Сразу хочу отметить, что, на мой взгляд, думские выборы 4 декабря в Хабаровском крае прошли честно, о чем косвенно говорит сравнительно невысокий результат «Единой России» – чуть больше 37%. Предположу, что непосредственно в городе он был еще ниже, однако традиционно «правильно» голосуют удаленные территории, где административный ресурс (я говорю вовсе не о нарушениях в день выборов!) обычно оказывается более эффективным.
Очень похожим оказался и результат Приморья. Скажем, во Владивостоке в иных участках за ЕР голосовали 17–25% избирателей, но в целом по краю оказалось около 35%. Подозревать массовые вбросы не приходится, так как мелкие города наших южных соседей голосовали уже не так, как краевая столица.
Чукотка и Якутия, где партия власти получила большую долю голосов, меня не удивили. Предположу, что и там могло не быть особых нарушений, просто в северных районах округа значительно проще вести агитацию при помощи упомянутого административного ресурса. Люди там зачастую восприимчивее и «послушнее», хоть живут в целом не особенно благополучно и бегут оттуда тысячами.
Так или иначе, а картина по Дальнему Востоке все равно далеко не такая, как на западе страны и в особенности в Москве, где на соседних избирательных участках разница в числе голосов, поданных за ЕР, самым подозрительным образом достигала порою более 40%.
Тем не менее и Хабаровск, и Владивосток, вышли на городские площади в субботу 10 декабря, протестуя против фальсификаций на думских выборах и поддерживая митинги, охватившие большую часть страны.
В субботу на Корабельной набережной собрались около пятисот жителей Владивостока (а вовсе не 10 человек, как каркали на весь «Твиттер» отдельные лемминги вполне понятной ориентации), постояли, пообщались, продемонстрировали нелестные для власти лозунги – и спокойно разошлись. Полиции было мало, и в процесс она не вмешивалась. Интересующимся даю ссылки на два репортажа из столицы Приморья – раз и два.
Как бы то ни было, к 16:00 на площади в рамках флеш-моба «Мой голос украли» собралась молодежь с заклеенными скотчем ртами, всего было около шести десятков человек.
Довольно развернутый репортаж в трех частях о том, что происходило в субботу в Хабаровске, рекомендую прочитать тут – раз, два, три, его автор – непосредственный участник событий, прокатившийся в итоге в полицейском автобусе.
Даже если удастся сохранить временную стабильность, игнорируя мнение граждан, как мне кажется, власть это в итоге приведет в еще большую потенциальную яму недееспособности. Еще не так давно я удивлялся, почему практически любая исходящая сверху инициатива встречается людьми в штыки, будь она даже в самом деле полезной и позитивной. Взять то же появление в Хабаровске троллейбусов с Wi-Fi – ведь сплошные плюсы для всех и ни одного минуса. Однако разговоры о неком попиле денег, махинациях с операторами возникли. На самом деле ничего поразительного тут нет – власть уже устойчиво ассоциируется с недоверительным источником, в том числе и инициатив, поэтому почти все, что она делает, встречает сопротивление. И арифметика по-чуровски лишь усугубляет ситуацию. Сопротивление, далеко не всегда явное, часто подспудное и не до конца осознанное самим носителем, будет только возрастать.
На всякий случай еще раз отмечу: люди 10 декабря главным образом не поддерживали того или иного политика или партию, а выступали против того, что жульническим путем своровали их голоса.
UPD. А вот репортаж про второй по величине город Хабаровского края. В Комсомольске-на-Амуре в митинге приняли участие около ста человек, двадцать из которых задержали по «подозрению в грабеже» и заставляли написать несколько слов по-англйиски.
Journal information