Вчера, покупая лампы для фар (с новыми правилами спираль ближнего света быстро перегорела), я отказался от предложенных китайских, предпочтя лампы японского производства. Они, несомненно, куда лучше качеством.
Сегодня в супермаркете по-прежнему увидел яркий плакатик «Яблоки из Японии!» Нет, их я покупать не стал – цена в 400–500 рублей за килограмм пусть даже экологически чистых и безусловно вкусных яблок кажется мне несоразмерной. Но раз дорогущие японские фрукты продают даже в супермаркете эконом-класса, значит, своя потребительская ниша у них имеется. Ну а японскую васаби для домашних ролов я купил совсем недавно.
Однако что будет завтра? На «Дроме» еще в пятницу стали активно обсуждать скорое появление в продаже машин-«утопленниц» после цунами. Угроза радиоактивного заражения может и вовсе поставить крест на традиционном дальневосточном спросе на бэушные «японки» и запчасти. Случись что помасштабнее на АЭС (не приведи господи!) – и это окажется более эффективным заслоном на пути японских машин, чем «путинские» заградительные пошлины.
Впрочем, вполне возможно, коснется это всего спектра японских товаров. Вероятность приобрести радиоактивное яблочко, домашний кинотеатр или даже просто блузку будет, вероятно, крайне невелика (при нынешнем положении дел исчезающе мала). Но кто даст гарантию, которой поверит крепко привыкший к вранью отечественный потребитель? Да и в других странах, думаю, перестраховщиков найдется немало. Даже моя супруга сказала, что в этом году в Приморье ехать отказывается наотрез.
Сегодня сотрудник одной уважаемой японской корпорации неофициально сообщил мне в телефонном разговоре о возникших после землетрясения чисто производственных проблемах на нескольких пострадавших от стихии заводах. Они, конечно, будут решены, но и это лишняя соломинка для спины японской экономики. Индекс Nikkei снижается, дешевеют акции многих компаний страны Восходящего солнца, Япония уже понесла огромный ущерб. Не исключено, что такой, какой она была до 11 марта, страна не будет еще очень долго. А кризис одной из крупнейших экономик мира не может не сказаться в глобальном масштабе, причем так или иначе проиграют в этом случае все.
В новостных лентах то пишут ужастики, то успокаивают. Судя по френд-лентам, на большей части территории страны жизнь продолжается почти прежним чередом. Ужас творится преимущественно на севере Хонсю да вблизи роковых АЭС. И то японцы, благодаря своему менталитету и опыту, далеки от паники. В Токио, впрочем, похоже, нервозность уже ощущается. Что будет дальше – зависит главным от нескольких атомных реакторов, и уверенно предсказать будущее сейчас не может никто.
Все сказанное выше относилось главным образом к сфере холодных рациональных рассуждений. Ну а по-человечески мне чертовски жаль погибших, пострадавших и их близких и очень хочется верить, что худшее для наших соседей уже позади. Дай бог, чтобы реакторы все-таки мирно остыли.
Journal information