dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

«Канареечная» верфь Собачьего острова, или второе сердце финансового центра мира

1 Именно так легкомысленно и называется новый финансовый и деловой центр Лондона – Canary Wharf, или Канареечная верфь. Впрочем, это слишком буквальный перевод, правильнее «Канарская верфь», так как отсюда в свое время отправлялись торговые корабли к Канарским островам (Canary Islands). Находится верфь в северо-западной части полуострова, который, тем не менее именуется Собачьим островом – Isle of Dogs – и действительно в плане напоминает вытянутый собачий язык. Весь район относится к Ист-Энду (East End) и респектабельностью ранее не отличался. Сейчас же Кэнэри-Уорф активно перетягивает на себя одеяло у лондонского Сити (City of London) и каждое буднее утро втягивает в себя сотню тысяч голов офисного планктона.




2 На этом снимке, сделанном с вершины холма в Гринвиче, видно обоих конкурентов – лес небоскребов Кэнэри-Уорф в центре кадра за петлей Темзы и куда более удаленные башни Сити слева. По части высотного строительства да и целостности ансамбля Собачий остров, пожалуй, выигрывает. Впрочем, сугубо формально число небоскребов (если принять за них здания высотой свыше 100 метров, бывают и другие оценки) и там, и там равно – по 11 башен. Тем не менее воспринимаемых глазом высоток в Кэнэри-Уорф, пожалуй, уже больше, да и расположены они кучнее.




3 Строительство нового делового центра Лондона на Собачьем острове началось в 1980-х годах по задумке правительства Маргарет Тэтчер. Сначала в успех амбициозного проекта верили далеко не все. Достаточно вспомнить уже то, как при строительстве в середине того же десятилетия линии легкого автоматического метро DLR (Dockland Light Railway), даже не подумали открыть станцию в Кэнэри-Уорф. В начале 1990-х случился мировой кризис на рынке недвижимости, который резко снизил спрос на офисные помещения, что значительно замедлило строительство в Канарской верфи. Тем не менее задумка консерваторов сохранила жизнеспособность, о чем наглядно свидетельствует современный вид Кэнэри-Уорф.




4 Большая часть работающих здесь клерков прибывают на общественном транспорте. По утрам на ведущих на Собачий остров линиях метро и DLR бывают приличные давки, переходящие порой в подлинные людские пробки. Москвичей, наверное, они бы не особенно впечатлили, но те сотрудники работающих здесь компаний, кто могут себе это позволить, предпочитают хотя бы несколько дней в неделю трудиться удаленно. Иные организации в дни массовых мероприятий, скажем, во время прошлогодней лондонской олимпиады, активно поддерживают подобный подход. Вообще станция Canary Wharf является наиболее загруженной в лондонской подземке.
По статистике, в будние дни она пропускает через себя более 70 тысяч человек – для лондонского метро с его весьма развитой распределенной сетью это огромная величина.




5 Главный высотный ансамбль Кэнэри-Уорф задают три башни – 244-метровая 55-этажная One Canada Square (она виднеется в центре) и две 200-метровые 42-этажные 25 Canada Square и 8 Canada Square. Прочие небоскребы ниже. Кстати, первая до прошлого года являлась высочайшим зданием Великобритании, пока ее не обогнал небоскреб «Осколок» (The Shard), о котором я обязательно поведаю в одном из последующих альбомов – очень уж примечательное сооружение.
К сожалению, для туристов башня One Canada Square закрыта, и обзорной площадки на ее крыше нет.




6 В том, что Лондон все еще сохраняет статус одного из важнейших мировых финансово-экономических центров, есть немалая заслуга Кэнэри-Уорф. Лишись Британия подобного источника доходов (как прямых, так и косвенных), ее экономику ожидает страшный удар, а бюджет – значительный провал поступлений. Впрочем, рядовые островитяне банкиров, трейдеров, финансистов и т.д. часто недолюбливают, полагая, что те зарабатывают слишком много денег «из ничего».
Прошлый год был благоприятным для финансовой системы Великобритании, и целый ряд экспертов сходятся во мнении, что Лондон вернул себе звание главного финансового центра мира. Он безоговорочно являлся таковым до Первой мировой войны, в пору максимального могущества Британской империи. В межвоенный период империя устояла, хоть и отчасти утратила свой блеск, но финансовое лидерство перешло к США. После Второй мировой войны, когда Британия оказалась низведена до уровня региональной державы, долгое время о величии лондонских финансистов можно было только вспоминать. Тем не менее современное Соединенное королевство сумело создать условия для возврата к прошлому хотя бы в сфере мировых финансовых потоков, и сейчас Лондон лидирует на рынке обмена валют, вторичном рынке облигаций и деривативов, объему сделок по слияниям и поглощениям и т.д. Надолго или нет – вопрос не праздный. Тенденция сейчас такова, что капиталы и инвестиции все в большей степени тяготеют к Юго-Восточной Азии.




7 Бегущая строка котировок на стене здания агентства Thomson Reuters, где трудится мой лондонский друг. Ближе у обочины стоят традиционные британские ситикебы. Вообще удивительно, как мало видно машин на улицах Кэнэри-Уорф – просто никакого сравнения с забитым автотранспортом отечественным Москва-сити. Во-первых, видимо, тут просто лучше обстоит дело с подземными и многоуровневыми стоянками, во-вторых, куда выше доля людей, пользующихся общественным транспортом. Вызывающе дорогих машин на Собачьем острове я тоже не встречал – это не токийская Гиндза. Менталитет у европейцев (к которым безусловно относятся и британцы, несмотря на некоторые возражения со стороны последних) в этом смысле все же иной – не такой, как у азиатов, американцев или русских.




8 В 1980-х, когда только начались масштабные метаморфозы Собачьего острова, за руководство был принят девиз «Выглядит, как Венеция, работает, как Нью-Йорк». Увы, в реальности первая часть лозунга оказалась весьма далека от прекрасной мечты. Однако что касается второго, то, как я уже говорил выше, в прошлом году лондонский Сити и Кэнэри-Уорф сумели обойти своего заокеанского конкурента.




9 Наводящее на далекие ассоциации с Венецией обилие воды и каналов объясняется не только близостью берега Темзы, но и самой историей Собачьего острова. Дело в том, что Кэнэри-Уорф был построен на месте Вест-Индского дока. С самого начала XIX века здесь вырастали верфи, портовые мастерские, фабрики, литейные цеха, тут строили и крохотные речные скорлупки, и огромные океанские суда. Именно здесь был создан знаменитый пароход Брюнеля «Грейт Истерн» (Great Eastern), который более чем на четыре десятка лет – аж до самого конца XIX столетия – оставался крупнейшим в мире!




10 Следует отметить, что нынешнее перевоплощение Собачьего острова стало уже четвертым по счету. В Средние века эта местность была довольно густо заселена: среди сельскохозяйственных угодий стоял феодальный замок, работала лодочная переправа, была и своя часовня. Однако в 1448–1449 годах произошла целая серия разрушительных наводнений, из-за чего большая часть населения покинула это место. В дальнейшем земля уже под именем Степни-марш использовалась как пастбище для откорма скота, перегоняемого издалека на лондонские рынки. Затем на карте появился топоним Миллуолл, говорящий о многочисленных ветряных мельницах, помогавших осушать здешние отводные каналы. Еще чуть позднее в Блэкуолле стали строить вооруженные грузовые суда для Ост-Индской компании, что в итоге и предопределило индустриальную третью ипостась Собачьего острова.




11 Сейчас о тех годах лишь отчасти напоминают немногочисленные суденышки, кое-где пришвартованные вдоль каналов.




12 Закат промышленно-портового Собачьего острова предопределили три фактора. Во-первых, опустошительные немецкие бомбардировки в годы Второй мировой войны. Во-вторых, переход в послевоенное время к контейнерным перевозкам, к чему местная инфраструктура оказалась не готова. Наконец, последним гвоздем в крышку гроба стало резкое сокращение лондонского экспорта – мировые производственные центры смещались. До конца 1980-х этот участок Ист-Энда был весьма и весьма депрессивным районом. Сейчас же дополнительный импульс к развитию ему дала застройка прилегающих новых жилых районов и отчасти возведение неподалеку олимпийских объектов.




13 Прямо на территории делового центра стоят и небольшие жилые дома на несколько квартир. Еще в начале 1990-х Кэнэри-Уорф оказался недалек от социального взрыва. Местные жители, которые обитали на острове уже в трех–четырех поколениях, чаще всего в силу своей квалификации не могли рассчитывать на работу в сияющих с иголочки офисах строящегося нового финансового сердца Лондона. Самое большее они могли обслуживать офисные кафетерии, убирать улицы между небоскребами или стоять у входа в башни и смотреть на приезжих карьеристов, выходящих из сверкающих автомобилей. Городские власти, к счастью, успели предупредить кризис, с одной стороны, запустив программы по повышению квалификации трудящихся, с другой, – разнообразив рынок занятости в Кэнэри-Уорф с развитием инфраструктуры. Одновременно уделялось большое внимание экологии, что также смягчило протесты местных жителей в адрес строительства делового центра.




14 В одном из проулочков я наткнулся на статую лондонского речника (London River Men) работы Джона Миллса (John W. Mills). Это, как я понял, собирательный образ всех людей прошлой эпохи, работавших на Темзе в Восточном Лондоне: лодочников, корабелов, перевозчиков и т.д.




15 Мне кажется, что ключевое архитектурное отличие Кэнэри-Уорф от Сити заключается в том, что первый создал новую среду, а второй разрушает исторический облик города. Если на изрядном удалении от центра британской столицы небоскребы смотрятся вполне органично и даже привлекательно, то в границах сложившихся архитектурных ансамблей прошлого они совершенно несоразмерны и выглядят слонами в посудной лавке.




16 Одна из трех в Кэнэри-Уорф станций DLR – Heron Quays. Стоит отметить, что уже в самой аббревиатуре лондонской надземки содержится неофициальное имя это части города – Докленд. Оно, разумеется, также восходит к некогда работавшим тут многочисленным докам.
Ну а мой рассказ о Канарской верфи на этом завершен – дождавшись поезда, я отправился по DLR в Гринвич. Но это тема уже совсем другого альбома.

Tags: Великобритания, Лондон
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →