?

Log in

No account? Create an account
Хабаровск начала XX века: водопровод, узкоколейки, променады, храмы и т.д. - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Хабаровск начала XX века: водопровод, узкоколейки, променады, храмы и т.д. [Feb. 27th, 2011|07:00 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

1 Соборная площадь (ныне она разделена надвое, причем часть носит такое же имя, а часть называется Комсомольской) в начале XX века. В центре площади стоит Успенский собор, каким он был в период с 1891-го по начало 1905 года. Вообще-то храм несколько старше – первая служба в нем прошла в конце 1886 года, пятью годами позднее был пристроен левый придел с иконостасом.
На заднем плане виднеется, пожалуй, один из ярчайших в городе образчиков крупных каменных зданий, сочетающих в себе черты псевдорусского стиля и русского модерна, – торговый дом Плюсниных (Муравьева-Амурского, 1) . Построен он был в 1902 году, часы в тимпане фронтона углового ризалита были установлены в сентябре, что сужает временной интервал, в котором мог быть сделан данный снимок, менее чем до трех лет. Я думаю, его можно датировать 1903 или 1904 годом.



2 Летом 1905 года были пристроены колокольня, два боковых придела, а северный придел (апсиду) расширили за счет полукруглой пристройки с восточной стороны.
Таким собор простоял до 1930 года, когда был снесен по решению советской власти. Площадь получила название Комсомольской, а в центре ее в 1950-х был установлен памятник дальневосточным партизанам.
В 1999–2001 годах в северо-восточном углу площади построили часовню в честь Успенского собора, называемую также церковью Успения Богоматери. Архитекторы попытались повторить пятиглавую структуру утраченного храма, его стилистические приемы и архитектурную форму. Определенное сходство прослеживается, но в целом вид у новой церкви совершенно иной: она выше, тоньше и наряднее – мало общего с приземистым и сурово-лаконичным обликом храма конца XIX – начала XX веков. На первый взгляд в современной часовне можно усмотреть даже готические черты…



3 Триумфальная арка на краю Соборной площади по оси в ту пору главной улицы города Алексеевской (ныне Шевченко) была установлена в честь визита в Хабаровку в 1891 году цесаревича Николая Александровича, будущего последнего русского императора. Фотография была сделана позже, так как на ней фигурирует здание казначейства (ныне бизнес-центр «Парус», Шевченко, 5), построенное лишь в 1902 году.



4 В начале XX века главной стала уже улица Муравьева-Амурского, идущая от Амура и Соборной площади по гребню Средней горы. Этот снимок был сделан в самом ее начале, слева можно видеть фасад ранее выше показанного торгового дома Плюсниных. Уличные электрические фонари появились в городе осенью 1906 года. Впрочем, наличие на заднем плане башенки доходного дома Такеучи (Муравьева-Амурского, 5) говорит о том, что фотография датируется не ранее чем в 1912 годом. Вероятнее всего, снимок был сделан или перед самой Первой мировой войной или в начале ее.



5 Это примерно тот же отрезок улицы, но в более ранний период – вероятно, в самом конце XIX века. Успенский собор уже стоит, но нарядные капитальные каменные здания на улице еще не появились. Зато слева можно наблюдать пожарную каланчу полицейского отделения постройки 1880 года, с которой было сделано немало старых снимков Хабаровска. Отлично видно, что Муравьева-Амурского в ту пору была не замощена и отдана во власть грязи межсезонья. Кадр был сделан с перекрестка с Поповской улицей (Калинина), то есть примерно то того места, где сейчас находится магазин «Алмаз».



6 Памятник графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому в городском саду близ склона Амурского утеса. Сам памятник был открыт в присутствии цесаревича Николая в 1891 году, но снимок сделали позднее, как минимум не раньше 1907 года, что видно уже по наличию электрического фонаря. Удивляет стоящая близ подножья монумента оградка, похоже, окружающая чью-то могилу. Чью – у меня нет ни малейшей догадки. Так или иначе, а от этого захоронения к нашему времени не осталось и следа. Памятнику же повезло больше: хоть он и был разрушен практически сразу после победы большевиков – в 1925 году, восстановили его вскоре после падения советской власти в 1992 году.



7 Главную аллею городского сада в начале XX века называли бульваром – это было, вероятно, лучшее место для прогулок горожан, чтобы, как говорится, и людей посмотреть, и себя показать. Запечатленные на снимке китаянки прогуливаются примерно в том месте, где сейчас находится здание спасательной станции ОСВОДа, более известно просто как Утес. Снимок был сделан ориентировочно в 1904 году.



8 Вид с Амурского утеса в сторону устья речки Плюснинки (ныне скрытой в трубах под Уссурийским бульваром) и Военной горы (по ней проходит улица Ленина). Примечательно, что здесь можно наблюдать трубу первой городской электростанции, построенной в 1906 году и, увы, снесенной в 2002-м при реконструкции набережной и парка ЦПКиО. Снимок был сделан около 1915 года.



9 Чуть более северный участок набережной – там, где в советские годы находился городской пляж. На заднем плане виднеется Амурский утес, увенчанный памятником Муравьеву-Амурскому и ажурной парковой беседкой.



10 Пароход идет мимо того же утеса. Вообще пароходное движение по Амуру было весьма интенсивным, ведь до строительства Транссиба могучая река была основной транспортной артерией в этой части Восточной Сибири, позднее получившей имя Дальнего Востока.



11 Начало XX века, вид на Чердымовку и улицу Романовскую (Тургенева) со Средней горы – улицы Муравьева-Амурского. Стоит обратить внимание на Иннокентьевскую церковь (Тургенева, 73б) постройки 1898 года – единственный каменный храм в Хабаровске, переживший все перипетии прошлого века, хоть и утративший на долгое время свои функции и внешний вид. На заднем плане вдоль Тихменевской улицы (Серышева) тянутся малоэтажные кирпичные постройки военного ведомства, многие из которых дожили до наших дней.



12 Парадный снимок музея Приамурского отдела Российского императорского географического общества, ныне это краеведческий музей им. Гродекова (Шевченко, 11). Фотография была сделана после 1900 года, когда соорудили уже третья очередь здания. Первая же была завершена четырьмя годами ранее. Очень красивое строение.



13 В начале XX века китайцы составляли немалую долю жителей Хабаровска, так что в городе имелась и своя китайская кумирня. От нее, конечно, и следа не осталось.



14 Этот снимок уже времен Гражданской войны – 1918 года – интересен даже не навыками казака-наездника, а башнями римско-католического костела, который был построен около 1912 года на улице Театральной. Собственно, именно эта улица и видна за спиной у ездока. Над башнями белеет доходный дом Ступина постройки того же 1912 года, ныне более известный хабаровчанам как дворец бракосочетания (Пушкина, 62).
Костел, понятное дело, не уцелел, осталось лишь порядком перестроенное здание причета (Театральная, 16), где с 1985 года работает кожвендиспансер. Сама улица также частично исчезла.



15 Хабаровские водовозы. Вообще доставка воды в городе долгое время оставалась частной услугой. Воду развозили в основном манзы-водоносы – уссурийские китайцы, выходцы из соседней Маньчжурии и Монголии. По расчетам главного инженера при Приамурском генерал-губернаторе Константина Пфаффиуса, население Хабаровска в 15,5 тыс. человек потребляло 17 млн ведер в год, что при стоимости 5 копеек за ведро составляло расход 254 тыс. рублей – огромные для конца XIX века деньги. Поэтому многие жители предпочитали брать воду из водопроводных колонок, по талонам из расчета полкопейки за ведро. Речную воду Плюснинки и Чердымовки использовали только совсем небогатые горожане. Однако качество и колодезной воды не отвечало санитарным требованиям. Газета «Приамурские ведомости» тогда писала: «Вода городских речек непригодна к питью, ее не применишь и в технических целях, уж слишком много накипи. Вода в Амуре и то чище». Население, особенно на окраинах, жило в тяжелых антисанитарных условиях. Вода, которую брали ее прямо из Амура без всяких фильтров, развозилась в бочках. В Амур стекали все нечистоты, и это порождало большое количество желудочно-кишечных инфекционных заболеваний.



16 Еще в феврале 1900 года в городской думе был заслушан доклад полковника артиллерии С.Н. Ванкова о необходимости сооружения водопровода в Хабаровске. Дело закончилось рукоплесканиями и общим мнением, что откладывать решение данной проблемы нельзя. Однако для строительства водопровода требовались большие средства, которые город сам собрать не мог. Так, в марте того же года городская дума приняла решение ходатайствовать перед правительством о выделении ссуды на прокладку водопроводной сети.
Однако начать работы по созданию водопровода удалось лишь в марте 1903 года, когда дума постановила приступить к устройству помпы для забора воды на расстоянии 20 сажен от берега. На период русско-японской войны строительство было прервано. Но уже с 25 октября 1905 года создается комиссия по устройству водопровода, в которую наряду с купцами и чиновниками, вошли врачи. Возглавить строительные работы было поручено городскому архитектору Б.А. Малиновскому Весь 1906 год шли усиленные работы по рытью траншей для прокладки труб, строительству водозабора на берегу Амура ниже Артиллерийской горы.
В 1907 году эти работы были продолжены. Центральные улицы города пересекли траншеи. Приготовленные к укладке трубы вызывали у горожан любопытство и обеспокоенность. Пресса того времени сообщала: «Качество отливки чугунных труб весьма неудовлетворительное… со щербинами, пустотами, раковинами».
Но вот 28 июля (15 июля по старому стилю) 1907 года состоялся первый пробный пуск воды. В 1908 году работы по устройству водопровода были в основном завершены. От основной сети воду подводили к частным домам и учреждениям за счет владельцев. Беднота предпочитала брать воду у колонок по цене 0,2 копейки за ведро. Вода в доме была дорогим удовольствием. Мощность водопровода составляла 120 тыс. ведер воды в сутки. Для стирки, бани и других хозяйственных нужд по-прежнему часто брали воду из речек Чердымовки и Плюснинки.
Здесь на фотографии запечатлена прокладка туб, вероятно, ну углу современного Уссурийского бульвара и улицы Дзержинского. Снимок ориентировочно датируется 1906 годом.



17 Первые годы XX века, прокладка узкоколейной линии к речному порту.
Я уже неоднократно писал, что кроме основных путей Транссиба, до революции Хабаровск пересекало несколько узкоколейных железнодорожных веток. В частности одна вела к заводу «Арсенал» (нынешний «Дальдизель»), одна – к судоверфи, третья – к Николаевской площади (ныне площадь Ленина). Некоторые источники сообщают, что в межсезонье, когда улицы города превращались в сплошное болото, эти линии неплохо выручали горожан, используясь и для пассажирского сообщения. Впрочем, едва ли это была типичная картина, хотя говорить о том, что узкоколейки стали прообразом городского трамвая, наверное, все-таки можно. В отличие от Владивостока, где этот вид транспорта появился еще в начале прошлого века, в Хабаровск настоящий трамвай пришел лишь без малого пятьюдесятью годами позднее…



18 Уже 1918 год; подпись гласит, что это строительство военной узкоколейки в Хабаровск. Возможно, эта линия связывала с  ним какую-то из слободок, давно уже поглощенную городом.


Традиционно хочу сказать огромное спасибо уважаемому r7019 за редкие кадры.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: ww_dikinet
2011-02-28 06:40 am (UTC)
А сейчас как с водой?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 06:43 am (UTC)
Сносно, но все равно нужна независимость от вод Амура, которые периодически травят китайцы. Сейчас строят водозабор из подземного Тунгусского источника.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dvsib
2011-02-28 07:26 am (UTC)
Спасибо за редкие кадры
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 07:27 am (UTC)
Еще около сотни отобранных снимков того же периода лежит в заготовках для блога. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aleonkin
2011-02-28 07:42 am (UTC)
Дима, как всегда - оч круто. Вот, кстати, благодаря твоему ЖЖ я стал в свое время немножко интересоваться историей края
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 12:25 pm (UTC)
Рад, что мой труд не полностью бесплоден. :) Надеюсь, я таким образом повлиял не на тебя одного. ;))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Yuriy - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: kentavr_vs
2011-02-28 07:45 am (UTC)
И хоть бы кто-нибудь с того времени сделал фото нынешних Бульваров. А то что-то ну никак не могу себе представить Хабаровск без Бульваров, но с речками заместо них :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aleonkin
2011-02-28 10:05 am (UTC)
+1 вглядываюсь в фотки и не вижу
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_dedushkin
2011-02-28 08:08 am (UTC)
Интересные кадры. А как сейчас бульвар выглядит?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 10:48 pm (UTC)
Который из двух? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: loudon_dodd
2011-02-28 08:37 am (UTC)
Вот ни на одном фото, и здесь, и в других постах, не могу найти Плюснинку и Чардымовку - посмотреть хоть, какие они были.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 10:49 pm (UTC)
Я тоже встречал фотографии преимущественно устья или же снимки с таких точек, что собственно речки толком и не видны.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: greatzanuda
2011-02-28 09:39 am (UTC)
Спасибо большое за интересный рассказ и за интересные фотографии!

