?

Log in

No account? Create an account
Гавр, или уютный XX век - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Гавр, или уютный XX век [May. 21st, 2004|11:00 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

В переводе с французского «Havre» означает «гавань». Действительно, сейчас Гавр является одним из крупнейших портов Франции. Расположенный в устье Сены, он служит морскими воротами Парижа.
Гавр возник в 1517 году на месте рыбачьего поселка. Первоначально в честь французского короля Франциска I он носил название Францискополь (Franciscopolis), лишь впоследствии его переименовали в Гавр-де-Грас. Уже в 1572 году город стал значительным торговым центром, откуда суда отправлялись к Ньюфаундленду и Шпицбергену для ловли трески и китов. К XVIII веку этот порт стал вторым по величине во Франции после Нанта.


Сейчас население города составляет чуть меньше 200 тысяч человек. Гавр – это не только порт, но и крупный промышленный центр (насколько они вообще могут быть крупными во Франции, где в целях защиты экологии стараются не концентрировать индустриальные предприятия в одном районе).


Но мне, Гавр, конечно, интересен вовсе не своей промышленностью. К сожалению, я провел тут слишком мало времени, чтобы познакомиться с достопримечательностями, которых, увы, здесь все равно немного. В годы Второй мировой войны город был практически разрушен. Немцы, разумеется, оценили все достоинства порта и превратили Гавр в мощный узел так называемого Атлантического вала. Сильно подозреваю, что основные разрушения город получил от действий союзников – ударов бомбардировочной авиации в 1941-44 годах. Завершающим аккордом стали сражения, последовавшие за открытием второго фронта, когда порт и центральную часть города буквально сровняли с землей. Немцы тут оборонялись весьма ожесточенно, чтобы не дать союзникам захватить гавань, через которую можно было бы наладить безостановочное снабжение высадившихся войск. В итоге город был освобожден только 12 сентября, то есть спустя более трех месяцев после высадки в Нормандии.
Возрождение лежащего в руинах Гавра началось в конце 40-х годов. На мой взгляд, город получился очень своеобразный. Пусть он практически полностью лишен старинных зданий в центре, ему сумели придать удивительное очарование. Признаюсь, я даже не ожидал, что город, по сути построенный в середине XX века, может обладать такой удивительной атмосферой.


Конечно, я провел в Гавре только один вечер, покинув город уже на следующее утро. Свое суждение я составил лишь по одной вечерней прогулке.
На этом и предыдущем снимках изображен своего рода канал в самом центре города. Создан он был, видимо, преимущественно в эстетических целях. Впрочем, тут швартуются легкие яхты и, кажется, какие-то прогулочные и развлекательные суда вроде плавучих ресторанов.


Памятник погибшим в годы Второй мировой войны. Если не ошибаюсь, на постаменте высечены имена павших горожан.


Современный Гавр обязан своим обликом авторскому коллективу во главе со знаменитым французским архитектором Огюстом Перре (Auguste Perret) (1874-1954). Как можно заключить уже из фотографий, Перре сумел сочетать в своем творчестве принципы неоклассики и функционализма.


Поскольку я мало что могу поведать собственно о Гавре, стоит рассказать подробнее о том, кто его создал. Огюст Перре родился в Брюсселе в семье выходца из Франции, строителя, основавшего свою собственную фирму. До 1901 года Огюст учился в парижской Школе изящных искусств. Затем, прервав образование, он продолжил вместе с братьями дело отца, сохранив специализацию его фирмы – постройки из железобетона. Однако Огюст Перре едва ли не впервые в истории придал данному материалу, до этого понимавшемуся исключительно утилитарно, эстетический облик.


Если ничего не путаю, этот оригинального внешнего вида театр (в кадре он, конечно, не целиком) носит имя «Вулкан». В то время, когда я был в Гавре, среди прочего ставили чеховского «Дядю Ваню».


Целые кварталы зданий, построенных в едином стиле, удивительно гармоничны и при этом разнолики.


В отличие от старинных городков, Гавр раскинулся широко: на этих улицах совсем не тесно, много воздуха и зелени.


Правда, такая вот улочка вызвала у меня ассоциацию с калифорнийским Сан-Хосе. Башня вдалеке, кстати, фигурирующая и на третьей фотографии этого альбома, заслуживает отдельного упоминания, но я расскажу о ней чуть позже.


Когда Огюст Перре был назначен в конце 40-х годов прошлого века главным градостроителем Гавра, он впервые в истории Франции поставил на поток строительство типовых домов из железобетона. Однако, как я уже говорил выше, конвейер не помешал архитектору и его последователям сохранять индивидуальность в однообразии.


В унылом, казалось бы, железобетоне мастеру удалось добиться воплощения эффектов зрительного освобождения света и пространства. Четкая функциональность сочетается в проектах Перре с неоклассичностью образа в целом. Про него справедливо пишут, что, избегая как историко-стилизаторских орнаментальных излишеств, так и радикализма архитектурного авангарда, архитектор придерживался своеобразной золотой середины, родственной зодчеству «ар деко».


По центру Гавра разбросано немало металлических скульптур, здесь много фонтанов.


Тротуары порой переходят в увитые плющом галереи.


Ну как можно поверить, что это самый центр промышленного и портового города, причем не парк, а улица?


Слева виднеется весьма оригинальная скульптура.


Как уверяет путеводитель, среди многих восстановленных городов Гавр выделяется своим единством и целостностью.
Кстати, у одного прохожего я поинтересовался на французском, знает ли он английский язык. Ответное почему-то восторженное «Конечно!» меня сначала не насторожило. Но стоило мне спросить, как пройти в исторический центр города (я тогда еще не подозревал, что нахожусь в самом его сердце), как прохожий радостно стал вываливать на меня горы информации, причем настолько бегло и с таким чистым британским произношением, что я почти ничего не понимал. Видимо, мне повезло наткнуться на жителя туманного Альбиона, соскучившегося по общению на родном языке. Та встреча лишний раз меня убедила в том, что рядовые англичане говорят вовсе не так, как дикторы BBC, а американский английский на слух воспринимается гораздо легче…


Почему-то мне этот уголок города запомнился ярче всего, именно он у меня и ассоциируется с Гавром.
Башню за зданиями я во время той прогулки принял за строительство чего-то современного и решил не тратить время на крюк в ту сторону, ибо уже наступали сумерки, а я хотел дойти до моря. Теперь каюсь. Лишь позже я понял, что видел, хоть, увы, и издалека, очень интересную церковь Сен-Жозеф (св. Иосифа). Она сооружена в виде 110-метровой башни и буквально доминирует над городом с его невысокими домами. Внутренний зал освещается через 13 тысяч витражных стекол. Думаю, это должно быть красиво или как минимум необычно своей игрой света. Впрочем, весной 2004 года Сен-Жозеф, как видно, стояла на реконструкции вся в строительных лесах, так что в полной мере насладиться ее красотой мне бы все равно не удалось. Кстати, автором проекта церкви был все тот же Огюст Перре. Причем строительство велось в 1953-57 годах, и архитектор не успел увидеть завершение этой работы.
Очень интересный приятный глазу цвет имеет асфальт тротуара. Мне даже показалось, что он слегка пружинит под подошвами. Впрочем, это, наверное, было субъективное следствие легкой эйфории, вызванной приятной прогулкой свободным от тяжких дум вечером в красивом городе замечательной страны. :)


Первая линия домов перед широким пляжем. Как я вычитал, существует четкая граница между старыми домами и новыми. Крыши сохранившихся довоенных зданий – двускатные, а у послевоенных – уже плоские.


И вот уже в лучах заката впереди открывается море, точнее воды Ла-Манша.


Темнота сгущалась прямо на глазах, ранний вечер без какого-либо плавного перехода превращался в ночь.


Взгляд от кромки прибоя назад, в сторону города.


Взглянув на часы и прислушавшись к внутренним ощущениям, я решил, что было бы неплохо поужинать, и отправился на поиски храма желудка.


Заведение с неоновой вывеской – это китайский ресторан. Туда я, конечно, не пошел: не хватало еще лететь во Францию, чтобы отведать кухню своих ближайших южных соседей (которую я, должен признать, и дома-то не люблю)!
Потом встретилось еще несколько кафе, но они как-то не внушали доверия ни пластиковыми столиками с пластиковыми же стульями, ни шумной молодежью в качестве посетителей…


И вновь я вернулся к своему любимому уголку города, если краткость знакомства позволяет мне его так называть.


Среди довольно убогих дизайном (на мой взгляд, конечно) современных «Ситроенов», «Рено» и «Пежо» встретился такой вот интересный экземпляр, капот которого украшали японский флаг и надпись «Ipone». Подозреваю, что, надпись относится не к модели спорткара, а скорее указывает на название команды гонщиков.


Ратуша Гавра – еще одно творение Огюста Перре. На семнадцатом этаже 60-метровой башни находится смотровая площадка куда я, конечно, тоже не попал.


Мне кажется, что жизнь в мегаполисах решительно проигрывает жизни в таких вот небольших городах, где думают об экологии, где в центре нет скученной застройки и пробок, где много деревьев и фонтанов, где улицы похожи на парки и выводят прямо на морской пляж, где все рядом и дорога от дома до работы пешком занимает не более получаса, где время течет неторопливо и где прохожие улыбаются, встретившись взглядами. Кто-то, быть может, тут упрекнет меня в стариковском мировоззрении, хотя до почтенного возраста мне еще далековато. :) Но когда у меня приключается очередной цейтнот и кажется, что вот-вот сдадут нервы, я вспоминаю почему-то не великий Париж или древний Дижон, а именно Гавр. Да-да, тот самый перекресток, от которого недалеко до моря и откуда так хорошо видно башню церкви Сен-Жозеф.


Специальный пешеходный переход для собак? Интересно, а сами-то четвероногие друзья знакомы с правилами дорожного движения? :)


Вот я и вернулся к каналу недалеко от своего отеля, так и не встретив ресторан, в котором хотелось бы поужинать. Предвосхищая события, скажу, что решение поесть в ресторане отеля потерпело полное фиаско: к тому моменту, когда я вернулся, работал только бар, и я предпочел бутербродам сон на пустой желудок.


Через канал перекинут мостик, явно стилизованный под знаменитый Нормандский мост в устье Сены.
На этом и закончилась моя прогулка по Гавру. Повторно хочу отметить, что, конечно, я видел очень мало. В городе все же сохранились отдельные памятники старины, но то, что я их не увидел, в конечном счете меня не особенно расстроило. XVI-XVIII столетия можно встретить почти в любом городе Франции, а вот посетить такой уютный XX век мне посчастливилось только в Гавре.
LinkReply

promo dkphoto август 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: pentangelli
2007-06-30 05:06 pm (UTC)
ну....как всегда!:)
спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-01 12:11 am (UTC)
И тебе спасибо. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tvguide_khv
2007-06-30 05:54 pm (UTC)
дикторы всех стран говорят на хорошем и чистом языке... не федеральных каналах профессионально и часто появляющегося диктора или ведущего могут просто отстранить от эфира за московское аканье... везде есть отк и школы языка которые они проходят...

у меня тетя советский профессиональный диктор... когда она начинает говорить мне хочется чтобы так умели говорить все вокруг... ;)пусть даже если для этого их придется бить и загонять в лагеря... особенно тут в московии.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yaros1971
2007-06-30 06:31 pm (UTC)
Это чем вам так насолила московия, видимо вы то говорите без диалектов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Screened comment)
[User Picture]From: janez
2007-06-30 06:10 pm (UTC)
Сен-Жозеф восхитителен. Внутри стены и своды несут те же столь любимые Перре следы опалубки, что и ратуша, и ансамбль ратушной площади. Аскетичный интерьер, карамельки витражей строго символичны, каждая сторона света несет цвета определенной христианской идеи.

Фирменный вид Сен-Жозефа в мыльничном исполнении:
http://www.ljplus.ru/img/j/a/janez/p4.jpg

"Вулкан" - действительно "Вулкан".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-01 12:15 am (UTC)
Да-а, я много потерял, что не побывал внутри церкви... Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: severr
2007-06-30 06:45 pm (UTC)
////Сейчас население города составляет чуть меньше 200 тысяч человек.

во Франции очень сложное административное деление, как правило на территори города, каждый район сам имеет статус города со своей мэрией и другим названием, поэтому городом считается только центр, отсюда есть понятие агломерация... например Париж около миллиона населения, а агломерация около 10,

///Сильно подозреваю, что основные разрушения город получил от действий союзников – ударов бомбардировочной авиации в 1941-44 годах.

основная масса военных разрушений во Франции, это от сюзников, что французы с удовольствием вспоминают по каждому военному поводу... есть даже неплохое историческое исследование под названием "Когда созники бомбили Францию"...
Гавр во время войны бомбился англичанами 172 раза, было разрушено 17500 зданий, 18 кв.км стерто с земли, погибло более 5000 мирных жителей, плюс к этому за два дня 14 и 15 июня 1944г. на город было сброшено 1800 тонн бомб и 5 сентября 1944 более 2000 тонн, за эти три дня погибло еще около 3000 жителей.

до кучи:
http://severr.livejournal.com/135789.html
http://severr.livejournal.com/136123.html

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-01 11:58 pm (UTC)
Что касается численности населения, то я брал справочные данные, найденные в Сети: цифры обычно назывались от 150 до 200 тыс. человек. Понятное дело, что административное деление во Франции сложное, я первое время вообще поражался, как это парижский район La Defense отделен от собственно Парижа городком Neuilly sur-Seine. :)

