?

Log in

No account? Create an account
Первая городская электростанция Хабаровска - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Первая городская электростанция Хабаровска [Apr. 20th, 2011|01:43 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

1 Это, пожалуй, самый известный снимок первой городской электростанции Хабаровска (вероятно, первой городской на всем Дальнем Востоке). Сделан он был ориентировочно в конце 1920-х годов, во всяком случае не ранее 1928-го.



2 Еще дореволюционный кадр я бы датировал началом 1910-х годов (точно не ранее лета 1907-го). По этой фотографии легко судить о том, где некогда находилось здание – за ориентир можно принять дом Казначейства слева верху – ныне это старый корпус бизнес-центра «Парус» на углу Комсомольской площади и улицы Шевченко. Как несложно убедиться, в наши годы на месте, где некогда стояла электростанция, в теплые сезоны стоят павильоны с пивом обновленного парка им. Муравьева-Амурского, в советское время известного просто как ЦПКиО.
Вообще-то я уже рассказывал историю первой городской электростанции в альбоме об улице Шевченко, на который дал ссылку чуть выше, но отчасти кратко повторю основные моменты, отчасти их дополню.
Решение о строительстве было принято еще в 1905 году, проект утвердили в следующем феврале, а непосредственно строительные работы начались в мае 1906 года. Это, конечно, не означает, будто в Хабаровске до того времени не было электричества – существовали ведомственные и, возможно, частные генераторы, однако круг потребителей был исключительно узким.
К октябрю здание было закончено, пуск станции назначили на 1 ноября, но тут выяснилось, что закупленные в Германии агрегаты по ошибке отправили вместо Хабаровска в Харбин. Чтобы не срывать сроки, было принято решение в качестве временной меры использовать локомобиль и динамомашину. Таким образом, в шесть часов вечера 1 ноября 1906 года электрическое освещение впервые зажглось на улицах города, где были установлены дуговые фонари. Эксплуатация в штатном режиме началась с 1 января следующего года, когда запустили доставленные из Маньчжурии машины – электричество пришло в дома простых горожан и быстро приобрело популярность. Мощность агрегатов составляла смешные по современным меркам 335 кВт, городская электрическая сеть была трехфазная переменного тока напряжением 500–550 В.
В 1915 году электростанция была расширена – в двух метрах от первоначального здания выстроили одноэтажный новый корпус. В 1923 году после победы советской власти на Дальнем Востоке предприятие национализировали. Зимой 1927–1928 годов корпус 1915 года достроили вторым этажом и соединили с постройкой 1906 года, что позволило расширить машинное отделение и даже организовать столовую для рабочих.



3 Тем не менее, место для электростанции изначально было выбрано чрезвычайно неудачное – дым из недостаточно высокой трубы ветром с Амура несло прямо на жилые кварталы и вдоль главной улицы города. К тому же мощность станции довольно быстро перестала удовлетворять техническим требованиям. В итоге в 1930 году (по другим данным – в начале 1930-х) электростанция была закрыта, трубу разобрали, а в помещениях предприятия разместили жилье и мастерскую по ремонту трансформаторов. В 1952 году место мастерской заняла Дальневосточная студия кинохроники, спустя еще восемь лет ей передали все здание целиком. В 1976 году пристроили гараж, и бывшая электростанция приняла свой окончательный вид.
Данный снимок датируется, вероятно, 1990-и годами, хотя твердой уверенности в этом нет, он может оказаться и чуть более ранним.



4 В 1998 году постановлением Краевой думы №46 здание бывшей первой городской электростанции было включено в состав памятников архитектуры краевого значения и взято под охрану государства. В 2004 году здание снесли с официальной формулировкой «в связи с неудовлетворительным техническим состоянием». Не знаю, конечно, что там было внутри, но сама «коробка» на этом снимке отнюдь не кажется руинами – в начале XX века капитальные стены ставили очень добротно. Предположу, что строение «не вписывалось» в план реконструкции парка.
Фотография, увы, тоже не моя – хотя к тому времени у меня уже была вторая по счету цифровая камера, настоящее увлечение историей города еще не пришло, и Хабаровск я снимал сравнительно мало. Судя по всему, данный кадр был сделан летом 2004 года перед самым сносом бывшей электростанции. Теперь любоваться ею можно только на старых фотографиях.

Кстати, в понедельник спалили очередной деревянный дом по улице Запарина между Пионерской и Ленина. Памятником архитектуры он не являлся и был выселен, но факт остается фактом. Пожарные сообщили, что здание запалили очень профессионально – сразу с четырех сторон и не оставив видимых следов преступления. Удивляться не приходится – технология отработана годами. Если кому-то очень нужен лакомый участок, занимающий его «мешающий» объект не спасет даже статус памятника архитектуры. Конечно, на заказчика несложно выйти, просто проследив, кто потом затеет свою стройку на пепелище, но я еще ни разу не слышал об усилиях правоохранительных органов в данном направлении.
К сожалению, еще немного о грустном – оказывается, еще год назад Хабаровск был лишен статуса исторического города.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: mdkoltz
2011-04-20 03:47 am (UTC)
Вопросик. Что значит: "электрическая сеть была трехфазная постоянного тока"? Ток может быть либо постоянным, либо трёхфазным. Ну или двух- и одно-фазным. Но уж никак не одновременно и трёхфазным, и постоянным. Предполагаю опечатку: скорее всего имелось в виду "переменного тока".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-20 03:53 am (UTC)
Конечно, переменный ток. :) Досадная опечатка для инженера-электрика. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mdkoltz
2011-04-20 04:22 am (UTC)
Так мы коллеги?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-20 04:49 am (UTC)
По образованию. :) Впрочем, я полгода еще и попреподавать по специальности успел.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mdkoltz
2011-04-20 05:20 am (UTC)
Это повезло.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-20 05:21 am (UTC)
Почему, если не секрет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mdkoltz
2011-04-20 08:15 am (UTC)
жизнь сложилась. Поработал по специальности. Преподавал некоторе время. Прекрасно знаешь историю города и можешь об этом интересно рассказать. так что я радуюсь за тебя.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-20 10:13 am (UTC)
Ваши слова да богу в уши. :) На самом деле по специальности я как раз не работал, ведь я не на преподавателя учился. Что касается знания истории города и т.д., то это отнюдь не признак сколько-нибудь ценимых достижений (я не о моральной стороне вопроса говорю). :\ Нет, конечно, с предложениями написать что-то для того или иного издания или сайта обращаются регулярно и часто, вот только практически все считают, что таким дурням платить ничего не надо, они, мол, счастливы будут, если их имя упомянут или дадут ссылку на их блог. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mdkoltz
2011-04-20 03:54 pm (UTC)
Ну, это уже просто мелочи жизни - такие проблемы существуют независимо от того чем человек занимается и где работает. С небольшими вариациями, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-21 12:55 am (UTC)
Не скажите, я с таким в основном применительно к краеведению и блогу сталкиваюсь, в других областях интенсивность появления упомянутых предложений на порядки ниже. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vedmed1969
2011-04-20 04:19 am (UTC)
у нас тоже беда - собирались домик отснять, а его уже снесли :( Теперь прижизненные фотки ищем
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-20 04:51 am (UTC)
Это называется археологией современности. :(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: loudon_dodd
2011-04-20 05:23 am (UTC)
Шёл сегодня по Запарина, поразился, как обгорел этот дом.
Вот только там же совсем мало место, неужели туда можно что-то ещё воткнуть? Или уже скоро придёт черёд питомника?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-20 05:25 am (UTC)
Достоверной информации относительно питомника у меня нет, но инсайдерский шепоток доносит нехорошие слухи.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-20 05:26 am (UTC)
Кстати, вы номер сгоревшего дома не подскажете? Я сегодня так там и не проехал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: loudon_dodd
2011-04-20 05:29 am (UTC)
Год или два даже в газетах писали - мол, планы реконструкции, сделать парк с кафе, аллеями и прудом. Тогда, правда, заглохло.

Это чётная сторона, так что скорее всего - Запарина 2. Там раньше был магазин продуктовый, параллельно с этим и после этого жили довольно маргинальные личности.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-20 05:54 am (UTC)
Спасибо, надо будет все же съездить...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2011-04-22 05:20 am (UTC)
Парковую зону рядом с питомником планировали сделать еще при Союзе,но руки не доходили.А сейчас почти весь овраг засыпан и застроен.Дома уже вплотную к питомнику стоят.Думаю новых парков и сквеов в центре города не будет.Недаром Дендрарий и парк в Динамо руководство города называет "лесом в городе"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: v_andreev
2011-04-20 10:29 am (UTC)
что сейчас этот статус дает? Пустая формальность
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-21 12:53 am (UTC)
Что-то все-таки дает, раз питерские городские власти bpj dct[ cbk стараются сузить действие данного статуса от всего города к центральной его части.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: k_gergel
2011-04-20 03:00 pm (UTC)

Красивое было здание, очень жаль, что снесли.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-21 12:54 am (UTC)
Жалко, все-таки первая городская электростанция на Дальнем Востоке - как-никак наша история.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: k_gergel
2011-04-21 04:27 am (UTC)
Согласен. Печальная тенденция в целом, нашим правнуки, скорее всего, благодаря такой политики нашей власти в области градостроения, придется любоваться "историческими" хрущевскими коробками..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-04-21 04:39 am (UTC)
При сохранении нынешних тенденций правнуки на Дальнем Востоке будут уже отнюдь не наши...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-04-23 09:28 am (UTC)
а можно ли Вас представить более подробно фотографии района ж.д. больницы и вагонного депо. Интересно было-бы посмотреть как там стало за 30 лет моего отсутствия.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-07 05:54 am (UTC)
Фотографий тех мест у меня нет, кроме тех, кто уже выкладывались в блоге (только железнодорожная больница).
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2012-09-29 02:26 pm (UTC)

Привет дорогие Друзья!

Всем привет! Я здесь новенький. Хотел похвалить Ваш сайт. Очень интересный. Спасибо Вам что сделали его для нас.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-01-09 07:50 am (UTC)

PROMFOTO из ЖЖ: Первая городская электростанция Хабаровск

Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в записи «PROMFOTO из ЖЖ: Первая городская электростанция Хабаровска» в контексте: [...] Оригинал взят у в Первая городская электростанция Хабаровска [...]
(Reply) (Thread)