dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Закладка нового на Амуре пассажирского судна на воздушной подушке

1 Я дважды в день проезжаю мимо Хабаровского судостроительного завода (ХССЗ), но на его территории бывать доводилось очень давно и то лишь на арендованной частной типографией территории. В прошлую же субботу ехал на завод вполне целенаправленно – меня пригласили на церемонию закладки нового пассажирского судна. И для предприятия, и для Хабаровского края это весьма важное, а в некотором смысле и рекордное событие: как-никак речь идет о первом на Амуре пассажирском судне на воздушной подушке и первом корабле подобного типа для ХССЗ.
Кстати, несмотря на вечер выходного дня, я еле-еле нашел «окно», чтобы проехать нерегулируемый перекресток улиц Суворова и Павла Морозова в прямом направлении по первой – к площадке перед заводоуправлением. Пешеходы, пересекающие это место по виадуку, явно находятся в куда более выгодном положении.



2 Территория завода живо вызывает в памяти индустриальные картины советской эпохи, правда, с весомой с поправкой на пережитые предприятием трудные годы. Собственно, в этом году ХССЗ чуть было не признали банкротом, но в итоге удалось договориться с кредиторами и «размазать» не такой уж астрономический долг (немногим больше 20 миллионов, если не путаю) на девять месяцев. Думаю, в значительной степени тут помог гарантированный заказ от края.
Стенд на входе, названный почему-то экраном социального развития, рассказывает главным образом об истории завода и его продукции. Датой основания ХССЗ является 29 июня 1953 года, когда была спущена на воду первая нефтеналивная баржа проекта 434 и предприятие получило название «Завод № п/я 151». Собственно, имя завода неоднократно менялось, судостроительным он стал называться только в 1966 году. В основном предприятие выполняло военные заказы: всего здесь построили около 360 судов, более 200 из них составляют военные. Продукция хабаровских кораблестроителей поставлялась и на экспорт, в частности в Индию, Сирию, на Кубу и в Южную Корею.



3 Оставшейся с советских времен атрибутики на территории очень много, в этом смысле завод похож на музей наглядной агитации. Жаль, времени на съемку решительно не было, да и не одобряется на заводе фотосъемка, несмотря на то, что все журналисты (плюс единственный блогер – ваш покорный слуга) были специально приглашены. На деле, к счастью, дальше предупреждения на входе дело не зашло, поэтому «секретную» «Мурену», стоящую в цеху, сегодня даже по телевидению показали.



4 Эмблема над входом в огромное здание цеха, где сейчас осуществляется сборка судов.



5 В цеху было ощутимо зябко, и это в октябре. Не знаю, как было поставлено дело в советское время, но сейчас заводу отопление такого гигантского объема явно не по карману. Впрочем, и загрузка предприятия давно уже не требует использования всех стапелей. Насколько я слышал, рабочие в холодное время пользуются тепловыми пушками, а то и вовсе обходятся утепленной спецодежой.
Тем не менее даже при минимуме фантазии можно попытаться представить себе шум и суету огромного цеха в ту пору, когда завод работал на полную мощность и спускал на воду по десятку и более судов в год.



6 Гордость завода – десантный катер на воздушной подушке «Мурена» проекта 12061 (точнее, два катера в ряд). Судно в общем-то уникальное – оно предназначено для доставки и высадки на берег боевой техники и десанта в любое время года. Может принять на борт или один танк, или два бронетранспортера (либо БМП), или 130 десантников. При этом «Мурена» еще и сравнительно неплохо вооружена и в состоянии подавлять слабо защищенные огневые точки противника. Самое главное качество катера – способность передвигаться с высокой скоростью (до 102 км/ч!) не только по воде, но также по земле, по льду и снегу.
«Мурены», в частности, поставлялись в Южную Корею, но в целом при всех своих достоинствах оказались коммерчески не слишком удачным проектом.



7 Какая-та баржа. Судя по внешнему виду, или уже достроенная, или в высокой степени готовности.



8 Еще одна, думаю, однотипная предыдущей. Кроме того, издалека видел в цеху небольшой катер, но опознать его не сумел. Вид у катера, насколько я мог судить в сумеречном освещении, полузаброшенный.



9 Главная виновница торжества – закладная секция пассажирского судна на воздушной подушке СВП-50. Церемония закладки была приурочена к 74-й годовщине со дня образования Хабаровского края.



10 Заводской диджей, отвечавший за звуковое сопровождение церемонии. До приезда высоких лиц он крутил разные песни. Не знаю, как другие, а я с превеликим удовольствием послушал Цоя.



11 Торжественный комплект, приготовленный для привинчивания специальной таблички (в центре) к закладной секции.



12 Еще один комплект – для освящения будущего судна. В бутылке из-под минералки «Корфовская», видимо, плещется святая вода.



13 Принимая во внимание дату, церемония собрала немало высоких персон: в первую очередь, конечно, присутствовал губернатор края Вячеслав Шпорт. Его сопровождали мэр Хабаровска Александр Соколов (слева), председатель комитета по обороне и безопасности Совета федерации Виктор Озеров, представитель заказчика судна – краевого предприятия «Хабводтранс», а также представитель Морского регистра. У микрофона стоит директор ХССЗ Геннадий Кошкарев.



14 Вячеслав Иванович отметил, что судно строится в рамках программы «Развитие транспортной системы Хабаровского края». СВП-50 будет работать главным образом в труднодоступных отделенных районах, связь с которыми затруднена большую часть года. В частности, это населенные пункты, стоящие вдоль мелководных рек, по которым невозможно организовать сообщение посредством обычных судов. Насколько я понимаю, в частности предполагается работа новинки на реке Хор. Таким образом, судно СВП-50 призвано заполнить до сих пор свободную «экологическую» нишу. Кстати, до конца года состоится закладка второго подобного катера на воздушной подушке, только в грузо-пассажирской модификации – СВП-30.
Одновременно строится судно другого типа – скоростное 100-местное А-45-2, которое должно заменить устаревшие «Метеоры», на которых сейчас осуществляется все дальнее пассажирское сообщение на Амуре (они связывают Хабаровск, Комсомольск, Николаевск и множество прибрежных сел). Пока заказано только одно такое судно, но заказ со стороны края планируется увеличить.
Вместе с тем губернатор отметил, что имеются основания рассчитывать на заказы со стороны соседних регионов федерального округа. Так или иначе, а суда новых типов предполагается производить серийно. Сам по себе Хабаровский край запланировал постройку до 2020 года десяти единиц трех упомянутых моделей. И хотя завод имеет богатый опыт постройки военных судов, сейчас для него главную скрипку должны играть гражданские заказы.
Впрочем, уже в следующем году ХССЗ ожидают и новые военные контракты, но тут, конечно, никакие детали не озвучивали.
Интересно, как завод после многих лет выживания справится с большим объемом заказов.



15 Закладную секцию поднимают мостовым краном, чтобы перенести на стапель.
Стоит немного рассказать о характеристиках СВП-50. Это амфибийное судно на воздушной подушке водоизмещением 10–15,6 тонны (соответственно порожнее или с полной загрузкой) способно преодолевать не только мелководье, речные пороги, ледяные торосы и болота, но также участки суши с пологим рельефом (с уклоном до 17 градусов). При длине в 19,6 метра, ширине 7,3 метра и высоте 4,05 метра, судно может перевозить или 50 пассажиров, или 25 пассажиров и 2 тонны груза. Экипаж составляют два человека. Скорость на воде достигает 60 км/ч, на льду – 90 км/ч. Дальность хода – 400 км. Катер может перескакивать через препятствия высотой до 40 см и выдерживать 80-см крутую речную волну. В качестве силовых установок будут использоваться два немецких 350-сильных двигателя.
Любопытно, что это двенадцатое по счету в послужном списке ХССЗ судно на воздушной подушке, но первое подобное гражданского назначения.



16 Установка на стапели.



17 Привинчивание символической таблички.



18 А вот, собственно, и она сама уже в установленном виде. Кроме картинки и указания типа будущего судна, она несет информацию о дате закладки и заводе-строителе. Любопытно, как табличка будет выглядеть после спуска катера на воду. На амурские просторы СВП-50 должно выйти уже в июне следующего года. Впрочем, в 2013 году планируется сдать все три уже заказанных краем новых судна.



19 Потом состоялось освящение. Пели, кстати, неплохо, но транслированный мной в «Твиттер» перл главного священнослужителя, мол, богородица так позаботится о строительстве судна, что никакой контроль качества не потребуется, встретил широкий отклик интернет-общественности. В частности, тут же родился мем «Богородица, со строительством помоги!». Ей-богу, ощутил себя на съемках исторического фильма, а не в XXI веке.



20 Затем последовало подписание акта закладки представителями Морского регистра и корабелами.



21 Рабочие завода, некоторые с членами семей. Молодежи на ХССЗ мало, возраст подавляющего большинства рабочих хорошо за тридцать. Насколько я понимаю, вопрос кадрового обеспечения беспокоит и Вячеслава Шпорта. Директор ХССЗ, правда, заверил, что будет объем работ – появятся и новые кадры. На вопрос о средней зарплате на заводе он сказал, что она составляет около тридцати тысяч рублей. Правда, потолкавшись в толпе, я услышал, что собственно работяги получают на руки не более двадцати тысяч. Думаю, в таких условиях привлечение новых кадров может стать для предприятия весьма нетривиальной проблемой.



22 Церемония закончилась, «диджей» грузит свое оборудование в кузов электромобиля.



23 Картина с изображением части территории завода. Цех, где состоялась закладка, здесь показан вверху по центру. Совещание, посвященное краевому заказу и перспективам отрасли в Хабаровском крае, состоялась в здании заводоуправления – оно тут крайнее справа. Слева же виднеется уже Амурская протока.



24 Пока участники совещания рассаживались в конференц-зале, я немного пощелкал затвором у макетов судов, выпускавшихся и выпускаемых на ХССЗ.
Это, к примеру, производимый с 1995 года быстроходный (до 50 узлов) морской катер на воздушной каверне проекта 14232 «Меркурий». Такие катера входят в состав таможенного Дальневосточного флота.



25 Вот тут какая-то путаница с табличкой. Дело в том, что модель изображает не противолодочный корабль проекта 1241 ПЭ «Молния», а ракетный катер проекта 12411 «Молния-1».



26 Макет показанной выше «в металле» «Мурены» (только в экспортной модификации).



27 Азимутальный (то есть с гребным винтом в поворотной колонке) буксир ледового класса проекта 2310, спроектированного в сотрудничестве с голландцами.



28 Строительство трех новых судов осуществляется на условиях финансового лизинга, средства предоставляет ЗАО «Гознак-лизинг». Общая стоимость заключенного контракта превышает 200 миллионов рублей. Проектная стоимость СВП-50 составляет 40 миллионов, хотя в процессе строительства, как нередко случается, она может вырасти.



29 Проект уже строящегося судна на воздушной каверне А-45-2 был разработан конструкторами бюро «Агат», своих полноценных проектных мощностей у ХССЗ нет.



30 Хочется верить, что намеченные планы будут реализованы. Парк амурских пассажирских судов сейчас изношен, трудящиеся на речных линиях «Метеоры» были выпущены еще в 1960–1980-х годах и остро нуждаются в замене. Жаль, что оказались утрачены пассажирские многопалубные теплоходы, и замена им в обозримом будущем не предвидится. Тем самым упущен шанс развить туризм в контексте круизов по Амуру (они вполне могли быть востребованы, в первую очередь иностранцами). Однако появление новых судов на воздушной подушке по крайней мере удовлетворит потребность в обеспечении связи с труднодоступными населенными пунктами края, куда, чуть перефразировав известную песню, и вертолетом не всегда можно долететь.

Tags: Дальний Восток, Хабаровск, новости
Subscribe

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →