?

Log in

No account? Create an account
У истоков энергетики Хабаровского края - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

У истоков энергетики Хабаровского края [Sep. 21st, 2011|04:36 pm]
dkphoto
[Tags|, , , ]

Поскольку в моем дипломе указана специализация «электроснабжение», считаю, что я незаслуженно долго замалчивал тему истории развития энергетики Хабаровского края. Тем более в руки попала книга «Наследники Прометея», вышедшая в 2007 году в издательстве «Приамурские ведомости» к 50-летию энергосистемы края. В ней я нашел весьма любопытные фотографии и отчасти ранее не встречавшийся мне фактический материал, что и позволяет предложить вниманию читателя рассказ о зарождении отрасли и начальном этапе ее развития, который, принимая во внимание условия, вполне можно назвать героическим. Иными словами, пусть и достаточно бегло, но я хочу охватить период самого начала XX века и по третью четверть 1950-х годов включительно.

Хотя к началу прошлого столетия в большинстве крупных городов Российской империи электрическое освещение уже давно не было диковинкой, кое-где даже бодро бегали по рельсам электрические трамваи, окраина страны подобной роскоши была лишена. В Хабаровске до 1906 года дома горожан освещали керосиновые лампы. Первая электрическая лампочка зажглась на заводе «Арсенал» (ныне «Дальдизель» только в 1902 году, но эту энергию давал маломощный ведомственный генератор, обеспечить это благо цивилизации гражданским потребителям он не мог. Небольшие генераторы появились и у других предприятий, но и они ситуацию изменить не могли.
Русско-японская война вызвала трудности со снабжением восточных окраин империи, и возникший дефицит керосина оставлял Хабаровск впотьмах. Практически сразу после окончания войны по инициативе замечательного военного инженера Семена Николаевича Ванкова приступили к сооружению первой городской электростанции.


1 Ранее я уже достаточно подробно рассказывал о ней и о судьбе построенного для нее здания, поэтому здесь буду краток. Городская дума отвела для электростанции земельный участок близ самого берега Амура практически в створе Муравьева-Амурского – главной улицы Хабаровска. Надо сказать, что в свете розы ветров место это оказалось исключительно неудобным – невзирая на относительно высокую трубу, дым и сажу гнало вдоль парадного променада на дома богатых горожан.
Открытие станции тоже не прошло гладко: по ошибке оборудование, заказанное в Германии, вместо Хабаровска отправили в Харбин. Чтобы не срывать сроки и дать первый ток в намеченную дату, Ванков принял смелое решение – в качестве временной меры как силовую установку использовать локомобиль в связке с динамо-машиной. Впрочем, этой мощности хватило, что вечером 1 ноября 1906 года улицы Хабаровска впервые залил яркий свет дуговых фонарей.



2 Здесь на фотографии как раз видно начало улицы Муравьева-Амурского, а из-за склона холма, на котором лежала Соборная площадь, виднеется труба первой городской электростанции. Многоярусные деревянные опоры использовались для линий телефонной связи, а вот столб на первом плане – на углу улиц Муравьева-Амурского и Лисуновской (ныне Комсомольской) – возможно, и несет на себе дуговой электрический фонарь. Всего в первое время таких фонарей в Хабаровске было лишь двадцать: десять на Муравьева-Амурского, пять на Тихменевской (современная Серышева) и столько же на Барановской (Ленина). С установкой к 1 января 1907 года штатных агрегатов мощность станции составила 120 кВт. По нынешним временам это ничтожная величина, но тогда этого хватало не только на упомянутое уличное освещение, но и на электрические лампы в домах зажиточных горожан. Кстати, напряжение городской сети постоянного тока составляло 500–550 В. После модернизации мощность станции достигла 335 кВт, но ее достаточно скоро сочли бесперспективной и, забегая вперед, скажу, что к началу 1930-х электростанция была закрыта, несмотря на все сложности с производством электроэнергии.



3 Строительство ХЭС

В 1920 году, когда на западе страны Гражданская война уже закончилась, в РСФСР было выработано всего 0,5 млрд киловатт-часов электрической энергии. Это в четыре раза меньше, чем в 1913 году, что вполне логично объясняется последствиями войны. Новое правительство одной из своих задач видело электрификацию страны, необходимую для развития промышленного производства. По плану ГОЭЛРО, принятому в 1920 году, за 10–15 лет намечалось построить 30 крупных электростанций и довести производство электроэнергии до 8,8 млрд кВтч в год. План многим показался фантастическим, однако все намеченное было успешно выполнено. К 1935 году по производству электроэнергии и мощности электростанций СССР вышел на второе место в Европе.
В тот год, когда страна взяла курс на развитие большой энергетики, в Хабаровском крае было выработано около 340 тыс. киловатт-часов электроэнергии – скромный показатель. Долгие годы энергетика края развивалась в районах и на отдельных промышленных предприятиях. В 1930-е годы небольшие электростанции построили в Биробиджане, на Теплоозерском цементном заводе и Хорском гидролизном, две дизельные электростанции и энергопоезд мощностью 4 тыс. кВт установили при судостроительном заводе Николаевска-на-Амуре. В далекий северный поселок Чегдомын в 1939 году завезли 19 локомобилей с генераторами по 50 кВт и три дизельных генератора по 45 кВт — так было положено начало будущей Ургальской ЦЭС.
Особенно активно развивалась энергетика на железнодорожном транспорте. В то время на Уссурийской (ныне Дальневосточной) дороге строились вторые пути Транссиба, прокладывались новые линии, создавались крупные станции и предприятия, так что энергии требовалось много.
Еще в дореволюционное время в паросиловых установках паровозных депо Вяземская и Хабаровск-1 были установлены динамо-машины, в основном для освещения. В 1923 году в депо Хабаровск-1 установили локомобиль мощностью 45 л.с. с 52-кВт динамо-машиной, и теперь по вечерам железнодорожный вокзал и станционные пути были ярко освещены. К 1934 году на станции Хабаровск-1 работали уже три небольшие электростанции с четырьмя двигателями. А в целом на Уссурийской дороге выработка электроэнергии достигала тогда 1,85 млн кВтч в год. В 1937 году началась прокладка тоннеля под Амуром. Чтобы обеспечить эту секретную и грандиозную стройку электроэнергией, были смонтированы дизели общей мощностью 12,8 тыс. л.с. и задействовано шесть энергопоездов. Всего лишь за два года (с 1936 по 1938-й) для электроснабжения крупных железнодорожных узлов были построены дизельная электростанция на станции Амур, турбинная — на станции Хабаровск-2, локомобильные — на станциях Облучье, Известковая, Вира, Ин, Вяземская Бикин, Высокогорная. На электростанции узла Комсомольск установили локомобиль марки П-3 мощностью 75 л.с. Он вырабатывала 70–80 тыс. кВтч электроэнергии в год, чего, правда, все равно не хватало на столь крупный железнодорожный узел.



4 Бойцы ОКДВА на строительстве ХЭС

Первой крупной энергетической стройкой дальневосточной столицы стала Хабаровская электростанция (ныне ТЭЦ-2). Рождение ее далось непросто. «История ХЭС – тяжелый урок, как не надо строить» — вот название статьи, опубликованной в газете «Тихоокеанская звезда» от 8 апреля 1933 года.
В истории этой старейшей в крае из числа действующих станции немало сложных – и героических, и трагических – страниц. Строилась она по совместному решению крайкома партии и командования ОКДВО. Проектная мощность станции составляла 6 тыс. киловатт, и для того времени это была самая мощная электростанция в крае. На ней предусматривалась установка пяти паровых котлов (общей производительностью 64 тонны пара в час), трех турбоагрегатов с турбинами ОК-30 единичной мощностью 3 тыс. кВт.
ХЭС начали возводить в 1931 году. Пустить ее в эксплуатацию планировали 1 мая 1932 года, а между тем проект был выполнен лишь к концу того же 1932 года, да и то с большим числом грубейших ошибок. Строилась она без документации и смет, не раз менялись руководители стройки, рабочих вербовали со всех концов Дальнего Востока, но из-за тяжелых бытовых условий и скудного питания надолго здесь не задерживались. Проходили все намеченные сроки пуска, а конца стройке не предвиделось. И тогда ее взяли на буксир военные.
Вот что писала «Тихоокеанская звезда» 4 апреля 1933 года:
«Красноармейский буксир показывает чудеса, перевыполняя план в труднейших условиях. 28 марта части ОКДВА взяли на буксир строительство Хабаровской электростанции. За несколько дней работы стройка интенсивно двинулась вперед. Бойцы и командиры показывают невиданные на ХЭС и в Хабаровске темпы работ, выполняя план на 150–350 процентов в труднейших условиях: проходка по скалистому грунту, мерзлая почва, опалубка, бетонирование. Работать не хуже, чем работали на Днепрострое, — под таким лозунгом идет работа.
Начальник строительства тов. Русин вместе с главным инженером решают задачу, как быстрее начать монтаж генератора. «Крупнейшие иностранные фирмы сделали закон: «пока здание не закончено, монтаж генератора не начинать». Но законы — законами, они уступают дорогу действительности. И задачу разрешили. Организовали и расставили людей так, что одновременно будут строить здание и монтировать генератор и турбины. Их закроют колпаком...
Траншея с колодцем и насосная станция решают сегодня вопрос: будет ли пущена ХЭС в 1933 году. Борьба идет с Амуром. Кто — кого? Кто быстрее: вскроется Амур или инженерная часть с саперами и стрелками построит трубопровод, колодец и насосную станцию. На участке между пристанью «Ветка» и скалистой высотой идет героическая борьба. Строительный энтузиазм бойцов ставит чудовищные рекорды. На вывозке песка бойцы из взвода тов. Рудько выполняют задание на 350 процентов.
Энтузиазм бойцов получил встречную волну от рабочих. Они поняли, что значит четкое военное руководство, и поняли, что разговорчикам о «нереальных темпах» и непреодолимых трудностях пришел конец».




5 Бойцы работали круглые сутки, причем ночью электроэнергию для освещения стройки подавали от завода «Дальсельмаш» (ныне «Дальдизель»). Но и это не помогло: станция дала первый ток лишь в феврале 1934 года. Жителям Хабаровска сообщили о долгожданной новости лаконично:
«Первый турбогенератор ХЭС, выдержавший испытания 10 января 1934 года, вчера, 20 февраля, в 18 часов 30 минут пущен в ход. Первую струю пара в турбину подал секретарь Далькрайкома ВКП(б) тов. Лаврентьев. Председатель Хабаровского горсовета тов. Шмидт включил городскую сеть. Присутствовали: заместитель председателя крайисполкома тов. Флегонтов, начальник ПУАРМа, член РВС ОКДВА тов. Аронштам, член РСЕ тов. Таиров, начальник штаба ОКДВА тов. Сангурский.
Турбогенератор при трех тысячах оборотов, как и при пробных испытаниях, работает безотказно».
(«Тихоокеанская звезда», 21 февраля 1934 года.)



6 20 февраля был подписан приказ о вводе ХЭС в строй действующих, К тому времени здесь уже подготовили нужных специалистов из числа самих строителей, и в дальнейшем на курсах техминимума постоянно обучались машинисты котлов, турбинисты, электрики... Работать им приходилось в трудных условиях. Станция потребляла 450 тонн угля в сутки, а средств механизации не было никаких. Уголь надо было вручную сгрузить, также вручную загрузить в вагонетки и на лошадях подвезти к дробилкам, где он измельчался опять же вручную. К тому же ХЭС работала на низкосортном райчихинском угле. Поначалу не раз случались перебои, но коллектив постепенно рос, набирался опыта и мастерства. Если в первый год эксплуатации здесь получили 5 млн 300 тыс. киловатт-часов электроэнергии, то к началу 1940-х годов ежегодная выработка уже 50 млн. Это была та энергия, которая питала заводы имени Молотова и Орджоникидзе, военные ведомства и госучреждения, благодаря которой развивалась промышленность, освещались улицы и квартиры хабаровчан...



7 Первая электростанция Комсомольска мощностью 4,5 кВт

Одна из самых ярких страниц в истории края связана с городом Юности. Комсомольск-на-Амуре строился как крупнейший промышленный центр Дальнего Востока, а ритм и пульс этой огромной стройки зависел от работы ее «энергетического сердца».



8 Временная электростанция Комсомольска мощностью 250 кВт

Первостроители будущего города высадились на берег Амура 10 мая 1932 года. Их встретили глухая тайга да небольшое село Пермское, жившее при лучине и керосиновых лампах. Уже в июле здесь заработала маленькая электростанция в 4,5 кВт, она дала энергию первым небольшим предприятиям будущего города – лесозаводу и механическим мастерским. Через год смонтировали временную установку мощностью 250 кВт, затем построили резервную электростанцию (РЭС) на 1,25 МВт. Однако юному городу, его строящимся заводам-гигантам требовался мощный энергетический поток, и вскоре началось возведение первой очереди теплоцентрали для Амурской судоверфи.



9 Первая электростанция на Дземгах

«4 апреля 1934 года наша бригада вышла на котлован первой очереди ТЭЦ. — вспоминал один из строителей первой теплоцентрали. — Сначала мы выносили из котлована снег, которого в ту зиму было очень много. После бетонирования колонн и фундамента работали на монтаже машинного зала и котельной. Работа была тяжелая, техники мало. Приходилось перетаскивать задвижки с помощью ручных лебедок на большие расстояния, так как сначала не было даже тракторов».



10 Резервная электростанция Комсомольска мощностью 1250 кВт

Строители жили в землянках и бараках, не хватало техники, работать приходилось в крайне тяжелых условиях: болотистый грунт, разбитые дороги... Тем не менее здание теплоцентра росло, а монтаж оборудования шел вслед строительством. Когда ТЭЦ уже была почти готова к эксплуатации, случился пожар, а воды поблизости не было. В полах шинелей и пальто люди носили снег на высоту пяти этажей, но не дали огню разгуляться.



11 Здание главного корпуса Комсомольской ТЭЦ в строительных лесах

Уже осенью 1934 года первый котел дал пар на отопление цехов судостроительного завода. А 26 ноября 1935 года один из первых генераторов теплоцентрали взял промышленную нагрузку в 3 МВт. Эта дата и стала днем рождения одного из старейших предприятий города — Комсомольской ТЭЦ-2. В прямом смысле этого слова она вдохнула потоки энергии в молодой город: расширился фронт работ на строительстве промышленных объектов и жилья, были механизированы трудоемкие процессы... Новый город рос быстро и столь же стремительными темпами развивалась станция. 1936 год — с вводом двух турбогераторов по 3 МВт и четырех котлов, работавших на мазуте, завершилось строительство первой очереди станции, 1937 год — началось строительство второй очереди. Ее основным оборудованием стали два турбоагрегата 12 МВт и три котла среднего давления производительностью 79 тонн пара в час с шахтными мельницами. Вторую очередь построили в рекордно короткий срок, в марте 1939 года она вошла в эксплуатацию. Теперь мощность ТЭЦ-2 достигла 30 МВт, на Дальнем Востоке это был один из самых крупных и наиболее современных объектов энергетики.



12 Таким паровозом доставляли уголь со склада, расположенного в полутра километрах от ТЭЦ

Однако на первых порах было немало проблем. Топливом для котлов второй очереди ТЭЦ стал все тот же низкосортный райчихинский уголь. При первой же попытке его сжигания в топке произошел взрыв, котел вышел из строя на два месяца. После этого специалисты-наладчики попросту сбежали (принимая во внимание эпоху, удивляться такому поступку не приходится). В итоге городским энергетикам пришлось справляться самим.



13 Энергетики 1930-х годов были романтиками, они мечтали подчинить себе силу ветра, воды... Далеко не все их планы осуществились, но весьма интересно вспомнить, в каком направлении предполагалось развивать энергетику дальневосточного края.
Вот публикация «Тихоокеанской звезды» от 15 мая 1933 года:
«Проблема «голубого огня». Еще в ноябре 1932 года Центральный ветроэнергетический институт (ВЦЭН) обратился к краевым организациям ДВК с рядом предложений по разрешению проблемы ветроиспользования. Проблема ветроиспользования особенно актуальна для нашего края. ВЦЭН ставит вопрос о строительстве ряда ветросиловых станций».
И если «голубой огонь» так и остался на уровне умозрительных мечтаний, то гидроэлектростанцию для Комсомольска-на-Амуре проектировали всерьез.
«...Строящиеся в Комсомольске теплоэлектроцентрали, работающие на привозной нефти, будут значительно удорожать продукцию. Поэтому, естественно, встал вопрос о возможности использования местных ресурсов, в первую очередь водной энергии. Дальневосточная комплексная изыскательская партия Гидроэлектропроекта провела работу на реках Горюн, Хунгари, Моноха-Анюй силами Нижнеамурской экспедиции во главе с инженером Чжендзе. Работниками этой экспедиции выявлена возможность проектировки гидроэнергетической установки на р. Горюн. Гидросиловая схема на р. Горюн мощностью первой очереди 20 000 киловатт блестяще удовлетворит всем необходимым требованиям. В настоящее время форсированно ведется проектировка этой установки в Москве, в Гидроэлектропроекте.» («Тихоокеанская звезда», 20 марта 1934 г.)
Правда, о дальнейшей судьбе этого плана газета не сообщала.



14 Закладка главного здания Майской ГРЭС

В 1935 году на берегу бухты Юго-Западная Татарского пролива началось строительство электростанции ГЭС ДЭСНа (будущей Майской ГРЭС). Она должна была дать энергию промышленности города Советская Гавань, порту Ванино и имела важное стратегическое значение. История стройки началась с того, что 27 мая в поселок Рыбкино на пароходе из Владивостока прибыл десант строителей, состоящий из строительного батальона и двенадцати рабочих.
На месте будущей станции шумела вековая тайга. Строители, поселившись в палатках, первым делом расчистили площадки на берегу бухты, в устье ручья Нантэ, построили распиловочный цех и кирпичный завод. Весной следующего года пароход «Каширский» доставил из Новосибирска шамотный кирпич и стройматериалы, которые пришлось разгружать вручную. Шесть автомашин, два маломощных крана, лошади, пилы, тачки, ломы и лопаты — вот и все средства механизации первых строителей. И все же работы шли полным ходом: строились конный парк, временная электростанция, ремонтные мастерские, пирс, гараж, бараки и казармы для жилья.



15 Строительство газотурбинного участка

6 мая 1936 года, в установленный правительством срок, был заложен фундамент будущей станции. В 1938 году запустили первый турбогенератор мощностью 3 МВт и сразу же начали строить подстанции, прокладывать сети. Промышленные предприятия и жители района получили электроэнергию от станции, которая вошла в систему «Дальэнерго». А спустя два года в работу ввели еще два котла «Бабкок-Вилькокс», второй турбогенератор, и мощность станции увеличилась вдвое. Одновременно шло строительство жилого поселка, детского сада, клуба, столовой, механической мастерской, котельной поселка и других объектов. Все эти работы прервала война.



16 В 1941 году в Комсомольске-на-Амуре персонал двадцати квартальных котельных (каждая из которых обслуживала несколько стоящих рядом домов) мобилизовали на фронт, город оказался под угрозой замерзания. Тогда специалисты Комсомольской теплоэлектростанции всего за 55 дней, с 5 сентября по 1 ноября 1941 года, спроектировали и построили первую теплотрассу протяженностью 4,5 километра. 1 ноября тепло пришло в дома жителей Центрального района города. С этого началась централизованная теплофикация города. Работать энергетикам приходилось по 12 часов, без выходных и отпусков. Рабочим было положено по восемьсот граммов хлеба в сутки, служащим — по шестьсот.
Только из хабаровского объединения городских электростанций в первые месяцы войны на фронт ушли 72 человека, их заменили женщины и подростки. Главными потребителями электроэнергии и тепла в годы войны были заводы, работающие на оборону, так что никаких сбоев и перерывов в электроснабжении не допускалось. На Хабаровской электростанции сроки ремонта оборудования сократили в два раза. Бывали случаи, когда слесари с риском для жизни, не дожидаясь расхолаживания котлов, проводили ремонт в горячих топках. Но с началом войны почти прекратились поставки запчастей, материалов, так что всем поневоле пришлось стать новаторами: вместо поронитовых прокладок ставили брезентовые, пропитанные мастикой, шариковые подшипники заменяли на подшипники скольжения, изготавливаемые на месте...
В состав ХЭС в те годы входили также электрические сети, энергосбыт, американский энергопоезд фирмы «Вестингауз» (он стоял на улице Серышева) и большое подсобное хозяйство. Энергопоезда мощностью до нескольких тысяч киловатт, которые поставлялись из США по лендлизу, в годы войны появились во многих дальневосточных городах. В них было несколько блок-вагонов, в том числе два вагона-котла, вагон-турбина и другие.



17 1949 год, начало строительства Хабаровской ТЭЦ-1

Первые послевоенные годы — это пуск новых и реконструкция старых предприятий энергетики. В то время в Хабаровске работало около десяти ведомственных электростанций, несколько энергопоездов, а потребность в электроэнергии постоянно увеличивалась. Поэтому одной из самых важных строек стало возведение Хабаровской ТЭЦ. Ее начали строить еще в довоенное время, потом стройку пришлось законсервировать, а 28 января 1949 года Совет Министров СССР обязал Министерство электростанций СССР, Хабаровский крайисполком и крайком возобновить возведение станции. При этом ее проектную мощность увеличили до 125 МВт.
Станцию начали возводить методом народной стройки, на нее привлекались люди с разных предприятий города. Только в 1951 году стройка получила государственное финансирование, а вместе с этим — возможность сформировать коллектив профессиональных строителей. В 1953 году главный корпус первой очереди уже был построен и начался монтаж оборудования. 28 сентября 1954 года Хабаровская ТЭЦ-1 (так она стала называться с 1960 года) дала первый ток.



18 1953 год, строительство главного корпуса первой очереди Хабаровского ТЭЦ-1

Трудной выдалась первая зима (1954–1955 гг.) для коллектива новой станции. Система отопления главного корпуса и главного щита управления была не готова, и рабочие места отапливались «мангалами»: в продырявленных металлических бочках жгли костры. Однако зиму пережили, ни разу не допустив размораживания арматуры и трубопроводов. Много было проблем с техническим водоснабжением ТЭЦ, выгрузкой топлива и подачей его в бункера. И все-таки слаженная работа коллектива помогла преодолеть все эти неизбежные для нового предприятия трудности. Еще до пуска ТЭЦ основные специалисты прошли хорошую практическую подготовку на Красноярской ТЭЦ-1, Артем-ГРЭС и других. Кстати, все пусконаладочные работы, пуск и освоение уникального для того времени оборудования проводились собственными силами.
С вводом новой станции мощность объединенной энергосистемы города Хабаровска значительно увеличилась. Параллельно с ТЭЦ работали ХЭС мощностью 6 МВт, дизельные электростанции заводов «Энергомаш», «Дальдизель» и других предприятий, а также энергопоезда
Вскоре Хабаровскую электростанцию переименовали в Хабаровскую ТЭЦ-2, она стала в основном теплофикационной. Тогда же протянули первую теплотрассу. Постепенно после пуска Хабаровской ТЭЦ-1 здесь заменили устаревшее оборудование, установили дополнительное, и мощность ТЭЦ-2 увеличилась до 420 Гкал/час, а затем до 610 Гкал/час.



19 1956 год, Комсомольская ТЭЦ-1 в строю

В Комсомольске-на-Амуре также еще в довоенные годы началось возведение новой ТЭЦ-1, но достраивать ее пришлось лишь после войны. В декабре 1950 года в строй вошла первая очередь. Станция возводилась в три очереди и к 1956 году достигла своей проектной мощности 75 МВт. В то время это была самая мощная ТЭЦ в Хабаровском крае.
Первые послевоенные годы — это и время дальнейшего наращивания мощностей ГЭС ДЭСНа в Советской Гавани. В городе началось строительство крупного завода, резко увеличилась потребность в электроэнергии, и с 1952 года развернулись работы по сооружению второй очереди станции. По проекту предполагалось установить две турбины мощностью по 6 МВт и пять котлов производительностью 35 тонн пара в час. Стройка шла столь быстрыми темпами, что уже в ноябре 1953 года в эксплуатацию были введены котел типа ТС-35 и турбогенератор АП-6 мощностью 6 МВт. В июне 1955 года сдан третий котел, и мощность станции достигла 18 МВт. Она работала на сахалинском угле, который доставлялся морским путем. С рейда уголь ковшами сгружали на баржу, а потом лопатами — на старенький паровоз «кукушку» и по узкоколейке доставляли к станции.
В эти же годы в крае появились и другие станции, чаще они были ведомственные. В 1955 году в глубокой тайге в поселке Кенада началось строительство маленькой электростанции, принадлежащей прииску управления «Приморзолото». Уже на следующий год дала первый ток паровая турбина мощностью 500 кВт. Изготовлена она была в Великобритании; интересно, что щит управления и приборы, установленные в те времена, служат и по сей день. Сначала станция работала на дровах, потом перешла на уголь.
В большинстве районов края в 1950-е годы работали небольшие ведомственные электростанции, маломощные движки, и электроэнергии не хватало. Люди, особенно в дальних селах, зачастую оставались при свете керосиновой лампы. К 1957 году в Хабаровском крае построили первые крупные ЛЭП 35 кВ протяженностью 34 километра и 110 кВ протяженностью 16,6 километра. В это же время ЛЭП 35 кВ появились в Комсомольске-на-Амуре и Советской Гавани, но за пределами городов линий электропередачи не было. В ту пору Хабаровская ТЭЦ, Комсомольская ТЭЦ-1 и ГЭС ДЭСНа входили в состав управления «Дальэнерго» во Владивостоке. Одна за другой строились станции, но они были ведомственные, и потому давно назрел вопрос о централизации управления энергосистемой края. К решению этих задач приступили 19 июня 1957 года с созданием управления энергетического хозяйства «Хабаровскэнерго». Что, впрочем, выходит за пределы намеченного мною исторического интервала. Возможно, позднее я еще расскажу о формировании энергосистемы Хабаровского края.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: vedmed1969
2011-09-21 05:41 am (UTC)
поскольку я теперь тоже кагбе энергетик немного, пожалуй, начну собирать материалец на подобный твоему обзорный пост :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-21 06:05 am (UTC)
Я его не очень долго собирал, если честно. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vedmed1969
2011-09-21 05:47 am (UTC)
здание напоминает нашу ЧГРЭС, построенный в те же годы :)


(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-21 06:05 am (UTC)
Да, с ТЭЦ-2 сходство имеется. :) Думаю, привязка типового проекта.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: makeev_dv
2011-09-21 07:00 am (UTC)
Дык одно предназначение - один тип здания. Чего мудрить?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: be_lan1
2012-09-20 07:57 am (UTC)

Комсомольская РЭС.

Есть ли у вас современное фото здания на фото №10? Очень хочу увидеть, как оно выглядит на цветной фотографии. Здание сохранилось. Это первое каменное здание Комсомольска-на-Амуре. Великолепный образец конструктивизма, правда на гос. охрану ещё не поставлено. Вот только фотографию цветную никак не найду. Хотя бы место расположения укажите. По Комсомольску вы не специалист, но всё же, может, спросите у к.- н?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: makeev_dv
2012-09-20 08:05 am (UTC)
Это, наверное, не ко мне вопрос?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: be_lan1
2012-09-21 12:09 am (UTC)
Нет, к другому Дмитрию. dkphoto
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tu22m3
2011-09-21 07:10 am (UTC)
Спасибо, очень интересно. Мой дед служил срочную в ОКДВА и участвовал в строительстве ХЭС. Причем военные использовались не только в качестве рабсилы. Была сформирована инженерная группа - технологи, чертежники. Туда попал мой дед, поскольку он уже имел высшее образование и опыт строительства электростанций. Группа осуществляла инженерное обеспечение проводившихся работ и корректировку проекта. Причем, по рассказам деда, задачу им ставил сам Блюхер в режиме дембельского аккорда: закончите - домой поедете.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-21 09:37 am (UTC)
Военные вообще в Хабаровске много чего строили, тот же стадион им. Ленина. Да и нынешнее пограничное училище в прежние годы было высшим военным строительным.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2011-09-21 10:12 am (UTC)
Тема очень специфическая, продерутся через насыщенный цифрами и датами текст, думаю, немногие.
Небольшая тематическая добавка:

Всего лишь за два года (с 1936 по 1938-й) для электроснабжения крупных железнодорожных узлов были построены дизельная электростанция на станции Амур, турбинная — на станции Хабаровск-2, локомобильные — на станциях Облучье, Известковая, Вира, Ин, Вяземская Бикин, Высокогорная

Финансирование и ресурсы на это шли по линии ГУЛЖДС НКВД СССР, а координацию строительства и контроль вёл Н.А. Френкель, одесский еврей, выросший из пароходного агента, посаженного на Соловки в 1920-е за махинации, и доросший как организатор из соловецкого зека до комиссара ГБ III ранга (генеральская должность).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-21 10:58 am (UTC)
Да, похоже, тема эта слишком уж немногим интересна. Наверное, нет смысла писать про следующие пятьдесят лет... :(

Edited at 2011-09-21 10:59 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: b_o_t_a_n_i_k
2011-09-22 07:30 am (UTC)
Ни в коем разе!!! Замечательный материал. Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-22 09:36 pm (UTC)
Не уверен, что такой уж замечательный. :) Объективно он интересен, похоже, дай бог дюжине читателей. А времени я на него угрохал немало...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Vaddy Peters
2013-01-31 03:29 pm (UTC)
Когда, всё-таки, была построена ЛЭП на Судоверфь через утёс?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2011-09-21 10:33 am (UTC)
Спасибо! Интересное сообщение.Не энергетик,но мне интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-21 10:59 am (UTC)
Жаль, на лекциях в "Железке" нам историю отрасли давали слишком уж поверхностно...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: john_deere27
2011-09-21 02:20 pm (UTC)
Выходит что первая электростанция была практически на набережной!
На том месте,где сейчас лестница!
Да,"гвозди бы делать из этих людей"! Невероятно,в таких условиях,с примитивными механизмами и такие дела делать!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-22 03:42 am (UTC)
На примерно на половине высоты склона между набережной и площадью. До 2004 года здание первой городской электростанции стояло чуть южной севернее лестницы, ведущей на набережную. Но статус памятника архитектуры его не спас. :(
Что касается людей и гвоздей, все познается в сравнении. Скажем, строительство Транссиба было не в пример сложнее. Я уже молчу про Карнакский храм или пирамиды Гизы.

Edited at 2011-09-22 03:43 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nekby
2011-09-22 04:31 am (UTC)
Читаю и понимаю какие смешные мощности были в то время. "Первая электростанция Комсомольска мощностью 4,5 кВт" - это чайник + микроволновка.

Спасибо. Очень интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-09-22 09:37 pm (UTC)
Сейчас бы сказали, что это не станция, а скромный такой бытовой генератор. Думаю, у коммерсантов около уличных палаток более мощные стоят. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drakosh_a
2011-09-23 02:20 am (UTC)
Хорошо и интересно написано ).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-21 06:35 am (UTC)
Спасибо! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zchtec
2011-09-23 02:43 am (UTC)
Только добрался до интернета, был на работе завал. Спасибо, Дмитрий, учились мы с тобой одновременно, да историю энергетики не преподавали вообще. Написал интересно, я сопру, как и обещал, на наш корпоративный сайтик (ссылку и автора укажу, конечно же:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-21 06:34 am (UTC)
А мне ссылку дашь? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: be_lan1
2012-09-21 12:10 am (UTC)

Комсомольская РЭС.

Есть ли у вас современное фото здания на фото №10? Очень хочу увидеть, как оно выглядит на цветной фотографии. Здание сохранилось. Это первое каменное здание Комсомольска-на-Амуре. Великолепный образец конструктивизма, правда на гос. охрану ещё не поставлено. Вот только фотографию цветную никак не найду. Хотя бы место расположения укажите. По Комсомольску вы не специалист, но всё же, может, спросите у к.- н?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2012-11-25 08:08 pm (UTC)

К истории индустриализации

Пользователь helenverkh сослался на вашу запись в записи «К истории индустриализации» в контексте: [...] ий очерк с фотографиями о строительстве электростанций на Дальнем Востоке. [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-01-08 08:02 am (UTC)

PROMFOTO из ЖЖ: История Энергетики Хабаровского края

Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в записи «PROMFOTO из ЖЖ: История Энергетики Хабаровского края» в контексте: [...] Оригинал взят у в У истоков энергетики Хабаровского края [...]
(Reply) (Thread)