dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Корейский прадедушка «Потемкина»

Какой ответ можно получить на вопрос, когда же был построен первый в мире броненосец? Чаще всего тут же вспоминают бесплодное сражение на Хэмптонском рейде между «Монитором» северян и казематной «Вирджинией» южан 9 марта 1862 года. Но то было первое боевое столкновение двух броненосных кораблей. Можно припомнить французские плавучие батареи времен Крымской войны – «Лавэ», «Девастьон» и «Тоннат». Назвать их полноценными кораблями, правда, не у всякого язык повернется. Особо искушенные натуры могут блеснуть познаниями, упомянув более ранние творения французского конструктора Жака Санэ – тяжелые 118-пушечные линкоры «Коммерс да Марсель» водоизмещением 5100 тонн. Корабли еще наполеоновских времен защищались крепкой дубовой обшивкой толщиной до 1,5 метров, которую брало далеко не всякое ядро. Но ведь это все-таки не вполне броня.
В общем, развивать данную тему есть куда – и вширь, и вглубь. Но есть, однако, страна, историки которой непоколебимо знают, когда именно появились и были с успехом использованы первые в мире броненосные корабли. Это Корея. Точнее, обе Кореи, которые, несмотря на полную идеологическую несовместимость, полностью солидарны с позиций национализма. О, да, первенство принадлежит устрашающему кобуксону – кораблю-черепахе, – громившему японцев еще в конце XVI столетия.

На этой фотографии, взятой из официального северокорейского издания 1980 года, запечатлен экспонат одного из залов Центрального исторического музея в Пхеньяне. Кобуксон здесь безапелляционно назван первым в мире броненосцем, использовавшимся впервые в ходе Имджинской войны (1592–1598) против Японии в 1592 году.
В принципе, как минимум вторая часть текста полностью соответствует истине. Всего несколько таких кораблей под командованием поистине гениального флотоводца Ли Сунсина (1545–1598) дважды нанесли поражение огромному японскому флоту, причем во второй раз превосходство противника являлось подавляющим (чуть ли не 1:30).
Вот только неясно, были ли корабли-черепахи и в самом деле защищены железной броней. Из текстов современников это вовсе не следует, хотя известно, что покатые крыши кобуксонов, и делавшие их внешне похожими на черепах, несли на себе многочисленные шипы, исключительно затруднявшие один из основных приемов морского боя той эпохи – абордаж.
30–40 метровые кобуксоны имели сравнительно небольшой экипаж – с полсотни воинов и до семи десятков гребцов (кроме двух мачт при двух парусах корабли использовали также весла). Они сражались преимущественно таранными ударами и артиллерийским огнем – несли на борту до трех дюжин пушек.
Для своего времени и своего уголка мира такие корабли были грозным оружием, и, как я уже сказал выше, при умелом использовании оказались способны сломить хребет многочисленному японскому флоту, тем самым обеспечив победу и на суше. Предоставленные сами себе и лишившиеся снабжения огромные армии сёгуна Тоётоми Хидэёси в итоге были разбиты корейскими партизанами и не слишком боеспособной регулярной китайской армией.
Сам изобретатель грозных кораблей-черепах Ли Сунсин, как и адмирал Нельсон, пал, сраженный шальной пулей на пороге своего величайшего триумфа. Однако сражение было уже по сути выиграно, и корейский адмирал навеки вошел в историю как обеих Корей, так и Японии. Ну а были ли кобуксоны настоящими броненосцами (как и то, можно ли считать тонкие шестигранные плитки мягкого железа броней и сбросить со счета отсутствие паровой машины), возможно, для истории не столь уж и важно.
Tags: КНДР, военная история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments