dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Сердце Бургундии – Дижон

К сожалению, я не нашел хороших книг о Дижоне (Dijon) – главном городе Бургундии (Bourgogne), а поскольку ездил туда самостоятельно и обходился без очень дорогих в Западной Европе услуг гида, то и исторических комментариев на этот раз будет до обидного мало. Зато я могу довольно долго разглагольствовать на тему уникальности феномена Бургундского государства. Но и эти рассуждения лучше отложу до второго альбома по этой исторической области Франции.
Незадолго до начала отпуска я еще из России забронировал подходящий отель, уже в Париже заранее купил билеты на знаменитый французский скоростной поезд TGV и одним прекрасным утром стартовал на нем с Лионского вокзала.
Раз меня периодически просят давать побольше субъективных ощущений и «непутевых заметок» – пожалуйста. «Бывалые» туристы очень любят пугать сложностью парижского метро и неразберихой на вокзалах, советуя приезжать на последние минут за три четверти часа до отправления поезда. И в метро, и на вокзалах на деле разобраться совершенно несложно, мне кажется, гораздо проще, чем в той же Москве. Правда, я все-таки немножко заплутал: не нашел прямого выхода из метро непосредственно в залы вокзала, а пробирался через станцию скоростной надземки RER и еще бог знает через что. И хотя пройти надо было всего пару десятков метров (все эти приключения были уже по сути под крышей здания Лионского вокзала), мне пришлось пройти через три турникета, соответственно расставшись с тремя едиными билетами на городской общественный транспорт. Мне показалось, что три евро за выход из метро на вокзал – это дороговато… Хотя я, вероятно, заплатил вовсе не за выход, а за собственную лопоухость. :) К слову, вернувшись из Бургундии в Париж, я был полон решимости найти такой вход в метро, чтобы отдать только один билет, как это и положено. И хотя на сей раз я не спешил к платформам, опасаясь, что за 40 минут могу не найти нужный поезд, несмотря усиленную работу мозга, я проделал по сути тот же самый путь за тем отличием, что скормил жадным турникетам в общей сложности уже четыре билета. :)
На платформе Лионского вокзала меня удивило, что в ожидании посадки довольно много кресел занимала молодежь, в то время как рядом стояли пожилые люди. Впрочем, какой-то старичок, которому я уступил место, был удивлен не меньше моего. Неужели во Франции подобное не принято? Я так и не нашел для себя ответа на этот вопрос…
TGV – это прямые экспрессы без каких-либо промежуточных остановок. Время пути до Дижона составляло что-то около двух часов. В общем-то это довольно долго для скоростного поезда, если учесть, что расстояние составляет всего 310 километров. Однако это по прямой, а магистральные железные дороги (как и шоссе) во Франции петляют так, чтобы проходить как можно дальше от жилья и не создавать дискомфорта местным жителям.
Что интересно, реальная стоимость билета значительно отличается от заявленной. Во-первых, часто действуют различные акции, во-вторых, очень большую скидку дают при покупке билета туда и обратно. Например, мне поездка обошлась практически вдвое дешевле, чем было заявлено на сайте французских железных дорог (я заплатил около 75 евро). Билеты продаются строго с указанием места.
Поезда TGV состоят из вагонов первого и второго классов. Разница в стоимости проезда не так уж и велика – менее чем в два раза. Что характерно, французы в массе своей предпочитают ездить все-таки вторым классом. Эти вагоны в утреннем поезде на Дижон были заполнены целиком, чего не скажешь о первом классе.
Салон вагона напоминает самолетный – похожие кресла, багажные полки. Чисто, но довольно тесно – работать на ноутбуке было весьма затруднительно. В первом классе, конечно, гораздо просторнее, там установлены даже нормальные столы, а не откидывающиеся столики. Я так и не понял, как быть в случае перевоза объемного багажа – в вагоне ему просто нет места. Впрочем, думаю, в составе мог быть и отдельный багажный вагон. Так или иначе, а пассажиров с баулами я все равно не видел даже на перроне. «Поставщиков мелких услуг», столь характерных для отечественных электричек, в поезде тоже нет: желающие могут купить напитки или какую-нибудь шоколадку в специальных автоматах в тамбуре.
TGV идет очень плавно – рельсы на магистралях длинные и, видимо, со сварными стыками: климат позволяет – сильного расширения металла летом и сжатия зимой тут нет. Скорость почти не ощущается, разве что на поворотах: хоть радиус последних весьма велик, все равно заметно вдавливает в кресло. Любоваться по дороге можно лишь природой и изредка небольшими городками на горизонте. Первый и последний город, через который прошел экспресс, и был конечным пунктом путешествия – Дижоном.
Остается только отметить, что в отличие от России французские железные дороги куда более приятны для пассажира. Везде поддерживается чистота, нет бестолковой толкотни, нет попрошаек, навязчивых таксистов и прочих прелестей нашего отечества, ассоциирующихся с вокзалами и поездами. Существуют, правда, очереди в билетные кассы, но я не заметил ни малейших признаков хамства, кассиры очень любезны, а люди стоят не абы как, а вдоль специальных поручней, что помогает избежать путаницы и столпотворения. При этом нет никаких языковых проблем: английский знают практически все.


Историки полагают, что поселение на месте современного Дижона возникло еще в VI веке до нашей эры. Важным центром средневековой Франции город становится с приходом к власти королевской династии Капетингов. В конце X века Дижон превращается в столицу Бургундии. История Франции знает такие периоды, когда могущество герцогов Бургундских превышало могущество короля, вассалами которого они номинально являлись. Впрочем, об этих интереснейших страницах прошлого я, как и обещал, расскажу в другом альбоме.
Сейчас Дижон является столицей департамента Кот-д’Ор (Золотое графство – Cote D’Or) Население города составляет чуть меньше четверти миллиона человек.
Здесь приведена одна из главных площадей «новой» части города – place Darcy, украшенная триумфальной аркой.


Мне вообще показалось, что подобные сооружения есть в большинстве французских городов. Наверное, в свое время это было данью моде.


Стена старого бенедиктинского монастыря, сейчас там расположен музей естественной истории и истории архитектуры.


Cобор Сен-Бенинь (Saint-Benigne), выстроенный в XVI на руинах церкви XI века.


Крыша собора выложена знаменитой бургундской мозаичной черепицей. К слову, я видел фотографии западной Германии, где были запечатлены крыши с очень похожим рисунком.


Расположенная рядом церковь св. Фильбера (Saint-Philbert) на вид относится к позднему периоду романской архитектуры, но каких-либо данных на этот счет у меня нет. При взгляде на эту церковь, невольно осознаешь, что архитектура – это застывшая музыка.




Оживленная улочка Красной Шапочки (rue du Chapeu Rouge) недалеко от исторического центра города, застроенная домами преимущественно XIX-XX веков. Мне лично было как-то дико наблюдать во Франции, а особенно в таких дышащих историей городках с богатейшими кулинарными традициями, забегаловки Mc Donald’s. К слову, местная бургундская кухня – это что-то потрясающее и неподражаемое.


Оригинальный дом с очень интересными зонтиками от солнца для «пентхауза». На вид – конец XIX или начало XX века.


Отражение в заднем стекле почтовой машины церкви первой трети XX века. Кстати, внимательный взгляд найдет ее шпиль и на предыдущей фотографии.
Жалко, что я случайно стер снимок, где в стекле машины рядом с отражением церкви виднеется чье-то лицо с крайне заинтересованной гримасой, мол, а что этот турист такое фотографирует в кабине машины. :)


Туристическими тропами к сердцу исторического центра средневекового Дижона. Дамы слева, кажется, немки. :) К слову, даже в этом городе я как-то услышал родную речь.


Да-да, и тут бывают развалы в духе китайских барахолок, где туристам пытаются спихнуть всякую дрянь.


Впереди уже возвышается главный собор Бургундии, традиционно для Франции посвященный Божьей матери – Notre-Dame. Как сообщает путеводитель, собор воплощает в себе традиции бургундской готики. Если честно, на меня он особого впечатления не произвел: собор выглядит так, будто составлен из не слишком гармонично подходящих друг другу архитектурных частей.


Колокольные часы с молоточком, где человеческая фигурка отбивает каждый час, привезены из города Куртрэ. Они – лишнее напоминание о том, что в XV веке власть герцогства широко распространялась на территории современной Бельгии и Нидерландов.


Соборная площадь (place Notre-Dame), собор слева.
Путеводители очень любят весьма однобоко и слишком широко трактовать термин «столица». Говоря о том, что Дижон являлся главным городом Бургундии, авторы почему-то часто забывают, что речь идет собственно о родовом домене герцогов, а вовсе не обо всем Бургундском государстве. Последнее в результате успешного расширения зависимых земель в 70-х годах XV столетия разрослось до размеров немаленькой европейской державы.
Да, именно в Дижоне находилась родовая усыпальница герцогов и происходил обряд их вступления в наследство. Однако реального значения столицы этот город не имел, он лишь являлся символом династии и совмещал в себе функции, подобные французским Сен-Дени и Реймсу. Сразу же после присоединения первых нидерландских владений политико-административный центр Бургундии смещается именно туда.
Впрочем, в Бургундском государстве вообще не было резко обозначенного единого административно-бюрократического центра. Различные земли имели свои административные и финансовые органы, поэтому не было необходимости привязывать политический центр к какому либо определенному городу. По средневековой традиции столицей считался тот город, где чаще всего находились монарх и его двор. Например, герцог Филипп Храбрый предпочитал жить в Генте и Брюгге. В Генте также часто находился двор Иоанна Бесстрашного. При Филиппе Добром центр экономической активности государства переместился в Брабант, герцог вполне логично стремился быть в гуще событий, поэтому его двор обосновался в Брюсселе. Практически весь долгий период правления Филиппа Доброго Брюссель фактически являлся центром государства. Но хотя герцог обустроился там всерьез и надолго, никакого юридического оформления Брюсселя как столицы не последовало. Ну и стоит еще упомянуть последнего великого герцога Бургундии – Карла Смелого. После завоевания Нанси он хотел сделать столицей именно этот город как географический центр будущей державы. Но, как известно, сбыться его планам было не суждено…


Домик с характерной черепицей на северной стороне площади.


За собором расположено множество узких улочек, нередко заканчивающихся уютными тупичками. А в них, в свою очередь, нередко встречаются уютные ресторанчики. Правда, меня бесит в Западной Европе то, что в середине дня пообедать в ресторане практически невозможно – в лучшем случае будет работать бар. Обедают тут только после шести часов вечера.


В этой живописной группе строений среди прочего располагается музей изящных искусств (Musee des Beaux-Arts). Справа виднеется мэрия (Hotel de Ville).


Судя по всему, у этого особняка богатая история, но я мало что понял: табличка на стене была только на французском языке, а забивать весь текст в переводчик на карманном компьютере мне было лень. Кстати, даже в Лувре на английский переведены только надписи типа «Запасной выход» и т.д.


Сейчас внутри особняка расположена выставочная галерея антиквариата.


Буквально за каждым поворотом взгляду открываются совершенно сказочные уголки.




Шпиль Notre-Dame в Старом городе видно буквально отовсюду.


Петляя по улочкам, я опять вернулся к этому собору, но уже с противоположной от площади стороны. Кстати, для готических храмов характерен полукруглый в плане восточный фасад.




Любопытная статистика. В начале XIV века в Дижоне было около 10-12 тысяч жителей. В 1376 году, то есть даже спустя более двух десятков лет после главной волны страшнейшей эпидемии чумы (называемой часто Великой чумой), горожан насчитывалось лишь 8-8,5 тысяч. Лишь к концу XV столетия численность населения Дижона превысила уровень почти двухвековой давности – 12,4 тысячи человек.




Судя по путеводителю, это должна быть городская стена XII века. Похоже, предприимчивые горожане, когда стена утратила свое оборонительное значение, приспособили ее в качестве фасадов, сэкономив таким образом на камне и строительных работах.


Нетрудно догадаться, что это префектура полиции. Судя по табличке на стене у входа, у нее богатое революционное прошлое. Правда, не вполне понятно, о какой именно из революций идет речь – все-таки ими история Франции весьма богата…


Площадь Франсуа Рюда (place Fr. Rude). Еще одна дань моде – обязательная для любого более или менее крупного провинциального французского города карусель. Она – больше, чем аттракцион, это часть многовековой традиции.
Кстати, имя французского скульптора, уроженца Дижона, Франсуа Рюда (1784-1855), уже встречалось на страницах моего журнала. Именно он является создателем самого знаменитого горельефа парижской Триумфальной арки.


В красивом старом здании находится ресторан традиционной бургундской кухни «У ветряной мельницы» (Au Moulin a Vent). Только вот моя попытка пообедать в пять часов дня потерпела крах, пришлось вернуться сюда позднее.


Шпиль виден и отсюда…


Старая торговая улица Форж (rue des Forges), одна из древнейших в городе. Здесь сохранилось немало жилых домов XVII века.


Этот сквер, если верить карте, должен называться площадью герцогов Бургундских (place des Ducs de Bourgogne). :)


Церковь святого Михаила (Saint-Michel), построенная, согласно заверениям путеводителя, в стиле Возрождения. Я же нашел у нее массу черт самых разных стилей. Например, входной портал носит весьма выраженный раннеготический характер.


По улице Свободы (rue de la Liberte) я вернулся в отель, чтобы перекинуть фотографии на ноутбук, дать отдых ногам и немного поработать. Предвосхищая события, скажу, что через пару часов я вернулся-таки в ресторанчик «У ветряной мельницы» и после долгожданного обеда-ужина начал вечернюю фотосессию Дижона. Но это уже тема совсем другого альбома. :)
Tags: Франция, история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →