?

Log in

No account? Create an account
Хабаровск – город воинской славы России - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Хабаровск – город воинской славы России [Nov. 6th, 2012|04:42 pm]
dkphoto
[Tags|, ]


3 ноября Хабаровску было присвоено звание города воинской славы. Эта награда немедленно породила споры среди горожан, даже из числа тех, кого невозможно заподозрить в антипатиях к родному Хабаровску. Об этом меня и попросили написать для сайта радио «Эхо Москвы». Заодно тогда уж дублирую свои мысли и в блог.

Безусловно, необходимо четко различать звания города-героя и города воинской славы. Первых в России только семь, все они были награждены в связи с событиями Великой Отечественной войны. В их числе фигурируют такие имена, как Волгоград-Сталинград, Петербург-Ленинград, и тут вопросов, конечно, быть не может. Куда сложнее со вторыми – городами воинской славы. Само это понятие ввел указ президента №1340 от 1 декабря 2006 года, уточненный впоследствии указом №557 от 27 апреля 2007 года. Так, звание «Город воинской славы» присваивается городам РФ, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм. С 3 ноября в стране подобных городов стало ровно сорок.

Такие имена среди них, как Ржев, Вязьма, Курск, Орел, Белгород, Ростов-на-Дону, Великий Новгород, Кронштадт, Ельня да и многие другие не удивляют – на страницах событий Великой Отечественной войны они упоминаются многократно. Славная ратная история иных городов восходит и к куда более ранним временам – к нашествию Батыя (Дмитров), к Невской битве и Ледовому побоищу (Псков), к вторжению Тамерлана (Елец), к событиям Северной войны со Швецией (Архангельск). У меня лично некоторое недоумение вызывает Выборг, который русские войска сначала захватывали у шведов, а в XX веке два раза у финнов, причем город-то был чужой и стойкость, мужество и героизм проявлял более на другой стороне. С Владивостоком, скажем, логика еще менее доступная. Как и с Хабаровском.

В указе президента сказано, что дальневосточная столица получила высокое звание «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города Хабаровска в борьбе за свободу и независимость Отечества». Конечно, тут можно вспомнить то, что Хабаровск изначально был основан как военный пост и до сих пор остается форпостом России на дальневосточных рубежах. Именно из Хабаровска осуществлялось руководство войсками на последнем этапе Второй мировой войны, когда Красная армия громила японцев в Маньчжурии, Корее, на Сахалине и Курильских островах, да и сам город выступал одной из исходных точек Сунгарийской десантной операции. Ранее – в 1929 году – сходную роль город сыграл во время конфликта на КВЖД. В годы Гражданской войны улицы Хабаровска были свидетелями не только братоубийственной вражды, но и боев с японскими интервентами. Одна из крупнейших битв той войны, ставшая переломной вехой всего хода Гражданской на Дальнем Востоке, – Волочаевское сражение – также прогремела недалеко от города. Но там речь все же шла не о защите Отечества…

Вне сомнений, дальневосточные дивизии сыграли важную, если не решающую роль в контрнаступлении Красной армии под Москвой, когда фашистская Германия впервые после непрерывной череды молниеносных побед потерпела стратегическое поражение. Да, заводы Хабаровска производили значительный объем продукции для нужд фронта, включая вооружение. Да, множество хабаровчан не вернулись с войны, многие были удостоены высоких орденов и медалей, включая золотые звезды Героев Советского Союза.

Однако насколько это подходит под критерии упомянутых выше указов? Конечно, Хабаровск достоин звания города воинской славы не меньше, чем Владивосток. Но если этого звания достойны Хабаровск и Владивосток, то чем хуже, скажем, Комсомольск-на-Амуре – мощная военная кузница – или сотни других городов страны? Победу так или иначе ковали все без исключения города Советского Союза, все они работали на нужды фронта, все отправляли своих сынов и дочерей на борьбу с врагом. Боюсь, что сейчас раздача звания города военной славы стала слишком уж массовой, что неизбежно принижает значение и статус этой награды.

С практической точки зрения звание городам мало что дает – соответствующая стела, согласно закону, должна устанавливаться за счет местного бюджета, равно как на него ложится и проведение сопутствующих публичных мероприятий (23 февраля, 9 мая и в День города). Впрочем, последние в Хабаровске и так проводятся наряду с достаточно масштабными военными парадами. К чести города нужно отметить, что последняя традиция не прерывалась даже в трудные 1990-е годы, по улицам и главной площади проходили колонны военной техники, – достаточно редкий случай.

Как относиться к новому званию Хабаровска, личное дело каждого, но факт остается фактом – с 3 ноября дальневосточная столица стала сороковым городом воинской славы России.


Здесь можно принять участие в опросе на тему звания города воинской славы как применительно к Хабаровску, так и в целом в масштабах страны.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: andrey_spirt
2012-11-06 06:03 am (UTC)
Не поздновато ли за вторую мировую раздают звания? =)
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: loskutnikoff
2012-11-06 07:12 am (UTC)
Добрый день. Выскажу мнение которое не претендует на истинность, так как разговоры все эти кулуарные, но мой взгляд очень интересное.
Мои друзья в еще одном городе "воинской славы" Владивостоке занимаются благоустройством, разбивают парки и скверы, льют памятники, занимаются реставрацией и художественными работами, они рассказали про это "звание", которое несет с собой не только фуршеты и хвалебные статьи в газетах, а еще и установку типовой стелы "Город воинской славы", единообразная типовая статуя, которых уже соответственно сорок, по смете установка этой композиции стоит около 20 миллионов, то есть это федеральная программа, и установку этих монументальных групп производит, как ясно и понятно, всего одна компания. Руководство этой компании в своё время "продавило" подобный проект, для собственного создания рынка сбыта типовых работ. Это сугубо коммерческий проект, за который платят все - и город, который эту инициативу "продвигает" посредство денежных вливаний в комитет по "выбору" и собственно федеральный бюджет, который оплачивает эту ""программу". Это обычная практика. Есть к примеру установка типовых памятников пограничникам, Илье Муромцу и другого подобного "патриотического" содержания. Если в советское время типовая фигура стоило дешево и устанавливалась повсеместно просто так, то сейчас для избыточной прибыли - создаются вот такие проекты, на корню съедающие сам принцип любви, патриотизма, превращая память о войне в еще один из инструментов "эффективного" расходования фондов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: loskutnikoff
2012-11-06 07:23 am (UTC)
Ошибся. Не 20 миллионов, а 2.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: anni_sanni
2012-11-06 07:42 am (UTC)
Ты прям подытожил весь разброд и шатания по этому поводу. Грамотно очень.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pa_drugomu
2012-11-06 07:57 am (UTC)
По твоей наводке ушло в мастрид :) А по посту, - грамотно, взвешенно, четко - все как я люблю. Дим, бьюсь об заклад, - готовишь ты так же классно как пишешь - не пересолив и не переперчив :)))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: evgalt
2012-11-06 08:35 am (UTC)
Была такая шутка: орден "За оборону Ташкента", а оказалось - не шутка вовсе...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-11-06 10:23 am (UTC)
Ну, Ташкент не входит в список городов Российской Федерации, так что среди городов воинской славы ему делать нечего. Хотя там было очень много тыловых госпиталей и просто эвакуированных. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vedmed1969
2012-11-06 08:46 am (UTC)
да, а вот Челябинск нифига не заслужил такого звания, хоть и Танкоград.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-11-06 10:23 am (UTC)
Я думаю, недолго ждать осталось. ;)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: papakash
2012-11-06 09:16 am (UTC)
"К чЕсти города, нужно отметить..."
По теме: складывается ощущение, что все другие важные дела наша власть уже переделала, теперь вот руки дошли до менее важных.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-11-06 10:30 am (UTC)
Исправил опечатку, спасибо.
На самом деле относительно подавляющего числа городов из числа получивших звание города воинской славы я ничего против не скажу. Однако некоторые кандидатуры вызывают вопросы. По крайней мере таково мое личное видение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: v_andreev
2012-11-06 10:28 am (UTC)
По-моему, это звание - сродни "дню народного единства", т.е. следствие разрухи в головах
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-11-06 10:30 am (UTC)
Удачная параллель, наглядная. :) Хотя задумка, ИМХО, была хорошая.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 63_63
2012-11-06 11:44 am (UTC)
Хорошо написано.
На сайте МКК нашла фото с изображением процесса изготовления таких стел. Простите за длинную ссылку )
http://www.oaomkk.ru/images/history_in_object/2010/03)%20%D0%98%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8B%20-%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B.JPG
Весит 4 179,74 КБ
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-11-06 11:34 pm (UTC)
Любопытно, спасибо за ссылку. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: harding1989
2012-11-06 01:30 pm (UTC)
Инициатива изначально была хорошая, но теперь с ней такая же ерунда, как с т.н. "историческими поселениями" России.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-11-06 11:32 pm (UTC)
Склоняюсь к такому же мнению. А жаль первоначальную задумку, вот честно.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2012-11-06 04:44 pm (UTC)

Город

Хабаровску дают, а Ярцеву нет, совсем офигели.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-11-06 11:36 pm (UTC)
Вы про город Ярцево в Смоленской области? Он, ИМХО, заслужил.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rezeknenka
2012-11-06 05:51 pm (UTC)
Ну хоть должно радовать, что юбилейный - сороковой, а значит чем-то отличающийся :-) Кстати, как только в новостной ленте прочитала о том, что Хабаровску дали это звание, сразу подумала, что у Вас обязательно прочту об этом подробнее :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-11-06 11:33 pm (UTC)
Откровенно говоря не планировал ничего писать об этом, подтолкнул запрос "Эха Москвы". :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tvguide_khv
2012-11-07 08:25 am (UTC)
На первый взгляд новость анекдотичная... Но если сделать как ты -- вспомнить как все страдали в те годы, прадедов и бабок которые всю жизнь холили каждый кусочек хлеба который правнуки забыли на столе... Но... Не понимаю этой избирательности. Почему 40? Почему Хабаровск? Почему ВОВ а не авган и чечня? Выбираются наиболее удобные и мягкие темы и размазываются по обществу как шоколадное масло. А от него уже тошнит. Да и не масло это а дешевый маргарин.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-11-07 10:54 am (UTC)
По идее награждать по таким критериям нужно все города России, основанные до 1945 года...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ufedor
2012-11-07 01:27 pm (UTC)
Имхо, решение геополитическое, чтобы подчеркнуть важность существования ДВ в жизни всей страны и как бы показать дальневосточникам, что они не забыты Москвой.
Думаю, что скоро уральским городам дадут такое звание, Новосибирску, Красноярску и т.п.
Кстати, масштабные парады в Хабаровске проводятся по закону, мол в столицах федеральных округов парады должны проводиться в обязательном порядке, на остальные центры регионов такой указ не распространяется. У нас в Южном парады крайне скромные.
Имхо, на ДВ звание Город воинской славы более или менее достоин поселок Смирных, то место где началось освобождение Сахалина. Там хоть велись боевые действия. Но этого не будет, т.к. Смирных это редкостная дыра с населением 10 тыщ человек, ну и потом это была японская территория, то бишь никто его не защищал и стойкость в обороне не проявлял...со стороны СССР. Дадут звание Южному, вероятно, что в следующем году, хотя формально Южный не освобождали, японцы сами сдались, но зато Южно-Сахалинск областной центр....и стела у нас уже есть. )))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: argentino13
2012-11-07 02:46 pm (UTC)
Мне кажется России уже давно пора перестать выпячивать грудь, празднуя то, что вы называете "Победой", чем обернулась победа для стран Европы думаю напоминать не надо.
Гораздо проще было сделать как в Канаде День Памяти например, где вспоминают всех погибших в войнах.
А то чем там занимаются присваивая непонятные звания, похоже на какую-то некрофилию, может хватит уже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-11-07 08:21 pm (UTC)
Чем обернулась Победа для Европы? Освобождением от фашизма?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1113_1290
2012-11-07 06:30 pm (UTC)
Похоже начинаем от страха перед китайским нашествием заниматься самовнушением и окутывать себя ореолом мужества и подвига..Пустая и смешная идея, дискредитирующая по-настоящему Заслуженнно *славные* города.
(Reply) (Thread)