?

Log in

No account? Create an account
Второй Хабаровск - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Второй Хабаровск [Mar. 26th, 2011|01:30 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

1 Конечно, «Хабаровск-2» – это название железнодорожной станции. В пору моего детства устойчивое выражение «на Втором Хабаровске» в устах многих горожан являлось полноценным синонимом чертовых куличек. И дело даже не в удаленности от центра – до строительства нескольких развязок, перекинутых над путями Транссиба, железная дорога надежно изолировала этот район. Неважное качество автомобильных дорог и глуховатый частный сектор также вносили свою посильную лепту.
Хотя названный район принято считать находящимся к востоку от стальной магистрали, сама давшая ему имя станция раскинулась по обе стороны железной дороги, а пассажирский вокзал и вовсе находится с запада. Попасть к нему не слишком просто – нужно знать дорогу, интуиции может не хватить. К вокзалу не ведет ни одна крупная улица – потребуется находить путь через частный сектор. Проще всего от Краснореченской улицы ехать по Индустриальной, а на последнем перекрестке перед железной дорогой повернуть налево, проехать длинный квартал и повернуть направо. Именно так я и попал в запечатленный тут переулок, с которого уже можно проехать к вокзалу.



2 Ориентиром может служить заметная на удалении нескольких кварталов водонапорная башня; благо в частном сектора преобладают невысокие одноэтажные домишки.



3 Башня выстроена в традициях раннего советского классицизма и датируется, думаю, второй половиной 1930-х годов.



4 Внутрь легко попасть через широкие пустые проемы.



5 Резервуар занимает верхнюю часть сооружения. Таким образом создавалось необходимое давление в водопроводе для питания станции и, вероятно, заправки паровозов. Насосы же требовались включать лишь время от времени для закачки воды наверх. Насколько я читал, подобная схема предъявляла достаточно скромные требования к трубам водопроводной сети.



6 Здание пассажирского вокзала станции. Архитектурный стиль тот же, что и у башни. Год строительства – 1937-й.



7 В 2007 году вокзал был реконструирован, на мой взгляд, внешне совсем недурно.
Даже не знаю, сохранился внутри зал ожидания или же все помещения занимают административные службы.



8 Тем не менее пассажирское сообщение имеется, здесь можно видеть остановившуюся у первой платформы пригородную электричку. Правда, я не заметил ни одного вышедшего из ее вагонов человека и ни одного севшего. Вероятно, в дачный сезон ситуация совсем иная. Однако как бы то ни было, а электрички плохо вписываются в концепцию городского общественного транспорта, точнее, неудачно в него включены. Пользоваться железной дорогой для поездок внутри города совершенно неудобно.



9 Через станционные пути переброшен длинный виадук.



10 По нему можно попасть на проспект 60-летия Октября.



11 Впрочем, такая возможность, разумеется, имеется только у пешеходов, автомобилистам же придется сделать огромный крюк через Первый или Южный микрорайоны.



12 Перрон.



13 Пассажирские составы могут подавать только на две платформы. Впрочем, формально станция «Хабаровск-2» включает в себя не только одноименную пассажирскую платформу, но и еще три: «Локомотивное депо» на севере, «Парк им. Гагарина», а также «Рубероидный завод» на юге.



14 Здание вокзала со стороны перрона. На заднем плане справа можно наблюдать уже показанную выше водонапорную башню, а левее – трубы ТЭЦ-1.



15 Частный сектор довольно далеко простирается от путей Транссиба в направлении Краснореченской. Какие имена тут носят улицы: Республиканская, Танковая, Кубанская, Перекопская, Балтийская!.. Затем деревянные домики с участками начинают сменять многочисленные базы.
Многоэтажные дома на заднем плане стоят уже по другую сторону Краснореченской. Десятиэтажка, виднеющаяся справа, относится к жилому микрорайону на Флагонтова.



16 Далеко за нефтеналивным составом можно обозревать примерно две трети длины упомянутого микрорайона с его характерными доминантами. Высотки переменной этажности справа выходят непосредственно на улицу Флегонтова, за левой из них уже тянется Павла Морозова.



17 Мостовой кран, предназначенный для перегрузки. Судя по электродвигателям у основания опор, он изначально был козловым, то есть мог перемещаться по специальным рельсам. Однако здесь видно, что кран установлен стационарно.



18 А это уже совершенно точно козловой кран – он стоит на рельсах-направляющих. За ним виднеется множество вагонных колесных пар. Далеко позади высится стена панельных девятиэтажек на окраине Первого микрорайона.



19 Здесь на заднем плане можно наблюдать Спасо-Преображенский собор на площади Славы, правее – значительно более близкий скандально известный жилой комплекс «Парус», еще правее – башню на улице Ленина.



20 Годом рождения сортировочной станции «Хабаровск-2» является 1934-й, хотя работы по ее сооружению были завершены лишь перед самой Великой Отечественной войной. Впоследствии этот железнодорожный узел неоднократно расширялся и модернизировался.
Далеко позади видны дома-стены переменной этажности недалеко от Большой.



21 Станция включает в себя эксплуатационное локомотивное депо, ремонтное локомотивное депо, эксплуатационное вагонное депо, ремонтное вагонное депо и тому подобные предприятия.



22 Составы формируют юркие маневровые тепловозы ТЭМ-2.



23 Всего на станции «Хабаровск-2» шестнадцать путей.



24 Грузовой состав внизу перевозит нефтепродукты, лес-кругляк и какие-то железобетонные конструкции.



25 Электровоз «Ермак» 3ЭС5К производства Новочеркасского электровозостроительного завода. Хотя выпускать такие локомотивы начали лишь в 2004 году, на Дальневосточной железной дороге они встречаются нередко, видел я их даже в Находке.



26 Спецпоезда.



27 За последними путями уже просматривается проспект 60-летия Октября.



28 Чуть в глубине квартала напротив виадука стоит дом культуры железнодорожников (Школьная, 1). Полагаю, что он был построен практически одновременно со станцией в конце 1930-х годах.



29 Застройка на прилегающих улицах складывалась в разные годы. Тут есть и довоенные деревянные типовые дома, и послевоенные кирпичные «сталинки», который строили с привлечением труда японских военнопленных, и вездесущие хрущевки-брежневки и даже отдельные новостройки недавнего времени. Последних, впрочем, немного.



30 Угол проспекта и улицы Аэродромной. Автобусная остановка здесь называется «Первый магазин» по имени некогда стоявшего на месте ангара слева торгового заведения, впоследствии уничтоженного пожаром. Справа можно видеть упомянутые довоенные жилые дома, ближний из которых уже выселен и постепенно разрушается.



31 Очередь автомобилей на этом и предшествующем снимках вызвана закрытым железнодорожным переездом. Наличие таких переездов является фактором непредсказуемости при поездках по южной части проспекта 60-летия Октября – можно добраться быстро, а можно и встать минут на двадцать даже в выходной день. Это одна из причин, почему я не люблю маршрут по проспекту.
Справа видна еще одна водонапорная башня, конечно, значительно более молодая, чем стоящая близ вокзала станции. Вдали можно наблюдать строения на территории корпуса железнодорожных войск. В одной из розоватых казарм я там даже провел три ночи на военных сборах после четвертого курса (откуда меня потом извлек мой научный руководитель, чтобы я занимался тем, к чему имел несомненно большую склонность – НИР, за что я ему до сих пор чрезвычайно благодарен). Вдали синеют сопки Хехцира.



32 Типичная улочка в частном секторе, примыкающем к вокзалу станции «Хабаровск-2».



33 Хозяева этого дома в конце улицы Индустриальной заменили традиционные стеклопакеты в жилой комнате пластиковыми. Деревянный дом после этого стал смотреться несколько странновато, хоть и сохранил оконные наличники и ставни.



34 Ну и напоследок реликт – лозунг советской поры, чудом уцелевший на углу административного корпуса завода металлоконструкций.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: svinchukov
2011-04-03 05:30 am (UTC)
Спасибо. Кстати, посмотрел фотографии и понял, что не разу там не был.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 05:51 am (UTC)
Я сам там только 25 марта впервые в жизни побывал, хотя мимо проезжал бессчетное число раз. Место такое специфическое, по сути медвежий угол. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vedmed1969
2011-04-03 06:29 am (UTC)
отлично, как всегда.

Я вот что-то подумал - а будучи в Китае и Таиланде, ты уделял внимание тамошним железным дорогам? Я бы не удержался :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dymka_iam
2011-04-03 06:34 am (UTC)
Интересно, спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: drumnoise
2011-04-03 06:38 am (UTC)
Интересный репортаж, спасибо) мне нравится все, что связанно с железной дорогой
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 07:58 am (UTC)
И вам спасибо за ваш отзыв! :) Мне как инженеру путей сообщения (правда, только по образованию) приятно. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ww_dikinet
2011-04-03 06:41 am (UTC)
Очень интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 07:58 am (UTC)
Я рад! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nikolay_denisov
2011-04-03 06:48 am (UTC)
Много фотографий с виадука напоминают московские виды промышленных частей города. Ещё больше фотографий напоминают подмосковные города.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 08:16 am (UTC)
Страна-то все-таки одна, несмотря на 6+ тыс. км расстояния. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: egor_13
2011-04-03 06:55 am (UTC)
Похоже, бака в водонапорке уже нету, раз нет замка (в общем-то видно, но как-то нечетко...)

А требования по давлению там действительно небольшие - как помнится мне, 10 метров высоты = плюс 1 атмосфера, то есть с водокачки более чем 1-2 атмосферы не выдавишь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 07:22 am (UTC)
В ту пору бак собирался из бетонных колец и являлся частью конструкции башни. Как раз с этим были связаны сложности ввода сооружения в эксплуатацию после длительного простоя. Была любопытная история с похожей водонапоркой в начале 1960-х в другой части города - недалеко от вокзала "Хабаровск-1". Мучились герметизировали долго, пытались внутри сварить металлический бак, да так ничего не вышло. В итоге рискнули включить насосы непосредственно в водопроводную сеть, которая, к счастью, выдержала.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: savamura_sasame
2011-04-03 06:56 am (UTC)
Интересно как! СПасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 08:01 am (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: muxen
2011-04-03 07:11 am (UTC)
На 18 снимке видны жилые дома 1-го микр-на,а не ДОСов.Дмитрий,немного перепутал.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 07:18 am (UTC)
А разве в Первом есть панельные девятиэтажки?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: telecom_editor
2011-04-03 07:20 am (UTC)
Димка, привет! С удовольствием прочитал. Спасибо!
Чего тебя в аське уже давно нет?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 08:04 am (UTC)
Привет, друже! Как вы там? :)
А аську я в последнее время редко включаю...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2011-04-03 08:39 am (UTC)
Спасибо, Дмитрий. Очень хорошо и важно, что этот район запечатлен теперь, по нынешнему состоянию. Пара дополнений:

1. Ст. Хабаровск-2 с конца 1930-х являлась базовым (главным) пунктом снабжения ОКДВА. Именно сюда шли, сортировались и перерабатывались военные грузы, которые далее распределялись по соединениям армии.

2. Строительство большой инфраструктуры станции и прилегающих погрузочных пунктов (до Красной Речки включительно) происходило в основном в 1935-1938 гг., отрядами и мощностями ГУЛЖДС НКВД СССР. Конкретно этот участок - руководил работами полковник И.А. Санюкевич, выпускник ленинградского ЛИИЖТа. Он же руководил работами по сооружению вторых магистральных путей Транссиба, от Архары до Хабаровска-2. Отсюда он был отозван в конце 1937 г. на строительство новой дороги Улан-Удэ - Наушки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 08:56 am (UTC)
Сергей, я в историю тут решил особо не погружаться. В первую очередь, наверное, из-за слабого знания материала. :)

Вообще я читал, что крупная реконструкция этой станции была проведена в конце 1960-х, тогда же, когда и построили мост через Воронежскую улицу. Видимо, тогда внутригородским железнодорожным хозяйством серьезно занялись, так сказать на всех фронтах.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: leksandrych
2011-04-03 09:11 am (UTC)
Очень подробно, спасибо :)
В башню возле вокзала свободный доступ, но наверх, как я понял, уже не забраться?
На вторую водонапорку кто-то залазил -
http://static.panoramio.com/photos/original/2429218.jpg
На сортировках с параллельными парками обычно оба сортировочных парка располагают рядом, в данном случае они разнесены последовательно, из-за чего станция получилась очень длинной, почти восемь километров. По-видимому, или рельеф мешал, или местность вокруг станции была уже застроена.
16 путей - что-то маловато. В большом сортпарке их под пятьдесят. Или вы имели в виду то, что под пешеходным мостом?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 11:33 pm (UTC)
Вы совершенно правы, в башню попасть можно свободно, но наверх лестницы просто нет.
Что касается станции, то проблем с рельефом там не было. Застройка в средине 1930-х была не особенно густая, практически исключительно частный сектор. Почему было принято решение вытягивать станцию в длину, у меня нет даже догадок.
Про 16 путей это я где-то прочитал, сам не считал. Но думаю, что под мостом их именно столько.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ya_boss
2011-04-03 11:10 am (UTC)
Отличный репортаж! Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 10:22 pm (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 10:40 pm (UTC)
Спасибо! :) Это обычный формат постов для моего блога: фотографии в сопровождении текста.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wowaw
2011-04-03 05:53 pm (UTC)
Всё больше и больше убеждаюсь в том, что вполне реально "по иронии судьбы" спутать Хабаровск с некоторыми местами Киева и области. Часто антураж на хабаровских фото настолько типичен для Киева, что можно принять и за чистую монету ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 10:58 pm (UTC)
Однако флора, полагаю, несколько отличается. Да и сопок, думаю, в районе Киева нет. ;)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2011-04-03 07:07 pm (UTC)
Большое спасибо за интересный материал.
Два вопроса:
1_Как там у вас обстоят дела с радиацией? нет ли паники? верят ли властям и всё ли нормально как они говорят или есть превышение дозы?
2_Что производит "Рубероидный завод"?

P.S:
Вы пишите много про ЖД и про БАМ иногда, есть такое сообщество посвящённое Байкало-Амурской магистрали, может вам будет интересно: http://community.livejournal.com/ru_bam/
С уважением.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-03 11:03 pm (UTC)
1. Паники нет, превышение нормально уровня радиации тоже. Хотя раскупили в аптеках все йодосодержащие препараты, а японские машины на авторынке (то есть ввезенные до 11 марта) сразу подпрыгнули в цене. Властям кто-то верит, кто-то не верит, как всегда. :)

2. Никогда не задавался этим вопросом. Наверное, кровельные материалы, но это только моя догадка.

3. Я не припомню, чтобы писал про БАМ. :) Ну, может, где-то пару старых фотографий выкладывал, не более того. Названное сообщество знаю, но едва ли у меня имеется для него тематический контент.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>