?

Log in

No account? Create an account
Когда деревья были большими, или советский взгляд на архитектуру - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Когда деревья были большими, или советский взгляд на архитектуру [Mar. 6th, 2011|06:34 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Практически в любую эпоху принято ностальгировать по «старому доброму времени», наделяя его наряду с реальными чертами заметной идеалистической аурой. В немалой степени это справедливо и в отношении моего родного города. Неоднократно я уже встречал суждения, мол, в советские годы историческое архитектурное наследие Хабаровска берегли, а разрушать его стали совсем недавно.
Не соглашусь. Если посмотреть на даты решений о присвоении тому или иному объекту статуса памятника архитектуры, то станет очевидно, что пик пришелся уже на 1990-е годы. До этого времени об охране большинства объектов особенно не задумывались: дореволюционных зданий в центре да и за его пределами оставалось очень много. Это теперь они все более уподобляются редким драгоценностям, что, впрочем, не мешает застройщикам при полном попустительстве властей их планомерно уничтожать.
Однако любопытства ради предлагаю почитать выдержки из книги-фотоальбома «Хабаровск» издания 1979 года (все фотографии здесь, кроме третьей, взяты именно оттуда), автор текста – Владимир Ковтун. Надо сказать, он излагает точку зрения, вполне коррелировавшую с официальной.


1 Знакомство с любым городом будет неполным, если не увидишь его старых зданий, носящих на себе печать архитектуры былых времен. Но в 120-летнем Хабаровске (напомню, текст писался в конце 1970-х), естественно, бесполезно искать следы древнего зодчества.
Ну, а как же архитектурные стили середины и конца девятнадцатого века, начала века нынешнего – уж они-то, наверное, отражены в городских постройках? Да, здесь мы найдем, например, здания в стиле модерн.
(Все-таки отмечу, что самый ранний сохранившийся архитектурный пласт относится к 1880-м годам, здесь за тридцать лет ничего не изменилось.) Но редко эти здания удачны в целом, хотя отдельные элементы привлекают внимание. Как правило, в объемном, планировочном решении и оформлении домов, особенно в отделке фасадов, не увидишь тонкого вкуса – заказчикам-толстосумам была по душе эклектическая смесь из разнородных стилей.

Существовали различные планы застройки города, но они не выполнялись, и архитектурный облик Хабаровска складывался стихийно. (В принципе, неверно. Город большую часть своего существования – с 1860-х годов – развивался по достаточно четким генеральным планам, чем выгодно отличался, скажем, от Владивостока. Другой вопрос, что конкретные архитектурные стили этими планами не описывались). Один журналист в 1903 году так подытожил свои впечатления: «Город без плана, без рисунка, всякий лепил свой дом, где хотел». Здания, выстроенные в купеческом вкусе, сочетавшие и классицизм, и модерн, и элементы древнерусской архитектуры, порядком «намозолили» глаза горожанам еще до революции, и уже тогда предпринимались попытки «осовременить» отдельные сооружения. Так, в 1914–1916 годах инженер А. Николаев-Труханов реконструировал здание гарнизонного собрания (ныне – Дворец труда) (в наши дни – Художественный музей и концертный зал филармонии) и все же не сумел до конца освободить его фасад от перегруженности мелкими деталями. (Опять-таки неверно. В указанные годы здание было существенно расширено, но вместе с тем оно получило даже более пышный декор, чем имело ранее).



2 Другие здания были перестроены уже в советское время, у них поубавилось излишней пышности и вычурности. Таков Центральный универмаг на улице Карла Маркса – бывший ресторан «Чашка чая».



3 (К счастью, порядком изуродованному сначала снарядами Гражданской войны, потом реконструкцией советского периода бывшему доходному дому Архипова уже в начале 2000-х вернули хотя бы малую толику его прежнего великолепного облика. Правда, до первоначальной барочности все же не дотянули.)



4 И все же среди старых построек есть такие, которые представляют определенный интерес. Это краеведческий музей и здание на углу улицы Шевченко и Паркового переулка (сейчас переулок Дьяченко), выполненные в стиле классицизма (речь, конечно, идет о бывшем здании Госбанка; на самом деле это эклектика, хоть и с элементами классицизма). В их облицовке удачно сочетаются красный и черный кирпич (из черного кирпича в Хабаровске в принципе не строили, это ошибка). Для облицовки других домов использован кирпич красного и серого цвета.



5 Из зданий, сохранивших в основном прежний вид, стоит обратить внимание также на то, в котором помещается краевая научная библиотека (бывший торговый дом Плюсниных). Здесь тоже бросается в глаза явный вкусовой перехлест купца Плюснина. Но зато, если рассматривать каждое украшение в отдельности, нельзя не подивиться их роскошеству. Вот богатые каменные наличники, вот затейливые кокошники…



6 Можно любоваться также шатровой крышей городского Дворца пионеров (бывший Городской дом), драконами, притаившимися под стрехой. Есть в старой части города еще несколько интересных построек, особенно бывших особняков богачей, но к ним правильнее будет относиться как к «висячим музеям», где на стены в большой тесноте налеплены образцы всевозможных стилей. Крыши таких домов иногда представляют собой целые замки из фигурных кирпичных труб. В старых домах с печным отоплением было много трубных выводов, которые без изобретательности каменщиков просто обезображивали бы крыши. И с невольным уважением думаешь об умелых руках строителей прошлого, о любовном отношении печных мастеров к своему делу.



7 О том же размышляешь, рассматривая изящные металлические узоры по краям крыш старых зданий, на карнизах и по бокам террас. Одно из таких зданий находится на улице Шевченко (судя по всему, уже упомянутый ранее Госбанк – ныне там находится музей истории КДВО). На первый взгляд, эти металлические решетки кажутся обычным чугунным литьем и в таком качестве большого интереса не вызывают. Особой фантазии в них нет, и соотнесенные в памяти с чугунным узором оградовых решеток в Ленинграде, они сразу проигрывают. Но в том-то и дело, что это не литье, а... ковка. А попробуйте грубым кузнечным молотом отковать узорчатую решетку, да еще так, чтобы все завитушки одного рисунка были похожи как две капли воды, чтобы симметричные линии повторялись во всех изгибах и не отличались одна от другой ни единой шероховатостью! А такие мастера-кузнецы были в старом Хабаровске. Были и плотники, умевшие не только поставить добротный дом, но и украсить его воздушной деревянной резьбой. Такие легкие кружева под крышами, над окнами, на верандах нет-нет да и увидишь на потемневших от времени домах где-нибудь в тихих переулках.
Образцы старого деревянного зодчества тщательно изучаются, собираются. Планируется создать в городе музей под открытым небом, где разместятся перенесенные из разных концов города и окрестных сел оригинальные деревянные постройки.




8 Тут я могу добавить, что музея деревянного зодчества в Хабаровске нет и поныне. Попытки перевозки домов заканчивались тем, что на новом месте их собрать уже не могли (хотя справедливости ради надо отметить, что в 1980-х положительный опыт перемещения старых зданий на несколько сотен метров по рельефу все-таки имелся, взять ту же улицу Дзержинского). Да и не будет уже, наверное, такого музея – деревянный старый Хабаровск практически исчез. Я говорю, конечно, не о бараках сталинских времен, а о действительно красивых и оригинальных домах с богатым декорам. Даже кирпичным их собратьям приходится сравнительно несладко.
Но так или иначе побочные эффекты нынешних градостроительных тенденций – лишь продолжение того, что было начато значительно раньше. Взгляните, например, на нечетную сторону улицы Пушкина между Уссурийским бульваром и улицей Ленина. Она отлично просматривается даже с главной площади города. Как вы полагаете, стоило ли ее застраивать типовыми пятиэтажными «хрущевками»? Разрушение Успенского собора в начале 1930-х я тут даже вспоминать не стану.
Ну а подход с позиций эпохи торжества функционализма к дореволюционной архитектуре кажется мне и вовсе неуместным. Что бы тогда автор текста мог сказать, скажем, о барочных шедеврах того же Растрелли?..

На этом, пожалуй, пока закруглюсь. Пообещаю лишь, что в недалеком будущем расскажу о готовящемся монструозном проекте, способном донельзя изувечить самое сердца Хабаровска. Но об этом все же после небольшой паузы. Пока в ближайших планах или Иерусалим, или Владивосток – как уже настроение сложится.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: muxen
2011-03-06 09:28 am (UTC)
Мне нравится на 5 снимке парень"хиповый".В майке с трафаретом,длинноватые волосы и магнитофон в правой руке.Скорее всего какая то музыка звучитна всю улицу.Если по виду его смотреть,должен быть рок.Идёт тусить или в ЦПКО или на центральный пляж.С девками знакомится.:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-06 10:02 am (UTC)
На этой фотографии его скверно видно - я не стал мять книгу в сканере и просто отфотографировал нужные страницы. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: v_andreev
2011-03-06 10:09 am (UTC)
если не ошибаюсь, мода носить с собой магнитофоны позже появилась, в 80-е, вместе с двухкассетниками. Они куда солиднее выглядели
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2011-03-07 12:22 am (UTC)
Ну, самая-то хипповая майка была ручной вязки из толстых х/б ниток, в горизонтальную полоску разных цветов шириной в спичечный коробок или чуть шире. Да и сами нитки для вязки могли быть сложены из несколких разноцветных ниток. В общем, майки эти выглядели как самотканые половички.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2011-03-07 05:22 am (UTC)
А чегой-то на 2-м фото они не по асфальту идут? O_o
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-07 05:27 am (UTC)
Забавно. :) Только сейчас обратил внимание. Может быть, идя вдвоем, было трудно разминуться с пролетарием, топающим навстречу по середине тротуара. Вот кавалер и выдавил галантно свою даму на земельку газона. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kentavr_vs
2011-03-07 05:28 am (UTC)
*дитя прогресса*
На мгновение показалось, что мужик на том же фото говорит по мобильному. Прифигел малость %)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aleonkin
2011-03-07 10:27 am (UTC)
фото №5 на нем на двух нижних окнах есть жалюзи ("рольставни"), теперь осталось только одно - на самом левом окне
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-08 02:34 am (UTC)
Причем механизмы понесли большой урон именно в последние годы, насколько я знаю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: diana_spb
2011-03-09 09:41 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-03-09 10:05 am (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ihistorian
2011-11-03 05:40 am (UTC)
Я говорю, конечно, не о бараках сталинских времен, а о действительно красивых и оригинальных домах с богатым декорам. ///

Подход художника)) А историкам потом гадать, как выглядело ТИПИЧНАЯ постройка. Т.е. мне, как историку, важнее видеть типичный сталинский барак, нежели эксклюзивный домик единичной постройки. Фотографируют чаще последние, а знать и видеть надо первые))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-08 09:25 pm (UTC)
Я согласен с тем, что стоило бы сохранять все архитектрные пласты во всех их проявлениях. Даже деревянные бараки 1930-50-х. Просто для истории, чтобы можно было потом посмотреть, как жили обычные люди. Но надеяться на это в существующих условиях трудно, ведь под натиском застройщиков гибнут даже памятники архитектуры. А приспособить под что-то функциональное барак еще тяжелее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ihistorian
2011-11-03 05:50 am (UTC)
(В принципе, неверно. Город большую часть своего существования – с 1860-х годов – развивался по достаточно четким генеральным планам////

Тут надо понять, что с точки зрения советского планирования любые ПОПЫТКИ планировать при капитализме и наличии стихийной застройки, нарушений со стороны имущих классов - детский сад.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-08 09:27 pm (UTC)
Все познается в сравнении, многие города вообще плана развития не имели. Да и распределение (продажа) участков под те или иные цели в дореволюционном Хабаровске было не просто формальным. Конечно, не более поздний советский бюрократический центризм, но хаоса тоже не было.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)