Спасибо за ссылки, весьма интересно. Я и не представлял раньше масштабов борьбы с коллаборационистами. Эх, храбры были "однодневные партизаны" против женщин-то после войны воевать!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: madbadmax
2007-07-01 01:37 pm (UTC)
Как всегда блестящий репортаж с прекрасными иллюстрациями! Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-02 12:07 am (UTC)
Благодарю. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stringfever
2007-07-02 02:07 am (UTC)
Ваши фотографии не только приятно смотреть, но и приятно читать замечательные комментарии и рассказы о сфотографированных местностях. спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-02 03:01 am (UTC)
И вам спасибо за добрые слова и интерес к моему журналу. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elina2106
2007-07-02 01:14 pm (UTC)
Cпасибо большое за Ваше очередное фотопутешествие и спасибо за то, что находите время так подробно делиться впечатлениями. Всегда Вас читаю - не оторваться (хотя только один раз написала спасибо:) и всегда послевкусие, как будто сам побывал.
Удачи, здоровья и новых открытий мира:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-02 01:55 pm (UTC)
Польщен вашими словами, особенно про послевкусие, ибо я сам его ценю превыше всего как в вине, так и в книгах... :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chil_ler
2007-07-02 07:13 pm (UTC)
Очень понравилось, хороший рассказ и замечательные иллюстрации к нему. Спасибо :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-03 01:46 am (UTC)
:) И вам спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: funny_sunny
2007-07-04 03:46 pm (UTC)
Очень жаль, что у Вас не хватило времени доехать до моста через Ла-Манш (того, с противоположной стороны которого уже мой любимый город - Онфлер, такой тихий и спокойный). И хотя мне всего 24, я все равно постоянно храню в сердце образ крашеных белой краской елей (мы там были под Новый Год), солнечного городка на горе и бухты, где пришвартовываются все местные яхты). Кроме того, на въезде в Гавр (со стороны Онфлера, конечно, где мы и жили:) есть замечательный памятник - 2 спирали, острием устремленные вверх. Как нам удалось выяснить, это памятник рабочим, которые проложили в местных известковых скалах туннель.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-04 11:22 pm (UTC)
А почему вы решили, что я не был в Онфлере? :) Просто альбом еще сделать не успел. Кстати, указанный памятник у меня на фотографиях тоже есть, но фотографировал на ходу, так что качество снимков не впечатляет...
Маленькая поправка: Нормандский мост идет не над Ла-Маншем, а над устьем Сены.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: george_44
2007-08-25 11:12 am (UTC)
Большущее спасибо за интереснейший репортаж. Я как раз заинтересовался арх. О.Перре, хочу, если получится, сделать о нем сообщение в Википедию.
Вообще-то меня интересует современная арх-ра Франции, в частности Корбюзье. Веду сообщество "corbusier", буду рад, если заглянете.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-27 05:46 am (UTC)
Спасибо за отзыв и за приглашение. :) Но, увы, я не специалист по архитектуре. Да и хобби мои пересекаются с этой тематикой весьма поверхностно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: jkr_aniretta
2007-12-03 04:59 am (UTC)
Ну это конечно трудно сравнивать :) но все же тот шок, который я испытала в Корее - он совсем другой! А Гавр симпатичный город! Город сам по себе! а в Корее город - это скорее чистый пракицизм и никакой лирики! тоже самое мне трудно сказать о Гавре. Хотя... я даже для интереса могу поискать фотки Теджона... Это будет безусловно интересно, но не ... эстетично так скажем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-12-03 05:22 am (UTC)
Согласен относительно прагматизма корейских городов. Правда, надо сказать, что худо-бедно я знаю только Сеул, в прочих городах бывал только проездом. Так что Теджон мне, конечно, интересен. :) Ну а Гавр я привел как пример того, что можно делать из казалось бы унылого бетона.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mongwu
2007-12-03 08:36 pm (UTC)
Неплохо выглядит, да. Молодцы французы.
Относительно английского и американского языка - мне тоже говорили в школьные годы, что английский язык - "правильный", а американцы "говорят так, как будто у них каша во рту", но с годами я с удивлением стал замечать, что американский английский понимается гораздо легче. Хотя, конечно, это может быть связано с тем, что я живу в США.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-12-16 11:23 pm (UTC)
Это скорее связано с тем, что англичане зачастую разговаривают не словами, а устойчивыми выражениями, проглатывая в них добрую половину слогов. А американцы обычно проговаривают все слоги, поэтому их понимать гораздо легче. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_scaramucc803
2007-12-16 11:07 pm (UTC)
А это не Caterham, случаем, был? :-)
А что касаемо американоидного аглицкого, то тут позволю себе не согласиться: этот, скажем так, диалект воспринимается гораздо хуже на слух, нежели британсикий, на мой вкус, разумеется. Как пример, послушайте новости того же BBC и сравните с CNN - почувствуйте, так сказать, разницу. ;-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-12-16 11:19 pm (UTC)
Относительно модели автомобиля ничего нового добавить не могу. :)
Что касается выговора дикторов BBC, то я не стал бы ставить его в один ряд с произношением рядового британца. Учитывая, что я одно время часто мотался в Штаты, а потом провел какое-то время в UK (уже после посещения Гавра), думаю, сравнить американский и британский английский у меня была возможность. ;)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: a_barhin
2008-03-26 12:04 pm (UTC)
очень интересно,
а напишите в
http://community.livejournal.com/mcm_arch/
или в
http://community.livejournal.com/arch_at_night/
заранее спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-03-28 01:53 am (UTC)
Дело сделано! :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lord_k
2008-03-28 06:29 am (UTC)
Огромное Вам спасибо! Как раз хотел подробней посмотреть на послевоенный Гавр - и как на заказ :)
Автомобиль - скорее всего британский Caterham (копия Lotus 7) или голландский Donkervoort
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-03-28 11:18 am (UTC)
Всегда рад!:)
По поводу марки автомобиля вы, скорее всего, правы, очень похоже на Caterham.

Edited at 2008-03-28 11:22 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>