Был я сегодня на заседании комиссии координационного совета по модернизации стратегического плана развития Хабаровска до 2020 года. Наверняка стоило бы написать про сам этот план и обсуждавшиеся корректировки к нему, однако времени на это, увы, нет. Скажу лишь, что 23 ноября этот вопрос будет вынесен на заседание уже Большого совета, в работе которого я, к сожалению, принять участие уже не смогу – буду в Москве. В феврале по доработанному стратегическому плану планируются также общественные слушания. Можно еще отметить, что существующий план стратегического развития Хабаровска был написан в 2006 году, опираясь на показатели 2004–2005 годов, и, разумеется, с тех пор объективные факторы претерпели немалые изменения.
Ниже же я хочу привести несколько показавшихся мне любопытными моментов из выступлений других членов координационного совета, пусть и не всегда имевших прямое касательство к обсуждаемому плану.
Сразу несколько выступавших, явно не сговариваясь, отметили, что Хабаровск и Хабаровский край недостаточно активно используют козырную карту административного преимущества города как центра Дальневосточного федерального округа. Между тем выгоды для экономики от такого ресурса могут быть значительнее, чем даже от мощного промышленного комплекса края. Как мне показалось, несколько завуалированным лейтмотивом прозвучало то, что край не вполне эффективно защищает свои экономические интересы. Это в общем-то хорошо перекликается с недавним дурно пахнущим скандалом с утратой комсомольским судостроительным заводом военных контрактов на строительство атомных подводных лодок. Была озвучена даже не волне реалистичная идея создания единой дальневосточной Думы в дополнение к существующим разобщенным региональным.
Неоднократно звучали весьма негативные оценки уровня жизни в регионе, даже в самом Хабаровске. Цитата: «Проживание в регионе некомфортно, специалисты уезжают». Это, так сказать, в противовес бодрой официальной статистике.
В сфере образования отметили (в том числе со ссылкой на южнокорейских студентов) такое преимущество Хабаровска (в том числе и над Владивостоком) как наличие при двух хабаровских вузах (ТОГУ и ДВГУПС) бизнес-инкубаторов.
Из своеобразных курьезов можно привести предложение отказаться в плане от слогана «Хабаровск – амурский красавец». В общем-то не могу не согласиться с доцентом кафедры «Рекламы, маркетинга и PR» ХГАЭиП в том, что Хабаровск не осетр какой-нибудь, и что город лучше связывать с образом всего Дальнего Востока, а не только Амура.
Важное замечание касалось использования выгодного географического положения Хабаровска как транспортного узла. В связи с этим вспомнили и Большой Уссурийский остров, и то, что сейчас основной трафик в КНР и из нее идет через Приморье.
Особо стоило бы остановиться на вопросах развития городского общественного транспорта. В частности указывалось на то, что в стратегическом плане не проработан вопрос развития отдельных видов ОТ, например вполне перспективного по опыту многих других стран трамвая.
Впрочем, тему общественного транспорта я хочу позже поднять в отдельном большом посте, а, может быть, и целой серии (ибо мне все это чрезвычайно интересно). Во всяком случае пока предварительно договорился о беседах на эту тему с Виктором Шпаком, президентом ассоциации «Хабаровскавто», и Николаем Илюшенко, руководителем Хабаровского трамвайно-троллейбуского управления. Так сказать, эксклюзивно для своего блога. :)
Journal information