dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Моя первая Америка. Часть I

1 Время имеет свойство здорово менять восприятие людей, вещей и событий. Пожалуй, дневникового формата рассказ о командировке более чем девятилетней давности не приведет меня в стройные ряды over-sharer people. Зато сам я всегда смогу перечитать эти строки и вызвать из небытия прошлого забытые дни, ощущения и эмоции. Даже сейчас понимаю, что многое уже потускнело в памяти, а то и вовсе практически стерлось. Значит, самое время описать свой первый выезд за границу, оказавшийся поездкой не куда-нибудь, а сразу в США – в Силиконовую долину, которую сейчас чаще называют Кремниевой, что в общем-то грамотнее.
Дело было в сентябре 2002 года, когда у меня уже имелась первая цифровая камера – очень недурственный для своего времени двухмегапиксельный аппарат Nikon Coolpix 950. Однако, увы, эти снимки мне пришлось сканировать с отпечатков, так как я случайно утратил все сделанные тогда цифровые исходники.



2 Поездка та была вовсе не туристической, а командировкой. Меня, скромного издателя и журналиста, пригласила одна уважаемая корпорация, взявшая на себя буквально все расходы. Честно говоря, был ошарашен таким приглашением, ведь в то время мне даже в голову не приходила мысль о возможности выезда за рубеж. Нет, конечно, я мечтал посмотреть мир, но, выражаясь высокопарным языком, материальная платформа для этого только закладывалась. Даже заграничного паспорта у меня не было. Пришлось срочно кидаться оформлять, так как времени на получение американской визы оставалось немного.
Паспортистка в ОВИРе оказалась сердобольной и вняла моим просьбам выдать паспорт как можно скорее, ибо второй подобной возможности у меня могло и не появиться. В итоге свой первый «загран» я получил, кажется, всего через десять дней – поистине чудо. Вторым чудом стало беспроблемное получение американской визы – это-то в первый девственно-чистый паспорт. В ту пору виза в США пользовалась репутацией едва ли не самой сложной. Надо сказать, что впоследствии британцы в этом смысле здорово обскакали свою бывшую колонию …
Так или иначе, а 7 сентября я начал свой долгий путь в Силиконовую долину. Мне, дальневосточнику, проще было бы лететь через Сеул и Тихий океан, но поскольку организованная группа журналистов отправлялась из Москвы, предстояло совершить без малого кругосветное путешествие, пролетев над всей Евразией, Атлантикой и Северной Америкой.
Утренний рейс ныне почившей в бозе авиакомпании «Дальавиа» прилетал в столицу сразу после полудня, таким образом, бросив вещи в «Измаловской», я еще успел на пару деловых встреч. Во время последней из них, проведенной в «Шоколаднице» на Калужской площади, столичные виртуозы-карманники вытащили у меня портмоне со всеми деньгами, предназначенными для обмена на доллары. От катастрофы спасла привычка не класть все яйца в одну корзину – я оставил некоторую сумму в гостиничном номере до того как убежать на первую встречу. Таким образом перед вылетом из «Шереметьево-2» в Нью-Йорк в моем кармане хрустело немногим более двухсот долларов.
На снимке фигурирует группа московских коллег, с которыми мы вылетали в Силиконовую долину. Не стану тут приводить их имена и блоги, хотя, должен заметить, что большинство из них достаточно известны, по крайней мере в айтишной тусовке.



3 Впервые в жизни я совершил перелет на «иномарке» – за десять часов Boeing 767-300ER перенес нас через Северную Атлантику. До сих пор удивляюсь, почему мне тогда салон этого самолета показался не комфортнее, чем у Ил-62М, которые еще стояли на линии Хабаровск–Москва. В полной мере достоинства этого широкофюзеляжника я почему-то оценил лишь позднее. Зато я сразу же понял, что даже заученная фальшивая улыбка американской стюардессы гораздо лучше искреннего хамства, с которым в ту пору легко можно было столкнуться на рейсах отечественных авиакомпаний. Поразило и то, как среди рейса большая часть салонной команды оборудовала себе в конце салона подобия спальных мест, отгородившись специальной шторочкой, из-за которой они к тому же ухитрялись делать замечания, по их мнению, не в меру шумевшим пассажирам. Сильно подозреваю, что то были чудеса завоеваний профсоюзов Delta для длинных рейсов…
Встретилась мне в том полете парочка классических в понимании отечественных сатириков американцев, способных послужить эффективной антирекламой любого фастфуда. На регистрации они попросили не сажать их рядом, и не зря – объемные бока обоих, туго обтянутые футболками, буквально перетекали через подлокотники кресел, здорово отнимая жизненное пространство у соседей. Одна несчастная старушка практически весь рейс была буквально приплюснута такой тушей к иллюминатору. А когда владелец телес собрался посетить удобства цивилизации, то не смог протиснуться к ним даже при помощи стюардессы – в итоге та повела его в туалет бизнес-класса, где дверные проемы оказались пошире. Впрочем, ничего смешного в этом не было – подобная масса тела куда бывает связана не только с неумеренным аппетитом, но и с нарушением обмена веществ.
К вопросу о еде. В то время на рейсах Delta, как и у многих других перевозчиков, кормили не в пример лучше, чем сейчас, а приличный алкоголь предлагали бесплатно даже в экономическом классе. До сих пор я сохранил самые теплые чувства к десерту нью-йоркского производства – нечто вроде раскрошенного печенья в стаканчике под шапкой вкуснейшего мусса. К слову, на внутренних рейсах в США, даже на протяженных, кормили уже значительно хуже.
Еще можно отметить то, что при посадке и высадке пассажиров их приветствовали и соответственно желали им счастливого пути командир воздушного судна или второй пилот. В отечественной практике, по моим наблюдениям, такое появилось сравнительно недавно и до сих пор встречается достаточно редко. В США, подозреваю, это являлось отраслевым стандартом, по крайней мере для Delta Airlines.



4 Строго говоря, в Нью-Йорке я не был, только в аэропорту имени Дж. Ф. Кеннеди, ну, еще и пролетал над городом Большого яблока, но это не в счет, пусть даже на данном снимке далеко за летным полем можно видеть небоскребы Манхеттена.
Тем не менее меня поразили уже сами главные воздушные ворота некоронованной столицы США: размерами, интенсивностью трафика, продуманностью и удобством, а на обратном пути еще и шикарным дьютифри. Правда, оценить все его преимущества я смог лишь много позже, когда познакомился с магазинами беспошлинной торговли в других городах и странах. В отличие от аналогичных заведений, в JFK не делали упор на одни только дорогие бренды, и там кроме драгоценного коньяка «Людовик XIII», легко было найти бюджетный трехлетний «Мартель», не говоря уже о копеечных ценах на виски. Особым внимание журналисткой братии пользовались также наручные часы, стоившие в два–три раза дешевле, чем в Москве. Кстати, я до сих пор ношу на руке механизм, приобретенный именно в JFK (хоть и полугодом позднее), что позволяет мне небрежно замечать при случае, будто свои часы я покупал в Нью-Йорке. :)
Совсем уж опускаясь в прозу жизни, хочу заметить, что полностью разделяю расхожее мнение о том, что культура нации находит свое отражение не только в театрах или картинных галереях, но и, пардон, в местах общего пользования. Контраст с аналогичными помещениями в Шереметьево да и даже в Домодедово, в ту пору переживавшем второе рождение, был отнюдь не в пользу великой русской культуры.
Еще замечу, что фотографирование в американских аэропортах уже успели запретить, о чем я догадывался, но не знал наверняка, так что в наглую снимал летное поле прямо на глазах онемевших САБовцев. Самое интересное, что обошлось без каких-либо последствий – мне даже замечание не сделали.



5 После 11 сентября 2001 года закончилась целая эпоха внутренних авиаперевозок в США. До того времени перелет на самолете внутри страны более походил на автобусную поездку: можно было приехать в аэропорт за четверть часа до вылета и легко успеть на свой рейс. После печально известных терактов контроль безопасности при регистрации сразу стали усиливать и неизбежно удлинять. В 2002 году он оставался еще относительно мягким – всех снимать обувь и ремни всех пассажиров заставили годом позже – появление этих мер мне «посчастливилось» наблюдать в динамике, что отнюдь не приводило в восторг. Тогда они мне казались чем-то на грани дикости, но потом аналогичные появились и в Европе, и в России. В этом смысле по-прежнему настоящим раем земным остается контроль безопасности в государствах Юго-Восточной Азии, конечно, кроме рейсов в Европу и в особенности в США. Впрочем, я отклонился в сторону от нити повествования – осенью 2002 года разуваться заставляли лишь выборочно, и я этой участи в тот раз избежал – видимо, мое лицо внушало САБовцам доверие.
Кстати, на фотографии видны пригороды Нью-Йорка – наш путь лежал через весь североамериканский континент в Сан-Франциско, куда мы и прибыли шестью часами спустя.



