?

Log in

No account? Create an account
Из истории строительства «Железки». Стройка, задержанная войной, 1938–1947 гг. - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Из истории строительства «Железки». Стройка, задержанная войной, 1938–1947 гг. [Jun. 20th, 2012|04:00 pm]
dkphoto
[Tags|, , , ]

Часть I. Самое начало, 1937 г.
Часть II. Стройка, задержанная войной, 1938–1947 гг.
Часть III. «Железка» с 1955 г. по наши дни.


24 Строительные работы начались лишь во второй половине 1938 года. К тому времени был составлен весьма амбициозный проект, предусматривающий возведение целого комплекса каменных зданий общим объемом 200 тыс. кубических метров и стоимостью более 50 миллионов рублей. Площадь территории, выделенной под институтский городок, составляла 55,3 гектара, с нее предстояло убрать 56 частных домов, часть из которых временно сохранили под нужды строительства и будущего ХабИИЖТа.
Фотографией я несколько забежал вперед по хронологии. Здесь можно видеть установку репера на строительной площадке в мае 1939 года; нивелировку осуществляет техник Коцолапенко.




25 Подготовительный этап оказался достаточно длительным и трудоемким.
Вот построенный рядом с прорабской конторой (Серышевская, 43) цементный склад. Получается, он стоял практически у современного перекрестка улиц Серышева и Герасимова. Рядом со складом можно видеть гордость строителей – первый институтский автомобиль – трехтонный грузовик ЗИС-5 с государственным номером «ДВ 75-55».




26 Известняковый склад, стоявший напротив. Не вполне понятно, на какой именно стороне перекрестка он находился. Возможно, через Михайловскую улицу (Герасимова). Около него стоит уже другой «трехтонник», с номером «ДВ 12-13». На заднем плане виднеется частная застройка, возможно, это дома по четной стороне Серышевской.




27 Возведение каркаса большого цементного склада.




28 Для размещения строителей и обеспечения основных бытовых нужд был построен целый городок одно- и двухэтажных деревянных домов по другую сторону от железной дороги – на месте закрытого максимум за пятнадцать лет до этого обширного кладбища. Точнее, там было даже три кладбища: православное, иноверческое и военное. Следы могил там было легко найти вплоть до 1990-х годов, а если как следует поискать, то можно обнаружить свидетельства тленности бытия и в наши дни.
Здесь, на снимке, сделанном с железнодорожной насыпи в северном направлении, можно наблюдать круглые дома так называемого китайского типа и строящиеся двухэтажные бараки на сто жильцов каждый.
Круглые дома называли фанзами, видимо, неслучайно. Сейчас об этом уже мало кто помнит, но при строительстве ХабИИЖТа достаточно активно, как и до революции, использовалась китайская рабочая сила. Честно говоря, подобная информация меня несколько удивила, если принять во внимание, что с советским Дальним Востоком граничило контролируемое японцами отнюдь не дружественное государство Маньчжоу-Го, и граница была на замке. А вот об использовании заключенных, которых в ту пору в Хабаровском крае уже было в избытке, мне читать не доводилось, хоть на эту мысль и наводят запечатленные на фотографиях сторожевые вышки. Колючей проволокой, тем не менее, территория строительства отнюдь не оплеталась.




29 Достройка дома №2 на сто жильцов, июль 1938 года.




30 Дом №1 сразу после заселения его строителями, тот же месяц.




31 Вид с чердака дома №2 на стройжилплощадку института – тот самый жилой городок по другую сторону магистрали. Объектив направлен на северо-запад – в сторону нефтеперерабатывающего завода. Здесь также можно видеть множество круглых псевдофанз. Часть частного сектора, фигурирующего на заднем плане, в том или ином виде дожила до наших дней.




32 Начало земляных работ непосредственно на стройплощадке ХабИИЖТа – отрыв котлована под фундамент экскаватором ЛК-05.




33 Строители в котловане, среди рабочих видны и женщины. Уровень механизации труда, как видно, невысок, невзирая на наличие нескольких единиц техники.
Первый кирпич в основание первого капитального здания института был уложен только 1 июля 1939 года.




34 Согласно первоначальным планам, первую очередь корпуса ХабИИЖТа вдоль улицы Лесопильной должны были закончить к 1 сентября 1939 года, но все сроки были сорваны и знаменательную дату в итоге перенесли ровно на год. Тем не менее набор августа 1938 года все же поступил на обучение в еще толком не родившийся институт. Две группы на два семестра были направлены в Новосибирск и Томск, соответственно в Сибирский институт военных инженеров транспорта и Томский электромеханический институт. Третья группа, состоявшая всего из пятнадцати студентов, осталась в Хабаровске и занималась в помещениях показанной мною ранее железнодорожной школы №15.
К началу следующего учебного года – 1940/1941-го – удалось закончить первую секцию здания (западное крыло современного второго учебного корпуса). Строго говоря, оно уже изначально проектировалось как общежитие, в котором лишь часть помещений отводилась под учебный процесс, основным же корпусом ХабИИЖТа должно было стать более просторное и дорогое в строительстве, а потому отложенное на более позднее время здание вдоль Серышевской улицы.
К 26 сентября 1940 года – дню официального открытия института – распахнули свои двери 41 комната для студентов, жилые помещения для преподавателей, три учебных аудитории, лаборатории физики, химии, строительной механики, геодезии и строительных материалов, а также кабинеты графики и истории. Сданные в эксплуатацию площади достигли 5100 квадратных метров.
Стоит обратить внимание на выполненные из рельсов балки для отсутствующих балконов. Их доделывали уже позже, эти архитектурные элементы были принесены в жертву ускорению темпов более важных работ. До наших дней эти балконы не сохранились, их демонтировали.




35 Война затормозила и без того сильно отстающее от первоначального графика строительство, тем не менее в 1941 году сдали восточную секцию здания, что позволило обеспечить обучение сразу трех курсов в 1941/1942 учебном году. В это время корпус выглядел довольно странно – при построенных обоих крыльях практически отсутствовала связующая их центральная часть здания.
На фотографии 1940-х годов показан внутренний двор института.




36 Полностью здание закончили только в 1942 году. Но на этом строительство институтского городка не приостановилось.




37 В частности, в том же тяжелейшем для страны 1942 году напротив восточного крыла института – через Лесопильную лицу – были построены мастерские, заработала телефонная станция. Оборудование для них собрали из отходов производства, найденных в железнодорожных депо и на предприятиях края.




38 В 1943 году на участке земли, где сейчас стоит лабораторный корпус университета, а тогда находился институтский сад, были заложены парники.




39 Рисунок Бочарова Г.С., выполненный в 1947 году, показывает территорию, отведенную для строительства учебного корпуса вдоль Серышевской. Слева можно видеть упомянутые ранее водонапорную башню и железнодорожную среднюю школу №15 (в поздних источниках ее номер указывают как «пятый», возможно, нумерация в те годы менялась).




40 Жаль, я не нашел фотографий железнодорожной ветки от станции Хабаровск-I к строительной площадке института. Также в точности не знаю, когда она была разобрана, думаю, не позднее середины 1950-х. Однако ветку можно наблюдать на этом рисунке. После окончания строительства корпуса вдоль Лесопильной улицы ее не разобрали, а продолжали использовать для нужд института: в тупике прямо на территории ХабИИЖТ, где-то между современной второй башней лабораторного корпуса и легкоатлетическим манежем, стоял энергопоезд, дававший электроэнергию институту и, возможно, относящимся к нему домам. Кроме того, котел паровоза использовался для подогрева воды для бытовых нужд, в частности, для прачечной и бани.
На заднем плане изображен нынешний второй учебный, а в то пору первый и единственный корпус ХабИИЖТа.




41 Здесь показана выгрузка угля для энергопоезда №95. Мощность силовых агрегатов последнего составляла 3 МВт – весьма внушительная цифра по тем временам.




42 Тут Бочаров Г.С. зарисовал, как выглядела улица Серышевская вдоль отведенной под стройплощадку территории, где в наши дни находится главный корпус университета: преобладали оцинкованные пакгаузы и деревянные дома. Стоять им оставалось менее восьми лет – в середине 1950-х началось запланированное еще в 1937 году строительство величественного первого учебного корпуса, который и в наши дни украшает улицу Серышева.
Однако об этом этапе развития ХабИИЖТа я расскажу уже в следующий раз.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: livejournal
2012-06-29 12:30 am (UTC)

Из истории строительства «Железки». Стройка, задержан

Пользователь khabinfo сослался на вашу запись в «Из истории строительства «Железки». Стройка, задержанная войной, 1938–1947 гг.» в контексте: [...] [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: natpopova
2012-06-29 01:29 am (UTC)
а потом эти "архитектурные элементы", принесенные "в жертву ускорению темпов более важных работ", просто ликвидировали, посчитав, что учебному корпусу балкончики ни к чему...

напротив института, через яшина раньше стояли два или даже три деревянных барака (на месте пятиэтажной малосемейки, что стоит сейчас). один, точно помню, был зеленым :) может, их тоже возвели для строителей института? их явно строили в 30-е годы, один до сих пор стоит.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-29 02:46 am (UTC)
Кстати, не могу вспомнить, когда именно ликвидировали балконы. Уже в 2000-х?
Дома напротив общежития помню прекрасно. :) Я думаю, они не предназначались для строителей. Там надо еще покопаться с годами постройки, но, думаю, возводили их для преподавателей или работающих на железной дороге (что в ту пору было в принципе равнозначно).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dzeg
2012-06-29 04:38 am (UTC)
Какие то круглые фанзы, они для чего?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-29 05:01 am (UTC)
Временное жилье для строителей. Скорее всего, именно там жили китайские рабочие.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sashasdk36
2012-06-29 09:13 am (UTC)
Дима, спасибо большое ! ОЧЕНЬ интересно ! Ждём продолжения ! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-29 11:22 am (UTC)
Следующая часть будет уже не продолжением, а окончанием. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michletistka
2012-06-29 01:47 pm (UTC)
Рисунки классные! Живее чем фотографии!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-29 10:40 pm (UTC)
Только перспектива в них странноватая. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2012-06-30 02:03 am (UTC)
никак не могу сориентироваться относительно того, какое же есть «западное», а какое «восточное» крыло?(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-30 08:45 am (UTC)
В литературе используют понятия левого и правого, но с ними тоже иногда возникает путаница. :) Западное крыло выходит на Герасимова, а восточное - на Некрасова. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: francis_maks
2012-06-30 09:20 am (UTC)
Интересны домики "китайского типа" Там внутри разделение на комнаты было или одно большое помещение?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-06-30 09:28 am (UTC)
Увы, на этот счет у меня информации нет, остается только гадать. Предположу, что все-таки внутри было несколько помещений.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: svolochus
2014-08-11 02:28 am (UTC)
И по поводу возможного участия заключенных на строительстве.
Характер лишения свободы бывал различен. Помимо заключенных со сроками по приговорам (например УЛОНовцы), были вневойсковики и тылополченцы. Эти тоже - пораженнные в правах и к службе в армии по политическим мотивам не допускались, но на неответственные работы их привлекали (дорожное, гражданское строительство). Трудно сказать, каков был характер подневольности - по логике, что до войны их режим был все же полегче, чем у заключенных, ну что-то вроде бесконвойников. С началом войны, все практически сравнялось, и даже местами было хуже чем в лагерях.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: svolochus
2014-08-11 02:37 am (UTC)
Оставил камент, а он куда-то делся - повтор:
круглые домики - это скорее домики системы военного инженера Свиньина. Разумеется, преемственность со всеми северными жилищами присутствует, максимальная площадь при минимальном периметре стены, для уменьшения теплопотерь. По внутреннему устройству ничего сказать не могу, но в центре явно должна быть печура; при входе по логике отгороженный тамбур, считай прихожая, опять же для уменьшения теплопотерь.
(Reply) (Thread)