dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Из истории строительства «Железки». Стройка, задержанная войной, 1938–1947 гг.

Часть I. Самое начало, 1937 г.
Часть II. Стройка, задержанная войной, 1938–1947 гг.
Часть III. «Железка» с 1955 г. по наши дни.


24 Строительные работы начались лишь во второй половине 1938 года. К тому времени был составлен весьма амбициозный проект, предусматривающий возведение целого комплекса каменных зданий общим объемом 200 тыс. кубических метров и стоимостью более 50 миллионов рублей. Площадь территории, выделенной под институтский городок, составляла 55,3 гектара, с нее предстояло убрать 56 частных домов, часть из которых временно сохранили под нужды строительства и будущего ХабИИЖТа.
Фотографией я несколько забежал вперед по хронологии. Здесь можно видеть установку репера на строительной площадке в мае 1939 года; нивелировку осуществляет техник Коцолапенко.




25 Подготовительный этап оказался достаточно длительным и трудоемким.
Вот построенный рядом с прорабской конторой (Серышевская, 43) цементный склад. Получается, он стоял практически у современного перекрестка улиц Серышева и Герасимова. Рядом со складом можно видеть гордость строителей – первый институтский автомобиль – трехтонный грузовик ЗИС-5 с государственным номером «ДВ 75-55».




26 Известняковый склад, стоявший напротив. Не вполне понятно, на какой именно стороне перекрестка он находился. Возможно, через Михайловскую улицу (Герасимова). Около него стоит уже другой «трехтонник», с номером «ДВ 12-13». На заднем плане виднеется частная застройка, возможно, это дома по четной стороне Серышевской.




27 Возведение каркаса большого цементного склада.




28 Для размещения строителей и обеспечения основных бытовых нужд был построен целый городок одно- и двухэтажных деревянных домов по другую сторону от железной дороги – на месте закрытого максимум за пятнадцать лет до этого обширного кладбища. Точнее, там было даже три кладбища: православное, иноверческое и военное. Следы могил там было легко найти вплоть до 1990-х годов, а если как следует поискать, то можно обнаружить свидетельства тленности бытия и в наши дни.
Здесь, на снимке, сделанном с железнодорожной насыпи в северном направлении, можно наблюдать круглые дома так называемого китайского типа и строящиеся двухэтажные бараки на сто жильцов каждый.
Круглые дома называли фанзами, видимо, неслучайно. Сейчас об этом уже мало кто помнит, но при строительстве ХабИИЖТа достаточно активно, как и до революции, использовалась китайская рабочая сила. Честно говоря, подобная информация меня несколько удивила, если принять во внимание, что с советским Дальним Востоком граничило контролируемое японцами отнюдь не дружественное государство Маньчжоу-Го, и граница была на замке. А вот об использовании заключенных, которых в ту пору в Хабаровском крае уже было в избытке, мне читать не доводилось, хоть на эту мысль и наводят запечатленные на фотографиях сторожевые вышки. Колючей проволокой, тем не менее, территория строительства отнюдь не оплеталась.




29 Достройка дома №2 на сто жильцов, июль 1938 года.




30 Дом №1 сразу после заселения его строителями, тот же месяц.




31 Вид с чердака дома №2 на стройжилплощадку института – тот самый жилой городок по другую сторону магистрали. Объектив направлен на северо-запад – в сторону нефтеперерабатывающего завода. Здесь также можно видеть множество круглых псевдофанз. Часть частного сектора, фигурирующего на заднем плане, в том или ином виде дожила до наших дней.




32 Начало земляных работ непосредственно на стройплощадке ХабИИЖТа – отрыв котлована под фундамент экскаватором ЛК-05.




33 Строители в котловане, среди рабочих видны и женщины. Уровень механизации труда, как видно, невысок, невзирая на наличие нескольких единиц техники.
Первый кирпич в основание первого капитального здания института был уложен только 1 июля 1939 года.




34 Согласно первоначальным планам, первую очередь корпуса ХабИИЖТа вдоль улицы Лесопильной должны были закончить к 1 сентября 1939 года, но все сроки были сорваны и знаменательную дату в итоге перенесли ровно на год. Тем не менее набор августа 1938 года все же поступил на обучение в еще толком не родившийся институт. Две группы на два семестра были направлены в Новосибирск и Томск, соответственно в Сибирский институт военных инженеров транспорта и Томский электромеханический институт. Третья группа, состоявшая всего из пятнадцати студентов, осталась в Хабаровске и занималась в помещениях показанной мною ранее железнодорожной школы №15.
К началу следующего учебного года – 1940/1941-го – удалось закончить первую секцию здания (западное крыло современного второго учебного корпуса). Строго говоря, оно уже изначально проектировалось как общежитие, в котором лишь часть помещений отводилась под учебный процесс, основным же корпусом ХабИИЖТа должно было стать более просторное и дорогое в строительстве, а потому отложенное на более позднее время здание вдоль Серышевской улицы.
К 26 сентября 1940 года – дню официального открытия института – распахнули свои двери 41 комната для студентов, жилые помещения для преподавателей, три учебных аудитории, лаборатории физики, химии, строительной механики, геодезии и строительных материалов, а также кабинеты графики и истории. Сданные в эксплуатацию площади достигли 5100 квадратных метров.
Стоит обратить внимание на выполненные из рельсов балки для отсутствующих балконов. Их доделывали уже позже, эти архитектурные элементы были принесены в жертву ускорению темпов более важных работ. До наших дней эти балконы не сохранились, их демонтировали.




35 Война затормозила и без того сильно отстающее от первоначального графика строительство, тем не менее в 1941 году сдали восточную секцию здания, что позволило обеспечить обучение сразу трех курсов в 1941/1942 учебном году. В это время корпус выглядел довольно странно – при построенных обоих крыльях практически отсутствовала связующая их центральная часть здания.
На фотографии 1940-х годов показан внутренний двор института.




36 Полностью здание закончили только в 1942 году. Но на этом строительство институтского городка не приостановилось.




37 В частности, в том же тяжелейшем для страны 1942 году напротив восточного крыла института – через Лесопильную лицу – были построены мастерские, заработала телефонная станция. Оборудование для них собрали из отходов производства, найденных в железнодорожных депо и на предприятиях края.




38 В 1943 году на участке земли, где сейчас стоит лабораторный корпус университета, а тогда находился институтский сад, были заложены парники.




39 Рисунок Бочарова Г.С., выполненный в 1947 году, показывает территорию, отведенную для строительства учебного корпуса вдоль Серышевской. Слева можно видеть упомянутые ранее водонапорную башню и железнодорожную среднюю школу №15 (в поздних источниках ее номер указывают как «пятый», возможно, нумерация в те годы менялась).




40 Жаль, я не нашел фотографий железнодорожной ветки от станции Хабаровск-I к строительной площадке института. Также в точности не знаю, когда она была разобрана, думаю, не позднее середины 1950-х. Однако ветку можно наблюдать на этом рисунке. После окончания строительства корпуса вдоль Лесопильной улицы ее не разобрали, а продолжали использовать для нужд института: в тупике прямо на территории ХабИИЖТ, где-то между современной второй башней лабораторного корпуса и легкоатлетическим манежем, стоял энергопоезд, дававший электроэнергию институту и, возможно, относящимся к нему домам. Кроме того, котел паровоза использовался для подогрева воды для бытовых нужд, в частности, для прачечной и бани.
На заднем плане изображен нынешний второй учебный, а в то пору первый и единственный корпус ХабИИЖТа.




41 Здесь показана выгрузка угля для энергопоезда №95. Мощность силовых агрегатов последнего составляла 3 МВт – весьма внушительная цифра по тем временам.




42 Тут Бочаров Г.С. зарисовал, как выглядела улица Серышевская вдоль отведенной под стройплощадку территории, где в наши дни находится главный корпус университета: преобладали оцинкованные пакгаузы и деревянные дома. Стоять им оставалось менее восьми лет – в середине 1950-х началось запланированное еще в 1937 году строительство величественного первого учебного корпуса, который и в наши дни украшает улицу Серышева.
Однако об этом этапе развития ХабИИЖТа я расскажу уже в следующий раз.
Tags: Дальний Восток, Хабаровск, железка, история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments