?

Log in

No account? Create an account
Из истории строительства «Железки». Самое начало, 1937 г. - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Из истории строительства «Железки». Самое начало, 1937 г. [Jun. 20th, 2012|03:28 pm]
dkphoto
[Tags|, , , ]

Часть I. Самое начало, 1937 г.
Часть II. Стройка, задержанная войной, 1938–1947 гг.
Часть III. «Железка» с 1955 г. по наши дни.


1 Хабаровск уже при основании его в качестве военного поста рассматривался как будущий важнейший транспортный узел дальневосточных рубежей России. Расположенный близ слияния крупных рек – Амура и Уссури, – он быстро стал основным пунктом внутренних коммуникаций в Приамурье. Строительство Транссибирской магистрали лишь укрепило этот статус – с начала XX века в Хабаровске сходились уже не только водные, но и железнодорожные пути сообщения. Забегая вперед, можно также отметить, что еще позднее именно тут был построен крупнейший аэропорт-хаб Дальнего Востока СССР.
Статус важнейшего железнодорожного узла обязывал иметь собственную базу для подготовки специалистов путей сообщения. Поэтому именно в Хабаровске в 1895 году открылось первое в Восточной Сибири (в ту пору, как и в современной европейской географической традиции, отдельно Дальний Восток не выделялся) железнодорожное училище. Оно готовило среднее звено специалистов-эксплуатационников. Гражданская война пагубно отразилась на этом учебном заведении, но постепенно оно вернулось к прежнему своему профилю – с 1930-х в Хабаровске работал техникум железнодорожного транспорта. Однако этого было уже мало: на Дальнем Востоке велось масштабное строительство новых железных дорог, модернизировались существующие. Региону остро требовались инженеры, а перевод на работу с запада страны уже не мог в полной мере удовлетворить кадровый голод. Поэтому в августе 1937 года было принято решение о строительстве в Хабаровске профильного вуза – Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ). Именно под таким именем вуз был известен до начала 1990-х, когда его на короткое время переименовали в Дальневосточную государственную академию путей сообщения (ДВГАПС), после чего он получил свое нынешнее название – Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС). Но в обходе как в прошлом, так и сейчас, этот вуз хабаровчане часто называют просто «Железкой».

Ваш покорный слуга имел отношение к ней с раннего детства. Меня водили сюда, когда не с кем было оставить дома, а я не хотел идти в детский сад. Лабораторные установки стали моими игрушками; сидя на задней парте на лекциях, я в весьма юном возрасте научился рисовать эпюры изгибающих моментов и поражался, почему с такой задачей справлялись не все студенты, казавшиеся мне самыми настоящими взрослыми. Много позднее я учился в стенах «Железки» в инженерном классе, потом поступил в нее как в академию, а пятью годами спустя закончил уже университет. Успел даже короткое время постоять за преподавательской кафедрой, но это давно в прошлом. Тем не менее я до сих пор довольно часто заглядываю в Alma mater. В один из таких визитов зашел в музей истории ДВГУПС и благодаря его директору – Лидии Ивановне Каберник – получил доступ к поистине уникальным материалам времен самого начала строительства ХабИИЖТа. Думаю, не ошибусь, если предположу, что они никогда не выкладывались в Интернете. Более того, даже в самом музее они находятся в запасниках, так как едва ли переживут пребывание в составе постоянной экспозиции.
Речь идет о фотографиях строительства университетского городка, в первую очередь начального этапа с 1937 по 1939 год. Тема, конечно, специфическая; полагаю, она будет интересна далеко не всем, что, впрочем, искупается эксклюзивностью материала.




2 Для простоты ориентирования в названиях текстов и расположении различных объектов помещаю карту-схему университетского городка, взятую непосредственно с сайта ДВГУПС. На ней, правда, совершенно не показаны в принципе относящиеся к городку дома, которые в свое время строили для преподавателей и их семей. Не отображен также находящийся довольно далеко упомянутый выше железнодорожный техникум со своими общежитиями, который, насколько я знаю, сейчас тоже относится к ДВГУПС.
Здесь следует иметь в виду, что в конце 1930-х многие улицы носили другие названия. Так, Яшина была Лесопильной, Герасимова – Михайловской, Серышева и Некрасова были узнаваемыми по звучанию Серышевской и Некрасовской, только Станционная названия с дореволюционной поры не меняла.




3 Важным ориентиром на многих снимках будет построенное еще до начала работ по подготовке площадки для ХабИИЖТ здание школы №15 в городском квартале №142. Иными словами, школа, как и сейчас, стояла фасадом вдоль улицы Серышева между Некрасовской и Станционной (ее адрес – Серышева, 53). Здесь здание показано со стороны Лесопильной (Яшина), то есть запечатлен дворовый фасад. Там, где в середине 1960-х был построен квартал пятиэтажных домов для институтских преподавателей, как видно, в 1937 году еще находился весьма невзрачный частный сектор с огородами.




4 К сожалению, не могу сказать, когда именно была построена эта школа, подозреваю, что около 1936 года. Изначально школа считалась железнодорожной и, как я же упоминал выше, носила номер «пятнадцать». Позднее она стала городской и долгое время была известна как 78-я. Здесь в свое время училась моя мама, да и я сам совершенно неожиданно проучился в 78-й школе год с четвертью и заканчивал именно ее. Сейчас школа опять носит 15-й номер.
Учителя там были очень неплохие, но вот оснащение ближе к середине 1990-х оставляло желать лучше. Помню, на уроках информатики двигали какие-то квадратики по магнитной доске. Меня это изрядно веселило, так как дома стояла хоть и устаревшая, но все же личная «двойка» – 286-й компьютер с 16-цветным монитором EGA, 40-мегабайтным винчестером и двумя пятидюймовыми дисководами, на котором я уже уверенно писал программы в Basic.




5 Данный снимок был сделан со школьной крыши в северо-западном направлении вдоль улицы Некрасовской. Видно, что в 1937 году за школой находился частный сектор – собственно упомянутый 142-й квартал. Вдали можно разглядеть бараки, какие-то промышленные установки и трубы. Судя по всему, это уже территория нефтеперерабатывающего завода им. Орджоникидзе, чья история началась двумя годами раньше.
Любопытно, какой организации принадлежит состоящий внизу у штабелей дров грузовик. Номер похож на военный, без указания региона – Дальневосточного края – букв «ДВ».




6 А вот что конкретно запечатлено тут и откуда велась съемка, сказать уже не могу. Не могу даже опознать попавшие в кадр более или менее крупные каменные дома. Возможно, снимок не имеет прямого отношения к строительству и был включен в фотоальбом для антуража.




7 Здесь слева совершенно определенно фигурирует школа №15. Судя по отсутствию трубы школьной котельной, это главный фасад здания. Значит, снимок был сделан примерно от пересечения улиц Станционной и Первомайской. По четной стороне Станционной у перекрестка с улицей Серышева еще не высится водонапорная башня, но она была возведена, если мне не изменяет память, чуть позднее – уже в 1938 году, одновременно со строительством института.




8 Вид на находящийся за школой 142-й квартал с улицы Некрасовской. Высокий деревянный столб слева, вероятнее всего, является опорой линии электропередачи. Уличного освещения тут в ту пору не было.




9 Дома Барсукова и Горбачева по Станционной улице, выкупленные ХабИИЖТом. Судя по всему, их снесли в самом начале строительства – тут была специально проложена 900-метровая ветка от расположенной неподалеку станции Хабаровск-1 для подачи строительных материалов и других грузов.




10 Дома Жукова, Кривошеева и Чередняченко по той же Станционной, также выкупленные у своих владельцев институтом. Удивляет, что за домами высится нечто, похожее на опушку леса (хоть ею явно не являющееся).
Сложно сказать, насколько адекватными были тогда суммы компенсаций. У семьи моего дедушки перед самой войной выкупили добротный просторный дом с участком на Уссурийской улице (позднее на его месте была автобаза). Однако на полученные деньги удалось построить куда более скромный домик на отведенном участке в Украинской слободе (ее иногда называли просто Слободой) – где-то в районе пересечения переулков Трубного и Олега Кошевого.




11 Дом Кравченко по Станционной улице. Судя по удручающему состоянию зданий на снимках, их фотографировали уже после переезда жильцов.




12 Дом Ларцевой, там же. Он уже совершенно точно был снесен для строительства грузовой ветки.




13 Дом Ткачука по Лесопильной не снесли, а перенесли на новое место. В Хабаровске тех лет это был достаточно распространенный прием при расчистке будущих строительных площадок. Так, один из читателей рассказывал мне, что дом его предков еще во второй половине 1920-х был перевезен по бревнышку с улицы Дикопольцева аж на Большую.




14 Дом колонии инвалидов (не путать с тюремным учреждением) Хабаровского горсовета по Лесопильной улице. Достаточно основательное здание, наполовину построенное из кирпича. Оно продолжительное время использовалось для размещения административных служб института.




15 Стоявший рядом барак той же колонии инвалидов. Как я понимаю, он использовался для нужд стройки, возможно, в качестве жилья строителей.




16 Дом Савченко по Лесопильной улице был перенесен в поселок им. Молотова, то есть, если ничего не путаю, в район, примыкающий к современному заводу «Дальдизель». Тем, что дом сохранил владельца, видимо, и объясняется его вполне благополучный вид.




17 Совсем иначе выглядит на фотографии усадьба Кравченко по Михайловской улице. Похоже, она стояла на углу современных улиц Герасимова и Яшина, где сейчас находится юго-западное крыло нынешнего Второго учебного корпуса (Герасимова, 34).




18 Дом Пуца на Некрасовской улице, где до завершения строительства первой очереди капитального корпуса находилось управление института.




19 Барак по той же улице, носящий номер 101 и принадлежавший ранее С.К.О. Д.В.Кф. Интересно, как расшифровывается эта аббревиатура? Подозреваю, что речь идет о военном ведомстве.




20 Флигель во дворе дома с адресом Некрасовская, 120, дом Симоненко.




21 Дом №43 по Серышевской улице, который выкупили под конторы прорабского пункта. Сейчас сложно сказать, где именно стоял этот дом – с западной или же с северной стороны пересечения Серышева и Герасимова. Предположу все-таки первый вариант. Выходит, что чуть позже на этом месте построили небольшой одноэтажный барак, сохранившийся до наших дней (Герасимова, 19).




22 Очень интересный кадр – строения, принадлежащие некому штабу ОКД КФ. Первые три буквы, несомненно, означают «Особой Краснознаменной Дальневосточной». А вот что скрывается под «КФ»? Ведь явно не Амурская Краснознаменная военная флотилия…
Так или иначе, а в ту пору военный округ, штаб которого, как и сегодня, располагался в Хабаровске, именовался просто Особой Краснознаменной Дальневосточной армией (ОКДВА).
Здесь важно отметить, что указанные здания оказались внутри строительной площадки и их, вероятно, снесли далеко не сразу. Также вызывает интерес круглая форма двух домов, сразу наталкивающая на мысль о том, что их строили китайцы. Во второй части альбома, где речь пойдет о подготовительном строительстве, я остановлюсь на этом явлении более подробно.




23 Вид с торца на выкупленные бараки на жилой площадке ХабИИЖТа, где размещались рабочие-строители. Не исключено, что это строения могли дожить аж до 1950-х годов. Сам снимок относится к следующему году, поэтому на нем видны более поздние постройки, о которых я расскажу уже следующей части альбома.
LinkReply

Comments:
From: talles
2012-06-20 04:45 am (UTC)
не думаю что ОКД это "Особая Краснознаменная Дальневосточная". Если проводить аналогии с ОКДВА, то в первом случае было бы ОКДВ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-20 04:47 am (UTC)
Аббревиатуры могли быть разными, "Дальневосточный" в ряде случаев сокращали до "ДВ", иногда просто до буквы "Д". Хотя в данном конкретном случае у меня уверенности нет.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ralphmirebs
2012-06-20 05:32 am (UTC)
годные сараи! )))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-20 05:38 am (UTC)
Да уж, красотой домов частный сектор в тех краях не блистал никогда. :) В момент постройки большинства этих деревяшек то была довольно глухая окраина города, к тому же отнюдь не престижная из-за близости железной дороги. Опять же сравнительно рядом где-то до 1920-х годов находился своеобразный трущобный чайна-таун.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drtr0jan
2012-06-20 05:49 am (UTC)
Понравилось
"Дом Пуца на Некрасовской улице в альбоме 1938 года обозначен как бывшее управление института."

Вспомнились выборы президента с вебкамерами. Когда в обычном деревенском доме мужик лежал на диване. :) Управление института наверное аналогичное было.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-20 05:54 am (UTC)
Видимо, я что-то пропустил. :) Что за мужик на диване? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: swilf
2012-06-20 05:50 am (UTC)
Шестой снимок и правда загадочный. Если бы перед нами лежала ул. Серышева, то солнце светило бы с северо-запада, что невозможно.

Если вдали и правда К-М, то снимок сделан откуда-то с юга от нее и, возможно, к Железке вообще прямого отношения не имеет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-20 05:54 am (UTC)
Да, на тени-то я внимание не не обратил. Моя первоначальная версия сама собой отпадает. Может быть, и в самом деле запечатлена другая часть города - я уже обнаружил в фотоальбоме 1938 года явно "лишние" снимки. Видимо, по замыслу составителя, они должны были дать общую картину непарадных кварталов Хабаровска.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: k0nstrukt0r
2012-06-20 06:35 am (UTC)
Посмотреть бы ещё на кладбище в окрестностях института. Моя бабушка рассказывала, что на роскошных надгробиях удобно было готовиться к экзаменам. Она в конце войны в железке училась. Много историй рассказывает про железку. Например, в старом учебном корпусе очень долго вместо балконов просто торчали рельсы, а балконы собирались потом приделать. Студенты перекрыли эти рельсы досками и устроили себе балкончики без ограждений. Бабушка рассказывает, подружка её на этих досках сидела, потом глядь - нет подружки. Та упала и держится руками. Позвали мальчишек, вытянули пострадавшую обратно.

Ещё рассказывала как они в прачечной при паровозе баню устраивали. Там паровоз стоял во дворе института, вырабатывал электроэнергию, кажется. Там же была горячая вода и прачечная. В прачечной огромный жбан, в котором работница прачечной стирала не только бельё, но и девчонок, оптом :).

Всё не соберусь порасспрашивать и позаписывать эти истории...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sqlnavigator
2012-06-20 08:32 am (UTC)
ахренеть истории :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tepel_tapel
2012-06-20 07:43 am (UTC)
Жду с нетерпением продолжения. Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-20 09:14 am (UTC)
Посмотрю на реакцию аудитории. :) Если интереса будет совсем уж мало, то вернусь к этой теме попозже. В противном случае выложу продолжение (как минимум 1938 год) не позднее воскресенья.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2012-06-21 02:22 am (UTC)
Очень интересно! Я сама жила на Станционной улице, в доме для преподавателей. Спасибо! Жду продолжения.
А на кладбище был похоронен мой прадедушка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-21 02:48 am (UTC)
Вы не подскажете, когда вашего прадедушку там похоронили? Насколько я знаю, кладбища (там их было три: православное, иноверческое и военное) у железной дороги закрыли практически сразу после окончания Гражданской.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sashasdk36
2012-06-24 06:03 pm (UTC)
Дмитрий, спасибо Вам большое за пост ! Читал с ОГРОМНЫМ интересом, поскольку сам сейчас живу в том районе. Пожалуйста, продолжайте ! Особенно интересуют старые фотки ул. Льва-Толстого (где сейчас 46,44,42,40 дома) или пересечение улиц Герасимова-Серышева.

Edited at 2012-06-24 06:04 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-29 12:26 am (UTC)
Дома на перекрестке Герасимова-Серышева тут показаны. :) Что касается улицы Льва Толстого, то у меня ее снимков до второй половины 1970-х просто нет...

Edited at 2012-06-29 12:27 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pa_drugomu
2012-06-29 03:51 am (UTC)
Вот бы кто еще и про мою Альма-матерь написал, - МИИТ и РАПС, - а то если честно даже не встречал в сети о них такие описания :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-29 05:15 am (UTC)
Ну, МИИТ - вуз очень серьезный и с солидной историей. Думаю, даже если в Сети информации мало, наверняка есть бумажные труды, написанные самими сотрудниками. Скажем, я тут среди прочего использовал методичку издания 1990-х годов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: michletistka
2012-06-29 01:28 pm (UTC)
Хибары явно людей небогатых. Почти нет места для скота, кажется... Неужто совсем не держали, были такими городскими? А огороды вон знатные. И круглые крыши впечатлили!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-30 11:30 pm (UTC)
Так там и район был в целом небогатый, окраина города. Чуть в стороне и по другую сторону магистрали незадолго до этого находился настоящий (хоть и убогий) чайнатаун.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2012-06-30 01:27 am (UTC)
А мне всё же кажется, что на 6-м фото всё же та же самая 15-я школа.
Тоже 4 этажа, тоже крыло справа, как и на 7-м фото.

И, да, спасибо за пост :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-30 11:33 pm (UTC)
Крыша у школы другая. И если это все-таки школа, то что за довольно крупные здания, судя по всему каменные и отштукатуренные, тянутся левее? В ту пору там были сплошь деревяшки. Исключение - низенькое (два этажа только в центральной части) каменное здания современной психушки, но она бы в кадр не попала.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: livejournal
2012-07-01 02:30 am (UTC)

No title

Пользователь kentavr_vs сослался на вашу запись в «No title» в контексте: [...] день, дамы и господа. Мы тут с пытаемся установить любопытную вещь, которая всплыла в его записи [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2012-07-01 04:10 am (UTC)

Загадки старых фотографий

Пользователь khabinfo сослался на вашу запись в «Загадки старых фотографий» в контексте: [...] ись и ваша помощь бы не помешала :) Итак, загадка в двух фотографиях приблизительно 1937 года [...]
(Reply) (Thread)