?

Log in

No account? Create an account
Вдоль Туниса: от цветущего мыса Кап-Бон до каменистой пустыни близ Матматы - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Вдоль Туниса: от цветущего мыса Кап-Бон до каменистой пустыни близ Матматы [Jul. 9th, 2011|05:30 am]
dkphoto
[Tags|, ]

Все листы альбома о поездке в Сахару

Самая популярная среди туристов в Тунисе экскурсия носит лаконичное имя «Сахара». Строго говоря, оно вовсе не отражает содержание. Пустыня Сахара является лишь самой удаленной южной точкой маршрута, берущего свое начало на северо-востоке страны. Чем интересна эта экскурсия, так это тем, что позволяет за каких-то два дня пусть даже весьма поверхностно, но все-таки познакомиться практически со всей страной. Способствуют этому скромные размеры Туниса, даже по длинной стороне – с севера на юг – простирающегося менее чем на тысячу километров.
Беря начало от курортных Хаммамета и Суса, маршрут достигает врат Сахары – Дуза и отрогов горных цепей Атласа у города Тозера.


1 Понятное дело, я не смог устоять перед соблазном и приобрел эту экскурсию. Памятуя о жадности отечественных туроператоров, я попытался найти англоязычную альтернативу в местных турагентствах, но потерпел неудачу в свете языкового барьера. Увы, этот язык в Тунисе не в большой чести. Владей я французским (школьный не в счет), немецким или итальянским – подобной проблемы просто не возникло бы. Чуть позже я все-таки нашел, где в Хаммамете можно приобрести экскурсию с англоговорящим гидом, но время уже было упущено.
«Пегас» со своим партнером – встречающей стороной в лице тунисской компании Tunisia Tourism Branch – оценили «Сахару» для русских в 153 доллара (это из Хаммамета, из Суса она чуть дешевле). Для итальянцев или, скажем, поляков экскурсия стоит столько же, но уже в тунисских динарах, которые на треть дешевле американской валюты. Правда, тщательное изучение рекламных листовок на разных языках показало, что на деле разница в цене не столь уж существенна, так как по неведомым мне маркетинговым соображениям русским по умолчанию предлагается вариант с уже включенным в стоимость джип-сафари, а для всех остальных – без оного. Однако так или иначе, ехать мне довелось с соотечественниками. Теоретически проделать такой же маршрут можно и самостоятельно, как я уже поступал на севере страны, но здесь это слишком уж сложно да и затратно.

Поскольку даже тунисские расстояния для автобуса достаточно велики, старт экскурсии от центрального входа в отель был намечен организаторами на 5:30 утра. И это стало единственным темным пятном экскурсии. Не в том смысле, что меня огорчил ранний подъем (жаворонка такие вещи смущают мало), а в свете без трех минут получасового опоздания автобуса. Неприятно также то, что не последовали даже банальные ни к чему не обязывающие извинения.
На снимке слева фигурирует наш гид – Мухаммед. За исключением утреннего инцидента в первый день, все остальное говорило в пользу того, что нашей группе с гидом повезло. По-русски он говорил вполне бегло, разве что иногда путал падежи и неверно произносил отдельные слова. Мне бы в такой же степени владеть английским! :) Секрет познаний Мухаммеда в великом и могучем заключается в том, что он два года учился в Петербурге. Я так понял, что сначала он специализировался на немецких группах, но потом счел, что туризм из России более перспективен и решил изучить русский. Эффективнее всего делать это в языковой среде, поэтому Мухаммед поступил в один из вузов нашей северной столицы, что, как я понимаю, автоматически обеспечило ему долговременную визу. После возвращения из России он уже пять лет работает с русскими группами.
Справа в зеркале заднего вида можно узреть отражение лица нашего водителя Хамета. Он весьма забавно подражал голосам различных животных – от котенка до верблюда. К последнему он прибегал в основном, когда долго не мог кого-то обогнать. Но вообще водитель он вполне аккуратный, ездить с ним было куда спокойнее, чем с египетскими шумахерами.
Автобус же оказался наименее комфортным из тех, что я встречал при трансферах в Тунисе (местные луажи не в счет); весьма странный выбор местной туркомпании, принимая во внимание длительность переездов.



2 Как я уже упоминал ранее, в свете выхода из строя «зеркалки» на набережной Хаммамета, снимать все пришлось на цифрокомпакт (хорошо еще, что он вообще был под рукой!) К сожалению, емкость его батареи не слишком велика, поэтому приходилось отчаянно экономить кадры. Пришлось практически полностью отказаться от съемки по пути через окно: делать такие фотографии более или менее качественно непросто даже «зеркалкой». По этой причине не могу толком показать город Сус – третий по величине в Тунисе. С агломерацией численность его населения превышает полмиллиона человек.
Меня лично этот город весьма заинтересовал своей современной архитектурой. Среди достаточно шаблонной малоэтажной застройки встречаются там весьма привлекательные здания, в которых невооруженным глазам видна незаурядная работа зодческой мысли.



3 Гигантский Колизей – главная и по сути единственная достопримечательность небольшого городка Эль-Джем в 63 километрах к югу от Суса. Некогда на этом месте находился второй по значению после Карфагена город римской Северной Африки. Тогда он носил имя Тиздр, а численность его населения как минимум в полтора раза превышала нынешнюю, что по меркам Древнего мира делало его важным экономическим центром.



4 Амфитеатр Эль-Джема являлся третьим по величине во всей Римской империи. Имея размеры 150 на 120 метров, он уступает лишь аналогам в самом Риме и Капуе. По степени же сохранности его смело можно ставить на второе место.



5 Показанная тут часть сооружения наиболее наглядно дает представление о состоянии колизея до начала реставрационных работ, достаточно активно начавшихся после того как в 1979 году он был внесен в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.



6 Даже беспощадное время оказалось благосклоннее к гигантскому амфитеатру, чем люди. Начиная с XVII века, камни сооружения деловито растаскивались как на строительство домов жителей самого Эль-Джема, так и для сооружения Соборной мечети в святом для тунисских мусульман городе Кайруане (его я мельком покажу несколько позднее).



7 Трибуны, по разным оценкам, способные некогда вмещать свыше 30 тыс. зрителей, восстановлены лишь частично.
Наиболее престижными и дорогими являлись нижние ряды, самые близкие к кровавым зрелищам, разворачивавшимся на арене. Для безопасности первый ряд поднят на три метра и в древности его дополнительно защищала высокая железная решетка, чтобы ни отчаявшиеся гладиаторы, ни дикие звери не смогли добраться до высокопоставленных зрителей.



8 Колизей был построен проконсулом Гордианом, будущим императором («императором циркового парада», как назвал его император Максимин, восстание против которого и возглавил Гордиан) незадолго до 238 года. Собственно, именно в этом амфитеатре он и был провозглашен императором войсками и доведенным до отчаяния высокими налогами местными жителями. После поражения восставших и самоубийства Гордиана в Карфагене Тиздр попал в немилость римских властей и вскоре утратил свое былое значение, хотя его роль как крупного центра производства оливкового масла, вероятно, сохранялась еще продолжительное время.



9 Вновь вовлеченным в восстание город оказался в 699 году, когда берберы – коренные жители значительной части Северной Африки – попытались сбросить власть арабских завоевателей. В течение нескольких месяцев в Тиздре скрывалась легендарная предводительница берберов Кахена. Одним из основных узлов обороны города тогда стал Колизей, чьи стены приняли на себя снаряды арабских катапульт. После поражения восстания уцелевшие жители оставили город.



10 В 1695 году, в разгар борьбы за власть в Тунисе среди Мурадидов после смерти Мурада II, в амфитеатре скрывались партизаны Али-бея.



11 Стены арены до сих пор хранят на себе следы мозаики III века. Сама арена посыпана красноватым песком, способным быстро впитывать кровь многочисленных жертв, нашедших тут свой конец на потеху толпе.



12 Во время боев арена казалась монолитной, но в центральной ее части под песком были скрыты тяжелые деревянные люки над глубокими подвалами амфитеатра. В прочее время люки обычно открывали для вентиляции подземелья.



13 Доступ туристам открыт практически всюду: можно пройтись по самой арене, по всем трем ярусам амфитеатра, посидеть на реконструированных местах для зрителей или спуститься в подвалы колизея.



14 Кроме подсобных помещений, в подземелье находилось шестнадцать камер для диких животных, выходящих в широкий центральный коридор.



15 Иные источники утверждают, будто в них также содержались и гладиаторы. На мой взгляд, если так оно и было, то, вероятно, лишь непосредственно в канун боя. Трудно предположить, будто заточенный в подобных условиях человек мог сохранять свою боеспособность, дабы доставить удовольствие охочей до кровавых зрелищ толпе.



16 Подобные небольшие и редкие отверстия служили для вентиляции и отчасти освещения подземелья при закрытых основных люках.
Кстати, в настоящее время электрическое освещение внутри выполнено весьма оригинально и умело – оно создает полное впечатление падающих сверху узких пучков дневного света.



17 Сам же город Эль-Джем, возникший на месте античного Тиздра уже в Новое время, ничем особенным не примечателен. Путеводители называют его городом одной достопримечательности и, по всей видимости, совершенно правы.
Добавлю также, что местные торговцы, сконцентрированные у амфитеатра, достаточно навязчивы, а гид предупредил, что сверкать кошельками там не стоит, особенно близ очень уж бойкой молодежи.



18 Дальше наша дорога лежала далеко на юг – мимо бескрайних рощ оливковых деревьев богатых землевладельцев, второго по величине в Тунисе города Сфакса, окутанного ядовитым дымом перерабатывающих заводов, вдоль рельсов узкоколейки, исчезнувшей после Габеса. Отличная платная автострада закончилась, сменившись все равно очень неплохой так называемой национальной дорогой. Вдоль обочины появились многочисленные продавцы контрабандного ливийского бензина, а на проезжей части – немало машин с белыми ливийскими номерами. Впрочем, они практически исчезли после того, как мы проехали шоссе, уходящее на юго-восток в сторону Триполи. Пейзаж стал куда более пустынным. Мы прибыли в земли, на которых осели недавние кочевники.
Как и раньше, они живут в основном скотоводством. Оседлый же образ жизни, с одной стороны, избавил их от конфликтов с землевладельцами, чьи территории они раньше занимали без спроса, а с другой стороны, они приобрели комфорт благ цивилизации. Учитывая, что килограмм хорошей баранины стоит в Тунисе до 15 динаров (порядка 11 долларов), бывшие кочевники обеспечены неплохим доходом.
Иные из них держат придорожные кафе, иногда комбинированные с магазинчиками сувениров и всякой всячины, способной потребоваться в дороге. В знак того, что блюда готовятся из свежего мяса, практически перед всяким подобным заведением красуется шкура недавно зарезанного барана. Допускаю, что кому-то подобное зрелище добавляет аппетит, но лично у меня оно вызывало обратную реакцию. Особенно в свете увиденной на улочке одного из городков сцены свежевания барана прямо на тротуаре перед обеспокоено блеющим стадом.



19 Там, где есть искусственное орошение или подземные источники воды, плодовые деревья точно так же растут прямо вдоль дорог, как и на плодородном севере страны. Впрочем, скажем, в районе Сфакса оливковые плантации прекрасно обходятся одной лишь дождевой водой, которая задерживается почвой на долгие месяцы. Чем меньше выпадает там осадков, тем больше расстояния между рядами оливковых деревьев.



20 Здесь я впервые в жизни увидел, как зреют гранаты.



21 Местами же пейзаж становится апокалипсически-индустриальным. Это, впрочем, вполне безобидный цементный завод. Вообще же достаточно часто по пути встречались тепловые электростанции, предприятия по переработке соли, а также благословение и проклятие центрального Туниса – фосфатные заводы. Впрочем, к этой теме я лучше вернусь позже, в той части рассказа, где речь пойдет о поездке через полюс неблагополучия страны.



22 Свидетель событий Второй мировой войны – приземистый дот, как и прежде, держащий дорогу под хмурым взглядом своих давно уже опустевших амбразур. По словам гида, построили его французы-вишисты в 1943 году для защиты Туниса, в ту пору французской колонии, от Африканского корпуса Роммеля. На самом деле, конечно, это укрепления французской линии Марет времен Третьей республики, то есть еще довоенной поры. Поставлены эти доты были защиты от итальянской угрозы из Ливии. По иронии судьбы линия Марет использовалась как раз итальянцами и Роммелем для обороны от наступающих из Египта через Ливию англичан. Впрочем, как известно, им это не помогло.



23 На первый взгляд кажется, будто и это какие-то исторические развалины. В действительности же простой современный недострой. Подобные объекты встречаются не столь уж и редко.



24 Скудная растительность не может обмануть даже наивный взгляд туриста – автобус достиг каменистой пустыни, первого предвестника уже недалекой пышущей жаром Сахары. Здесь обитают немногочисленные негры и берберы-троглодиты, о чем я расскажу уже во второй части альбома.
LinkReply

promo dkphoto may 12, 2016 14:30 16
Buy for 100 tokens
46 Второй день отпуска оказался чрезвычайно насыщен событиями, а посему материала по нему оказалось столь много, что по техническим ограничениям LiveJournal я вынужден разбить его на две части. Так или иначе, здесь я поведаю о самостоятельной поездке к самому знаменитому туристическому объекту…

Comments:
[User Picture]From: a_dedushkin
2011-07-19 06:19 am (UTC)
Благодарствуйте!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-19 06:26 am (UTC)
Всегда пожалуйста! :) Пока писал, аж сам увлекся. ;)

P.S. Первого числа познакомился с дядей Колей с Хитровки. Жаль, не было времени толком пообщаться...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: golovko
2011-07-19 06:27 am (UTC)
Спасибо, интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-19 06:28 am (UTC)
Рад, коль так. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zchtec
2011-07-19 06:33 am (UTC)
Весьма интересно, и фотки замечательные, несмотря на мыльницу:). Нужно тоже поизучать Тунис да и соседние страны, у меня в этом направлении пробел.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-19 08:16 am (UTC)
У меня у самого пробелов хватало (да и сейчас полно ;)). Скажем, про Дуггу до подготовки визита в Тунис я и не слышал (позор на мою седую голову! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gorojanin27
2011-07-19 06:39 am (UTC)
Спасибо, далекий Тунис становится ближе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-19 08:17 am (UTC)
Да он и так не столь уж далек: восемь часов лета от Хабаровска до Москвы, а оттуда каких-то четыре часа до Монастира. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuri7751
2011-07-19 06:45 am (UTC)
Насчёт дота сомнения обоснованы. Вишисты не воевали с немцами. Так что если этот дот и построили они, то не для защиты от Роммеля, а скорей в помощь ему. Ведь именно в Тунисе в 1943г. части Роммеля были блокированы союзниками и капитулировали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-19 08:15 am (UTC)
Ну, это-то я знаю, как-никак увлекался историей Второй мировой. :) Но пока не могу однозначно сказать, когда и кем именно были построены этот и ему подобные доты на юге Туниса.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: redkedslover
2011-07-19 08:11 am (UTC)
интересно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-19 08:15 am (UTC)
Спасибо! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olka_fish28
2011-07-19 09:00 am (UTC)
Спасиб! Фото-супер! Жаль, нет Дугги или есть? Т.е. хочу спросить-Будет ли продолжение?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-19 09:20 am (UTC)
Спасибо, хотя я лично фотографиями чертовски недоволен. :)
Немного Дугги есть, но будет еще и куда более подробный фоторассказ о ней. Как и продолжение Сахары (возможно, уже завтра).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ext_647722
2011-07-19 09:09 am (UTC)
Спасибо за увлекательное путешествие! С удовольствием прочла Ваш как всегда интересный, обстоятельный рассказ! Обожаю рассматривать фото мест, известных только из литературы. Люблю пофантазировать, представляя живущих в прошлом людей, которые ходили по тем же местам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-19 09:22 am (UTC)
Благодарю! :) Фантазировать, правда, как мне кажется, лучше в той же Дугге - там больше простора для фантазии сохранилось. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aleonkin
2011-07-19 09:10 am (UTC)
дот прикольный. Интересно, а почему не водят к сооружениям Второй мировой?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-19 09:16 am (UTC)
На юге страны таковых сооружений мало. Зато в Хаммамете предлагают даже на квадрациклах вокруг остовов бронетехники времен Второй мировой покататься. Правда, на фотографии в рекламном плакате фигурировал почему-то уже послевоенный французский танк. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yablonka
2011-07-19 01:08 pm (UTC)
при упоминании фото из окна движущегося автобуса я сразу вспоминаю КНДР :) вот где пришлось набить руку!
да, хорошо что был компакт - а то не видать нам таких интересных рассказов. подземелья какие
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-19 09:26 pm (UTC)
Руку набить, конечно, можно, но из окна все же лучше снимать зеркалкой в спортивном режиме, а не ощутимо тормозящим компактом, который наводит фокус, как ему самому больше нравится. :) Но, безусловно, наличие компакта меня спасло, без него было бы совсем уж грустно. Не телефоном же снимать было! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: tgrig
2011-07-19 08:56 pm (UTC)
с возвращением!! ) про кочевников особенно интересно, будет еще про уклапд жизни в тунисе??
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-19 09:27 pm (UTC)
Будет про уклад: про зарплаты, стоимость жизни, товаров и т.п. :) Правда, скорее всего, в отдельном альбоме.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mongwu
2011-07-20 01:14 am (UTC)
А в населенных местах вы были? Интересно было бы узнать впечатления об обстановке в Тунисе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-07-20 01:18 am (UTC)
Приходилось, хотя в рамках поездки в Сахару по большей части мельком. Однако об обстановке в городах я обязательно поведаю - частью в этом альбоме, частью при рассказе о самостоятельной поездке в столицу и Карфаген.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michletistka
2011-08-06 01:00 pm (UTC)
Арена очень впечатлила - люблю такие сооружения. И гранат.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-12-25 11:36 pm (UTC)
Колизей прямо дух захватывает. Хотя сначала мне казалось, что 150х120 метров - это не столь уж много.
(Reply) (Parent) (Thread)