dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Окрестности РЭБ флота

1 Согласно одной из трактовок, история нынешней Хабаровской ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота восходит своими корнями к концу XIX столетия, когда в 1895 году затон в Артиллерийской протоке был оборудован для зимней стоянки и ремонта амурских судов. О степени его приспособленности для выполнения этих задач судить сложно, однако так или иначе, а основной ремонтной базой судов Амурского речного пароходства до 1929 года оставался Красный затон на Большом Уссурийском острове практически напротив поселка Красная речка. Поскольку место это было удаленным от фрахтовой пристани и к тому же отделенным от города Амурской протокой, необходимость в создании новой базы стала очевидной еще до Гражданской войны. Тем не менее работы по строительству полноценного затона в Артиллерийской протоке начались лишь в 1927 году, а в строй новая база «Артзатон» вступила еще два года спустя. Кроме пристаней и зимних стоянок были построены цеха, и к 1933 году РЭБ по сути превратилась в настоящий судоремонтно-судостроительный завод, осуществлявший не только ремонт и модернизацию судов, но также и сборку их из узлов, прибывающих железной дорогой из западных регионов страны.
Предлагаю небольшую фотопрогулку в районе современной РЭБ флота. Свой маршрут я начну от перекрестка улиц Шевчука (продолжения Пионерской) и Оборонной. За ним до административных зданий предприятия тянется сквер, у входа в который и стоит запечатленная на снимке стела.



2 Летом 2003 года в сквере был установлен отслужившее свое на амурских речных трассах судно на подводных крыльях «Метеор». Правда, поставили его не в качестве памятника, а планировали открыть в нем не то кафе, не то пивную, однако этим планам сбыться было не суждено. Как видно, от судна уцелела лишь часть бетонного постамента – сам же «Метеор» сожгли летом следующего года. Кто стоял за поджогом – бомжи ли, вандалы или недобросовестные конкуренты, – не знаю.
В глубине грязного сквера стоит на высоком постаменте памятник В.И. Ленину. Меня удивило то, что каменный Ильич смотрит не в сторону улицы и даже не на здание управления РЭБ (розовое на заднем плане), а куда-то влево.



3 Памятник, мне кажется, вполне стандартный – шаблонный вариант, известный в народе под хлестким определением «Ленин, торгующий пиджачком».



4 Неподвижный взгляд Ильич устремлен на заросшую кустарником короткую аллею и магазинчик мебели в одном из зданий базы. Вывеску обсуждать не стану, пусть она и вызвала у меня смешок.



5 Чуть дальше виднеется художественно оформленные ворота платной автостоянки. 80 рублей за сутки по хабаровским меркам совсем дешево, тем более район РЭБ флота имеет статус «ближе к центру».
Крыша цеха постройки середины прошлого века увенчана раскрашенным силуэтом «Метеора».



6 По другую сторону от заводоуправления стоит двухэтажное панельное здание, какие строили преимущественно в 1980-х в основном для предприятий бытового обслуживания и соцучреждений. Сейчас его занимают, как я понимаю, различные магазины.



7 Напротив сквера вдоль улицы Оборонной к недалекой Краснореченской тянутся типовые послевоенные двухэтажные жилые дома. Подобные здания в Хабаровске нередко строились с привлечением труда японских военнопленных.



8 Симпатичные киоски на автобусной остановке «РЭБ флота», первый представляет собою что-то вроде закусочной, а второй – обычный хлебный. Под окошком левого от руки написанное объявление «В продаже есть шаурма». На мой взгляд, не лучшим образом влияющий на аппетит текст.



9 Торговка хот-догами и прочей нехитрой квазимясной снедью зябко ежится на утреннем холоде.



10 Чуть южнее вдоль улицы Шевчука (она тянется слева, переходя в Павла Морозова) находится дальняя часть упомянутого выше Артиллерийского затона, у которого и была создана РЭБ флота. Недостроенная башня – скандально известный жилой комплекс «Парус» – стоит уже на некотором удалении по другую сторону затона.



11 Забор, ограждающий только часть ковша, украшен тематической граффити, наверняка созданном с одобрения руководства предприятия.



12 Часть плавсредств коротает зимний сезон прямо на воде, иные же вытащены на сушу.
Кстати, Артиллерийским затон называют по былому имени протоки, которую в свое время нарекли в честь расположенных на ее берегу обширных артиллерийских складов. Остатки некогда мощного военного хозяйства до сих пор еще можно обнаружить в самом начале Комсомольской улицы и ниже площади Славы в виде кирпичных зданий военного ведомства, постройки конца XIX и начала XX веков. В настоящее время затон со стороны протоки закрывает коса, думаю, насыпная, искусственного происхождения, так как на картах столетней давности она не фигурирует.



13 Мелкие суденышки у южной пристани. Катер в центре кадра носит имя Gagara RUS, в качестве порта приписки ожидаемо указан Хабаровск. Предположу, что деревянное здание было построено в 1930-х годах, когда РЭБ флота продолжали активно развивать. Замкообразные руины на заднем плане принадлежат недостроенному санаторию, возможно, принадлежащему этой же базе. Иным фактором выбор места для лечебного учреждения по соседству с многочисленными цехами объяснить затрудняюсь.



14 Предполагалось, видимо, что санаторий будет выходить уже непосредственно к берегу Амурской протоки.



15 Вообще-то я тут показал лишь часть затона, который тянется еще от Прибрежного микрорайона. В прежние времена ту местность так и называли – Затон. Надо будет и туда наведаться с фотоаппаратом, пока флот не разбежался по своим рабочим делам после окончания ледохода.
Кстати, максимальная вместимость зимних стоянок РЭБ составляла 240 судов, правда, неясно, какого именно тоннажа.



16 Бело-голубой катер назван в честь Нерея – доброго древнегреческого бога моря.



17 Близ северного берега затона суда частью стоят на ремонте. На днищах и бортах иных контрастируют огромные заплатки. Вдали виднеется зеленая крыша дебаркадера с надписью «Амурское пароходство».



18 О, дебаркадеры – отдельная тема, причем весьма печальная. Не так давно на стоянке РЭБ сгорели многопалубные красавцы-дебаркадеры постройки середины прошлого века. Именно они выполняли роль плавучего речного вокзала Хабаровска. Впрочем, пожары таинственным образом систематически уничтожают и дебаркадеры попроще, и даже теплоходы. Достаточно правдоподобные слухи видят в разгуле огненной стихии испытанную схему сокрытия разнокалиберных злоупотреблений.
Кстати, к белому двухпалубному дебаркадера обычно швартуются суда, курсирующие между Хабаровском и китайским Фуюанем, так что это своего рода поворота в Поднебесную.



19 Несамоходная нефтестанция и небольшой дебаркадер, поднятые на слипе – площадках на рельсах, которые в какой-то мере заменяют собою сухой док, позволяя проводить осмотр и ремонт подводной части корпуса. Этот слип был построен в 1956 году.



20 Сейчас хабаровская РЭБ флота является дочерним предприятием Амурского речного пароходства и, насколько я могу судить, влачит не слишком благополучное существование, как впрочем, и вся отрасль.
Tags: Дальний Восток, Хабаровск, история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments