?

Log in

No account? Create an account
Владивосток 1901 года глазами американского путешественника - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Владивосток 1901 года глазами американского путешественника [Oct. 24th, 2011|09:24 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Продолжаю зарисовки на основе изданных в 1917 году мемуаров американского путешественника Холмса Бартона «Вниз по Амуру, Пекин и Запретный город» (Holmes Burton, «Down the Amur, Peking, the Forbidden City»). Бартон посетил Дальний Восток Российской империи летом 1901 года и оставил пусть и не особенно подробные, однако все равно достаточно любопытные заметки, к тому же иллюстрированные его собственными фотографиями, которые, как мне кажется, вполне можно отнести к малоизвестным. Мой перевод отрывков из чикагского издания в большей степени является изложением, так как в оригинале встречаются досадные неточности (которые я не хочу ставить иностранцу в вину) и сюжетные линии, не имеющие особого отношения к предмету моего рассказа.
И если недавно я немного рассказал о сплаве по Амуру, о Хабаровске и пути до Приморья по Уссурийской железной дороге, то сегодня я хочу показать Владивосток самого начала XX века, который в ту пору еще находился в тени стремительно строящегося Порт-Артура, и дореволюционный экономический рассвет вкупе со строительным бумом были у него еще впереди.


1 Начну, впрочем, фотографией железнодорожной станции Никольска-Уссурийского (нынешнего Уссурийска), где Бартона поразило многообразие народов и рас, населяющих восточные пределы Российский империи. В частности, автор упоминает китайцев, корейцев и маньчжуров. Там же Бартон отмечает, что колонизация Сибири (под ней западная география понимает также Дальний Восток России) осуществляется по принципу принуждения: партии крестьян или арестантов отправляются туда, где они нужны по мнению властей, а не туда, куда они сами бы хотели.



2 Этот свой снимок окраин Владивостока автор прокомментировал достаточно лирично: после утомительного сплава по Амуру через бескрайние просторы Восточной Сибири мелькнувшее на горизонте море стало для американских путешественников будто вестником освобождения из темницы, ведь те же самые волны по другую сторону океана плескались о набережную Сан-Франциско.



3 Бартон отметил, что если бы прибыл во Владивосток напрямую морским путем, то, несомненно, потратил бы немало дней на знакомство с этим великолепным портовым городом с его уродливой архитектурой и потрясающими пейзажами.
Один из главных потрясений автора во Владивостоке стали цифры на последней версте Транссибирской магистрали на платформе железнодорожного вокзала, говорящие, что от Петербурга его отделяют 9877 километров, или более 6,5 тыс. миль (очень интересно, что "точное" расстояние было указано до завершения строительства Транссиба, что наводит на мысли о пропагандистско-проектном происхождении этих цифр, пусть они и близки к истине). На этот путь у Холмса Бартона ушло сорок два с половиной дня.



4 Как и на предыдущей фотографии, здесь можно видеть первый железнодорожный вокзал Владивостока. Здание, которое увидел Бартон в 1901 году, было построено семью годами ранее и значительно расширено, можно сказать, перестроено с использованием части первоначальных стен, в 1909–11 годах.
Автор в своих заметках отчасти позавидовал путешественникам ближайшего будущего, когда сдадут последний участок Маньчжурской магистрали (КВЖД), что позволит ехать из Петербурга к Тихому океану напрямую, не пересекая озеро Байкал и не сплавляясь по Амуру от Сретенска до Хабаровска. Правда, он же отмечает, что это должен быть сознательный выбор спешащего путника, так как проделанный им северный маршрут хоть и лишен комфорта, зато куда более познавателен, чем беспересадочная поездка в железнодорожном вагоне. Так или иначе, а вскоре путешествие от Петербурга до Владивостока, то есть практически через всю Евразию, занимало уже менее шестнадцати дней, то есть меньше, чем плавание от берегов Калифорнии в Японию.



5 Даже торопливое знакомство с гаванью оставило у Бартона самые лучшие впечатления, которые не смогли испортить даже окружающие порт убогие и неряшливые строения, производящие впечатление временных сооружений.



6 Застывшие на водной глади залива корабли русской Тихоокеанской эскадры напомнили ему линию плавучих крепостей. Укреплена также была и суша: вершины практически каждого мало-мальски высокого холма венчали батареи, ощетинившиеся орудийными стволами.



7 Однако фотографировать это милитаристическое великолепие мешала полиция, зорко следившая за всеми иностранцами с фотоаппаратами. Автор с горьким юмором отмечает, что разрешение на фотосъемку в городе, поданное в день прибытия и обещанное на следующее утро, было получено им почтой лишь шестью неделями спустя уже в Иокогаме. Природа же будто вступила в заговор с военными властями и, наслав густой туман, скрыла от любопытствующим глаз густой завесой холмы с их пушками и гавань с ее боевыми кораблями.



8 Впрочем, похоже, что и тогда строгость законов в России компенсировалась необязательностью их исполнения, так как в книге Бартона фигурируют-таки снимки Владивостока, причем около некоторых гордо красуется «Снято с разрешения властей». Подозреваю, что фотограф воспользовался упомянутым разрешением уже постфактум, когда готовил книгу к изданию, а сами снимки сделал тайком.
На снимке изображена Светланская улица примерно на углу с современным Океанским проспектом. Собственно, сейчас это Центральная площадь. Здание слева, насколько я могу судить, или не сохранилось, или было глубоко перестроено, а вот дом в правой части кадра и стоящий на другой стороне улицы от него первый корпус торгового дома «Кунст и Альберс» (Светланская, 33) живы и поныне. Правда, дом справа надстроен двумя этажами, а старый магазин «Кунста и Альберса» постройки 1893 года в 1906–1907 годах был зрительно оттеснен в сторону великолепным новым корпусом (ныне дом №35).



9 В городе американцев приятно удивили кварталы новых домов, стоящих вдоль круто спускающихся по слонам многочисленных холмов улиц, красивое здание Русско-Азиатского банка и широкий ассортимент заполненных покупателями городских магазинов.
Упомянутое здание банка сохранилось и поныне (Алеутская, 12). Правда, выглядит оно несколько иначе, так как с момента начала строительства в 1899 году и до его завершения в 1903 году облик главного фасада несколько менялся. Сейчас в этом дома также работает отделение одного из банков, но более важным арендатором является Приморская картинная галерея. К слову, архитектором здания является тот же военный инженер Платон Евгеньевич Базилевский, которому принадлежит и проект показанного выше первого железнодорожного вокзала Владивостока.



10 Это великолепное здание на снимке, Новый почтамт (Светланская, 41), как и его сосед дальше по улице (дом №43), также сохранилось.
Бартон отмечает, что никогда не сможет забыть песни русских солдат и казаков, ночью маршировавших под окнами гостиницы. В них ему слышалось лишнее доказательство того, что Сибирь стала русской и останется таковой впредь. Русский народ за три века сумел большей частью мирно колонизовать огромные просторы от Урала и до Тихого океана. То, что начали ватаги казаков Ермака, завершили их далекие потомки, превратив Сибирь в настоящий памятник русскому терпению, настойчивости и выносливости. И эти три качества, по мнению автора, и предопределили великую судьбу амбициозного русского народа, покорившего себе самые необъятные территории земли.

P.S. Красивые слова, ей-богу, особенно лестные из уст иностранца, представляющего другую экспансионистскую нацию. Однако напомню, что мемуары Холмса Бартона увидели свет в 1917 году, когда Российская империя уже агонизировала. А до этого – в 1905 году – она успела перенести позор проигранной войны с Японией. И немало из тех гордых боевых кораблей, которые Бартон с восхищением наблюдал в бухте Золотой рог, всего четыре года спустя оказалось на морском дне, а многие из тех солдат, что будили американца своими бравыми песнями, погибли или оказались в плену из-за просчетов близорукого правительства и некомпетентных генералов. И спустя всего год после выхода книги в Чикаго, американские войска высадились во Владивостоке, чтобы принять посильное участие в разгоравшейся во в клочья разодранной России Гражданской войне. Впрочем, фотографии, сделанные в годы этой братоубийственной войны уже другим американцем, я ранее уже показывал.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: vgil
2011-10-24 10:26 am (UTC)
хороший пост...
спасибо:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 10:54 am (UTC)
И вам спасибо за ваш отзыв! :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: russlan_v
2011-10-24 10:39 am (UTC)
спасибо, интересно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 10:55 am (UTC)
Вот теперь буду сравнивать разницу в количестве комментариев с аналогичным постом про Хабаровск. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kivsenkovova
2011-10-24 10:41 am (UTC)
Я так давно был во Владивостоке, что даже узнал некоторые дома на Светланской! Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 10:56 am (UTC)
Я сам кое-что узнал без книг, хоть во Владивостоке и редкий гость. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: camvorobiev
2011-10-24 10:48 am (UTC)
Это прекрасно! Мои поздравления.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 10:56 am (UTC)
Благодарю! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ext_647722
2011-10-24 10:58 am (UTC)
Очень интересно, спасибо! А с разрешительными документами властей ничего не изменилось за 100 лет;) Кстати, интересно стало, архитектор Базилевский не дальний ли предок нашего министра?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 11:03 am (UTC)
Ну, разрешение на фотосъемку в городе уже все-таки не требуется. ;) Кстати, в советское время требовалось специальное разрешение при съемке с высоты выше какого-то там этажа (четвертого, кажется). Но на это абсолютно все плевали. :)
Про степень родства Андрея Александровича и Платона Евгеньевича не подскажу. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: tgrig
2011-10-24 11:05 am (UTC)
убойно интересно!! люблю Влад, спасибо! )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 11:08 am (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2011-10-24 11:21 am (UTC)
Очень ценный пост, спасибо. Если эти снимки точно датированы 1901-м, тогда мне сейчас понятно, что знаменитая надпись про 9877 верст от С-Петербурга - это надпись рекламная, а не фактическая.

