?

Log in

No account? Create an account
Августовское заседание общественно-консультативного совета при УФАС по Хабаровскому краю - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Августовское заседание общественно-консультативного совета при УФАС по Хабаровскому краю [Aug. 31st, 2011|05:30 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

1 Заголовок вполне казенный по стилю, но зато точно передает суть этого фактически новостного поста. Поскольку ваш покорный слуга входит в состав упомянутого совета, могу предложить вниманию любопытствующих краткую выжимку из прозвучавшего 31 августа в зале заседаний. Речь шла главным образом о развитии конкуренции в Хабаровском крае, вызывающем массу споров федеральном законе о госзакупках (94ФЗ) и о ситуации на региональном бензиновом рынке. Полагаю, что большинству читателей, особенно из числа жителей Дальнего Востока, интереснее всего будет последний пункт. А посему начну именно с него.


2 Для всех, кто более или менее часто заглядывает на автозаправки, не является секретом рост цен на топливо в июле–августе. Еще в середине лета я отмечал, что в Тунисе бензин стоит все-таки дороже, чем в России (если, конечно, не вспоминать широко практикуемую там контрабанду топлива из Ливии). Увы, вернувшись на родину, я понял, что поспешил с выводами – в стране, давно и прочно сидящей на нефтяной игле, бензин стал дороже, чем в упомянутом бедном углеводородами Тунисе. Причем нынешние тридцать рублей за литр – это отнюдь не предел аппетитов нефтяных компаний.

Следует отметить, что около 95% всего оптового рынка бензина на Дальнем Востоке занимают всего две компании – «Альянс» и «Роснефть». Если говорить о розничном рынке, то в среднем по федеральному округу их доля составляет около 50% в зависимости от конкретного региона. Скажем, в Амурской области независимых АЗС поменьше, в Хабаровском крае – побольше (всего в крае 232 коммерческих АЗС).

По мнению ФАС, в целом по стране отмечается тенденция своеобразного бойкота крупными игроками, имеющими свои автозаправочные сети, мелких компаний, не владеющих нефтеперерабатывающими заводами. Одновременно монополисты согласовано повышают цены на топливо, что несет в себе признаки картельного сговора с целью выжить мелких игроков и получить сверхприбыли.

Вернемся к Хабаровскому краю. Антимонопольщики в очередной раз потребовали от «Роснефти» и «Альянса» обоснования росту цен. «Альянс» объяснил повышение расценок главным образом внутренними причинами, которые, по словам руководителя УФАС по Хабаровскому краю Валентина Алексеевича Бодрова, показались управлению неубедительными. «Роснефть» же, являясь государственной компанией, тем не менее выглядит куда более закрытой, чем частный «Альянс», и вообще старается не предоставлять запрошенные документы. Тем не менее рост цен на топливо компания объяснила тем, что нефть подорожала на 30%, перевозка ее – на 8%, присадки – на 11%. Обе компании заявили, что нынешние цены их не устраивают и должны быть повышены еще на 3–5 руб. Здесь замечу, что, как ранее я уже писал, «Роснефть» при этом сама нехотя признала, что определяет стоимость своего бензина, исходя не из его себестоимости, а отталкиваясь от цен «Альянса».



3 24 августа состоялось совещание в полпредстве, где как раз обсуждалась ситуация на топливном рынке ДФО. При этом власти волнует не цена бензина, а лишь возможный дефицит его. Последнего, судя по всему, удастся избежать, а вот цены будут расти, пусть и не так быстро, как наметили «Альянс» и «Роснефть». Большего ФАС пока добиться не может, несмотря на все санкции. Скажем, в суде сейчас находится дело о 153-миллионном штрафе «Роснефти», которая пользуется своим доминирующем положением на Сахалине, где у нее и вовсе нет конкурентов. Но для нефтяных гигантов даже такие суммы – мелочь…

На заседании в который раз прозвучала мысль, что в деятельности монополистов – и неважно, нефтяные ли это компании, энергетики ли или иные коммунальщики – нужна открытость информации и схемы формирования расценок. Если будет ясно, за какую сумму приобреталось сырье, сколько потрачено на его переработку, во сколько обошлась транспортировка, сколько было заплачено налогов и т.д., станет понятно, насколько оправданы цены. Пока же есть основания полагать, что монополисты вовсю пользуются своим доминированием на рынке, извлекая сверхприбыль.
Скажу честно, лично мне кажется, что шансы сделать бизнес монополистов открытым и прозрачным исчезающее малы (как минимум интересов много понамешано, а деньги там огромные), но стремиться к этому все равно надо.

В продолжение этого вопроса можно отметить тот факт, что наиболее страдающие от дефицита топлива регионы Дальнего Востока вскоре, возможно, смогут напрямую получить бензин из стран Юго-Восточной Азии (в частности, из Японии). С одной стороны, явная позоруха для углеводородной державы, а с другой стороны, для потребителей это шанс получить непривычно качественное топливо по цене не выше отечественного. Впрочем, Хабаровского края с его двумя нефтеперерабатывающими заводами это не касается.

Не уверен, что стоит разжевывать тему 94ФЗ. Скажу лишь, что у федерального Минэкономразвития и ФАС взгляды на модернизацию этого закона несколько отличаются. Первые предлагают создать Федеральную контрактную систему, обеспечивающую единую технологию организации госзакупок, вторые предлагают сделать упор на разработку типовых требований к стандартным заказам, введение особых требований в специфических сферах, ужесточение ответственности за нарушение законодательства о размещении заказов и т.д. Отчасти по сути своей подходы совпадают, отчасти – нет.
Авторы же закона в немалой степени разочарованы низкой активностью предпринимателей, участвующих в торгах по госзаказам. Парадокс ситуации заключается в том, что расширяется практика размещения заказа у единственного поставщика. С первого полугодия 2009 года по второе полугодие 2011 года число подобных заказов увеличилось на порядок. Тем не менее это пока склонны рассматривать не как врожденный порок федерального закона о госзакупках, а как следствие низкой степени информированности участников рынка. В то же время органическим недостатком 94ФЗ часто называют упор на стоимость – в торгах обычно выигрывает тот, кто предлагает более низкую цену, качество при этом не рассматривается. Разработчики же указывают на то, что закон слишком буквально трактуют, а цена должна выступать лишь одним из критериев. Так или иначе, сложностей с этим ФЗ хватает, и закон еще будет совершенствоваться.

Доклад замминистра экономического развития и внешних связей края по вопросам малого и среднего предпринимательства Юрия Афанасьевича Чайки касался вопросов развития конкуренции.
Известно, что в идеале конкуренция должна обеспечивать снижение стоимости товаров и услуг при одновременном увеличении их качества. Однако простым увеличением числа участников рынка добиться подобного эффекта можно далеко не всегда. На заседании в этом контексте очень недобрым словом поминали железнодорожников, наплодивших «дочек», что, однако, привело только к дальнейшему росту цен на грузоперевозки и увеличение сложностей.

Понятно, что само по себе краевое министерство снижать цены и повышать качество не может, его задача – обеспечить рынку соответствующие условия. В некоторых сферах дело пошло на лад, в других – нет. Влезать в детали программы развития конкуренции на 2010–2012 годы не буду, отмечу лишь кое-какие общие данные.

В целом рынок розничной торговли Хабаровского края характеризуется низкой концентрацией и высоким уровнем развития конкуренции. В первую очередь это справедливо в отношении городов и крупных населенных пунктов, в сельской глубинке ситуация хуже. Отмечается, что рост объемов торговли за 2010 год составил более 6% (конечно, без учета инфляции).
Розничный сегмент фармацевтического рынка представлен 462 аптечными организациями, причем крупнейшая сеть – ХКГУП «Фармация» включает в себя 108 учреждений. Сравнительный анализ цен лекарственных препаратов показал тенденцию к снижению в секторах до 50 рублей и от 500 руб. за упаковку и рост в секторе от 50 до 500 рублей за упаковку.
На рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства в крае работает 486 организаций, четверть из которых является частными (в 2009 году таковых было только 14%).
Строительный рынок представлен 900 организациями, 200 из которых относятся к производству строительных материалов, а 10 являются проектно-изыскательскими организациями. Основные объемы жилищного строительства – около 90% – вполне ожидаемо концентрируются в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Здесь более половины квадратных метров сдает ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России».

Отдельно мое внимание приковало обсуждение состояния сферы городского общественного транспорта в Хабаровске. В новости то и дело сейчас просачивается информация о противостоянии частных компаний автобусных перевозок и муниципальных. Я уже писал, что последние в куда меньшей степени довольны существующими тарифами (15 рублей), упирая на то, что первые экономят на всем, включая безопасность. Рациональное зерно в этом есть, но как было метко замечено недавно в местной телепередаче «Корень зла», государственная компания не имеет склонности быть безубыточной, так как сразу начинает плодить тяжеловесный административный аппарат.
Отголоски нашли выход на заседании в виде реплики президента ассоциации автотранспортников Виктора Николаевича Шпакова, сказавшего, что развитие конкуренции в этой сфере привело к пересыщению рынка перевозчиками и низкой загрузке автобусов. Честно говоря, для меня такая информация стала новостью, так как в часы пик автобусы, как мне кажется, здорово напоминают банки селедки. Сам я в часы пик общественным транспортом не пользовался уже несколько лет (да и то это были единичные случаи), может, что-то при взгляде изнутри и поменялось.

Кажется, пора закругляться, и так многовато накатал на эту скучную тему. :) Следующие зарисовки, обещаю, будут поинтереснее. :)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: kentavr_vs
2011-09-13 10:08 am (UTC)
>>может, что-то при взгляде изнутри и поменялось.
Да с чего бы, Б-же.
А насчет экономят на безопасности...
Не, не слышали.
Зато в муниципальных хамят дай Б-же.
Так что я уже из принципа почти что на этих муниципальных корытах не езжу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-13 10:12 am (UTC)
Я весной как-то в выходной день проехался на автобусе от Первого кольца до Сурикова, так остался под впечатлением невероятной грязи в салоне. Такое впечатление, что пол последний раз мыли еще в Южной Корее. Правда, чей это был 25-й, не знаю, - муниципальный ли, коммерческий ли...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2011-09-13 10:15 am (UTC)
Легко определить. Если салон забит бабульками, хамоватые водители и кондуктора размера 2x0.5 — это муниципал.
Ну а весной грязь везде, если честно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: drtr0jan
2011-09-13 10:39 am (UTC)
Если грязный, то скорее всего муниципал. Давно уже грязных коммерсантов не видел. Ну ещё оргалитный трафарет выдаёт муниципального перевозчика. Не 100%, но всё же.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tiran0zavr
2011-09-13 07:25 pm (UTC)
Жаль мало фото, но я надеюсь, что и у остальных членов лица были не менее серьезные и решительные. Щечками трясли, ручками пухлыми махали... Оценочки рынку ставили, цифирьки говорили. В общем, сами собой налюбоваться не могли и были довольны.

А сейчас мне видится, как нефтяные гиганты дрожат от страха и бьются в истерике от мыслей, в который раз звучащих на заседании, а В.Н.Шпаков утирает скупую мужскую слезу от того, что прибыль уходит от подконтрольных ему перевозчиков в руки расплодившихся и борзых.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-13 07:56 pm (UTC)
Ну, не знаю, не знаю. По-моему, ФАС свою работу делать пытается честно. Другой вопрос, что возможности их воздействия на нефтяные компании невелики.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-13 10:48 pm (UTC)
Вы, мягко говоря, путаетесь в терминах. Да и во многом другом, похоже, тоже. ОКС - это никакая не комиссия, а не более чем совещательный орган. Куда, кстати, входят в основном предприниматели. И борьба с коррупцией в задачи и возможности ОКС, равно как и в задачи и возможности ФАС не входит. Коррупция обсуждалась, но применительно к 94ФЗ.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: sqlnavigator
2011-09-14 02:06 am (UTC)
вернулся с командировки - был в одном городе Ставропольского края.
видел цены на бензин - на 2 рубля дешевле у нас.
проезд в муниципальных автобусах 10р
на коммерческих 12р
И никто не воет что работает у в убыток.

уши нам моют по моему капитально.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-14 02:52 am (UTC)
Ну, есть у нас определенные факторы, которые могут отразиться на стоимости топлива, но в целом по стране, как мне кажется, бал правят крупные нефтяные компании. Собственно, ФАС указывает на три: "Роснефть", "Лукойл" и "Газпромнефть". На заседании вспоминали письмо какого-то менеджера-нефтянника Путину, утверждающего, что справедливая цена литра бензина в России - 15 рублей. Правда, сам я текст этого письма не видел.
Про общественный транспорт и так все ясно. "Коммерсанты" бывли довольны и прошлогодними 12 рублями, и это при том, что автобусы им государство не дарит, они их за собственные деньги покупают.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mdkoltz
2011-09-16 03:30 am (UTC)
Для сравнения то как обстоят дела в городе-побратиме Хабаровска: Портленде.

Бензин:
82 - $3.85/gallon (около 30 рублей за литр по сегоднешнему курсу)
87 - $3.95/gallon (31.60 за литр)
92 - $4.10/gallon (32.40 за литр)
Дизельное топливо - $4.45/gallon (35 рублей за литр)

Других марок топлива тут нет.

Коммерческих или маршрутных автобусов тут нет. Проезд стоит $2.40 (или 1 доллар для инвалидов, пенсионеров и прочих льготников) на 2 часа путешествий или $5 на весь день. Одноразовых билетов тут нет. В этом смысле тут хорошо придумали - один раз заплатил и пересаживайся в течении этих же 2 часов (или же весь день) сколько угодно. Проезд по центру города бесплатен для всех. Проездной на месяц - около 90 долларов.

Сами автобусы чистые, но на полу в них я бы не стал сидеть. Отдельно хочу упомянуть трамваи. Тут их 4 маршрута. Цена проезда одинаковая как и у автобусов. Билет один и тот же, так что, пересаживаться можно с автобуса на трамвай и обратно. Кроме того, они могут очень быстро передвигаться - 80 км/ч для них обычная скорость.

Недостатки общественного транспорта. Он всё равно выходит дороже и медленнее чем ездить на машине. Я как-то провёл эксперемент. В течении месяца я добирался до работы на общественном транспорте. А потом сравнил с машиной. Растояние от дома до работы было около 11 миль. На машине, если без пробок, доезжал примерно за 15 или 20 минут. В часы пик у меня уходило 40 или 45 минут. За месяц на эти поездки я истратил около 60 долларов на бензин. (у меня 2 машины и поэтому я одну из них поставил для чистоты эксперемента: только на работу и домой) Сравним с общественным транспортом. Проездной - 90 долларов. Проезд без пробок на дорогах занимал 45 или 50 минут. С пробками на дорогах у меня уходило около 2 часов. Вывод очевиден - своя машина получается дешевле и быстрее любого общественного транспорта.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-16 04:16 am (UTC)
Тут еще надо учесть, что США нефть в основном закупают за рубежом. :) А вообще кроме прямых затрат на бензин, с автомобилем споряжены и другие затраты. В Хабаровске, пожалуй, общественный транспорт при малом количестве пересадок все еще дешевле личного.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nomadmoon
2011-09-16 04:24 am (UTC)
Тридцатник за литр О_о Эвон как я удачно машинку то продал. Сейчас кто то другой разоряется :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-16 04:39 am (UTC)
Ну, я без машины сейчас себя не представляю. :) Хотя пока жил в центре, в общем-то обходился без личного авто.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nomadmoon
2011-09-16 07:27 am (UTC)
Ну а я вот наоборот переселился во первых в центр а во вторых рядом к Самбери :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)