?

Log in

No account? Create an account
Эдинбургский трамвай - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Эдинбургский трамвай [Jun. 13th, 2011|05:07 pm]
dkphoto
[Tags|, , , ]

Сразу хочу предупредить, что альбом я по праву награжу тэгом «история» – на улицах славной столицы Шотландии трамвайный лязг на стыках рельсов и характерный звон колокольчика не раздается уже более половины столетия. Соответственно, лично фотографировать эти вагоны я не мог, а почему прибег к фотобанку весьма информативного сайта об Эдинбурге.


1 В столице Шотландии трамваи прошли все присущие крупным европейским (да и североамериканским) городам стадии развития, кроме современной. Первой из них была, конечно же, конка – близкий родственник омнибуса, ставший на чугунные рельсы.



2 Первые трамвайные пути в городе стали прокладывать в 1870 годах, а эксплуатировались вагоны на гужевой тяге аж до 1907 года.



3 Второе поколение трамваев – кабельные вагоны – на улицы Эдинбурга пришло в последний год XIX века, хотя пути с кабельными каналами между рельсами стали прокладывать в 1898 году.



4 Там выглядели тяговые подстанции, где мощные машины с небольшой скоростью, но внушительной силой тянули прочный стальной трос, к которому вагоны цеплялись с помощью специального механизма. Чтобы совершить остановку, вагоновожатому достаточно было специальным рычагом отсоединить свой трамвай от постоянно движущегося кабеля. Подобная схема позволяла вагонам обходиться без автономного двигателя.



5 Прокладка трамвайного троса.



6 Строительство вагона. Рама в ту пору, как видно, выполнялась исключительно из дерева.



7 Плановая покраска двухэтажных кабельных вагонов в депо.



8 Очень скоро стали очевидны все недостатки кабельной схемы, зато со стремительным развитием техники появились сравнительно недорогие и мощные электрические двигатели. В Эдинбурге первые вагоны на новом типе тяги «засветились» в 1905 году, но в основном на периферии, так как в центре города безраздельно царили еще сравнительно молодые кабельные линии.
Даже это изображение 1917 года, где на Принсес-стрит (главной улице Нового города) можно видеть рядом два вагона – кабельный и электрический, – является фотомонтажом. Трамвай слева на самом деле также кабельный, а пантограф венчает его лишь благодаря ретуши.



9 Но пробил час, и повсеместно в Эдинбурге стали прокладывать контактную сеть, попутно избавляясь от кабельных каналов, а тяговые механические подстанции заменили электрические. Процесс этот был завершен в 1922 году.



10 Так выглядела Принсес-стрит девятью годами спустя – по ней деловито и с крошечными интервалами сновали по своим уже стальным рельсам двухэтажные вагоны с электрической тягой.



11 Юные пассажиры.



12 Трамвайное депо Толкросс, выполненное в великолепном викторианском стиле с элементами готики.



13 Однако улицы города постепенно стали казаться слишком узкими для этого вида общественного транспорта.
К слову, здесь на снимке показана восточная оконечность Принсес-стрит. В этом ресторане на углу мы даже как-то обедали. Правда, случилось это уже в следующем тысячелетии. :) Помню, там подали подозрительно дешевое сырное фондю, оказавшееся на проверку стандартным круглым брикетом камабера, разогретым в микроволновке и с надрезанной верхушкой, чтобы в образовавшийся импровизированный сосуд можно было макать кусочки хлеба. Слава богу, этим блюдом мы свой заказ не ограничили, иначе бы ушли голодными.



14 Центр Эдинбурга в час пик. Видно, что трамвайные остановки даже на широкой по британским меркам улице оставляли совсем мало места для автомобилей.



15 В начале 1950-х повсеместно на улицах шотландской столицы трамвайные пути стали поднимать до уровня автомобильных полос, часто попутно заменяя тряскую брусчатку на асфальт. Впрочем, продолжалось это недолго – эдинбургский трамвай доживал свои последние годы.



6 Рисунок тех же лет.



17 Двухэтажный вагон на улице Хаймаркет, первая половина 1950-х.



18 Один из последних снимков эдинбургских трамваев, сделанный в 1956 году. То был последний год эксплуатации городской трамвайной сети, после чего начался масштабный демонтаж рельсов и контактной подвески. На смену трамваям пришли многочисленные автобусы. Но это тема уж других зарисовок. (В комментариях подсказывают, что уже в следующем году трамвай вновь вернется на Принсес-стрит).

Кстати, многие европейские города, успевшие во второй половине XX века отказаться от «архаичных» трамваев, уже пересмотрели эту точку зрения. Я в Лондоне сам катался в вагонах, следующих по маршрутам, где трамваи до этого не ходили в течение многих десятков лет. Оказалось, что электрические трамваи выигрывают не только с позиций экологичности, но также способны при прочих равных перевозить значительно большее число пассажиров, чем автобусы. К тому же себестоимость перевозок на загруженных маршрутах оказывается заметно ниже с учетом роста стоимости ископаемого топлива. В иных же городах, где нет подземки, пошли еще дальше, пустив так называемые метротрамваи. В общем, сейчас во многих странах этот вид общественного транспорта бурно переживает свое второе рождение. На фоне этого процесса в России пока, напротив, иные города – от Петербурга до Владивостока – активно избавляются от трамвайных путей, стремясь дать как можно больше простора автомобилям. Полагаю, это как раз тут случай, когда «свой особый» путь сводится к набиванию шишек там, где следовало бы поучиться на чужом опыте. В моем родном Хабаровске, к счастью, трамвайная сеть не пострадала, однако она находится в таком техническом состоянии, что этот вид транспорта идет к явному упадку, несмотря на приобретение новых современных вагонов.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: yarowind
2011-06-13 06:56 am (UTC)
Люблю трамваи, только вот у них есть один минус - случись чего на дороге, и все выстраиваются в ряд.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2011-06-13 07:09 am (UTC)
И они, всё-таки, медленнее автобусов :(
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ext_647722
2011-06-13 07:25 am (UTC)
В детстве очень любила ездить на трамваях, потому что они весело звенели и в них не воняло бензином. А уж на таких сказочных и сейчас бы прокатилась... Спасибо за альбом!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-13 10:52 am (UTC)
Мне тоже трамваи нравились. К тому же билет стоил три копейки, а не шесть, как в автобусе, и не пять, как в троллейбусе. :) Можно было довольно быстро сэкономить на стаканчик мороженого. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michletistka
2011-06-13 08:58 am (UTC)
Ой, никогда не представляла себе двухэтажных трамваев!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-13 09:53 am (UTC)
Кстати, по довоенной Москве ходили двухэтажные троллейбусы. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: r1d1
2011-06-13 09:01 am (UTC)
Спешу тебя обрадовать, как любителя трамваев, что у тебя почти устаревшая информация. :) Прошлым летом вся принцесс стрит была перекопана и на вопрос приезжих "что случилось", местные отвечали:
- Трамвай откапывают, который в прошлом веке закопали.
Запуск первой линий (аэропорт-оушен терминал) вроде как в следующем году. Можно даже "посидеть" в кабине :)
http://www.360pix.biz/tours/edinburghtrams/
Тут больше инфы найдешь http://www.edinburghtrams.com/
Так, что смело делай апдейт посту. :)


(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-13 09:46 am (UTC)
Хорошая новость! К тому же показательная. ;) Придется-таки делать апдейт.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: tgrig
2011-06-14 12:06 am (UTC)
красивые трамваи!!!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: savraskin
2011-06-13 09:53 am (UTC)

savraskin

в Питере трамвай снова собираются возвращать на те маршруты (не на все, на некоторые), с которых его сняли: например, до конца года обещают пустить трамвай по Садовой улице, в следующем году вернуть на Литейный проспект.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-13 10:57 am (UTC)

Re: savraskin

Ну что же, я рад, если тенденция поменялась. А ведь еще совсем недавно пути демонтировали...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ksch
2011-06-13 01:25 pm (UTC)
На 5й фотке на фоне ну прямо сталинки стоят! :)
12 - у нас в Брайтоне до сих пор стоит Здание Управления Трамвайным Депо, хотя трамваев нет уже давно - само депо занято автобусами.
http://s0.geograph.org.uk/geophotos/01/09/18/1091838_062dd3c7.jpg
У нас в Самаре тоже трамваи пока никто не трогает. Но ходят они уж больно нерегулярно, ибо новых вагонов почти нет, а старые разваливаются :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-13 11:59 pm (UTC)
Конечно, не сталинки, но тоже неоклассицизм, пусть и более ранний. :)

Да-а, я вот тоже Брайтоне трамваи не наблюдал, только автобусы. Ну, еще туристические тук-туки на вокзале. :)

В Хабаровске с трамвайным парком ситуация, думаю, лучше, чем в Самаре, хотя до сих пор ходит много стареньких рижских вагонов РВЗ6.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: tgrig
2011-06-14 12:07 am (UTC)
прикольная улица только для траваев )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-06-14 12:18 am (UTC)
В британских городах это не такая уж и редкость. Я сам по такой часто ходил в Кройдоне. :) По-моему, ее фотография даже где-то в моем блоге фигрирует.
(Reply) (Parent) (Thread)