?

Log in

No account? Create an account
Корейский прадедушка «Потемкина» - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Корейский прадедушка «Потемкина» [Mar. 1st, 2011|09:35 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Какой ответ можно получить на вопрос, когда же был построен первый в мире броненосец? Чаще всего тут же вспоминают бесплодное сражение на Хэмптонском рейде между «Монитором» северян и казематной «Вирджинией» южан 9 марта 1862 года. Но то было первое боевое столкновение двух броненосных кораблей. Можно припомнить французские плавучие батареи времен Крымской войны – «Лавэ», «Девастьон» и «Тоннат». Назвать их полноценными кораблями, правда, не у всякого язык повернется. Особо искушенные натуры могут блеснуть познаниями, упомянув более ранние творения французского конструктора Жака Санэ – тяжелые 118-пушечные линкоры «Коммерс да Марсель» водоизмещением 5100 тонн. Корабли еще наполеоновских времен защищались крепкой дубовой обшивкой толщиной до 1,5 метров, которую брало далеко не всякое ядро. Но ведь это все-таки не вполне броня.
В общем, развивать данную тему есть куда – и вширь, и вглубь. Но есть, однако, страна, историки которой непоколебимо знают, когда именно появились и были с успехом использованы первые в мире броненосные корабли. Это Корея. Точнее, обе Кореи, которые, несмотря на полную идеологическую несовместимость, полностью солидарны с позиций национализма. О, да, первенство принадлежит устрашающему кобуксону – кораблю-черепахе, – громившему японцев еще в конце XVI столетия.

На этой фотографии, взятой из официального северокорейского издания 1980 года, запечатлен экспонат одного из залов Центрального исторического музея в Пхеньяне. Кобуксон здесь безапелляционно назван первым в мире броненосцем, использовавшимся впервые в ходе Имджинской войны (1592–1598) против Японии в 1592 году.
В принципе, как минимум вторая часть текста полностью соответствует истине. Всего несколько таких кораблей под командованием поистине гениального флотоводца Ли Сунсина (1545–1598) дважды нанесли поражение огромному японскому флоту, причем во второй раз превосходство противника являлось подавляющим (чуть ли не 1:30).
Вот только неясно, были ли корабли-черепахи и в самом деле защищены железной броней. Из текстов современников это вовсе не следует, хотя известно, что покатые крыши кобуксонов, и делавшие их внешне похожими на черепах, несли на себе многочисленные шипы, исключительно затруднявшие один из основных приемов морского боя той эпохи – абордаж.
30–40 метровые кобуксоны имели сравнительно небольшой экипаж – с полсотни воинов и до семи десятков гребцов (кроме двух мачт при двух парусах корабли использовали также весла). Они сражались преимущественно таранными ударами и артиллерийским огнем – несли на борту до трех дюжин пушек.
Для своего времени и своего уголка мира такие корабли были грозным оружием, и, как я уже сказал выше, при умелом использовании оказались способны сломить хребет многочисленному японскому флоту, тем самым обеспечив победу и на суше. Предоставленные сами себе и лишившиеся снабжения огромные армии сёгуна Тоётоми Хидэёси в итоге были разбиты корейскими партизанами и не слишком боеспособной регулярной китайской армией.
Сам изобретатель грозных кораблей-черепах Ли Сунсин, как и адмирал Нельсон, пал, сраженный шальной пулей на пороге своего величайшего триумфа. Однако сражение было уже по сути выиграно, и корейский адмирал навеки вошел в историю как обеих Корей, так и Японии. Ну а были ли кобуксоны настоящими броненосцами (как и то, можно ли считать тонкие шестигранные плитки мягкого железа броней и сбросить со счета отсутствие паровой машины), возможно, для истории не столь уж и важно.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: ww_dikinet
2011-03-01 11:39 am (UTC)
Страшенная какая черепаха.
Вроде бы смотрела фильм про эти корабли?!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-01 11:46 am (UTC)
Наверняка. :) Но я лично не видел :)

Вообще-то я готовил сегодня совсем другой пост про КНДР, полноценный. Но не хватило времени. Вот, за полчаса слепил этот огрызок. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vedmed1969
2011-03-01 11:41 am (UTC)
интересно, в Корее есть жанр альтернативной истории? А то такой сюжетец можно было б завернуть: "... после изобретения великим механиком Ли Хен Намом парового двигателя флот корейский броненосцев атаковал Порт-о-Пренс" :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-01 11:45 am (UTC)
С альтернативной историей в Корее все в порядке. Согласно их вполне официальной научной позиции, западная граница протокорейского государства была чуть ли не у порога твоего дома, а уж по древности цивилизации с первыми корейцами могли сравниться разве что шумеры. :))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: talles
2011-03-01 11:45 am (UTC)
Насколько я помню первым броненосцем, построенным именно как броненосец был Корабль Его Величества "Воин" (HMS Warrior) в 1860 году. Но это к слову. А нет более подробной инфы о кобуксонах? Очень интересно)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vedmed1969
2011-03-01 11:50 am (UTC)
есть. Вот тут http://balancer.ru/society/2007/11/t58685--boevye-korabli-dalnego-vostoka-drevnosti-i-srednevekovya-kob.html

Там даже есть ссылки на книжки
(Reply) (Parent) (Thread)
From: talles
2011-03-01 11:50 am (UTC)
да, и Ли Сун Син не был изобретателем. Он возродил хорошо забытое, ибо первые кобуксоны были использованы ещё за 100 лет до Имджимской войны
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-01 11:58 am (UTC)
Он взял за основу куда менее защищенные паноксоны и усовершенствовал их.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yablonka
2011-03-01 11:57 am (UTC)
эх, исторический у нас в программу не поместился

выглядит жутковато
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-01 12:11 pm (UTC)
Может, что из японцев от ужаса и топился. ;) А вообще я в Пхеньяне в этот музей хотел попасть. Все лучше чем на сушеного вождя смотреть.

Edited at 2011-03-01 01:38 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuri7751
2011-03-01 01:16 pm (UTC)
Таки война "Имджинская" (Концевич) или "Имчжинская" (Холодович) - в тексте опечатка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-01 01:21 pm (UTC)
Согласен, перепутал буквы, исправился. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2011-03-01 01:27 pm (UTC)
«Корабли еще наполеоновских времен защищались крепкой дубовой обшивкой толщиной до 1,5 метров»

Не обшивка имела такую толщину, а весь борт довольно замысловатой многослойной конструкции. Чтобы дервянное судно такого размера имело необходимую жёсткость конструкции, толщина бортов просто не могла быть меньше. Защищённость такого борта от тогдашней артиллерии (бронебойность которой, по большому-то счёту, была смехотворной) была хоть и полезным, но побочным следствием.

Да и тактика применения артиллерии в морском бою, насколько я могу судить, тогда не строилась на непосредственном разрушении корпуса судна — по вышеназванной причине. Основной тактикой были повреждение такелажа и рангоута, что лищало парусное судно хода, и провоцирование пожара.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-01 10:54 pm (UTC)
Это понятно, но все-таки 1,5 метра дубовых досок - это очень много и для тех времен, поэтому мне случалось встречать в текстах мысли, мол, да это же был настоящий прообраз броненосца. :)
Корпуса судов того времени, кстати, все-таки проламывались ядрами, хотя тонули те корабли от собственно обстрела действительно сравнительно редко. Чаще от пожаров или взрыва порохового склада.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2011-03-01 01:36 pm (UTC)
«Вот только неясно, были ли корабли-черепахи и в самом деле защищены железной броней.»

Железной — уж наверняка не были. Медной — вероятнее.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-01 10:48 pm (UTC)
Пишут, что если броня и была, то железной. Шипы точно были выполнены из жилеза.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: maxuzzz
2011-03-01 09:43 pm (UTC)
плз, поправьте опечатку в тексте - Хидэёси.

Мне помнится, уважаемый Андрей tttkkk Ланьков писал про эту историю у себя, на полном серьёзе называя корейцев изобретателями броненосцев.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-01 11:23 pm (UTC)
Поправил, спасибо. Да-а-а, на ночь глядя у меня внимательность здорово рассеивается. :)

Я читал, кажется, этот материал у Ланькова, но при всем к нему уважении все-таки нет надежных свидетельств наличия брони у "черепах". Ну, или я о них не знаю. Не говоря уже о том, можно ли вообще относить парусно-гребное судно к броненосцам.
(Reply) (Parent) (Thread)