Мне в детстве больше всего нравились две утраченные дореволюционные хабаровские постройки - вокзал (ныне как бы восстановленный) и триумфальная арка (такая ажурная и нарядная).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 10:59 pm (UTC)
Назвать нынешний вокзал восстановленным старым все-таки нельзя. Стилизация - не более того. Хотя лучше такой, чем коробка 1967 года...
А арки вообще-то было две. Эту особенно жалко. Городским властям стоило бы ее воссоздать (фотографий-то масса!). На прежнее место, конечно, арку не поставить, там она автомобильное движение заблокирует по Шевченко и, возможно, по углу площади, но можно ведь чуть сместить. Только, боюсь, никто этим заниматься не будет...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yablonka
2011-02-28 11:42 am (UTC)
я сейчас читаю "Краткий исторический очерк г. Владивостока", написанный в 1910г., поэтому меня эти картинки захватили :)

какая арка замечательная была!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 11:07 pm (UTC)
Зато у нас арка была, а у вас она имеется, хоть и восстановленная (вроде бы не слишком близко к тексту). :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dv_dyos
2011-02-28 01:11 pm (UTC)
Отличные снимки! Спасибо.
Почему то считал, что арка стояла параллельно Амуру
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 11:08 pm (UTC)
Обе арки стояли перпендикулярно Амуру, по оси улицы Шевченко. Именно по ней от современного речного вокзала поднимался на площадь (а потом следовал к сторону Амурского бульвара) кортеж цесаревича, высадившегося на пристани.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kazagrandy
2011-02-28 01:22 pm (UTC)
Фотография Триумфальной арки очень интересна.
Красивая она была...
Спасибо за подборку.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 09:35 pm (UTC)
Их вообще-то две было, но вторую разобрали практически сразу после отъезда наследника престола. А вот эта простояла долго. Действительно красивая. Точно не знаю, когда она исчезла, но подозреваю, что ее могли снести события, последовавшие за Февральской революцией.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: luckywalrus
2011-02-28 03:14 pm (UTC)
> городского сада в начале XX века называли бульваром
Видимо, это было общероссийской традицией определенного исторического периода. В Севастополе тоже есть Приморский Бульвар, расположенный прям в городском саду ;-) Видимо, бульвары тогда были предназначены именно для прогулок...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 11:10 pm (UTC)
Наверняка. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: _zayka_
2011-02-28 07:40 pm (UTC)
на одном из окон дома, где недавно находился дом мод Татьяны Буровой (Фото 4 ) есть надпись "Номера". Не знаю, что там сейчас находится. И, к сожалению, не знаю, старая ли это надпись, или просто поддерживаются городские легенды
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-02-28 09:47 pm (UTC)
Я не знаю, где был дом мод Буровой. :) Но вообще, говорят, кое-где сохранились оконные стекла со следами старых надписей. Но я их, признаться, своими глазами не видел.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: two_monicas
2011-03-01 03:19 am (UTC)
Спасибо за подборку! И за ПОДписи ПОД снимками!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-01 04:25 am (UTC)
Насторожили заглавные буквы. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: b_s_d_1
2011-03-04 08:25 pm (UTC)
Фото №17, кажется, из http://sbchf.narod.ru/uzk27.html

Интересно было бы составить схему узкоколейных железных дорог на карте...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-05 04:43 am (UTC)
Я снимок брал из другого источника. :)

Было бы интересно, конечно, особенно в свете загадки узкоколейки до Николаевской площади. Я подозреваю, что соорудили ее в 1913 году к промышленной выставке и разобрали довольно-таки скоро после ее окончания. До сих пор не знаю даже маршрута. Могу лишь предполагать, исходя из того, какие кварталы в то время только предполагалось отдать под застройку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aleonkin
2014-04-01 12:34 am (UTC)
--> интересен даже не навыками казака-наездника, а башнями римско-католического костела

Не было там никакого костела. Костел был на Дзержинского, но потом сгорел
(Reply) (Thread)