dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

«Ведение блога: дальневосточная специфика»

1 Если прибегнуть к казенному языку, то этот пост я должен был бы назвать «По многочисленным просьбам». Поскольку меня действительно просили выложить основные тезисы моего доклада, прозвучавшего на секции о блогосфере Дальневосточного интернет-форума, не буду откладывать сие в еще более дальний ящик, мероприятие закончилось без малого месяц назад. Тема моего выступления официально именовалась «Ведение блога: дальневосточная специфика». Неофициально я добавил также слова «личный опыт и частная точка зрения». Я прибег к термину «частная», так как экспертом все-таки не являюсь.




2 Поскольку я добровольно отказался от экспертного пафоса и связанной с ним глобальности подхода, упрощу себе задачу, сведя все к рассмотрению блогов на платформе LiveJournal. В принципе, это допущение мало что меняет, так как именно «ЖЖ» стал народной маркой российских блогеров, и дальневосточники тут исключением не являются. Вообще Россия находится на втором месте в мире по числу LJ-блогов (2,491 млн пользователей против 5,291 млн в США при примерно 30 млн по всему миру. Такие данные приводит «Википедия» по состоянию на март нынешнего года). Существуют, конечно, и иные платформы, а также автономные блоги, но их популяция сравнительно невелика.
Также нужно сразу оговорить то, что не стоит смешивать воедино понятия блогов, микроблогов и социальных сетей. К сожалению, такую ошибку допускают довольно часто. Да, три указанные категории имеют определенные сходства и иные точки соприкосновения, однако кардинально различаются уже по своим концепциям. И приравнивать, скажем, микроблог в Twitter к полноценному блогу на платформе LiveJournal, не следует. Социальные же сети, даже многофункциональный Facebook, служат и вовсе иным целям.

Аудиторию LiveJournal на Дальнем Востоке я не подсчитывал, но это сделала блогер Анна Сидорова anna_sidorova. В ее посте можно посмотреть распределение по регионам – картина получается достаточно любопытная: на Дальнем Востоке она насчитала более десяти тысяч «жежистов», а Приморье по их числу практически не превосходит Хабаровский край, показатели же Якутии также оказались поразительно высокими, зато в Амурской области LiveJournal находится в настоящем загоне.

Со своей стороны, я попробовал определить, сколько же среди дальневосточников так называемых тысячников, то есть тех блогеров, каждого из которых читают не менее тысячи пользователей. И тут я опять-таки упростил себе задачу, намеренно не принимая в расчет тех тысячников, кто увлекаются так называемым взаимным френдингом. Известно, что иные пользователи добиваются более или менее большого числа зафрендивших их блогеров путем взаимности: в ответ на занесение в друзья они сами добавляют новых читателей в свой список друзей. Проще говоря, работает принцип «Ты мне – я тебе». Конечно, подобный подход имеет чисто технические ограничения, однако набрать одну–две тысячи френдов, а с учетом «мертвых душ» и чуть больше, он позволяет. Однако физически читать такое количество LJ-друзей просто невозможно, и, думаю, пытаться спорить с данным утверждением бесперспективно. Значит, несмотря на высокие численные показатели, реальная аудитория подобных блогов в разы, возможно, на порядки ниже номинальной. Меня же при составлении доклада интересовали те блогеры, кого реально читают много других людей, иными словами, я искал только тех, у кого отношение зафренженых пользователей к тем, кто зафрендил их самих, намного меньше единицы.



3 Не буду претендовать на знание истины в последней инстанции, однако при помощи опроса в своем блоге и в двух региональных сообществах на всем Дальнем Востоке я нашел лишь шесть «настоящих» тысячников. С учетом увлекающихся взаимным френдингом эту цифру нужно увеличить в 2–2,5 раза.

Вообще-то, переходя к этой части доклада, я планировал громогласно заявить, что в Дальневосточном федеральном округе так называемых топ-блогеров как явления нет. Однако проведенное исследование показало, что в своих первоначальных выводах я ошибался. Строго говоря, термин «топ-блогер» не имеет точного определения, но условно принято считать, что это пользователи с аудиторией от десяти тысяч читателей и выше. И такие люди на Дальнем Востоке имеются, пусть и некоторыми оговорками.

Несомненным лидером является пользователь shpilenok с Камчатки. У него на конец мая было совершенно фантастическое число друзей – немногим менее 28 тысяч! Оговорка, правда, заключается в том, что Игорь Шпиленок сам себя позиционирует как жителя Брянска, однако по работе он много времени проводит на Камчатке. По слухам, его ЖЖ стал пользоваться высокой популярностью после того, как о нем написал в своем блоге Артемий Лебедев. Это ни в коем случае не умаляет достижения Игоря, так как о неинтересном журнале дизайнер всея Руси писать бы не стал.

На втором месте находится жительница Приморья tosainu почти с 9 тыс. читателей, что вполне позволяет отнести ее к рядам топ-блогеров.

Остальные четыре тысячника значительно уступают лидерам по числу читателей. Что касается географии, то в Хабаровском крае я нашел одного такого пользователя (это, извините за нескромность, ваш покорный слуга), в Приморье – еще троих (vsolkin, dimorfant и kata_katafota). И это все!



4 На мой взгляд, для огромного региона, занимающего более трети всей территории страны, шесть тысячников – это поразительно мало. Впрочем, в данном контексте Дальний Восток логичнее измерять не в квадратных километрах, а численностью населения, она же очень невелика – около 6,5 миллионов человек. Если учесть слабо развитую телекоммуникационную инфраструктуру, проще говоря, самый дорогой в России доступ в Интернет при отсутствии повсеместной доступности подключения, то говорить стоит о цифрах еще более скромного порядка.

Однако всякая медаль имеет две стороны. Низкая численность населения, дорогой и не всегда доступный Интернет означают одновременно более низкую конкуренцию среди блогеров. Конечно, они в принципе не конкурируют подобно коммерческим организациям, но в той или иной форме борьба за читателя ведется. Второй позитивный фактор вытекает из удаленности Дальнего Востока, – это некий ареол романтики и, может быть, даже таинственности региона. Разумеется, преимущественно в глазах тех, кто здесь не бывал, но интересуется окраиной страны. Резюмируя, можно сказать, что о Дальнем в блогосфере Востоке пишут мало, и хоть интересуются им тоже немного людей, зато их внимание обеспечено тем, кто посвящают свои посты далекому и интригующему региону.

Если проанализировать контент блогов упомянутых тысячников, то можно сделать выводы: читателей из других уголков мире в этих «Живых журналах» интересуют фотографии Дальнего Востока (города и природа) с более или менее короткими текстовыми пояснениями. Исключением тут выступает tosainu, которая является скорее писателем. Ее контент универсален и по большому счету не имеет ярко выраженной региональной специфики.



5 В конце мая в рамках подготовки доклада на Форум я провел в своем блоге опрос читателей. В нем приняли участие всего 196 человек, тем не менее я полагаю, результаты достаточно репрезентативны. Конечно, нельзя напрямую распространять полученные цифры на все дальневосточные блоги с оригинальным контентом, но определенная корреляция, несомненно, наблюдается.

Как я и предполагал изначально, подавляющая часть моих читателей – 72% – живут за пределами Дальнего Востока, причем 19% вообще за рубежом. На долю дальневосточников приходится менее 30%, две трети из которых являются хабаровчанами.

6 Понятно, что коль центральной темой моего блога выступает Дальний Восток, не приходится удивляться, что мой родной регион интересен большей части аудитории. Это вполне очевидно: в противном случае меня бы просто не читали. К слову, наименьший рейтинг среди предложенных мною на выбор тем имеет западная часть страны. А Европа, к моему удивлению, уступила Азии.



7 Интерес к истории моего родного Хабаровска и его видам оказался выше, чем к материалам новостного и бытового характера.



8 Достаточно болезненным вопросом является монетизация блогов. Плюсы ее вполне очевидны: то, что начиналось как хобби, начинает приносить вполне осязаемые деньги, а при промышленном подходе можно жить, имея блог в качестве единственного источника дохода. Примеры такого имеются не одних только столицах. Кроме того, за определенным пределом развитие блога требует довольно много сил и средств, и вполне понятно желание свести баланс хотя бы к нулю.

Однако какой ценой это достигается? Мне очень нравятся слова знаменитого советского клоуна Михаила Николаевича Румянцева, известного любителям цирка под псевдонимом Карандаша. Он говорил своему юному ученику – будущему еще более знаменитому клоуну и киноактеру Юрию Никулину: «Халтура – это самоубийство с целью личной наживы».

Если блог изначально создавался исключительно как рекламный, это еще не так страшно, но если сначала его вели в нейтральном ключе, а потом вдруг стали появляться многочисленные странные посты очевидной рекламной направленности и неясного позиционирования, – понять и принять это способны далеко не все.

Дело в том, что высокими гонорарами за рекламу в блогах могут похвастать лишь немногие топ-блогеры. Остальные же, если хотят жить за счет сетевого дневника, вынуждены лепить рекламные посты буквально за копейки, а значит, публиковать их в огромных количествах. На самой известной в Рунете бирже рекламы в блогах еще недавно минимальная ставка составляла 7 рублей. Это за так называемый постовой – ссылку на ресурс заказчика с кратеньким сопроводительным текстом к нему. Всего в посте обычно разрешается размещать не более трех постовых. Ладно, 7 целковых – дело прошлое, в 2010 году планку подняли до 15 рублей, а недавно вроде бы и вовсе до 30-и. Но даже так это 90 рублей за пост, нафаршированный рекламой. Разумеется, кроме постовых покупают и посты целиком, но и там расценки невелики – все, что дороже 500 рублей, уже считается крупным заказом. В итоге чтобы заработать на жизнь, такому блогеру приходится непрерывно гнать мутный поток «мусорных» постов.

Но и это только цветочки. Дело в том, что сотрудничающие с «Блогуном» и тому подобными биржами обязаны обманывать своих читателей – условия прямо обязывают даже не заикаться о том, что пост проплачен и является рекламой. Таким образом и появляются в блоге, скажем, жителя Иркутска, восторженные отзывы о некой компании по установке пластиковых окон, скажем, из Калиниграда. Мол, и дома они ему балкон застеклили, и на даче окна поставили, и скидку дали, и вообще все замечательно было. Конечно, такой блогер не забудет дать ссылку на сайт чудесной фирмы.

Как относиться к подобным вещам – личное дело каждого. Мне как-то ближе приведенная выше фраза Карандаша. Эдак и лицо потерять недолго, а репутацию восстановить куда труднее, чем набрать очередную сотню псевдодрузей путем акций по взаимному френдингу.

Кто-то спросит, откуда я столько знаю о биржах по продаже рекламы в блогах. Грешен, сам в прошлом году всерьез подумывал о дополнительном заработке. Но когда вник в суть и увидел, на что мне придется пойти, пришел в ужас. Пойти на обман читателей и совершить тем самым виртуальное самоубийство я не готов. Соответственно, «мусорная» реклама в моем «Живом журнале» так и не появилась.

Другой вопрос «честная» реклама – с обязательным указанием на то, что пост проплачен и необязательно выражает личное мнение блогера. Показательно, что на такой шаг пошел даже вполне обеспеченный Сергей Доля. Однако и тут есть свои подводные камни – нужно вдумчиво подходить к каждому предложению, чтобы не сыграть ненароком на руку нечистому на руку бизнесу (вроде «Паритета-Кирби» или издохшего-таки «Аква-Теста»). Да и тематика желательна в русле направленности блога.

При таком подходе разумеется, простому тысячнику заработать сложно, так как рекламодателю зачастую выгоднее заказать через «Блогун» сотню ссылок на свои интернет-ресурсы, чем за те же деньги разместить один-единственный полноценный пост-обзор. Рекламу же, направленную на прямые продажи, за вменяемые деньги сейчас дают преимущественно «топам»…



9 Когда я провел опрос по поводу отношения аудитории к рекламе, результаты меня удивили. Лишь чуть более 15% читателей безоговорочно занимают негативную позицию, 22% вовсе безразлично, есть в блоге реклама или ее нет. Положа руку на сердце, должен признать, что мне лично ближе позиция первых.



10 Впрочем, монетизация не всегда сводится к одной лишь рекламе. Для блогов с оригинальным контентом по крайней мере в недалеком прошлом имела возможность продажи материалов (иногда в исходном виде, иногда в адаптированном) различным СМИ, включая традиционные бумажные издания. Этим видом деятельности грешил и я, но тенденции последних лет таковы, что в той сфере стали отдавать предпочтение халяве. Кто-то на голубом глазу просит материалы, предлагая в качестве гонорара указание авторства, в лучшем случае ссылку на блог. А кто-то делает еще проще, втихую «заимствуя» контент без ведома блогера и указания источника.

К сожалению, стало весьма устойчивым мнение, будто блогеры – это такие пылающие энтузиазмом дурачки, радостно делящиеся плодами своего труда со всеми и везде. Видимо, нет понимания, что человек работает на свой личный блог, а это большая разница с бесплатной работой для какого-то коммерческого сайта или журнала, который рядом тут же продаст рекламу.

Другая форма привлечения блогом денежных средств – сбор пожертвований. Ее успешно освоили иные интернет-проекты (та же «Википедия»), но очень это сложный и чаще всего бесперспективный путь. Ваш покорный слуга недавно провел подобный эксперимент; результаты оказались не обнадеживающими. Спасибо большое всем тем, кто поддержал мой блог, и прошу не относиться к упомянутому посту исключительно как к эксперименту (возможность эту я убирать не стану). Однако подобная форма монетизации на практике имеет смысл только для крупных и социально значимых проектов, чья важность и полезность несомненны, вроде «Роспила».

Не все, однако, измеряется одними деньгами. Блог способен оказать помощь в раскрутке собственных проектов, в том числе офлайновых. Блог помогает сократить издержки при путешествиях: часто находятся читатели, готовые не только помочь советом где и что, но и предоставить на несколько ночей крышу над головой. Блог здорово помог нам, когда в ноябре прошлого года мы оказались в беде в Таиланде. Информационная и языковая поддержка казалось бы совершенно незнакомых людей помогла разрешить массу проблем, очень многие предлагали помочь деньгами, но, к счастью, это не потребовалось – выручили родственники. Мой личный опыт показал, что блог служит куда более надежной страховкой, чем бумажка, купленная в страховой компании, особенно если эта компания российская. В конце концов блог дает массу полезных знакомств и связей, недооценивать которые не стоит.



11 Не стоит недооценивать блоги и в более общем смысле, показательный пример тут – все еще бурлящие события в Северной Африке и на Ближнем Востоке. На мой взгляд, все возможности блогов пока не раскрыты, а степень их влияния на мир в целом преуменьшается. Собственно, работать с блогами пока не научились. Не являются в этом исключением ни власть, ни бизнес.

Приведу недавний случай из жизни. Со мной связалось рекламное агентство, представляющее интересы пивоваренной компании «Балтика», и предложило мне несколько дней плотненько освещать в моем блоге их мероприятие в Хабаровске (дегустацию пива и т.п.). В качестве вознаграждения значилась возможность выиграть поездку в Петербург (я так понимаю, на пивной фестиваль). Даже отбросив тот факт, что пиво я не люблю, а в Петербурге завтра окажусь «своим ходом», меня возмутила формулировка «получить возможность выиграть» в контексте гонорара за заказанную «Балтикой» работу. Когда, скажем, Intel в свое время приглашал меня в качестве журналиста в Силиконовую долину, оплачивая все расходы, включая перелет из Хабаровска через Москву и Нью-Йорк, ни слова от них не прозвучало про то, что, как и где я должен написать про их мероприятие. Я мог вообще ничего не писать и не публиковать; другой вопрос, что в дальнейшем меня бы приглашать перестали, но в любом случае это был бы мой свободный выбор. Здесь же «Балтика» сразу поставила условия при перспективе оставить мою работу без вознаграждения. В итоге я отказался, написав предельно выдержанное в формулировках, но одновременно ироничное письмо, где сообщил, что если я захочу получить возможность что-то выиграть, мне проще купить за пятьдесят рублей в киоске лотерейный билет и получить возможность выиграть квартиру в Москве. Ответ, конечно, не последовал. Кстати, рекламное агентство предлагало такую же форму сотрудничества и некоторым другим хабаровским блогерам, трое моих знакомых тоже отказались. В общем, мое мнение таково, что так с блогерами работать нельзя – вместо рекламы легко заполучить прямо противоположный эффект.

Пара слов о рейтингах. Увлекаться ими не стоит, так как в основе всех «пузомерок» лежат достаточно произвольные математические модели, и тут все ограничивается лишь фантазией составителей. Человек вообще существо не цифровое, но аналоговое, поэтому в сухих числах можно отобразить и оценить далеко не все. А, зная подноготную того или иного рейтинга, достаточно просто искусственно завышать те или иные показатели. Самый простой пример – создание блогов-двойников, виртуалов или просто ботов, которые будут активно постить ссылки на главный блог. Итогом такой виртуальной активности станут куча ссылок и высокий рейтинг, правда, при практически полной тишине в комментариях и отсутствии читательского интереса. Так что мой рецепт таков: даже если принимать во внимание какие-то рейтинги, лучше руководствоваться простым правилом про собаку и караван. Истинным мерилом тут является скорее внимание читательской аудитории, именно поэтому я иногда огорчаюсь, что иные трудоемкие посты вызывают мало комментариев и ссылок на внешних ресурсах.

Что касается перспектив дальневосточной блогосферы, то она, конечно, неизбежно продолжит свое развитие. В блоги будут приходить новые интересные люди, число обитателей «Живого журнала», «Твиттера» и т.д. продолжит расти, хотя, конечно, численность блогеров едва ли в обозримой перспективе достигнет даже трех процентов от числа обитателей Дальнего Востока. При все при этом следует помнить, что за любым блогом стоит в принципе такой же человек, как и в реале, и наделять его «виртуальными» чертами ей-богу не стоит.



12 На этом, пожалуй, закругляюсь, ибо и без того размахнулся сверх всякой разумной меры. Надеюсь, кто-то все же найдет в себе силы прочитать этот мой текст до конца.
Благодарю за внимание! :)
Tags: Дальний Восток, на манжетах
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →