?

Log in

No account? Create an account
Вдоль Туниса: через планету Татуин в обратный путь - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Вдоль Туниса: через планету Татуин в обратный путь [Jul. 9th, 2011|06:05 pm]
dkphoto
[Tags|]

Все листы альбома о поездке в Сахару

99 Из оазиса Шебека путь нашей колонны джипов лежал по участку трассы знаменитых гонок Париж–Дакар. Честно говоря, прокатившись по ней, я зауважал грузовики, способные мчаться по такой едва намеченной в пустыне дороге на весьма высокой скорости. Даже неприхотливые Land Cruiser разгонялись дай бог до восьмидесяти километров в час, при этом внутри кабины весьма ощутимо потряхивало, а то и вовсе подкидывало.



100 Обещанные в программе экскурсии миражи тоже были. Не сказать, чтобы шикарные, но уж какие достались. Например тут при минимальном напряжении фантазии впереди можно разглядеть нечто вроде водной глади, в которой одиноко стоят две скалы. На деле же скалы, когда мы к ним подъехали, оказались просто большими валунами, лежащими в окружении раскаленного песка. Воды, ясное дело, поблизости не было и в помине, если не считать питьевой в бутылках, что была у всех с собой. Понятно, что причиной оптической иллюзии был поднимающийся от поверхности земли горячий воздух. Ранним утром, когда пустыня еще не прогрелась, миражей не бывает.



101 К сожалению, не могу проиллюстрировать коронный номер джип-сафари – прыжки по барханам. Не уверен, что смог бы вести съемку из кабины даже при помощи зеркалки, компакт же и вовсе не оставлял никаких шансов. Может быть, оно и к лучшему – руки требовались мне, чтобы крепче вцепиться в поручни. С самого начала поездки никто из пассажиров и не думал пристегиваться (исключением был водитель), особенно занимающие второй и третий ряды сидений. Блокираторы на дверях тоже никто не нажимал. А потом, во время каскадерской программы, было просто не до того. Я кое-как ухитрился застегнуть ремень во время краткого затишья между очередными прыжками, но только под конец программы.



102 На словах же могу сказать, что ощущения были как на «взрослой» карусели «Орбита». Пожалуй, даже пострашнее. Любая ошибка водителя, кидавшего джип на кажущиеся из кабины почти отвесными склоны барханов, мчащегося под большим поперечным углом, соскальзывавшего в глубокие впадины, – и этот отчет я бы уже не писал. Понятно, что все шоферы тут имеют большой опыт и вполне уверены в своих навыках и возможностях машин, однако закон больших чисел никто еще не отменял. Так или иначе, а удовольствие от сафари по песчаным барханам я получил огромное, пусть даже в немалой степени благодаря адреналину.
К слову, один из водителей нашей колонны все-таки ухитрялся буксовать в песке (примерно как предыдущим вечером я на квадроцикле), вызывая на свою голову смех со стороны коллег.



103 Когда колона по одной машине остановилась на краю высокого бархана, откуда открывался великолепный вид на пустыню, к высыпавшим из кабин туристам кинулись продавцы разнообразных сувениров, главным образом каких-то пластиковых бус.



104 Отбившись от них, можно было полюбоваться не просто песчаными просторами, но и планетой Татуин. Да-да, владения Джаббы Хатта великий Джордж Лукас снимал именно здесь. Даже планету он назвал созвучно с расположенным на юге Туниса городом Татавин. Здесь на снимке, правда, запечатлен не он, а бутафорский городок контрабандистов и прочей мелкой галактической шушеры.



105 Между делом водитель джипа посетовал на сильное падение туристического потока после январской революции. Раньше, по его словам, иностранцы тут кишели, как муравьи. Чтобы обслуживать всех желающих попасть на джип-сафари, по словам водителя, их фирма приобрела триста (!) «Лендов». Если учесть, что в каждой машине сидят шесть пассажиров, нетрудно определить, что одновременно только одна компания из Тозера может обслужить тысячу восемьсот человек! При условии технической готовности всех джипов, разумеется. Общая же продолжительность сафари составляет три часа, так что за день каждая машина может совершить более одного рейса.
Заметив мой интерес к состоянию подвески «Ленда», водитель в шутку предложил мне приобрести джип за двадцать тысяч динаров. Вежливо отказался. :)



106 Дальше был головокружительный спуск с бархана – и фантастическая сага Джорджа Лукаса стала предельно осязаемой.



107 Здесь я позволил себе немного побаловаться в графическом редакторе, все равно пришлось стирать немалое число упорно лезших в кадр туристов и лотки вездесущих торговцев сувенирами.



108 По словам гида, в этих декорациях снимали первый и второй эпизоды фильма (то есть по хронологии предпоследнюю и предпредпоследнюю серии). С годами, правда, Мухаммед что-то напутал, так как говорил о начале и середине 1990-х, в то время как упомянутые эпизоды, насколько я знаю, снимали значительно позднее.



109 Как бы то ни было сохранность у инопланетного городка просто отличная, чему способствуют сухой климат и приятно удивившее отсутствие следов деятельности вандалов. Последним, думаю, при попытке что-то отломать или намалевать могло достаться от упомянутых местных торговцев, для которых филиал Татуина на Земле является хлебом насущным.



110 Кстати, в городке предлагали сфотографироваться с пустынной лисичкой – фенеком. Образ этих симпатичных лопоухих зверьков активно эксплуатируется в Тунисе, но я не очень одобряю использование животных в качестве подобных туристических развлечений, так что заработать на этом не дал.



111 При взгляде под определенным ракурсом бутафорская сущность Татуина становится вполне очевидной.



112 Можно даже побывать внутри иных зданий. Большинство, правда, или наглухо закрыто, или вовсе не имеет входа.



113 На этом аккорде джип-сафари по сути и завершилось, машины понесли нас обратно в Тозер, причем, к сожалению, уже безо всяких прыжков по дюнам.
В городе меня очень порадовали местные мальчишки, успешно составляющие конкуренцию кафе и магазинчикам, продающим туристам воду втридорога. Детвора с обходится меньшей нормой прибыли и с радостью отдает страдающим от жажды иностранцам полуторалитровую бутылку воды за динар вместо обычных двух–трех. В накладе они, конечно, не остаются, так как в супермаркетах то же самое стоит только четыре сотни миллимов (0,4 динара). Я на всякий случай проверил пробку – с ней все было в порядке, упакована вода была на производстве. Приятным бонусом стало то, что юные торговцы заморозили содержимое бутылки до состояния сплошного куска льда. В автобусе он таял довольно медленно, что позволяло несколько часов наслаждаться холодной водой.



114 После пересадки в автобусы наш путь лежал уже в обратном направлении – на север страны. По пути встречались большие стада остриженных овец. Поразило, что в оазисах среди пустыни для них находится достаточно корма.



115 Согласно программе, ранний обед (вполне уместный по причине ночного завтрака) нам следовало вкушать в небольшом шахтерском городе Метлави. Там находится крупный завод по переработке фосфатов – одного из основных природных богатств Туниса.
Соли и эфиры фосфорных кислот используются для производства фосфорных удобрений и различных моющих средств. Месторождения фосфатов в Тунисе обнаружили французы в 1886 году, добыча началась десятью годами спустя, и с тех пор ее объемы неуклонно возрастают. Непосредственно в Метлави разрабатывают два слоя толщиной 2 и 3 метра, в настоящее время извлекая из земли порядка 700 тыс. тонн в год.



116 Государственные предприятия по переработке фосфатов и продажа этого природного ископаемого за рубеж приносят Тунису огромные прибыли. Но не шахтерам и не рабочим обогатительных заводов. Трудиться им приходится в тяжелых условиях, вредность работы пагубно отражается на продолжительности их жизни, а зарплата при этом совсем невелика. Другой же работы в Метлави и других шахтерских городках этой части страны просто нет – у людей банально нет выбора. Кто могут, те покидают город и уезжают на богатый север, но это удается далеко не всем.



117 Метлави является своего рода полюсом неблагополучия Туниса. Большинство вспышек недовольства правительством начиналось именно здесь. Даже удивительно, что революция января этого года вспыхнула в другом городе. Впрочем, за два года до нее Метлави бурлил и бастовал. Тогда президент, ныне сбежавший в Саудовскую Аравию Зин аль-Абидин Бен Али, увеличив зарплату шахтеров и рабочих на тридцать–сорок динаров (примерно 650–900 рублей) сумел убедить бастовавших вернуться к работе.
После революции, однако, жить здесь лучше не стало. Политические свободы не дали больше хлеба. Нынешнее временное правительство, которое по привычной для арабского мира традиции продолжает затягивать свое нахождение у руля власти, понимает, что нужно совсем немного, чтобы в Метлави вновь вспыхнуло открытое недовольство. Неслучайно в городе находятся войска. Надо сказать, что Метлави был втором городом Туниса, на улицах которого я увидел военную технику. Первым вполне объяснимо являлась столица страны, но там я застал не бронетранспортеры, как тут, а всего лишь легкие бронемашины.
Основное ощущение, оставшееся у меня от Метлави, – хмурая угрюмость. Даже официанты в ресторане для иностранцев, где мы обедали, похоже, несли на своих лицах печать мрачного неблагополучного города.



118 Придорожная лавка торгует не только напитками, но и контрабандным ливийским бензином, о чем красноречиво свидетельствует мерная емкость со шлангом на треноге и стенка канистр в тени. Контрабандным, как я понял, этот бензин является лишь с точки зрения ливийских законов, при пересечении границы Туниса необходимая пошлина обычно уплачивается, по крайней мере так сказал гид Мухаммед. Свой, тунисский 95-й бензин (на деле тоже обычно импортный), стоит за АЗС 1370 миллимов (28,80 руб.), ливийский у дороги продают всего за 800 миллимов. В самой же Ливии он стоит в четыре раза дешевле. Качество его, как я уже отмечал ранее, очень высокое. Разбавлять бензин всякой дрянью в погоне за прибылью, как я понял, в Тунисе не принято.



119 Сельский переезд на узкоколейной железной дороге (а других в Тунисе в принципе нет), построенной в начале XX века для вывоза фосфатов. Движение по стальной магистрали весьма слабое, за пару часов поездки вдоль нее я встретил дай бог один короткий состав. Линия, как видно, использует тепловозную тягу, хотя на севере страны железные дороги как правило электрифицированы. Наверное, не вполне корректно говорить о тунисских железных дорогах во множественном числе, так как сеть их не слишком развита и нигде не имеет выхода за границу. Для вывоза сырья из страны вполне логичным образом используется торговый морской флот.



120 Еще один не самый благополучный город – Гафса. Зато он имеет древнюю историю – аж со II века до н.э. Сейчас город живет все той же добывающей и обрабатывающей промышленностью, правда, кроме фосфатов поблизости имеется также железная руда. Более мягкий климат, чем на юге, позволяет заниматься и сельским хозяйством – главным образом выращиванием фиников.



121 Поскольку Гафса является административным центром всего юго-западного Туниса, а население города достигает 90 тыс. человек, правительство старается не допускать в нем волнений, вкладывая государственные деньги в развитие инфраструктуры. Так, в Гафсе имеется свой университет, крупный спортивный центр с большим бассейном и т.д. Также полиция и таможня закрывают глаза на нелегальный приработок многих местных жителей – контрабанду. Гафса считается столицей контрабандистов, которые главным образом занимаются ввозом из Алжира бытовой техники и электроники. В Тунисе цены на эти товары заметно выше (как минимум, не ниже, чем в России), что позволяет неплохо навариваться на разнице. Поскольку в Гафсе велика безработица, подобная деятельность помогает снизить социальную напряженность и обеспечить занятость населения. Конечно, находятся и те, кто рискуют ввозить наркотики, но с ними правоохранительные органы беспощадны – за подобный бизнес светит даже пожизненное заключение (смертной казни в Тунисе нет).



122 Не буду заострять внимание на «технической» остановке сделанной в районе Сбейтлы, смыслом которой было посещение магазина, где туристам впаривали оливковое масло, варенье из плодов кактуса и пр. по совершенно невообразимым ценам – такое случается на большинстве организованных экскурсий. К чести Мухаммеда, он не стал утверждать, будто в этом магазине выгодные предложения, зато еще в первый день посоветовал подождать с приобретением сувениров до города Кайруана. Очень хорошо, что я последовал его совету. Хоть в указанном магазинчике ассортимент оказался не слишком широкий, зато цены были не только фиксированными, но и действительно самыми низкими из тех, что я наблюдал в Тунисе. Скажем, очень недурные керамические магнитики там предлагали всего по динару (в Сбейтле, для примера, они стоили в два с половиной раза больше).
На фотографии можно видеть Большую мечеть (она же Сиди-Окба) – главную святыню Кайруана, который сам по себе считается священным городом Туниса и одним из важнейших для исламского мира (по крайней мере так полагают сами тунисцы). Город был основан арабскими завоевателями Северной Африки в 671 году, Большая мечеть всего на год моложе. Впрочем, современный ее облик восходит к IX столетию. К сожалению, в послеобеденное время на улице было невыносимо жарко, к тому же у меня традиционно садился заряд камеры, так что пришлось обойтись без фотосессии даже старой части этого интересного города.



