«Он так болен, что может умереть еще до того, как вы доберетесь на работу. Такие дети, как этот Нироб, умирают в Бангладеш каждые шесть минут – система здравоохранения им недоступна. Но вы можете прямо сейчас дать пять фунтов, чтобы помочь в строительстве спасительных больниц».
Ну и крупненьким шрифтом реквизиты для отправки платного SMS. А ниже меленько-меленько, как условия хитрой маркетинговой акции, разъясняется, что благотворительная организация направит полученные средства туда, где, по ее мнению, они нужнее всего.
Не скажу за все подобные организации, не хочу возводить напраслину на действительно великодушных людей, которые, безусловно, есть в этом мире. Однако чаще всего средства направляются на содержание самой благотворительной конторы: в первую очередь, на полновесную зарплату организаторов подобных цивилизованных «лохотронов». Сколько уж доходит до «бангладешей» и т.д. – сказать невозможно. Что-то, конечно, переводят – крохи. Да и насколько эффективно используются дошедшие средства, можно только догадываться. Вполне вероятно, что на местах «упавшие с неба» остатки просто доворовывают.
А вообще как удобно для человека, выросшего на протестантской морали: прямо по дороге на работу заплатил пятерку (ну, еще несколько пенсов за собственно SMS по тарифу оператора сотовой связи) – и доброе дело совершил, и время сэкономил. Как говорится, плюс пять к карме.
2 Впрочем, есть варианты и побюджетнее: спасать украинских собак дешевле, чем бангладешских детей:
«Спаси его жизнь всего за три фунта! Тысячи бездомных собак на Украине стоят перед лицом угрозы быть отравленными, если они не кастрированы.
Стерилизация собаки под анестезией стоит только три фунта. Всего три фунта докажут, что кастрация – лучший вариант контроля за популяцией бездомных животных. Каких-то три фунта покажут ваше неравнодушие».
Прием тот же – экзотическая, далекая (в представлении британцев, давно растерявших свою империю, над которой некогда никогда не заходило солнце) и страшноватая страна, несчастные безответные, кому можно так легко и просто помочь.
Это что, некоторое время назад в супермаркетах Tesco продавалось молоко, на пакетах с которым было напечатано обещание производителя перечислить часть выручки на цели помощи южноафриканским коровам!
3 «Помните, как у вас наступили первые месячные? Окончание школы? Свадьбу? Рождение первого ребенка? Анени помнит. Ей двенадцать лет.
Для некоторых девочек наступление месячных означает первый шаг к насильственному замужеству.
Это означает, что их вскоре заберут из школы, изолируют от друзей и отдадут замуж за взрослого мужчину. Многое им придется перенести. Тысячи из них погибают ежегодно, так как их слишком юные тела еще не способны к деторождению.
Как женщина вы понимаете весь ужас этого. Как женщина вы можете что-то с этим поделать – помочь работе с семьями и сообществами против насильственных браков и за продолжение получения образования для девочек».
Опять-таки дешевка – всего три фунта! На наши деньги это чуть больше 150 рублей.
Как сказал один мой лондонский знакомый, подобный бизнес – просто золотая жила. Надо лишь найти несчастных и обездоленных, желательно поэкотичнее и подальше от Англии, разместить рекламу пожалостливее – и начать принимать деньги от легковерных и сентиментальных британцев.
Между тем вспоминаются мне вполне реальные, а не плакатные, истории из местных СМИ. Как последней зимой оставшаяся без денег на оплату счетов за газ для отопления дома супружеская пара английских пенсионеров замерзла насмерть. Или как, получив от государства отказ в субсидии, отравились газом лишенные возможности уплатить муниципальный налог старый ветеран и его жена-инвалид.
Конечно, существуют организации, которые собирают средства в помощь вполне конкретным учреждениям, скажем, местным детским больницам. Мои лондонские друзья периодически переводят деньги местной клинике, так как видят, на что именно уходят пожертвования.
Мораль сей басни вовсе не в том, что нужно замкнуться в своем маленьком мире и решительно отказаться помогать окружающим, а в том, что нужно быть разборчивее и не пытаться откупаться от совести удобными SMSками. То попрошайничество, что уже давно превратилось в бизнес на улицах российских городов, существует и в Британии, просто приняло внешне более цивилизованные и менее навязчивые формы – и только.
Даже тот юный калифорнийский подросток, о котором мне рассказывал уважаемый mongwu, и то честнее – он всего лишь стучался в калитки чужих домов (невзирая на объявления с просьбой не звонить, так как в доме маленький ребенок), чтобы собрать денег на путешествие в Париж, где «он еще ни разу не был!»
Journal information