Categories:

Лабораторный корпус «Железки»

Скорее всего, часть этих фотографий войдет в расширенную версию альбома об истории строительства ХабИИЖТа, который ныне носит имя ДВГУПС.

1 Вот проект лабораторного корпуса – третьего по счету учебного и четвертого по хронологии в институтском городке Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта. Незадолго до него сдали спортивный корпус, выходящий на улицу Герасимова. Впрочем, порядковый номер может увеличиться, если брать в расчет мастерские и т.д.
На мой взгляд, с эстетической точки зрения весьма удачный для функционализма проект – стройный и лаконичный. Кстати, эскиз датируется 2 октября 1969 года, автором указан Герман. Подозреваю, что «Дальгипротранс» осуществлял главным образом привязку проекта к местности.




2 Редкая фотография из архивов музея истории ДВГУПС – строительство лабораторного корпуса в самом разгаре. Видимо, точкой съемки было окно четвертого этажа второго учебного корпуса (который, несмотря на такой номер, является старейшим в университетском городке). За строящимся зданием видны дома по улице Некрасова. Они также относились к комплексу ХабИИЖТа – там давали квартиры семьям преподавателей. В однокомнатной квартире на втором этаже дома слева (Некрасова, 68) с 1964 по 1966 годы жила семья моей мамы, пока дедушке не дали квартиру в новом институтском доме по Герасимова. А до 1964 года они жили в коммуналке (очень дружной!) на МЖК.
Чуть левее подъемного крана виднеется школа №78 (сейчас у нее другой номер), бывшая железнодорожная школа №5, где занимался один из факультетов ХабИИЖТа в первом учебном году (1939–1940 гг.), когда сроки сдачи первого корпуса (повторю, ныне второго учебного) сдвинулись более чем на год. Студенты двух других факультетов вообще были временно отправлены в Новосибирск и Томск. Правее крана и дальше школы можно видеть «сталинский» дом уже по другую сторону улицы Серышева (дом №88). Наконец, правую часть кадра занимает часть восточного крыла главного учебного корпуса института. Корпус этот был полностью завершен в 1959 году, но сдавался поэтапно, и первые лаборатории в него стали переводить еще в 1954 году.
С датировкой сдачи лабораторного корпуса все тоже весьма интересно. Чаще всего расплывчато упоминают семидесятые годы. Дело в том, что к лабораторному корпусу формально также относятся две пристроенные к нему девятиэтажные башни. Первую очередь основного здания, по некоторым данным, сдали еще в 1971 году. Однако, насколько я понимаю, полностью лабораторный корпус закончили лишь к 1976-у. В книге-фотоальбоме «Хабаровск» издания 1979 года на одной из панорамных фотографий города можно видеть, что вторая (северная) башня выглядит вполне завершенной, в то время как первая (южная) все же стоит без облицовки. Таким образом, возможно, башни были доделаны еще чуть позже, но в границах того же десятилетия.
Кстати, бытует мнение, будто первую большую ЭВМ, полученную институтом, установили именно в лабораторном корпусе, где она якобы заняла половину этажа. На самом деле это не так. Первую электронную вычислительную машину – «Урал-2» – ХабИИЖТ получил еще в марте 1962 года, и стояла она, разумеется, в левом крыле главного учебного корпуса, где и вроде бы и поныне находится ВЦ. К слову, формально эта ЭВМ относилась к классу средних машин и занимала площадь «всего-то» до 200 квадратных метров, потребляя 25 кВт мощности при 2100 электронных лампах. Производительность ее составляла 5 тыс. операций в секунду, что в три с лишним раза ниже показателя самой слабой «двойки» – моего первого личного персонального компьютера на базе процессора Intel 80286, который появился у меня дом в 1994 году (к тому времени он уже безнадежно устарел). Но даже такая машина – «Урал-2» – была буквально незаменима. Кроме нужд самого института (как научных, так бухгалтерских), она обслуживала ДВЖД, а также комсомольские авиа- и судостроительные предприятия.
Вообще в ХабИИЖТе той поры сложилась анекдотическая ситуация. В то время как главный философ института – завкафедрой философии и научного коммунизма доцент Э.Г. Фишер – громил на своих лекциях кибернетику как лженауку, в том же самом вузе создавался первый на Дальнем Востоке мощный по меркам тех лет вычислительный центр и проводились семинары по алгоритмическим языкам.
Но я что-то отвлекся от темы лабораторного корпуса. :) Данную фотографию я бы рискнул датировать весной 1971 года, хотя что-то мне подсказывает, что сделана она была чуть позже.




3 А вот мой снимок мая прошлого года. Сделан он с четной стороны улицы Некрасова. Соответственно главный учебный корпус тут находится слева, а лабораторный – справа. На уровне третьего этажа их соединяет переход. В мои студенческие годы в нем торговали очень вкусными пирожками с курагой, а во время перемен образовывались настоящие людские пробки из желающих перейти из одного корпуса в другой.
От их первоначального облика лабораторный корпус и башни (тут в кадр попала лишь первая из них) отличает желтый сайдинг. Объективно он был нужен – проект 1969 года плохо учитывал климатические особенности Хабаровского края. Помню, когда скверно топили зимой в середине 1990-х, в башенных аудиториях лед толстым слоем покрывал оконные стекла изнутри и даже паста в ручках замерзала. Тогда наш преподаватель высшей математики Элеонора Дмитриевна Кононенко (пусть земля ей будет пухом, – отличный педагог была и очень добрый человек!) уговаривала сидеть на парах не только в верхней одежде, но также в шапках и печатках.
Выбранный цвет сайдинга из алюкобонда, на мой взгляд, сложно считать безусловно удачным, но все же он достаточно жизнерадостный. Лабораторный корпус таким образом заковали около 2010 года. Правда, в ходе работ в первой башне случился пожар, к счастью, без тяжелых последствий.




4 Еще одно внешнее отличие современного лабораторного корпуса – новое крыльцо с далеко выступающим вперед козырьком. С точки зрения общей стилистики выбранное решение смотрится инородным, даже если принять во внимание сайдинг.
Кроме того, появился ограждающий всю основную территорию университетского городка (в границах улиц Серышева, Герасимова, Яшина и Некрасова) металлический забор. Порядка, возможно, с ним больше, но общее впечатление какое-то гнетущее. Может быть, я просто привык к прежней никому не мешавшей низенькой оградке?
Осталось только упомянуть открытый в 2002 году переход на уровне третьего этаж во второй учебный корпус. Походить по нему мне уже не довелось ни в качестве студента, ни в качестве преподавателя.

promo dkphoto сентябрь 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…