dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Эдинбургский трамвай

Сразу хочу предупредить, что альбом я по праву награжу тэгом «история» – на улицах славной столицы Шотландии трамвайный лязг на стыках рельсов и характерный звон колокольчика не раздается уже более половины столетия. Соответственно, лично фотографировать эти вагоны я не мог, а почему прибег к фотобанку весьма информативного сайта об Эдинбурге.


1 В столице Шотландии трамваи прошли все присущие крупным европейским (да и североамериканским) городам стадии развития, кроме современной. Первой из них была, конечно же, конка – близкий родственник омнибуса, ставший на чугунные рельсы.



2 Первые трамвайные пути в городе стали прокладывать в 1870 годах, а эксплуатировались вагоны на гужевой тяге аж до 1907 года.



3 Второе поколение трамваев – кабельные вагоны – на улицы Эдинбурга пришло в последний год XIX века, хотя пути с кабельными каналами между рельсами стали прокладывать в 1898 году.



4 Там выглядели тяговые подстанции, где мощные машины с небольшой скоростью, но внушительной силой тянули прочный стальной трос, к которому вагоны цеплялись с помощью специального механизма. Чтобы совершить остановку, вагоновожатому достаточно было специальным рычагом отсоединить свой трамвай от постоянно движущегося кабеля. Подобная схема позволяла вагонам обходиться без автономного двигателя.



5 Прокладка трамвайного троса.



6 Строительство вагона. Рама в ту пору, как видно, выполнялась исключительно из дерева.



7 Плановая покраска двухэтажных кабельных вагонов в депо.



8 Очень скоро стали очевидны все недостатки кабельной схемы, зато со стремительным развитием техники появились сравнительно недорогие и мощные электрические двигатели. В Эдинбурге первые вагоны на новом типе тяги «засветились» в 1905 году, но в основном на периферии, так как в центре города безраздельно царили еще сравнительно молодые кабельные линии.
Даже это изображение 1917 года, где на Принсес-стрит (главной улице Нового города) можно видеть рядом два вагона – кабельный и электрический, – является фотомонтажом. Трамвай слева на самом деле также кабельный, а пантограф венчает его лишь благодаря ретуши.



9 Но пробил час, и повсеместно в Эдинбурге стали прокладывать контактную сеть, попутно избавляясь от кабельных каналов, а тяговые механические подстанции заменили электрические. Процесс этот был завершен в 1922 году.



10 Так выглядела Принсес-стрит девятью годами спустя – по ней деловито и с крошечными интервалами сновали по своим уже стальным рельсам двухэтажные вагоны с электрической тягой.



11 Юные пассажиры.



12 Трамвайное депо Толкросс, выполненное в великолепном викторианском стиле с элементами готики.



13 Однако улицы города постепенно стали казаться слишком узкими для этого вида общественного транспорта.
К слову, здесь на снимке показана восточная оконечность Принсес-стрит. В этом ресторане на углу мы даже как-то обедали. Правда, случилось это уже в следующем тысячелетии. :) Помню, там подали подозрительно дешевое сырное фондю, оказавшееся на проверку стандартным круглым брикетом камабера, разогретым в микроволновке и с надрезанной верхушкой, чтобы в образовавшийся импровизированный сосуд можно было макать кусочки хлеба. Слава богу, этим блюдом мы свой заказ не ограничили, иначе бы ушли голодными.



14 Центр Эдинбурга в час пик. Видно, что трамвайные остановки даже на широкой по британским меркам улице оставляли совсем мало места для автомобилей.



15 В начале 1950-х повсеместно на улицах шотландской столицы трамвайные пути стали поднимать до уровня автомобильных полос, часто попутно заменяя тряскую брусчатку на асфальт. Впрочем, продолжалось это недолго – эдинбургский трамвай доживал свои последние годы.



6 Рисунок тех же лет.



17 Двухэтажный вагон на улице Хаймаркет, первая половина 1950-х.



18 Один из последних снимков эдинбургских трамваев, сделанный в 1956 году. То был последний год эксплуатации городской трамвайной сети, после чего начался масштабный демонтаж рельсов и контактной подвески. На смену трамваям пришли многочисленные автобусы. Но это тема уж других зарисовок. (В комментариях подсказывают, что уже в следующем году трамвай вновь вернется на Принсес-стрит).

Кстати, многие европейские города, успевшие во второй половине XX века отказаться от «архаичных» трамваев, уже пересмотрели эту точку зрения. Я в Лондоне сам катался в вагонах, следующих по маршрутам, где трамваи до этого не ходили в течение многих десятков лет. Оказалось, что электрические трамваи выигрывают не только с позиций экологичности, но также способны при прочих равных перевозить значительно большее число пассажиров, чем автобусы. К тому же себестоимость перевозок на загруженных маршрутах оказывается заметно ниже с учетом роста стоимости ископаемого топлива. В иных же городах, где нет подземки, пошли еще дальше, пустив так называемые метротрамваи. В общем, сейчас во многих странах этот вид общественного транспорта бурно переживает свое второе рождение. На фоне этого процесса в России пока, напротив, иные города – от Петербурга до Владивостока – активно избавляются от трамвайных путей, стремясь дать как можно больше простора автомобилям. Полагаю, это как раз тут случай, когда «свой особый» путь сводится к набиванию шишек там, где следовало бы поучиться на чужом опыте. В моем родном Хабаровске, к счастью, трамвайная сеть не пострадала, однако она находится в таком техническом состоянии, что этот вид транспорта идет к явному упадку, несмотря на приобретение новых современных вагонов.
Tags: Великобритания, Шотландия, Эдинбург, история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments