21 Привокзальная площадь за несколько лет до начала масштабной реконструкции. Ловлю себя на мысли, что уже вполне отвык от прежнего функционалистского облика здания железнодорожного вокзала.
22 Ерофей Хабаров на своем гранитном постаменте еще не окружен сверкающей плиткой и фонтанами, схема движения автотранспорта по площади пока кольцевая, а аппендикс, ведущий к переулку Ленинградскому (справа вверху), выглядит мало востребованным. Между тем сейчас именно по нему проходит главная артерия, связывающая площадь с улицей Карла Маркса, а сам бывший тихий, полный подозрительных привокзальных личностей переулок вроде бы носит имя улицы Новой Ленинградской. Кстати, о личностях. Левее вверху, на углу «оригинальной» Ленинградской улицы, можно видеть павильончик пользовавшегося в 1990-х недоброй славой кафе «Стрела», где постоянно торчала мелкая вокзальная криминальная шушера. Северо-восточней правого крыла станционного здания еще не восстановлен утраченный в первые годы советской власти памятник строителям Уссурийской железной дороги.
23 Проводницы почему-то предлагают чай в совершенно неаутентичных чашках да еще и с каким-то импортным печеньем. Впрочем, именно так в те годы считалось «круто» и по-современному. Какое счастье, что железная дорога все-таки сохранила до наших дней традицию подавать чай в стаканах в металлических подстаканниках!..
24 В то время полным ходом велась реконструкция железнодорожного моста через Амур. Собственно, в 1998 году состоялся ввод в строй первой очереди. Как видно, уже был построен новый путь с автотрассой над ним, но прежние дореволюционные фермы еще не демонтировали. Сейчас их ажурным инженерным плетением можно любоваться разве что на старых фотографиях и в железнодорожном музее недалеко от самого моста. Правда, в последний частным лицам проникнуть малореально.
25 Аэропорт. На поле стоят пассажирские Ту-154б2, Ил-86, Ил-62М и грузовой Ил-76. На фюзеляжах очень грубо, без учета их выгнутой поверхности, дизайнер при верстке книги вывел надписи «Хабаровск». Если ничего не путаю, Ил-86 и Ил-62М в Хабаровск не летают уже давно. Первый, наверное, еще с конца 1990-х, а второй – где-то с середины 2000-х (в свое время я довольно часто летал на нем в Москву рейсами почившей в бозе очень неплохой авиакомпании «Домодедовские авиалинии»).
26 Центральный рынок. До появления супермаркетов в самом начале 2000-х особых конкурентов у него не было, особенно для жителей центра – цены тут были значительно ниже, чем в магазинах. Да и первый супермаркет, открывшийся на верхнем этаже «Дома одежды», был ориентирован на люксовый сегмент, простые люди туда ходили как на экскурсию в музей, подивиться, какие продукты на свете бывают (и это уже в эпоху свободного рынка!) Но потом постепенно супермаркеты освоили практически все потребительские ниши, одно время уверенно переигрывая центральный рынок по ценам. Сейчас, к слову, ситуация далеко не столь однозначна.
27 Прекрасно помню огромную крытую площадку образца 1990-х, поскольку мы жили сравнительно недалеко, продукты покупали чаще всего там, особенно после получения зарплаты и моей стипендии. Что там сейчас внутри, не знаю, – не бывал уже много лет. Подозреваю, что изменения носят преимущественно косметический характер. Конечно, радикальным образом поменялись цены.
28 Магазин торгового дома с идиотским названием «ПАН-3». Я бы не был столь резок в выражениях, кабы вокруг этого названия в указанные годы не была построена весьма мерзкая радиореклама. Сначала противный женский голос напевал «Увезите меня на Степную! Хочу к пану!», а потом другой осведомлялся: «Что, мужика захотела?»
Стоит обратить внимание на «звезды» витрины, занимающие самую заметную полку, – батончики «Марс», «Сникерс», «Твикс» и т.п. Сейчас бы их так не выложили.
29 Судя по всему, торговый центр «Тамара» (тот, что справа, вещевой, а не продовольственный). В нем первом в городе появились эскалаторы, что вызвало повышенный интерес со стороны тех горожан, кто никогда не ездили в метро. Один мой знакомый на полном серьезе перед первой в жизни командировкой в столицу отправился в «Тамару» попрактиковаться в езде на эскалаторе, мол, чтобы в московском метрополитене дураком не выглядеть. Цены, кстати, в торговых центрах артели старателей «Амур» на простых смертных обычно не рассчитывались – в свой первый и единственный свой визит в этот магазин в 1990-х я также ощутил себя экскурсантом.
30 Красный зал ресторана гостиницы «Интурист». Мне доводилось там бывать несколько раз в запечатленные тут годы, что для скудного студенческого бюджета, однако, являлось почти непосильной нагрузкой. Впрочем, как известно, форс мороза не боится…
К слову, этот ресторан «Интуриста» до сих пор сохранил в своем менеджменте иные советские черты, причем из числа лучших, избавившись от большинства худших. Атмосфера тем самым создается довольно любопытная, ресторан вполне можно рекомендовать к посещению ностальгирующих по позднему СССР, хоть кухня там скорее средняя.
31 Зал Главпочтамта. Несмотря на компьютеры за стойками, он еще несет в себе все основные черты типового советского интерьера. Сейчас, если не ошибаюсь, зал выглядит несколько иначе.
32 Зал «Региобанка». Умиляют крошечные монохромные мониторы у иных компьютеров. У меня в ту пору дома уже стоял 14-дюймовый SVGA-дисплей. :)
Сам банк с тех пор уже поменял владельца и ныне принадлежит московским финансовым кругам.
33 Не знаю, что именно за радиотелефон в руке у этой дамы, так как в заметке рядом речь идет о традиционной проводной телефонии. Однако так или иначе, в самом конце 1990-х сотовая связь пришла и в Хабаровск. Правда, первые годы такие аппараты – тяжелые, громоздкие, но чрезвычайно престижные атрибуты – оставались уделом так называемых новых русских. Я обзавелся сотовым телефоном (еще стандарта D-AMPS) только в 2001 году, а до этого около года пользовался пейджером. :)
34 Насколько я понимаю, это старый ледяной дворец спорта на стадиона им. Ленина. Сейчас значимые игры проходят в построенной в начале 2000-х огромной «Платинум Арене».
35 50-метровый открытый бассейн на том же стадионе. Ни разу не видел его изнутри собственными глазами, только на фотографиях. Между тем этот бассейн, насколько я знаю, работает даже зимой.
36 Вид на начало Амурского бульвара и улицы Серышева. Заметно, что исторические здания по Шевченко еще не отрестарированы.
37 Открытие памятника «Черный тюльпан» погибшим при выполнении интернационального долга, 22 июня 1997 года.
38 Произведенный в Хабаровске десантный катер на воздушной подушке «Мурена» (подсказывают, что вопреки тексту книги, это «Скат»). Сейчас таких машин в составе Амурской пограничной флотилии, насколько я знаю, нет. Все они были проданы – частью в Южную Корею, частью (если ничего не путаю) в Китай. Правда, сейчас вроде бы собираются дать судостроительному заводу новый заказ на «Мурены» в гражданской модификации.
39 Затон Ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота. Тогда судов на Амуре было значительно больше – потом иные порезали на металл, иные продали соседям, а что-то и просто сгорело прямо в этом затоне. Санаторий на берегу выглядит точно так же, как и сейчас, – высится недостроенным замком. Если ничего не путаю, путепровод, связавший улицы Пионерскую, Запарина и Калинина, еще не достроен.
40 Еще один вид центральной части города с высоты птичьего полета. Сразу бросается в глаза отсутствие леса башен в историческом центре.
41 Северный микрорайон. В 2000-х на запечатленной территории выросли торговые центры. Однако рынок вроде бы тоже сохранился, хоть и стал более организованным.
42 В показанные тут годы я как раз вовсю учился в «Железке» – Дальневосточном государственном университете путей сообщения. Тогда еще его территория не была охвачена металлическим забором, что, на мой взгляд, было гораздо лучше.
43 Часовня невинно убиенных в годы сталинских репрессий. Ее построили в 1990 году у главных ворот центрального городского кладбища. До начала 2000-х православных храмов в Хабаровске было немного, тем более новых.
44 Крестный ход с Албазинской иконой Божьей Матери, май 1997 года. Тогда православие уже успело войти в моду, и бывшие обладатели красных партбилетов спешно обзаводились нательными крестиками. Правда, на Дальнем Востоке этот процесс шел менее выражено, чем на западе страны. Иногда в телерепортажах был весьма заметен контраст между истово крестящимися залетными московскими чиновниками и местными, которые глядели на своих коллег с плохо скрываемыми ухмылками.
45 Фрагмент ледяного городка на площади Ленина. В принципе, ничего необычного, по крайней мере для хабаровчан. Традиция вырезать зимой изо льда и плотного снега скульптуры, а то и целые здания, пришла в город из Маньчжурии еще в конце 1980-х.
Тема 1990-х годов, думаю, далека от завершения, но из упомянутой книги я изъял все заинтересовавшие меня фотографии. К тому же ее надо возвращать хозяину. :) Так что на этом пока ставлю точку.
Journal information