6 Вообще-то у Сан-Хосе имеется свой собственный аэропорт, но из-за многочисленных удовлетворенных судами исков местных жителей в темное время суток он закрыт, обеспечивая округе спокойный сон. С учетом расписания авиарейсов, оказалось проще лететь в Сан-Франциско, откуда до Сан-Хосе по скоростному фривею можно добраться за какой-то час. В аэропорту нашу группу встречали машины, да еще какие! Впервые в жизни мне подали длиннющий лимузин – ну прямо будто декорация из голливудского фильма. Данный снимок, правда, был сделан чуть позже – в феврале 2003-го, но разницы все равно не было. Правда, в машины нас сажали человека по четыре, бар внутри шикарного кожаного салона оказался пуст, а в свете низкой посадки роскошные кресла-диваны лимузина не показались мне особенно удобными, но и это была ерунда перед самим фактом поездки в лимузине!
Машина мягко неслась по почти безупречной дороге, вокруг яркими пятнами фонарей и окон редких освещенных зданий на фоне ночной темноты проплывала чужая земля и неведомая пока что жизнь, в которую мне вскоре предстояло погрузиться. Наверное, никогда не забуду этого пьянящего новизной ощущения – впервые оказаться за границей и сразу же в стране, которую тогда многие, в их числе и я, считали едва ли не идеальной.
К слову, автомагистрали в Калифорнии называют фривеями (freeway), подчеркивая бесплатность пользования ими в противоположность хайвеям иных штатов.



7 Чудеса продолжались. Лимузины поднялись на крыльцо вновь поразившего мое воображение отеля-дворца сети Fairmont, который, как я узнал на следующий день, считался лучшим отелем не только Сан-Хосе, но и всей Силиконовой долины.
Разумеется, несмотря на позднее время, спать никто не лег, а, покидав вещи в номера, все отправились гулять, разбившись на несколько компаний. Гуляя по окрестностям отеля с открытым ртом, я вскоре наткнулся на башню головного офиса всемирно известной Adobe, музей техники и технологий, а также San Jose Convention Center, где уже через несколько часов должно было начаться мероприятие, ради которого московские коллеги преодолели половину земного шара, а я и того больше.



8 В отель я вернулся, кажется, уже после трех часов ночи, понимая, что чем позже лягу, тем сильнее об этом пожалею утром.
О-о-о, номер, надо сказать, заслуживает отдельного описания. Начать с того, что я чуть было не заполучил инфаркт, когда обнаружил, в какую сумму обходится такое проживание. Ночь в самом простом стандартном номере, вроде того, в котором жил я, «от стойки» стоила 470 долларов. Понятно, что корпорация-организатор скупила весь номерной фонд разом, прихватив заодно все расположенные в здании рестораны и конференц-залы, а поэтому получила огромную скидку; тем не менее сумма поразила мое воображение. Надо сказать, что данный рекорд стоимости номера мною до сих пор не побит – ни за свой счет, ни за деньги приглашающей стороны, я больше в столь дорогом отеле не останавливался.



9 Больше всего поразил простор: скажем, платяной шкаф заменяла отдельная гардеробная комната, где имелась даже гладильная доска. Душевую кабинку заменяла отдельная душевая комната с мозаичными стенами и широкой стеклянной дверью. Кроме нее, разумеется, имелась также ванна, с управлением хитроумным многорежимным смесителем которой я разобрался далеко не сразу. В ту пору беспроводные сети (Wi-Fi) только делали свои первые шаги, но степень информатизации номера удивляла своей избыточностью. Извините за детали, отдельный телефонный аппарат и Ethernet-розетка (порт традиционной локальной сети) имелись даже у «белого трона». Кстати, на фотографии можно видеть торчащий из телевизора джойстик – часть встроенной игровой приставки и системы интерактивного телевидения. Впрочем, этими излишествами я не пользовался, так как они были платными. Единственное, подключился на сутки к Интернету через локальную сеть и был поражен качеством канала: скорость загрузки практически полностью соответствовала максимальной скорости сети – 100 мегабит в секунду! Для России того времени, не говоря уже о хабаровских реалиях, это было совершенно немыслимое дело. В ту пору дома я все еще пользовался модемным соединением (выделенный канал RadioEthernet на направленных антеннах Wi-Fi стандарта IEEE 802.11b у меня появился только в январе 2003 года). И стоило упомянутое 100-мегабитное удовольствие около десяти долларов в сутки, что казалось мне тогда чрезвычайной дешевизной за столь потрясающий канал.



10 На крыше «Фэйрмонта» даже имелся бассейн, делавший этот отель в моих глазах и вовсе какой-то декорацией из сериала о жизни богатых. Я в сию купель, правда, не погружался.



11 Мне сначала показалось, будто Сан-Хосе насчитывает буквально пару сотен тысяч жителей. Узнав, что в городе проживает без малого миллион человек и что это столица всей Силиконовой долины, я был поражен.
Однако первым отмеченным мною совпадением с «Одноэтажной Америкой» Ильфа и Петрова все-таки стали аптеки-драгсторы. Дело в том, что захваченная мною из дома электрическая бритва, рассчитанная на напряжение 220 вольт и европейскую розетку, оказалась в Штатах совершенно бесполезной. Безусловно, я заранее знал про стандарт американских бытовых низковольтных сетей, однако надеялся, что в отеле будет учтен «иностранный фактор» гостей. Ничуть не бывало! Уже в первый же день после окончания ключевого доклада я потопал искать магазин электротоваров, понимая, что иначе вскоре рискую превратиться в настоящего робинзона. Каково же было мое удивление, когда я совершенно случайно обнаружил неплохой выбор электрических бритв в магазине, сначала показавшимся мне продовольственным, а потом чем-то вроде небольшого супермаркета, где лишь в дальнем углу внимательный взгляд мог заприметить витрину с лекарствами! Разумеется, это была типичная представительница знаменитого семейства американских аптек.
Там же я узнал слово ‘a line' как синоним 'a queue', когда не понял, что с независимым видом рассматривающие витрины на большом расстоянии друг от друга люди на самом деле стоят в очереди в кассу, а также удостоился обжигающе-ненавидящего взгляда какой-то эмансипированной аборигенки, когда предложил пропустить ее вперед.
Бритва, кстати, была куплена очень хорошая, к тому же способная «переваривать» и наши 220 вольт, вот только запасные лезвия к ней в России найти не удалось, так что она уже года четыре лежит без работы.



12 В полном соответствии с упомянутой книгой Ильфа и Петрова, Америка в Сан-Хосе преимущественно малоэтажная. Высокие здания в десяток этажей или чуть более того имеются, но только в центре, и их немного. Небоскребы же отсутствуют как факт, что отчасти объясняет то, как впоследствии меня поразил Сан-Франциско.



13 Рабочий день американцы любят начинать рано – многие приступают к трудам праведным с восьми утра. Но зато и заканчивают работать в пятом часу вечера. Не все, конечно; думаю, трудоголиков в США хоть и меньше, чем в Южной Корее, зато значительно больше, чем в Европе. В этом смысле наши народы похожи.
Моим столичным коллегам этот режим выносить оказалось непросто, ведь разница в часовых поясах между Сан-Хосе и Москвой составляла ровно двенадцать часов. Таким образом их биологические часы оказалась вывернуты наизнанку. Я же оказался ближе к своему родному часовому поясу, чем в Москве, только вот будто американская машина времени перенесла меня на день назад. И когда в Хабаровске уже был в разгаре рабочий понедельник, для меня светило воскресное солнце. Это, кстати, позволяло спокойно переделать массу дел – очень удобный часовой пояс. :)



14 Вот я как раз проверяю электронную почту во время завтрака перед тем как бежать на очередной ключевой доклад. Передо мной красуется выглядевший чрезвычайно старомодным даже в те годы толстенький IBM Thinkpad. Его я взял в аренду на время штатовской командировки, а свой первый личный ноутбук – куда более элегантный ASUS L1 – приобрел буквально через месяц после возвращения из США. С Интернетом я соединялся посредством беспроводной сети стандарта IEEE 802.11a/b, развернутой на всех нижних этажах отеля и в помещениях Convention Center. Тогда это все было в диковинку и казалось, что публичный Wi-Fi в России появится очень нескоро. К счастью, я ошибался – технологии внедрялись быстрее, чем я мог тогда предполагать.
Забавная деталь: нам раздали карты Wi-Fi производства Xircom, которую корпорация Intel купила незадолго до этого. И, надо сказать, с настройкой пришлось повозиться – организаторы даже выделили для помощи журналистам и прочим участникам мероприятия отдельного технического специалиста. В последующем же стали использовать беспроводные карты Cisco – и нужда в упомянутой техподдержке полностью исчезла: все настраивалось буквально парой кликов.

Cценой своего завтрака девятилетней давности я временно прерву этот рассказ. Думаю, прочитать его разбитым на две части будет проще, чем пытаться преодолеть длиннющую «портянку» текста. На долю второй половины рассказа оставлю собственно само мероприятие, ради которого я летел в Штаты, впечатления от посещения завода по выпуску микропроцессоров, музей этой продукции, расскажу об американской кухне, гипермаркетах электроники, «настоящих американских джинсах», о том, как случайно забрел в цветной квартал, о полицейских, об отношении американцев к истории, об автомобилях, о том, как в Сан-Хосе отмечали первую годовщину трагического 11 сентября, и, может быть, о чем-то еще, если только вспомню.

Окончание рассказа
Tags: США, дневник
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →