dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Хабаровск конца XX века

Пока сил и времени на что-то более глобальное нет, выкладываю очередную подборку сканов из фотоальбома «Хабаровск: из века в век» («Владиздат», 2003 год). На этот раз я отобрал некоторые снимки из части, посвященной XX веку. На деле указанный период представлен фотографиями преимущественно последних двух десятилетий прошлого столетия, но зато сами кадры не избитые.

1 Панорама центральной части города между обоими бульварами. Совершенно определенно это уже 1990-е годы, причем не самое их начало, что легко читается уже хотя бы по многоэтажке с отделением «Далькомбанка» на Ленинградской. Впрочем, хватает и других приметных доминант. Можно также обратить внимание на затянутый в реставрационные леса Утес – здание бывшей спасательной станции, ставшее наиболее узнаваемым символом дальневосточной столицы. Впрочем, в год, когда делался этот снимок с борта вертолета, подобного статуса у Хабаровска еще не было.



2 Военный оркестр на обзорной площадке Утеса. Архитектурных ориентиров нет, но, отталкиваясь от формы, можно предположить, что фотография была сделана во второй половине 1990-х. Судя по состоянию Амура, съемка состоялась или в конце осени, или в середине весны; повод назвать не могу.



3 День Военно-морского флота. Раньше, до того как расформировали Краснознаменную Амурскую флотилию, этот праздник отмечался в Хабаровске весьма масштабно, с театрализованными высадками десанта на городскую набережную и т.д. Но вот уже много лет ничего подобного нет, теперь День ВМФ полномасштабно отмечается на Дальнем Востоке, пожалуй, лишь на главной его Тихоокеанской базе – во Владивостоке. Ну, может что-то еще проводят в Петропавловске-Камчатском, хотя об этом я ничего не слышал.
Здесь можно видеть десантный катер на воздушной подушке «Мурена» (всего в СССР их построили 11 штук) и, похоже, истребители МиГ-29. Сейчас «Мурен» на Амуре уже нет – частью продали, частью порезали. Выпускались эти катера, кстати, Хабаровским судостроительным заводом.
Правда, данный снимок датируется второй половиной 1990-х (на борту катера нанесен тактический знак уже пограничной флотилии), когда праздник еще отмечали по «инерции».



4 Вид на речной вокзал. Указать год затрудняюсь, но, похоже, уже 1990-е. По крайней мере катера на подводных крыльях «Полесья» стоят у дебаркадера так, как будто собираются отплывать караваном в ближайший к Хабаровску китайский город Фуюань. Не знаю, правда, от какого именно дебаркадера они ходили в годы, когда речное пассажирское сообщение с Поднебесной только-только открыли. Впрочем, парадные многопалубные дебаркадеры интересны сами по себе и, к сожалению, уже стали историей – все они были утрачены в 2000-х от пожаров в затоне РЭБ флота, куда их ставили на зимний период. Теперь подобной красоты на Амуре просто нет. Возможно, что порезан на металл и виднеющийся слева пассажирский теплоход – к сожалению, не могу прочитать его название. Недавно число таких судов сократилось самым печальным образом.
Тарелка антенны станции спутниковой связи «Орбита-2» тоже исчезла с холма над набережной – в 2003 году ее перевезли в центр связи под Тополево, а на ее месте построили новый корпус бизнес-центра «Парус».



5 Совершенно точно 1980-е годы, о чем легко судить по большому гербу Советского Союза на крыше бывшего Реального училища (он окружен текстом «Славься отечество наше свободное») и исключительно отечественным автомобилям напротив здания крайкома КПСС. Вместе с тем шаблонной советской политической агитации на крышах окружающих площадь Ленина домов уже нет (a la «Наша цель – коммунизм», «Ленинизм – знамя нашей эпохи» и т.д.), что наводит на мысли о том, что снимок сделали ближе к концу десятилетия. Жаль, тут не видно, построен ли уже беломраморный фальшфасад слева от крайкома…



6 Та же площадь Ленина, но герб СССР уже исчез. Думаю, если это 1990-е, то самое начало. Об этом говорит и одежда горожан, у меня более ассоциирующаяся со второй половиной 1980-х, и полное отсутствие какой-либо рекламы на месте символики советской эпохи.



7 Без сомнений, 1980-е – региональные руководители партии с трибуны у памятника Ленину приветствуют демонстрацию трудящихся. Вероятно, дело было 1 мая.



8 Комсомольская площадь. Японские автомобили уже появились и даже доминируют, но парк Окружного дома офицеров Советской (Российской) армии еще цел, к строительству Успенской церкви даже не приступали. Предположу, что снимок датируется 1996–1998 годами.



9 Площадь Славы в прежнем ее виде – без громады Спасо-Преображенского собора и здания семинарии, зато с нетронутым комплексом, поставленным в память Победы в Великой Отечественной войне: стела Героев не сдвинута, стена предприятий-орденоносцев не разобрана. Судя по уже построенному путепроводу в начале улицы Пионерской, это 1990-е.



10 Привокзальная площадь. Серпы и молоты, старенькие заслуженные ЛиАЗы и немногочисленные «Жигули» красноречиво указывают на 1980-е годы. Здание вокзала еще прежнее, малопривлекательное. На заднем плане слева, похоже, ярко освещен автовокзал, сданный, если я не ошибаюсь (архива под рукой сейчас нет), где-то в середине того десятилетия. До его строительства эту функцию выполняла сама Привокзальная площадь. После сдачи в эксплуатацию автовокзала на ней стало заметно чище.



11 Все тот же прежний железнодорожный вокзал в непривычном ракурсе. Сложно сказать, откуда именно сделали данный снимок. Возможно, с девятиэтажки по Ленинградскому переулку. В любом случае телеобъектив сильно исказил расстояния, зрительно приблизив железнодорожный мост через Амур. Мост, как видно, еще старый, с оригинальными дореволюционными фермами. В нижней части кадра выглядывает купол здания, где меня принимали в пионеры. :)



12 Перекресток улиц Муравьева-Амурского и Комсомольской. Если бы речь шла о 1980-х, я бы назвал первую Карла Маркса, но переименование участка улицы между площадями Комсомольской и Ленина состоялось в 1992 году, а японские машины указывают на чуть более позднее время съемки. Здесь главная улица Хабаровска выглядит непривычно узкой и очень зеленой.



13 Вот эта же улица, но еще на всей своей длине носящая имя апологета марксизма. Судя по долгострою высотки энергетиков на Дзержинского, приметной девятиэтажке с Выставочным залом и белому дому крайкома КПСС, это уже вторая половина десятилетия.



14 Данный участок улицы и сейчас носит прежнее имя. Но годы уже 1990-е, что можно определить по российскому триколору на башенке городской администрации, бывшего горкома КПСС. Стоит обратить внимание на цвет фасада мэрии – таким он был минимум с 1970-х, если не с более раннего периода.



15 Парк «Динамо» и городские пруды на Уссурийском бульваре. Похоже, снимок был сделан не позднее конца 1980-х, так как сданные в великой спешке пруды очень быстро стали утрачивать первоначальный лоск, особенно третий, превратившийся в самое настоящее болото. Сейчас, конечно, пруды выглядят совершенно иначе.



16 Лес типовых советских «панелек» между упомянутым бульваром и улицей Ленина. На переднем плане к бульвару спускается Пушкина, где, похоже, уже началось возведение двух элитных многоэтажек, в одной из которых поселился В.И. Ишаев. Так что это, скорее всего, год где-то 1996-й.



17 В цехе завода «Энергомаш». Видимо, еще советская эпоха, так как после развала Союза завод энергетического машиностроения, некогда являвшийся гордостью Хабаровска, стал очень быстро сдавать. В прямом смысле этого слова – большая часть помещений была сдана в аренду коммерсантам под склады, офисы, типографии и т.п. Да и сейчас жизнь «Энергомаша» еле-еле теплится, хотя кое-что все-таки производят, включая оборудование для газовиков.



18 Центральный рынок, угол Амурского бульвара и улицы Пушкина. Судя по разношерстному автопарку, середина 1990-х. В ту пору мы с мамой продукты чаще всего именно здесь и покупали – в обширном здании крытого рынка; супермаркетов еще не было. После повального дефицита заката советской эпохи прилавки середины первого десятилетия новой России казались тогда образцом изобилия. Сейчас прекрасно понимаю, что в нынешние дни меня их ассортимент совсем бы не впечатлил. Зато тогда, пожалуй, и химии в продуктах было поменьше.



19 Большой аэропорт. Многоэтажное административное здание уже достроено, на самолетах красуются логотипы авиакомпании «Дальавиа», выросшей из Хабаровского объединенного авиаотряда, кстати, одного из крупнейших в СССР – специфика региона. Площадь перед терминалом внутренних авиалиний выглядит совершенно не так, как сейчас. Да и «Дальавиа» уже три года как нет – развалилась из-за неэффективного (скажем так) управления. Несомненно, снимок второй половины 1990-х.



20 Стела недалеко от въезда в Хабаровск с юга по трассе М-60. Видимо, тоже 1990-е.

На сегодня, пожалуй, хватит. Про обещанные в «Твиттере» зарисовки по истории энергетики Хабаровского края и по Карфагену, а также про небезынтересную информацию с заседания ФАС помню, но на них нужно больше сил, так что всему свое время, пардон.
Tags: Дальний Восток, Хабаровск, история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →