?

Log in

No account? Create an account
Хабаровск больше не исторический город - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Хабаровск больше не исторический город [Jun. 1st, 2011|05:15 pm]
dkphoto
[Tags|]

Я уже рассказывал об этом грустном событии – в прошлом году Хабаровск лишился статуса исторического города. Тем не менее хочу развить эту тему статьей глубоко уважаемого мною Николая Петровича Крадина, профессора ТОГУ и доктора архитектуры, являющегося, пожалуй, самым авторитетным знатоком истории города и его архитектуры. Этот материал 10 мая выходил в газете «Тихоокеанская звезда», но в сокращении, я же публикую его полностью.


В 2010 году с подачи Министерства культуры Правительством России утвержден новый список исторических городов России, в который вошло всего 41 поселение. Список, который когда-то включал около 500 поселений, сегодня сокращен более чем в десять раз. В нем не найти теперь Пскова и Новгорода, Вологды, Тобольска, Рязани, да и еще многих десятков других – действительно исторических городов, возраст которых насчитывает сотни и даже более тысячи лет. Городов, в которых имеются уникальные памятники архитектуры и истории, крупные и малые архитектурные ансамбли. Нет в этом списке и столицы нашей Родины Москвы, зато Санкт-Петербург в реестре остался, однако губернатор В. Матвиенко по каким-то причинам уже поднимает вопрос, чтобы этот действительно европейского типа город вывели из списка исторических городов России.

Возраст Хабаровска, конечно же, по сравнению с названными городами просто младенческий, но и он входил в список исторических поселений. Так почему же его исключили из этого списка? Постараемся ответить на этот вопрос.

Мне представляется, что главная причина заключается в том, что большинство наших городов в последние два–три десятилетия утратили свою историческую среду. Они так наполнились новой застройкой, что в ней исторический пласт растворился – вместо средовой застройки остались отдельные, единичные исторические памятники. Мы стремимся все делать не так, как принято в цивилизованном мире. Бывая в европейских странах, мне приходилось видеть, что там отношение к исторической застройке совершенно иное. Современными бесцеремонными вторжениями там и не пахнет. Новые крупные современные комплексы создаются, как правило, в нескольких километрах от исторической части города, а если что-то современное появляется в исторической застройке, то это, как правило, одиночные строения, выполненные в контексте и в масштабе с исторической застройкой.

Однако вернемся к Хабаровску и посмотрим, что делается здесь. Старожилы и население в возрасте старше 40 лет, наверное, хорошо помнят, что весь склон от улицы Ленина к Уссурийскому бульвару был заполнен деревянной застройкой. Как много находилось здесь деревянных строений с затейливыми кружевами, которыми любовались прохожие. По улочкам от улицы Ленина можно было спускаться неспешно по тротуарам, любуясь резными узорами деревянных кружев. Немало деревянных строений было и на склонах Средней горы, по которой проходит главная наша улица Муравьева-Амурского, а также и по обе стороны от улицы Серышева (Военная гора). Сегодня можно не только говорить, но и видеть, что этот пласт (деревянная застройка) в городе полностью утрачен. Остались лишь единичные памятники, причем, не самые лучшие, над которыми сегодня тоже нависла угроза их сноса. Любопытно, что в список объектов культурного наследия Хабаровского края внесено всего 28 оставшихся памятников деревянного зодчества. Казалось бы, охранный статус не позволяет их сносить. Ан нет! Половины из них уже нет, над остальными тоже нависла угроза уничтожения. Вот и сейчас на улице Шеронова, недалеко от Дома быта, пока еще стоят три деревянных дома, но в принципе уже якобы решен вопрос об их сносе – очищается место для очередной 100-метровой высотки, где разместится крупный гостиничный комплекс. Опять высотка… (по имеющимся данным, которые подтвердил и Николай Петрович, строительство в столичном главном управлении Росохранкультуры пока все-таки запретили, – прим. dkphoto.) Ими так уже испохабили и перенасытили центр, что дальше и некуда. Высотки, которые уже придвинулись к улице Муравьева-Амурского, и те, фундаменты которых заложены, они разрушают цельность этого уникального архитектурного ансамбля главной улицы города.

Хабаровск – единственный от Иркутска до Владивостока город, в котором сосредоточен целый комплекс памятников архитектуры периода конструктивизма (1920–30-е годы), расположенных в основном на главной улице города. Примечательно, что среди них немало памятников федерального (общероссийского) значения. Некоторые из них возводились по проектам известных столичных архитекторов. Залепленные бесконечным количеством рекламных щитов, памятники архитектуры «потерялись», чаще всего пешеход видит только фрагмент сооружения или не видит его вовсе. Понятно, что реклама приносит доход в городскую казну, но и рекламе должна же быть какая-то мера. Например, в Комсомольске-на-Амуре такого обилия рекламы, как в Хабаровске, практически нет. Нет такой рекламной вакханалии и в других дальневосточных городах – я их все достаточно хорошо знаю. На памятниках истории и архитектуры рекламы подобного рода вообще по закону не должно быть, только небольшие вывески-названия.

Огромные рекламные щиты часто совершенно не масштабны окружающей застройке, реклама, размещенная на них, отвлеченного характера. Ее никто и не читает. Например, в районе Гупровского городка на Амурском бульваре в пределах видимости пешехода находится не менее 20 таких огромных щитов. Причем, подобные щиты-уроды уже стоят и на главной нашей улице. Просто кошмар! Вот такой беспредел, наплевательское отношение к исторической застройке и привели сначала к утрате городом его исторического облика, а затем и исключению из списка исторических городов. А кто виноват?

Виноватых много. Это и власть, потакающая бизнесу, это и сам бизнес – агрессивный, бесцеремонный, это и сами жители, их безразличие к тому, что происходит в городе. С одной стороны, он хорошеет, развивается, застраивается, но все это происходит, как видим, на фоне утраты городом исторического облика.

Далеко не последнюю роль в том, что происходит, играют и сами архитекторы. Хотя есть среди них и такие, которых тоже не устраивает то, что происходит. Помнится, еще года три назад в «Дальневосточном журнале» было напечатано интервью журналиста этого издания с известным в нашем городе архитектором А.П. Редькиным. Интервью так и называлось «Беречь дух города». Не могу не привести здесь его отношение к исторической застройке, высказанное в материале. На вопрос журналиста о поднятой проблеме, он ответил: «В Хабаровске я бы очень бережно относился к центру. В нем вся прелесть города. Я сам заядлый турист и путешествую по миру только из желания посмотреть на чудеса света, на достопримечательности. Я бы в Хабаровск приехал посмотреть только на старый город… А наши чиновники говорят: «В Муданьцзяне небоскребы ставят прямо тут, в центре, а мы не можем, что ли?» Это примитивное рассуждение о самом дорогом, что мы имеем. Это же историческая ценность, сам старый город с его домиками, улочками, гуманизированной средой».

Мне кажется, так думает не только один А.П. Редькин. А что касается чиновников, которые так рассуждают, то они, похоже, нигде, кроме Муданьцзяна, и не были. Посмотрели бы Харбин, расположенный недалеко от Муданьцзяна, а в Харбине Русскую улицу, Большой проспект, Вокзальный проспект. После прочтения этого интервью я как-то прошелся по городу и посмотрел почти все постройки, выполненные по проектам архитектора Редькина и расположенные в центральной части города. Советую многим, в том числе и практикующим архитекторам, сделать то же самое – сходить и посмотреть. Включая свои постройки в историческую среду, Анатолий Павлович обязательно учитывает ее характер, и новые сооружения ставит в контексте со сложившейся застройкой, с ее структурой и масштабом окружения.

Недавно в один их теплых выходных дней я отправился через Амур на противоположный его берег, чтобы посмотреть на силуэт города – что в нем изменилось. Как известно, наш город расположен на трех холмах, уходящих от берега реки в перпендикулярном направлении. На старых снимках, а также на снимках 1970–90-х годов, довольно хорошо прочитывается эта природная синусоида хабаровского рельефа. Помнится, в 1970–80-е годы практикующие архитекторы были единодушны во мнении, что передний план силуэта города должен оставаться историческим – здесь не должно быть современных зданий, тем более высотных. На втором плане должны выстраиваться здания средней этажности, а на дальнем плане – высотные здания. И это было правильно. Что же мы видим сегодня? Природная синусоида рельефа практически исчезла. Заполнение бульваров высотными зданиями сомнительной архитектуры привело к тому, что рельеф в панораме города практически уже не просматривается.

Исторически так складывалось, что высотными акцентами на холмах являлись православные храмы. Их можно видеть и сегодня – Спасо-Преображенский собор на Артиллерийской горе, Успенский собор на Средней горе, а вот роль высотной доминанты на Военной горе долгое время выполняла гостиница «Интурист», поскольку невысокая Иннокентьевская церковь расположена у самого бульвара (внизу), а не на горке. Теперь в панораме города рядом с интуристовской гостиницей появились еще три высотки. Это уже явный перебор. Теперь даже Спасо-Преображенский и Успенский соборы не выполняют в современной панораме своей доминирующей роли. Самый крупный на Дальнем Востоке Спасо-Преображенский собор с реки закрыт, словно экраном, панельной пластиной Дома радио, а недалеко от Успенского собора, как «слон в посудной лавке», появился огромный по размерам и совершенно не масштабный исторической застройке трехбашенный жилой дом – очередной «шедевр» Военпроекта. Вот тут бы и не грех вспомнить китайцев, на которые ссылаются наши бюрократы. Если бы у них произошло подобное соседство (нечто подобное сочетанию Дома радио и Спасо-Преображенского собора), они, не моргнув глазом, уже давно бы снесли такое панельное сооружение. Мне представляется, эту пластину уже давно пора сносить, поскольку она не блещет архитектурой и на таком ответственном, парадном месте только мешает. При этом нижняя часть здания могла бы остаться. Возвращаясь с противоположного берега Амура, можно видеть с одной из точек, как над Домом радио вдруг появляются золотые купола Спасо-Преображенского храма. Очень забавная и несуразная картинка!

Когда смотришь на русские исторические города и их силуэты с дальних точек, появляется чувство восторга, хочется рассматривать эти панорамы, их выразительные силуэты. При взгляде на современную речную панораму Хабаровска, ничего, кроме чувства досады, не возникает. В литературе по архитектуре и градостроительству всегда обращается внимание на то, что природные факторы, такие как рельеф, должны средствами архитектуры подчеркиваться, выявляться. Если здание проектируется на рельефе, то его следует располагать каскадом, конфигурацией подчеркивая уклон. Что же мы видим в панораме Хабаровска? Вопиющие примеры обратного свойства. Уклон рельефа в одну сторону, а фасадный каскад здания – в противоположную сторону, против рельефа. Таков, например, огромный по размерам дом, расположенный на западном склоне Военной горы. Как удалось выяснить, проектировали его специалисты из института Хабаровскгражданпроект. Или другой пример – невзирая на то, что рядом целая группа памятников федерального значения, во дворе ТЮЗа возводится огромное высотное здание – прямо в охранной зоне памятников. Почему такое происходит, куда смотрит государственный орган охраны памятников?

А, впрочем, туда же и смотрит. Рядом с ТЮЗом, на улице Комсомольской одна высотка уже появилась, где на верхних двух этажах отгрохал себе мастерскую и собственный офис один из таких охранителей – архитектор А.В. Иванов.

Грустно смотреть на то, что происходит сегодня с застройкой в центре Хабаровска. Кого станут привлекать эти неуклюжие громадины, которые десятками выдают «на гора» специалисты из ЦПИ-52? Боюсь, что скоро туристы перестанут посещать Хабаровск, потому что смотреть здесь будет просто нечего. Не пора ли задуматься, и остановить такого рода строительный беспредел?
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: drtr0jan
2011-06-01 06:51 am (UTC)
Дим, спасибо за оригинал.

Не думал каждый абзац пустой строкой отбить? Так читать удобней.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-01 08:45 am (UTC)
Думал и уже даже сделал. Просто когда выкладывал в блоге, одной ногой уже убегал из Интернета.

Edited at 2011-06-01 09:55 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: svetttikkk
2011-06-01 07:16 am (UTC)
Мой родной город Вологда тоже лишился этого статуса в прошлом году. И так же - из-за новой нелепой застройки в исторической части....((
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-01 10:36 am (UTC)
Проблема носит системный характер по всей стране. :(
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-06-01 07:19 am (UTC)
>>>>> Спасо-Преображенский собор с реки закрыт, словно экраном, панельной пластиной Дома радио

Дом Радио, вообще-то, построен гораздо раньше собора (нахрена он вообще нужен?). Чем думали, когда собор проектировали?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-01 10:05 am (UTC)
Хотели, чтобы китайцы купол православного храма могли видеть со своей территории. С 2004-го границу передвинули, так что сейчас китайцы еще больше всего в Хабаровске видят... :(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2011-06-01 07:25 am (UTC)
Угу, согласен.
У нас обратная картина получается, угу. Центр высотками никому не нужными заваливают, а в Южном одно малоэтажное строительство практически.
Ну идиотизм же.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-01 10:16 am (UTC)
В Южном достраивают ЖК "Рубин", да и по Панфиловцев многоэтажки строили не так уж давно. :) Но центре, конечно, "метр" можно продать куда дороже, а земли там мало - вот и лепят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2011-06-01 07:42 am (UTC)
>>>> недалеко от Успенского собора, как «слон в посудной лавке», появился огромный

Слон в посудной лавке — это как раз-таки собор на площади Славы, как там его. Памятник ради него в сторону отодвинули, а теперь ему, гляди-ка, и остальное мешает, что от ансамбля пощади осталось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-01 10:38 am (UTC)
Честно говоря, дом Радио - не шедевр, хоть и интересен как образчик позднесоветской архитектуры. С другой стороны, собор тоже не потрясает. Но у каждой эпохи свои памятники. :(
Кстати, никак не могу найти фотографии прежней церкви, стоявшей на нынешней площади Славы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: guy_do
2011-06-01 07:48 am (UTC)

список исторических городов

все катимся и катимся :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: okdemira
2011-06-01 08:49 am (UTC)

Re: список исторических городов

печально
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: periskop
2011-06-01 09:58 am (UTC)
Древние говорили - сик транзит глориа мунди.
А если ближе к телу: новая эпоха - новые приоритеты. По центральным приамурским площадям это особенно наглядно видно. Я не застал вообще ваш самый большой собор, однако от состояния 2000 года могу сказать, что и Комсомольская пл., и пл. Славы по приоритетным доминантам и скайлайну изменились почти до неузнаваемости. Мой прогноз - Комсомольская, при продолжении нынешней идеологической линии, лет через 15 окончательно станет Соборной, а памятнику Партизанам будут искать другое подходящее место, где-нибудь на окраинах. Если не снесут вообще. Дом Радио также может быть снесён вообще, однако новые высотки при этом не тронут. Понимаю, что моё предположение сейчас может для хабаровчанина звучать дико, но я лишь аппроксимирую тенденцию.

И вот ещё:
Мы стремимся все делать не так, как принято в цивилизованном мире. Бывая в европейских странах, мне приходилось видеть, что там отношение к исторической застройке совершенно иное. Современными бесцеремонными вторжениями там и не пахнет. Новые крупные современные комплексы создаются, как правило, в нескольких километрах от исторической части города

Тут уважаемый доктор стал жертвой распространённого заблуждения, что "за морем все шоколадно, а вот у нас...". Однако это совсем не так: в той же Вене, которая из тихоокеанского далёка кажется идеалом, есть свои аналогичные серьезные проблемы - скажем, квартал Вена-Митте с планами возведения огромного молла или гнуснейший типовой параллелепипед напротив всемирно известной Венской Оперы. Или снос ВСЕХ исторических вокзалов. Я всё это показывал в журнале, и говорю не понаслышке. А равняться на города, которые кормятся ТОЛЬКО туризмом (типа Брюгге) Хабаровск просто физически не сможет.

В общем, мой прогноз на Хабаровск и на Владивосток - очень неутешителен. Системно поможет, думаю, только смена этого наглого акулье-рыночного строя хотя бы на более адекватный капитализм с сильной социальной составляющей.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-01 10:14 am (UTC)
Сергей, мы с вами много раз беседовали на эту тему. Да, в той же Европе полно примеров как бережного отношения к исторической архитектурной среде (Париж, Прага), так и бездумного пренебрежения (тот же Лондон). Коль скоро мы говорим о крупных городах. Хотя на мой взгляд, Хабаровск было бы правильнее сравнивать с городами калибра Эдинбурга или Хельсинки (не Брюгге или Онфлёра - в этом нет сомнений). Но ориентироваться, вне сомнения, стоит на лучшие примеры.

С вашими прогнозами по Хабаровску и Владивостоку, увы, скорее вынужден согласиться. Все тенденции ведут именно туда - к искажению и обезличиванию.

Справедливости ради нужно отметить, что нынешний дикий капитализм как минимум не менее жесток по отношению к историческому наследию, чем былой социализм (я писал на эту тему на конкретных примерах).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Ламехова - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: michletistka
2011-06-01 12:06 pm (UTC)
Вот и в Новосибе такая же фигня. У нас, правда, и статуса никакого не было. Сто лет с небольшим, типа, вообще не счетово.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-01 10:08 pm (UTC)
Статус статусом, древность истории древностью историей, а красивые дома у вас все-таки есть, и их немало (в частности советский неоклассицизма). Ей-богу как-нибудь решусь написать про Новосибирск. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nomadmoon
2011-06-01 10:18 pm (UTC)
Грустно, да.
Хоть бы новые кирпичные дома строили, так нет же - сцуко, дорого.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-01 10:48 pm (UTC)
Как это не строят кирпичные дома? :0 Многие новостройки сложены именно из кирпича! Даже если говорить о стилизациях под дореволюционные дома, то и их в городе построено за последние годы немало. Какие-то откровенно уродливы, а есть и такие, что неопытный глаз легко примет их за действительно старые здания.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: nomadmoon
2011-06-01 11:49 pm (UTC)
Семинария кстати ничо так смотрится. А вот новохрам действительно прям по Гребенщикову - "турки строят муляжи святой Руси за полчаса".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dzhondon
2011-06-02 12:33 am (UTC)

а в это время,

мы (жители Ха), оказывается всемерно поддерживаем тех, благодаря кому становится возможным засилье временщиков
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-02 01:12 am (UTC)

Re: а в это время,

Ну и причем тут это?
Кстати, заседание состоялось не 20 мая, а 25-го. И я на нем лично присутствовал. И был там единственным представителем общественной организации, который не кинулся с готовностью в ОНФ.

Edited at 2011-06-02 01:17 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: snowballl
2011-06-02 01:45 am (UTC)
Прям очень больно и читать и смотреть на то, что происходит. Не хочется верить, что "бабло" побеждает. Грустно, что в погоне за модой мы рушим историю. Ну ладно мы помним как все было. А наши дети, а внуки? Почему никто не думает о том, что мы им оставим? Друацкие башни из пластика - это ли искусство, это ли архитектура....
Да, лет через 100, возможно и они станут памятниками культуры, но что-то я сомневаюсь...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-02 02:09 am (UTC)
Убежден, что нынешние башни никогда объектами культурного наследия не станут - на то у нет никаких данных. Для того, чтобы старое здание стало памятником, мало одного лишь почтенного возраста. Нужна еще и ясно различимая в нем работа архитектурной мысли. Можно, конечно, приводить пример Эйфелевой башни в Париже, но она-то и на момент строительства являла собою великолепный образчик инженерной идеи, воплощенной в металле, пусть и дисгармонирующий с общим обликом города.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: anna_sidorova
2011-06-02 02:06 am (UTC)
Про рекламу вообще настолько верно, что прямо сложно что-то добавить.

Я, еще когда жила в Комсомольске, писала тему номера в местную газету про релкаму и там один из экспертов как раз рассказывал о том, как они согласовывают рекламные места, где нельзя размещаться, чтобы не "испортить" исторический облик города и так далее. И с сожалением заметил, что вот Хабаровск наружкой перенасыщен. Я тогда приезжала - обратила внимание.

А недавно поймала себя на мысли - что уже не режет глаз обилие щитов и прочих коробов на улицах. Глаз замылился.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-02 02:21 am (UTC)
Мой знакомый как-то пытался повесить в Комсомольске наружку - так и не смог. :) Это, конечно, другая крайность, так как страдает городской бюджет, откуда можно было бы выделать средства на реставрацию зданий. Тем не менее я совершенно согласен с тем, что в Хабаровске давно уже правит бал иная крайность - за рекламой домов не видно. И ладно бы банеры и растяжки растяжки скрывали унылые "хрущевки", ведь нет - прячут действительно красивые памятники архитектуры! Я буквально во вторник на этот счет писал в контексте того же "Гиганта".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ljournalist_bot
2011-06-02 03:35 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pingback_bot
2011-06-02 04:52 am (UTC)

Москва уже не исторический город! В 91 году Дрянь залезл

User lidiya_nic referenced to your post from Москва уже не исторический город! В 91 году Дрянь залезла, чтобы разрушать нашу историю и культуру. saying: [...] исторических городов у нас всего 41. Маловато будет! http://dkphoto.livejournal.com/228285.h tml [...]
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>