Самой известной достопримечательностью Туниса, все всяких сомнений, является Карфаген – древний город, столица некогда грозного соперника могущественной Римской империи, а в впоследствии крупный административный центр римской Африки. И хотя от пунического периода там мало что сохранилось, большой интерес представляют и памятники более поздней римской эпохи. Побывать в Тунисе и не посетить Карфаген, на мой взгляд, означает расписаться в полном отсутствии всякого интереса к истории.
За организованную экскурсию туроператор просил, если мне не изменяет память, где-то по 60 долларов с носа. Довеском программа включала в себя также посещение собственно столицы и считающегося романтическим местом городка Сиди-Бу-Саид. Иными словами, складывался не самый бюджетный забег галопом по Европам под бодрое «цыгель-цыгель ай лю-лю». Так как я предпочитаю быть самому себе паровозом, сама мысль о групповой экскурсии душу не грела. И решили мы выбираться в Карфаген самостоятельно, воспользовавшись опытом Влада
Коль Хаммамет лежит в каких-то восьмидесяти километрах от столицы, самолет, нам, разумеется, не требовался – хватило междугороднего краснополосного луажа. Как я понял, в Хаммамете есть как минимум две станции маршрутных такси. Впрочем, термин «станция» звучит слишком громко – на деле речь идет просто об обочинах пыльных улиц, вдоль которых и ожидают пассажиров микроавтобусы.
Курсировать луажи начинают самое позднее с семи часов утра. Избегая жары, мы постарались выехать пораньше. Дежурившее у отеля такси за пять минут и три динара (динар стоит чуть более 20 рублей) доставило нас к импровизированной автостанции на окраине Южного Хаммамета.
Плату водитель собирает перед отправлением: концепция та же, что и в отечественных «маршрутках», то есть билеты никто не выдает. Поездка в Тунис из Южного Хаммамета нам обошлась на двоих в семь динаров. Забегая вперед, отмечу, что обратный путь оказался дороже – 8,5 динаров, но довезли нас до Центрального Хаммамета.
Какого-либо расписания луажи не придерживаются, отправляясь по мере наполнения. Иногда, не желая ждать, водитель может удовольствоваться семью пассажирами, но реже меньшим числом. Впрочем, на интересующем нас направлении салон полностью заполнился менее чем за десять минут, притом первыми пассажирами были мы.
Здесь меня позабавило размещение огромного циферблата часов на приборной панели рядом со спидометром – такого я еще не встречал. Впрочем, дизайнеры «Ситроена», на мой взгляд, вообще ребята странноватые.
Кстати, просеки на склонах гор прорублены для предотвращения распространения нередких тут лесных пожаров.
Вообще в Тунисе дорожные работы отличаются своим размахом от привычного нам ямочного ремонта – полностью сдирают покрытие с участка длиной в несколько километров, методично восстанавливают основание – и только потом аккуратно закатывают в новый асфальт.
Тунис – город, название которого в русском языке полностью идентично названию страны, широким белым полем внезапно появился впереди за гребнем невысокого холма. Когда мы подъехали ближе, впечатление первозданной чистоты и монолитности, конечно, было утрачено, но все же это никак не умаляет сильный эффект, когда впервые видишь издалека этот город. Для меня вехой скорого окончания пути стала эта примечательная скала. Сначала я принял ее за знаменитую двурогую гору Бу-Коринин, но впоследствии решил, что все-таки ошибся.
У нас было два варианта пути в Карфаген: бюджетный и интересный на общественном транспорте против быстрого и комфортного на такси. Первый заключается в поездке на метро до станции «Морской порт» (Marina), кажется, это буквально три остановки, затем пересадке на пригородную электричку до станции «Картаж Ганнибал» (Carthage Hannibal). Во сколько могла обойтись поездка в метро, не знаю, но явно недорого, билет же на поезд стоит около динара.
Найти свободную машину оказалось непросто – начался будний день, и такси были нарасхват. В общем, это вовсе не курортный Хаммамет, где от таксистов приходится постоянно отмахиваться…
Впрочем, собственно о столице я расскажу попозже – мы сюда вернулись после Карфагена, а пока что нас путь лежал к этому историческому месту, ставшему северным пригородом Туниса.
Признаком скорого окончания получасового пути стал искомый холм, увенчанный кафедральным собором Сен-Луи.
Если кому-то интересно: поездка в итоге обошлась в девять динаров.
По правую руку от собора находится вход в археологический парк. Билет стоит девять динаров и позволяет посетить в этот день все основные достопримечательности Карфагена (кажется, всего семь локаций). Дополнительно за единое разрешение на фотосъемку пришлось заплатить еще один динар (стандартная такса для Туниса).
Journal information