123 Только в начале седьмого вечера, преодолев за два дня более 1200 километров по дорогам Туниса, я оказался в своем отеле на берегу освежающего Средиземного моря.
Но о северной части страны я расскажу как-нибудь потом. Судя по всему, тема Туниса мало кому интересна, так что на очереди пока Анадырь.
Ах, да, краткий вывод из поездки в Сахару: она действительно чрезвычайно интересна, оказавшись в Тунисе, упускать такую возможность не стоит.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: vlad_hunrider
2011-08-01 10:49 am (UTC)
Таки завидую! ДА!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-08-01 11:09 am (UTC)
Я сам себе в этом смысле могу только завидовать - отпуск уже закончился. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: talles
2011-08-01 11:17 am (UTC)
такой мираж можно и в Хабаровске увидеть, тем более в такую погоду как сейчас. Температура воздуха над асфальтом такова, что позволяет увидеть несуществующие лужи. Классе в 9ом на уроках физики рассказывали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-08-01 11:20 am (UTC)
Да легко! Даже на трассе М60 нечто подобное наблюдал, ну, чуть менее выраженное. Темпратуры в тени у нас сравнимы, но солнце в Сахаре, конечно, злее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lyubsla
2011-08-01 11:17 am (UTC)
Почему джипы не скатываются с такой крутизны (7-е фото)???
Интересная поездка!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-08-01 11:21 am (UTC)
Вы про 105-й снимок? :) Зачем им скатываться, когда они стоят на ручнике и, вероятно, на первой передаче при выключенном двигателе. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: telecom_editor
2011-08-01 11:21 am (UTC)
Про "звездные войны" прочитал, интересно. Не хватает движущихся R2D2. Спасибо ) Дима, а когда ты в Анадыре побывал?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-08-01 11:23 am (UTC)
Чего нет, того нет - роботов там заменяют фенеки. :)

В Анадыре я, к сожалению, не бывал. И хотел бы, но это астрономически дорого. Там в командироке побывал мой близкий родственник - поделился фотографиями. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aleonkin
2011-08-01 12:54 pm (UTC)
Анадырь??!!??!!

И интересно, почему "Звездные войны" снимали именно в Тунисе, а не в Египте, Марокко или Западной Сахаре или там, не знаю, в ОАЭ каком-нибудь?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-08-01 11:35 pm (UTC)
Тунис имеет ряд преимуществ. Строго говоря, эта самая европеизированная арабская страна. Кроме того, очень неплохо развита инфраструктура.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dzeg
2011-08-01 03:32 pm (UTC)
Пустыня самое место для контрабандистов... :))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-08-01 11:36 pm (UTC)
Я даже не знаю, через нее таскают грузы или главным образом по дорогам. Подозреваю, что второе более вероятно. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mongwu
2011-08-01 03:53 pm (UTC)
Оказалось неожиданно интересно в пустыне.
А прыжки по бархананам были запланированы или там иначе ездить невозможно?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-08-01 11:36 pm (UTC)
Без прыжков вполне можно обойтись, но это будет не так интересно. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: konnon
2011-08-01 08:02 pm (UTC)
Придется еще раз в Тунис ехать... столько пропустил.. банально времени не хватило
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-08-01 11:38 pm (UTC)
Тунис часто называют одноразовой страной: буквально трех-четырех экскурсий (или самостоятельных поездок) вполне хватает на то, чтобы увидеть большую часть достопримечательностей. И после этого не остается практически ничего, кроме моря. А оно в Тунисе здорово уступает, скажем, Андаманскому. :)
Однако совершить при случае поездку в Сахару я и в самом деле рекомендую.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: tgrig
2011-08-01 09:53 pm (UTC)
татуин прикольный )) а танки там спокойно дают снимать или как у нас в супермаркетах? )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-08-01 11:40 pm (UTC)
Формально нельзя снимать ни военные объекты, ни самих военных, ни полицейских, ни национальную жандармерию, ни государственные учреждения. На практике нужно просто не отсвечивать. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ljtimes
2011-08-02 05:22 am (UTC)

Ваш пост опубликован в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали ваш пост интересным и добавили его в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nekby
2011-08-02 05:57 am (UTC)
Отличное повествование. Было очень интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-08-02 06:17 am (UTC)
Спасибо! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michletistka
2011-08-06 11:47 am (UTC)
Вот и я добралась до этих заметок! :)
Вся страна в пустынной гамме. Интересно! Овцы такие несчастные - напоминают заключенных на прогулке!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-12-26 02:39 am (UTC)
...или организованных туристов, понукаемых строгим гидом. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)