Меня позабавило, что на стеле с названием ФГУП упомянуто также Министерство обороны (как мне подсказали, раньше это был военный совхоз).
Западная часть Большого Уссурийского острова и еще ряд островов близ Хабаровска отошли Китаю по договору от 14 октября 2004 года. Ох, до сих пор хорошо помню свои эмоции и вырвавшиеся крепкие слова, когда мне позвонили с этой вестью (я тогда был в Пскове)!..
Немного расскажу о сути проблемы. Правительство и некоторые СМИ преподнесли передачу территорий КНР чуть ли не как победу российской дипломатии. Мол, впервые за всю трехсотлетнюю историю отношений с Поднебесной Россия получила юридически оформленную границу со своим юго-восточным соседом. При этом обычно давалась ссылка на соглашение 1991 года, по которому Россия потеряла почти полторы тысячи квадратных километров островов на Амуре и суши в Приморском крае. Тогда, в 1991 году, впервые предусматривалось «распределение» островов, а два участка границы были оставлены «на потом».
Между тем стоит вспомнить, что граница была проведена еще в XIX веке, когда в 1860 году между Россией и Китаем был заключен Пекинский договор, в 1861 году подтвержденный картой с проведенной линией границы. По этому договору почти все острова вдоль границы были закреплены за Россией. Еще чуть позже, 22 июня 1886 года в городе Хунчун представители двух государств подписали соглашение, которым подтверждали прохождение линии государственной границы в соответствии с договором 1860 года.
В российском МИДе об этом договоре предпочитают не вспоминать равно как и то, что до заключения Пекинского договора острова близ Хабаровска не принадлежали Китаю и вовсе не были «спорными». Государственная дума в итоге ратифицировала соглашение о границе большинством голосов. Идея референдума поддержки «в верхах» не получила с комментарием, что речь идет всего лишь о разграничениях и уточнениях прохождения границы, не более того. В результате площадь территории России опять уменьшилась, на этот раз примерно на 350 квадратных километров, причем уже в стратегически важном районе – у столицы всего российского Дальнего Востока.
Как видно, за громкими фразами о «воротах в Азию» и прорыве в российско-китайских отношениях проступает что называется игра в одни ворота. Россия лишилась заметной части своей территории. К этой части прибавилась площадь островов, закрепленных в так называемом совместном пользовании, где хозяйничают только китайцы, причем, как отмечают эксперты, делают это хищнически: вырубая растительность, распахивая до уреза маломощные аллювиальные почвы, катастрофически теряющие гумус. Такие острова сильно размываются в паводки. Усилилось браконьерство как в акваториях островов, так и у российских берегов. Продолжается активный размыв российского берега Амура за счет свала основного потока реки к левому берегу, чему способствовало искусственное обмеление правобережных проток с целью присоединения островов к коренному берегу.
Конечно, я могу судить обо всем этом в основном из средств массовой информации. Однако я отчего-то (видимо, по причине скверного характера :)) больше склонен верить негативным оценкам происходящего для российского Дальнего Востока, чем бодрой риторике о дипломатических победах (попытка сделать хорошую мину, потерпев фиаско!). И еще, увы, становится вполне очевидно, что Москве проблемы нашей удаленной части страны малоинтересны…
Хотя масса транспортных средств официально ограничена 30 тоннами, а ширина проезжей части невелика, не исключено, что в случае нужды по мосту можно перебрасывать и тяжелую технику.
С наступлением холодного сезона, конечно, мост ежегодно демонтируют. Кстати, существующий мост появился не так давно – в августе 2002 года. В советское время на этом же самом месте тоже было аналогичное сооружение, но в 90-х годах оно прекратило свое существование.
Главным калибром этого корабля является 100-мм нарезное орудие в носовой башне, унифицированной с башней танка Т-55. Длина корабля составляет 42,9 метра, ширина – 6,1 метра, средняя осадка – всего-навсего 1,2 метра. Водоизмещение в пресной воде – 225 тонн, в морской – 216 тонн.
Жаль, что запрещено останавливаться на приятном песчаном пляже около самого моста. Впрочем, если подумать объективно, это вполне разумные меры безопасности на границе.
Кстати, от места нашего пикника до границы с Китаем оставалось примерно 12-15 километров. Было бы интересно взглянуть на часовню в западной части острова, установленную, если не ошибаюсь, уже у самой нейтральной полосы, но туда нас едва ли бы пустили пограничники. Попасть к часовне можно разве что по неким торжественным датам.
Journal information