?

Log in

No account? Create an account
Первая апрельская прогулка: загадка дома на Фрунзе, район штаба округа, улица Муравьева-Амурского - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Первая апрельская прогулка: загадка дома на Фрунзе, район штаба округа, улица Муравьева-Амурского [Apr. 14th, 2012|04:02 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Вчера у меня, можно сказать, был первый выходной практически за ближайший месяц. То, что утром пришлось пройти техосмотр и позднее заехать в банк, это ерунда – главное, что голова была полностью свободна от всяких мыслей о работе и учебе. Удалось-таки разорвать порочный круг и прерывать долгое сидение в четырех стенах за компьютером или конспектами. С удивлением осознал, что предыдущий раз просто так гулять мне доводилось аж в начале января и было это еще в Таиланде. Тем приятнее оказалось прогуляться по городу с фотоаппаратом, чему и посвящен этот внеплановый альбом.

1 Строительная возня у трех башен жилого комплекса «Дендрарий» у места слияния Волочаевской улицы, Шеронова и Слободской подходит к концу. На первый взгляд ЖК уже кажется завершенным.
Кстати, слева возвышаются две башни-«короны» на Волочаевской, справа – громада жилого дома на улице Гамарника.
Новенькая Слободская неплохо пережила зиму, и ее дорожное покрытие выгодно отличается от ощетинившегося многочисленными провалами асфальта улицы Шеронова, по первой полосе нечетной стороны которой ездить практически невозможно – приходится прижиматься к трамвайным путям.



2 Амурский бульвар за последние годы так преобразился, что узнавать его силуэт мне все сложнее и сложнее. На снимке можно видеть скайлайн, каким он предстает при взгляде от пресечения бульвара со Станционной улицей. В центре кадра выделятся практически завершенный девятиэтажный второй корпус гостиницы с кричаще-нелепым названием «Версаль» близ Центрального рынка.



3 Приметный дом с аркой, в которой исчезает окончание улицы Фрунзе, стоящий на северной из главных улиц центральной части города – Серышева (дом №9). Впрочем, он образует сплошную стену фасадов в едином стиле советского классицизма со зданиями, прилегающими к нему справа и слева. К сожалению, точные годы их постройки не знаю, но предположу, что здания можно датировать второй половиной 1950-х.



4 На стене правого дома-крыла еще можно видеть элементы креплений какого-то исчезнувшего баннера. Предположу, что с их помощью здесь вывешивалась наглядная агитация еще в советские времена, до того как ее сменила коммерческая реклама. Кстати, слева кадр захватил край вывески магазина «Охотник», работающего здесь еще с брежневских лет.



5 Одной из целей прогулки был дом №126 постройки 1917–18 годов по улице Фрунзе. Именно туда-то я и направился через показанную чуть выше арку. Откровенно говоря, маршрут был выбран не вполне удачно – уж лучше бы я спустился по Запарина, где и оставил машину, до улицы Яшина. А так пришлось пробираться по временами исчезающей Фрунзе, в финале переходящей в самые настоящие грязные пролазы между гаражами.
Я уже показывал этот район в прошлом году, но упустил одну интереснейшую особенность данного здания, на которую мне любезно указал Михаил k0nstrukt0r.



6 Юго-восточная боковая сторона здания хранит на себе следы, очень похожие на воздействие осколочных артиллерийских снарядов орудий сравнительно небольшого калибра и, возможно, винтовочного огня. Единственная версия, которая приходит мне в голову, что это чудом сохранившиеся свидетельства городских боев 5 апреля 1920 года, когда японцы неожиданно напали на гарнизон красных партизан. В тот день японская артиллерия вела обстрел речного порта, Нижнего базара, центральной части города (в частности, тогда сильно пострадали дома вдоль Муравьева-Амурского в районе современного ЦУМа), железнодорожного вокзала, а также штаба и казарм партизанских отрядов.
Штаб находился сравнительно недалеко от запечатленного тут здания – в бывшем Кадетском корпусе, где сейчас расположен штаб Восточного военного округа. Казармы же находились на обширной площади вокруг, и в поврежденном здании непременно была расквартирована какая-то из частей 35 полка.
Кирпичная кладка в начале XX века отличалась обстоятельностью, не то что в более поздние времена, поэтому стена легко могла выдержать прямые попадания небольших снарядов, особенно если те были осколочными, а не фугасными. Судя по характеру повреждений и кучности, обстрел, скорее всего, вели не с Орлова поля, а со значительно меньшей дистанции и, вероятно, прямой наводкой. Удивительно только, почему за столько лет, прошедшей с кровавых боев Гражданской войны, повреждения кладки так и не устранили, ведь здание явно ремонтировалось и почти наверняка неоднократно.
Впрочем, это все мои догадки. Надеюсь, со временем все-таки удастся раскопать истину. Однако если моя версия все же верна, эта стена ей-богу достойна стать городской исторической достопримечательностью и получить соответствующую мемориальную табличку.



7 Кстати, об исторических достопримечательностях. В субботнее утро на углу Амурского бульвара и той же улицы Фрунзе кипели работы по сооружению забора вокруг бывшего доходного дома Филата Кротких постройки 1908 года (Фрунзе, 85) и прилегающего к нему деревянного дома (№87). Первый из них является памятником архитектуры краевого значения, но уже давно пребывает в весьма печальном состоянии. Что-то мне подсказывает, что участок огораживают отнюдь не для реставрации объекта культурного наследия, а для уничтожения его и возведения на лакомом участке земли очередного новостроя. Как бы я был рад ошибаться!



8 После долгих размышлений включил в подборку фотографию одного из двориков в конце улицы Фрунзе, где та уже и улицу-то не напоминает. Видно, что обошлись самым минимумом средств, но вид у дворика уже не депрессивный, как у окружения. В мае, когда появится зелень, думаю, и тут вовсе будет уютно.



9 Заканчивается строительство жилого дома для военных на углу переулка Госпитального и улицы Истомина. На переднем плане тоже стоит дом военного ведомства, только он почти на столетие старше.



10 В принципе, ничем не примечательный дом по улице Калинина (№134). Однако показательно лоскутное одеяло нижнего этажа, занимаемого различными магазинчиками, и то, как из-за рельефа меняется само понятие нижнего этажа. Справа этажность здания имеет стандартное значение «пять», а слева (за границами кадра) уже семь этажей. Впрочем, это не рекорд: жилой дом работников НКВД на улице Волочаевской со стороны Уссурийского бульвара имеет восемь этажей, а в верхней части рельефа лишь четыре.



11 Надстроенный бизнес центр (Калинина, 132). Под сайдингом и дополнительными этажами скрывается еще советское здание. На мой взгляд, эстетические достоинства полученного результата весьма сомнительны.



12 На козырьке дома №117 по той же улице Калинина сохранились призраки букв прошлой вывески. Такой шрифт уже практически не используют. Да и вообще не вполне понятно, что же сейчас находится внутри.



13 Уличная лестница образца, видимо, 1940-х или 1950-х годов. Крепко побитая жизнью, но все еще сохранившая черты былой солидности.



14 Козырек Дальэлектропроекта (Серышева, 22) авансом поздравляет с Днем Победы. Рядом можно различить и новогоднюю иллюминацию.



15 Если Серышева, 22 сохранил советское панно на фасаде, то бывшая Военная книга (Серышева, 36) аналогичное, увы, утратила. Не могу сказать, будто оно представляло великую художественную ценность, однако то была по сути неотъемлемая часть здания, весьма характерная для советской архитектуры 1970-х годов. Честно говоря, жалко.



16 Упомянутое ранее здание бывшего Кадетского корпуса, а ныне штаба Восточного военного округа (Серышева, 13). Строго говоря, это лишь одно из множества строений штабного городка, занимающего огромный квартал. Показанное тут главное здание было построено в 1901–1903 годах, хотя позднее его облик несколько менялся.



17 Ограда с правой стороны от входа сохранилась оригинальная, дореволюционная. С левой стороны ее разобрали, если ничего не путаю, еще в 1980-х. Тогда же центральный вход от улицы загораживала огромная – высотой с одноэтажный дом – клумба. Разумеется, из соображений безопасности – чтобы не было видно, кто выходит у дверей из машины или садится в нее. Клумба эта исчезла только в 1990-х.



18 Сравнительно недавно, в 2010 году, ограду вдоль левого крыла штаба восстановили. Не вполне аутентично, что заметно по основанию, но в целом неплохо.
Любопытно, что хоть патруль с мрачными лицами и наблюдал за моим фотоаппаратом, съемку запрещать не стали. Помню, еще в 2007 году фотографов тут шугали вовсю.



19 Арка дома середины XX века, стоящего напротив штаба (Серышева, 34). Некогда в этом здании работал магазин хабаровского кондитерского комбината «Спутник». Чертовски жалко, надо сказать, что этот комбинат обанкротился.



20 Двор дома №3 по Амурскому бульвару. Слева вытянулось весьма примечательное здание – дом №101 по Комсомольской улице. Интересно оно тем, что представляет собою центральный трехэтажный каменный корпус, к которому пристроены крылья, в основе которых лежит типовой проект жилого дома-барака образца середины 1930-х годов. Насколько я могу судить, ничем особенным боковые крылья от привычных бараков не отливаются – те же отштукатуренные деревянные стены на каменном основании. Любопытно было бы узнать логику строителей при возведении этого зданию, да, боюсь, это уже невозможно… Так или иначе, а во второй половине 1930-х этот дом уже стоял, я его показывал в альбоме, посвященном довоенному Хабаровску.



21 Также мое внимание вызвала дверца, отчасти напоминающая гаражные ворота, только чуть уже и значительно ниже последних. Ведет она в какое-то, возможно, обширное помещение практически под всем показанным выше двором. На бомбоубежище это не очень похоже, возможно, нечто вроде складского комплекса – в соседнем доме (Амурский бульвар, 3) изначально еще с советских времен работали магазин и предприятие общественного питания.



22 Вот, собственно, упомянутый дом и упомянутый магазин. Впрочем, фотографию я включил в данный альбом еще одной лестницы ради. Она моложе показанной выше, относится уже к 1960-м годам.



23 Ну и контраста ради еще одна лестница – ведущая в другой спортивный магазин в этом же доме, только в выходящем на улицу Тургенева крыле. Нужно быть удивительно спортивным инвалидом, чтобы подняться по такому пандусу!..



24 Контраста ради уже положительный пример – пандус, ведущий к переходу через Муравьева-Амурского вдоль улицы Истомина.
На заднем плане виден жилой дом постройки 1939 года (Муравьева-Амурского, 11). Он интересен тем, что в угловой нише до 1956 года стоял бюст (?) Сталина, а внутри башнеобразного углового объема находился резервуар, обеспечивавший некогда должный напор воды в квартирах.
Кстати, что касается культа Сталина в Хабаровске. Недавно мое внимание обратили на гипотезу, будто на постаменте графа Н.Н. Муравьева-Амурского в середине прошлого века стояла статуя Сталина. В Интернете об этом, да, пишут, но без какой-либо конкретики и совершенно точно без фотоматериалов. Я даже специально провел небольшое книжно-документальное исследование и опросил людей старшего поколения. Судя по всему, ничего подобного не было – на постамент водрузили несоразмерного ему Ленина, которого в 1982 году заменили символической ладей первопроходцев, а в 1992 году на место вернули Муравьева-Амурского. Вообще же крупных памятников Сталина в Хабаровске, по всей видимости, никогда и не было.



25 Амур все еще скован льдами, несмотря на широкие проталины у берегов. А воздух на набережной такой волшебный и весенний, что я чуть было не уснул прямо на скамейке. Настоящее кислородное отравление. :)



26 На Комсомольской площади погожим выходным днем катали желающих на лошадях.



27 Десятки раз уже показывал бывший торговый дом Плюснинах – нынешнюю Краевую научную библиотеку (Муравьева-Амурского, 1), но так и не смог удержаться от очередного соблазна. Очень уж красивое здание. Кстати, именно тут была создана первая в России библиотечная бесплатная беспроводная сеть для посетителей.



28 Первый квартал нечетной стороны улицы Муравьева-Амурского от Комсомольской площади. За торговым домом Плюснина 1902 года тянется новодельный, но сравнительно неплохо стилизованный под старину дом с рестораном «Саппоро», затем узкий торговый дом Танцыревых (1908 год постройки) и угловой торговый дом Пьянковых (1900 год).



29 Следующий квартал: доходный дом Такеучи (1912 год), новодельный, но вполне даже симпатичный и уместный в своем окружении торговый дом «Лотос» и торговый дом фирмы Кунста и Альберса (главным образом левое крыло постройки 1908 года).



30 Завершаю фотопрогулку взглядом на северный склон Артиллерийской горы, по гребню которой тянется улица Ленина, с пересечения улиц Муравьева-Амурского и Комсомольской. Все никак не могу привыкнуть к этим видам.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 08:03 am (UTC)
Да, на графском постаменте шаблонный Ильич смотрелся пигмеем. Я даже показывал его на старой фотографии.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: zchtec
2012-04-16 08:07 am (UTC)
Хорошо!

А со Спутником не понятно вообще что произошло. У нас странная ситуация - вот недавно по ТВ рассказывали, что у нас проблемы с поставкой кирпичей, потому что местные заводы обанкротились. Поэтому делают самолепы и всякие СП с китайцами. Или предлагают сделать совместно завод. Типично у нас - вначале слмали, потом восстанавливаем.

А вкус конфет фабрики до сих пор помню...

Кстати, где то я еще следы от пуль видел, и даже где то в районе Комсомольской площади.

Edited at 2012-04-16 08:08 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 08:15 am (UTC)
Про "Спутник" я слышал, будто его специально банкротили. Но не знаю, верить ли, так как у них были вполне реальные финансовые проблемы от не слишком умелого менеджмента.

А про следы пуль на Комсомольской это интересно! Там тоже бой был, когда в город вошли партизаны Бойко-Павлова.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mr_hub
2012-04-16 08:14 am (UTC)
Наверно, всё-таки ЖК называется "Дендрарий"? (Это к фото 1.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 08:16 am (UTC)
Разумеется. :) Вот что значит спешка. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mr_hub
2012-04-16 08:23 am (UTC)
Про щербины на стене дома (фото 6). Неужели до сих пор, за девяносто лет, не нашлось десяток кирпичей, чтоб заделать? А то прям как "дом Павлова" в Сталинграде. :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 08:28 am (UTC)
Это не так просто, поврежден ведь еще и декор. Понятно, что задача не невыполнимая, но, видимо, владельцем здания "военный дефект" не мешал - прибития-то стены не было.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: pokemoshkin
2012-04-16 08:25 am (UTC)
Еще пару уродских кондиционеров на стену повесят и можно будет забыть про шрамы истории на стене.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 08:28 am (UTC)
Это да...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2012-04-16 08:46 am (UTC)
На 4-ой фото три таблички смотрятся как-то фе :(

А вот на Серышева, 34 я провел добрую часть детства, там был магазин Контур, где папа работал когда-то. Эх, ностальгия.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 08:53 am (UTC)
Да, помню этот магазин. Мы там, кажется, как-то холодильник покупали. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drtr0jan
2012-04-16 08:47 am (UTC)
Ыыы. Опять забыли. ул. Фрунзе, д. 121
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 08:52 am (UTC)
Да это ничем не примечательная пятиэтажка.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: k0nstrukt0r
2012-04-16 08:56 am (UTC)
Надо будет сходить посмотреть на работы у дома Филата Кротких, благо работаю неподалёку. Вроде проекта нового строительства там нет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 09:00 am (UTC)
Александр Федосов во время личной встречи говорил, что надеяться на реставрацию этого дома не стоит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michletistka
2012-04-16 10:03 am (UTC)
Красивый, все-таки Хабаровск!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 10:20 am (UTC)
Да, но если бы не городили лес башен в историческом центре, Хабаровску вообще цены не было бы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 11:24 pm (UTC)
В Хабаровске в прошлом году даже конкурс проводили на самый идиотский пандус. Показанный тут, уверяю, чрезвычайно далеко от пьедестала.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: john_deere27
2012-04-16 12:05 pm (UTC)
На фото у Штаба ВВО Крузак почти на крыльцо заехал..
Видать кого то привезли...
Очень Важного!
То,что разрешают снимать -это хорошо.
Потихоньку шпиономания отступает...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 11:27 pm (UTC)
У нас вроде город небольшой, а Очень Важных персон много - прямо в глаза бросаются. Сегодня утром, скажем, чиновничья "Камри" с крутым номером o001oo27 меня подрезала, трогаясь от полпредства, даже не включив поворотник. На Очень Важных персон правила дорожного движения у нас, увы, не распространяются... :\
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
From: zhembura
2012-04-16 01:02 pm (UTC)
Давненько не виделись в эфире, тезка! ;)
Спасибо за прогулку. На Хабаровск любо-дорого глянуть!

Сильно режет глаз применение фильтра Shadows в Фотошопе (9 и 21-й снимок). Может, поаккуратнее, а? ;)
Голосую за честное фото!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 11:35 pm (UTC)
Увы, тезка, сейчас не до эфира. Защита диплома 10 мая, а к 1 числу он по идее уже должен быть утвержден научруком. Впору за голову хвататься, ведь работу тоже никто не отменял. :)

С фильтрами, конечно, переборщил, но в первом случае это было вызвано ошибкой при выборе экспокоррекции, а во втором все равно снять красиво у меня не получилось бы: слишком уж велик оказался контраст между глубокой тенью переднего плана и переосвещенным задником. Тут и внешний вспых не выручил бы. Я все же рядовой фотолюбитель, а не профессионал. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ufedor
2012-04-16 01:19 pm (UTC)
О, у вас тоже появилась такая модная тема, как катание на лошадях? У нас на площади Ленина все загадили, стоит запах лошадиного д.рьма (извиняюсь) и не понимаю, кто на этом катается. А еще забавно, как наездницы-катальщицы на лошади подъезжают к ларькам и покупают там попить или покурить не слазя с лошади.
Версаль глупое название, хотя как-то останавливался в этой гостинице, когда она была 2 или 3-х этажная. Я тогда в Хабаровске был после долгого перерыва, поэтому Амурский бульвар мне показался невероятно чудесным местом, хоть и разбитым.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-16 11:50 pm (UTC)
Катание на лошадях как уличное развлечение у нас появилось давным-давно, наверное, еще в 1990-х. :) Кстати, чаще всего обходится без сопутствующих негативных эффектов для мостовой, по крайней мере в центре города.
А старый корпус "Версаля" четырехэтажный - из общежития переделывали.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 1 2
2012-04-16 02:03 pm (UTC)

30 Завершаю фотопрогулку взглядом на северный склон Ар

деревья посрезали - улицу стало не узнать.)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-17 12:30 am (UTC)

Re: 30 Завершаю фотопрогулку взглядом на северный склон

Фотографировать стало куда проще, но улица с обрубками вместо крон производит гнетущее впечатление...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yurik_ryba
2012-04-16 02:36 pm (UTC)
Отличная прогулка, места с детства знакомые. Весна в каждом кадре.
Желаю вам гулять почаще :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-04-17 01:00 am (UTC)
Боюсь, что следующая беззаботная прогулка у меня будет теперь только летом и уже в Лондоне. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>