Кстати, многие ли помнят, что данный район Хабаровска, созданный в 1936 году, до ноября 1961 года носил имя Сталинского? Вообще вроде бы совсем недалеко от моего дома существует музей истории района, стоило бы туда сходить, вот только телефоны его никогда не отвечают. Неужели он закрыт?..
На заднем плане пар валит из труб ТЭЦ-1, дающей горячую воду и тепло в дома, вероятно пары сотен тысяч хабаровчан. Раньше в небо устремлялись столбы не пара, а густого черного дым от сжигания угля, но в конце 2000-х централь была переведена на газ. После этого ситуация с экологией улучшилась, по крайней мере визуально.
2 Длинный корпус с агрегатами ТЭЦ-1. Кстати, централь начала свою работу в июле 1954 года и с тех пор неоднократно расширялась.
3 Ряд градирен для воды – самый узнаваемый элемент ТЭЦ, их видно издалека, даже из центра города, если смотреть через изгиб реки. Своего рода они уже стали неофициальным символом всего огромного Индустриального района. Здесь, правда, ракурс не слишком привычный, так как я делал этот снимок с восточной стороны, то есть по отношению к Краснореченской улице уже находясь по обратную сторону ТЭЦ-1.
4 Совсем неподалеку за забором стоят корпуса завода «Амур-пиво». Видимо, в высоких белых танках и бродит пенный напиток. В Хабаровске, кстати, знаю три крупных пивных производства («Амур-пиво», «Балтика» и «Тайга»), плюс имеются еще и мелочь пузатая, что, вероятно, немало для 600-тысячного города. Часть продукции, правда, идет на экспорт в Китай, где почему-то принято считать, что российское пиво лучше местного. Хабаровчане же, выезжающие в тот же Фуюань, обычно нахваливают китайский «Харбин». Такая вот перекрестно-курьезная картина. Я же качество пива комментировать не возьмусь, так как к этому напитку совершенно равнодушен.
5 Не то двор пивзавода, не то прилегающей к ней базы. Вообще в этом районе полно разных баз и складов, окруженных преимущественно частным сектором да охваченных с востока стальными путями Транссиба. Собственно, от последнего отходят многочисленные грузовые ветки, пронизывающие эти кварталы подобно капиллярам кровеносной системы.
6 Тут же находится и сортировочная станция «Хабаровск-2». За крышами деревянных домов виднеется часть ее пассажирского вокзала постройки 1937 года, а также довоенная водонапорная башня, от которой, возможно, заправляли в том числе и паровозы. Сама станция была создана в 1934 году.
7 По пути к автосервису, где я решил пройти после зимы ТО, мне встретился такой вот автопоезд. Прицеп так сильно вилял по колее, что я не решился обгонять грузовик и какое-то время тащился за ним на черепашьей скорости. Впрочем, по правде говоря, дороги тут другую скорость передвижения и не предполагают. Пешком же ходить и вовсе рискованно. Мало того что грязно донельзя, так еще территорию тут патрулируют целые стаи гуляющих сторожевых собак с различных баз и из частного сектора.
8 Как выяснилось, грузовиком перевозилась очередная порция железного хлама для этой металлобазы. На таких скупают практически любой лом. Не знаю, как сейчас, а еще несколько лет назад приемщики металла были настоящим бичом для города – маргиналы (да и не только они одни) бодро тащили туда срезанные прямо с опор электрические провода и свежевыкопанные кабели.
9 Этими утонувшими в грязном снегу машинами, которым никогда уже не выехать на дорогу, заканчиваю сии кратенькие фотозарисовки. Сегодня надеюсь забрать машину из сервиса, ибо вторую мы решили из дальнего гаража ради пары дней не извлекать (она не подготовлена к зиме), а быть безлошадным как-то непривычно и чертовски неудобно.
Journal information