Потому что даже рабочая смычка дороги была достигнута только в октябре 1901-го, не были готовы ни мосты через Сунгари, ни Хинганский тоннель, часть дороги была разрушена боксёрским восстанием, а часть - ещё недоуложена. Поэтому, какие версты от Петербурга летом 1901-го? Никаких. Да и точная трассировка расстояния была уже позже, к лету 1903-го, когда пошли поезда.

Edited at 2011-10-24 11:21 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 11:32 am (UTC)
Сергей, меня этот факт тоже смутил, тем более в оригинале речь шла о верстах, а не о километрах (цифры были указаны эти же). :) К тому же сам автор пишет, что Транссиб даже через КВДЖ еще не достроили...
Фотографии, судя по зданиям, и в самом деле сделаны летом 1901 года, тут у меня сомнений практически нет.

Кстати, даже в тексте про Владивосток имеются косвенные сноски на боксервское восстание, но я еще не решил, буду ли переводить заметки про китайский этап путешествия Бартона. Как и висит вопрос относительно сплава по Амуру от Сретенска (про путь от Петербурга и Москвы автор почему-то практически ничего писать не стал).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: neevaa_69
2011-10-24 11:34 am (UTC)

Спасибо Вам за интересный рассказ!

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 11:41 am (UTC)
Всегда рад! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aleonkin
2011-10-24 11:47 am (UTC)
>> Правда, он же отмечает, что это должен быть сознательный выбор спешащего путника, так как проделанный им северный маршрут хоть и лишен комфорта, зато куда более познавателен, чем беспересадочная поездка в железнодорожном вагоне

А мне вот стыдно было за российских безграмотных и наглых ментов (хоть "мент" слово венгерское) перед стариками-туристами из Японии, когда я ехал на поезде из Хабаровска в Улан-Удэ, а у них был специальный железнодорожный тур (почти) через всю Россию - от Владивостока до Москвы. Но я, кажется, уже упоминал об этом конфликте с ментами в поезде
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 11:49 am (UTC)
Честно говоря, не помню об этом рассказе, Саш. Дашь ссылку?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yablonka
2011-10-24 11:55 am (UTC)
спасибо, Дима! как мне нравится фото военных кораблей в гавани
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 11:56 am (UTC)
Рапортую почти по-военно-морскому: рад стараться! ;)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 11:57 am (UTC)
Рад, коль он показался вам небезынтересным. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkcjc
2011-10-24 12:17 pm (UTC)
Спасибо!
А про расстояние от Питера немного не понял. В чем была проблема написать эти цифры даже до окончания строительства?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 12:37 pm (UTC)
Не были достроены достаточно протяженные участки, так что на таком расстоянии ошибка могла составить даже не единицы километров, несмотря на все планы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: k_n_s
2011-10-24 12:55 pm (UTC)
я большую часть впечатления как-то в Твиттере написала:)
но и сюда напишу тоже
линия плавучих крепостей - как красиво звучит-то.
меня тоже поразило "смешение рас" и было бы странно направлять арестантов туда,куда они хотят
и вот еще"широкий ассортимент заполненных покупателями городских магазинов"
вообщем,Автор (вольный переводчик),пишите еще:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-25 05:45 am (UTC)
Местами я старался сохранить стиль и смысл оригинального текста. Это касается плавучих крепостей и арестантов. А вот чем вам не понравились магазины, понять не могу.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gorojanin27
2011-10-24 01:19 pm (UTC)

Давно читал "Цусиму", "Порт-Артур". Для полного восприятия не хватало таких фотографий. Спасибо за пост.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-25 02:15 am (UTC)
И вам спасибо за отзыв и ретвит! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pantherlader
2011-10-24 03:38 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно :-).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-24 11:08 pm (UTC)
Всегда рад! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>