, а вот приезжая - ходила под землей!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-26 10:12 am (UTC)
Горы строительства почтамта, увы, не подскажу. Предположу все-таки, что 1930-е, хотя сам проект выглядит куда более ранним. Как, впрочем, и сам вокзал. Вообще чуть дальше по Ленинградской сохранилась еще дореволюционная водонапорная башня. И, кажется, все - остальные здания куда моложе.

Когда, если не секрет, тебе крайний раз приходилось бывать в нашем подземном переходе на вокзале? Насколько я знаю, где закрыли где-то года с 2005 или 2006-го.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kentavr_vs
2011-02-26 06:30 am (UTC)
>>припарковаться около вокзала – непростая проблема.
Серьезно что ли? Никогда не было с этим проблем после реконструкции O_o
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-26 10:08 am (UTC)
Ну, может это я такой "везучий". :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: svinchukov
2011-02-26 08:23 am (UTC)
Дима, завод все-таки нефтеперерабатывающий, а не нефтеперегонный :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kivsenkovova
2011-02-26 08:54 am (UTC)
Конечно, нефтеперерабатывающий, но на бытовом уровне, в обывательском обиходе ещё в пятидесятых годах его называли "нефтеперегонным" и вонь от него часто посещала старый, а для нас тогда единственный, корпус ХабИИЖТа.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kivsenkovova
2011-02-26 09:08 am (UTC)
Спасибо, Дима, за очередную информацию о знакомых местах. В своё время жалко было расставаться с предпоследним архитектурным вариантом вокзала.
Не по теме: тебе ничего не говорит фамилия Пастернак Виктор Степанович?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: svinchukov
2011-02-26 09:41 am (UTC)
Секретарь краевого комитета партии?
(Reply) (Parent) (Thread)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: vedmed1969
2011-02-26 04:29 pm (UTC)
что-то почтамт маленький какой-то
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-26 10:42 pm (UTC)
Не такой уж он и маленький, фотография, наверное, обманчива. К тому же с населением он, насколько я знаю, не работает - только с организациями.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: periskop
2011-02-26 04:44 pm (UTC)
Про него рассказывают, будто это уцелевшее левое крыло вокзала 1926–1935 годов, этой байке вторит даже «Википедия»
А разве это байка? По-моему, это и есть северный край старого (до 1966 г.) вокзала. Тот вокзал был смещен частично к северу относительно третьего (1967-2003).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-26 10:39 pm (UTC)
Байка, Сергей. Посмотрите хотя бы по карте. Смещение должно было тогда составлять практически всю длину площади по оси северо-запад - юго-восток. А уже на старых фотографиях видно, что смещения не было. Да и если внимательно сравнить фотографии вокзала и почтамта, то видно, что и форма крыши отличается, и декор победнее.

Хотя, должен признать, до лета 2005 года я сам в упомянутую легенду верил, даже в блоге ее как-то озвучил.

Edited at 2011-02-26 10:40 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dvsib
2011-02-27 08:36 pm (UTC)
Не справедливо, что перрон станции почищены почти до асфальта, а на городских дорогах снег не убран..
Репортаж понравился, спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-27 11:20 pm (UTC)
На дорогах тоже снега практически нет. :) Просто первая фотография декабрьская.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dakworld
2011-02-28 02:02 am (UTC)
Дима, а откуда сомнения про пристанционный почтамп? только из предположения нереальной длинны здания вокзала? Я со школьных времен помню, что нынешнее здание построено значительно восточнее, чем стоял старый деревянный вокзал. И водонапорная башенка, которая сейчас находится на автостоянке, входила в привокзальную инфраструктуру. А сейчас она получается вообще на отшибе. К сожалению даже не знаю как эту информацию проверить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 02:09 am (UTC)
Сомнения не только из-за расстояния, внешний вид тоже не вполне совпадает. Теоретически, конечно, его могли "упростить" в 1964-м... Водонапорка по Ленинградской же находилась не у самого вокзала, а у прежнего локомотивного депо (или как оно там называлось, - сейчас под рукой архива нет). По-моему, я спрашивал про вокзал у Крадина, но точно не помню. Позвоню ему сегодня, если не забуду, переспрошу. Однако он в своих книгах никак не связывает вокзал 1926-35 годов с нынешним почтамтом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jrmm
2011-02-28 07:23 am (UTC)
пруль?
фотки с высоты перехода - ок, я правда думал там путей 50+
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 07:26 am (UTC)
А зачем нам тут леворукие машины? :) Даже бэушные "японки", сделанные для внутреннего японского рынка, куда надежнее и качественнее новых "Тойот", выпущенных в других странах. Исключение здесь только США, пожалуй...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>