?

Log in

No account? Create an account
Как строили Амурский бульвар и прятали под землю речку Чардымовку - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Как строили Амурский бульвар и прятали под землю речку Чардымовку [Jun. 12th, 2013|09:03 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

1 Все хабаровчане привыкли к двум уютным зеленым бульварам – Амурскому и Уссурийскому – настолько, что даже представить, будто на их месте еще не столь уже давно текли грязные речушки, достаточно сложно. Да и старожилы вспоминают облик тех речек с трудом. Исключением остаются, пожалуй, лишь те люди, что покинули Хабаровск еще до строительства бульваров и запомнили его еще с Чардымовкой и Плюснинкой.
Однако давайте вместе заглянем в прошлое и посмотрим на трущобные берега Чардымовки, ныне текущей в трубах под Амурским бульваром, и на сам бульвар в пору его рождения и молодости.
Большая часть снимков была найдена мною на форуме Skyscrapercity, за что огромное спасибо его участникам.




2 Фотографий, на которых Чардымовка и Плюснинка были бы запечатлены вдоль русла, исчезающее мало. Обычно фотографировали пересекающие (при наличии мостов, которые имелись не везде) их улочки. Вот редкое исключение – кадр, сделанный в марте 1964 года. К тому времени строительство бульваров уже велось вовсю, но до точки съемки еще не добралось. Тут запечатлен перекресток улиц Вокзальной (она шла параллельно берегу Чардымовки, местами отделенная от него узкой полосой частного сектора) и Запарина. Двухэтажное здание в центре кадра – бывшие Шабагуловские бани (собственно, эта функция ими выполняется с момента постройки дома и до наших дней), ныне дом №15 по Амурскому бульвару. Справа можно видеть строительство пятиэтажной «хрущевки» (Амурский б-р, 17).
Стоит обратить внимание на жутковатого вида застройку берегов – традиционно в не слишком благоуханной низине земля стоила дешево, поэтому богатых домов там в принципе не было. При обустройстве бульваров такие трущобного вида кварталы в основном снесли.




3 Куда более канонический ракурс – Чардымовка и пересекающая ее улица Комсомольская. Фотография сделана из окна школы №2 (ныне математический лицей) в 1936 году. К слову, саму школу построили лишь годом ранее.
Видны деревянные тротуары, сточные канавы, выполнявшие в первую очередь роль ливневой канализации (во вторую очередь чего похуже), а также подъем к улице Карла Маркса.




4 Устье Чардымовки в 1953 году. Фотография сделана с крыши частного дома, в ту пору стоявшего в переулке Арсеньева (под номером 5). Сейчас на его месте находится гостиница «Интурист». Как видно, тогда на месте набережной стадиона имени Ленина была река. Склон холма на заднем плане поднимается к улице Серышева. Именно там чуть позднее построят лестницу (закрытую около 2008 года в ожидании капитального ремонта), ведущую с площади перед военным госпиталем к набережной.




5 Упомянутую набережную стадиона имени Ленина отсыпали в течение 1956 года – объем земляных работ был просто фантастический. Современники проводили сравнение со строительством Куйбышевской ГЭС. В итоге уже в 1957 году – еще до 100-летия Хабаровска – первая очередь стадиона была сдана.
Снимок 1959 года сделали с той точки, где еще три года назад встречались вонючие воды Чардымовки и глинистые волны Амура.




6 Вид на бывшее устье с Амурского утеса. Судя по уже достроенному открытому плавательному бассейну, фотография датируется 1960 годом. Впрочем, я встречал указания на то, что это все же 1959 год, что в принципе тоже вероятно, так как здание бассейна уже могли в общих чертах построить, но работы все еще продолжались.
Вдали тянется через Амур еще прежний, дореволюционный железнодорожный мост.




7 Стадион имени Ленина в 1980 году, снимок сделан из окна гостиницы «Интурист», то есть почти из той же точки, что и фотография №4, разве что высота тут повыше и фокусное расстояние иное.
Широкая двойная аллея на переднем плане как раз проходит по оси русла Чардымовки, к тому времени уже более двух десятков лет скрытой тут в железобетонных коллекторах под землей.




8 Строительство подземного коллектора на углу все той же Вокзальной и улицы Дзержинского. В центре кадра строят дом №17 по будущему Амурскому бульвару, который я уже показывал на снимке №2. Вроде бы снимок датируют концом 1968 года, но я считаю, что он был сделан несколькими годами раньше.




9 Здесь уже засыпают овраг, на дне которого еще совсем недавно несла свои загрязненные воды Чардымовка. Фотография была сделана в марте 1962 года.
На переднем плане стоят три «хрущевки» по Амурскому бульвару с номерами (слева направо) 12, 10 и 6. За ними видна поднимающаяся к улице Карла Маркса (сейчас Муравьева-Амурского) улица Комсомольская. Последнюю легко опознать по отлично различимому трехэтажному бывшему доходному дому Ф.И. Хмелевцова постройки 1915 года. Он существует и поныне, только в аналогичном ракурсе вид на него закрывают новые дома.




10 Меня лично этот снимок января 1967 года буквально завораживает. Бульвар засажен молодыми еще не разросшимися деревьями и выглядит удивительно просторным. Даже параллелепипеды ныне оцениваемых достаточно негативно «хрущевок» тут кажутся геометрически стройными и добавляют в восприятие этой картины нотку футуризма.
На переднем плане фигурирует дом №3 по Амурскому бульвару. Правее его поднимается к улице Серышева улица Комсомольская. За крышей дома чуть виднеется школа №2, откуда за три десятка лет до этого был сделан снимок №3. Справа стоит дом №5, где в те годы уже жила моя прабабушка.




11 Амурский бульвар в августе 1970 года. Если не ошибаюсь, здесь сфотографированы дома №54 (фрагмент), 52, 48 и 46. В последнем тогда и до начала 1990-х годов размещался гастроном №23. Эта и следующая фотография взяты мною из архива уважаемого rudolf_khb.




12 Те же дома, но сняты с более удаленной точки и почти пятью годами позднее – в июле 1975 года. Стоит обратить внимание на кирпичную девятиэтажку (дом №56).




13 Вот она же на моем снимке лета 2010 года.



Что и говорить, бульвары буквально преобразили центр города. К сожалению, я не знаю год окончания работ по их обустройству (начали-то в 1956-м, а закончили до конца следующего десятилетия). Почему-то на этот счет литературы нет (во всяком случае я ее не нашел), хотя проект был грандиозный что для той поры, что по сегодняшним меркам.

LinkReply

promo dkphoto may 12, 2016 14:30 16
Buy for 100 tokens
46 Второй день отпуска оказался чрезвычайно насыщен событиями, а посему материала по нему оказалось столь много, что по техническим ограничениям LiveJournal я вынужден разбить его на две части. Так или иначе, здесь я поведаю о самостоятельной поездке к самому знаменитому туристическому объекту…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: livejournal
2013-06-12 10:09 am (UTC)

Ваша запись опубликована в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ssearcherr
2013-06-12 10:34 am (UTC)
Огромнейший респект за это фотоповествование!!! Да уж, некоторые фото просто не укладываются в голове, как это так было раньше, тем более мне как жителю Амурского бульвара. А на фото №2, разве эти бани назывались не Шабагуловскими?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-12 10:41 am (UTC)
Конечно, Шабагуловские! Спасибо за поправку, с Сандунами это меня в другой город занесло, а перепроверять название я не стал, понадеявшись на такую капризную даму, как память. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-12 11:01 am (UTC)
Интересно, способна ли на подобное наша эпоха. Не технически, тут вопросов нет, а экономически. Точнее, не разворовали бы сейчас все на корню. В ту пору, конечно, тоже хватало брака, штурмовщины, гонки за красными датами. Но масштабы злоупотреблений, думаю, все равно несоизмеримы.

Edited at 2013-06-12 11:03 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: habarnew
2013-06-12 11:04 am (UTC)
Молодец!Хорошая подборка получилась! По фото №4. Снимок сделан в большую воду.Устье сильно затопило.Потому около водозабора пришвартовался пограничный катер.Их пирс и места обычной стоянки затоплен.До постройки стадиона в это районе размещались катера пограничников.Их службы находились не подалеку.Автор снимком квартировал(жил в гостях) у родни на Арсеньевской улице в частном доме.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-12 12:12 pm (UTC)
Про базирование погранкатеров в устье Чердымовки не знал, очень интересная деталь!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2013-06-12 11:26 am (UTC)
Мой отец детство провёл в Чердымовке. Рассказывал, как они пацанами плавали на плавсредствах из подручных материалов где-то примерно от ул. Дзержинского до рынка и обратно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-12 12:14 pm (UTC)
Да, Чердымовка была условно судоходной (для легких плотов) до Пушкинской (Пушкина) - по ней одно время грузы на рынок с берега так и доставляли в теплое время года.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ksniko
2013-06-12 11:42 am (UTC)
Могу дополнить, что строительство набережной и стадиона было по инициативе, по слухам, маршала Малиновского, который был тогда командующий Дальневосточным округом и принимал парады.
Стадион, по-моему, и до сих пор является базой Спортивного Клуба Армии ("команда СКА (Хабаровск)" - хоккей с мячом, футбол..)
Строил все это, естественно, стройбат.

Edited at 2013-06-12 11:49 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2013-06-12 11:57 am (UTC)
Да тут не слухи - инициатива Малиновского и вооплащение под его руководством.Силами округа тогда и строили,не одним стройбатом.Массово использовали переделанные в самосвалы бортовые Студебеккеры.Участвовали в работах разные подразделения. За комплекс СКА у города перед Малиновским должок!Его заслуги недооценены.-" принимал парады..." (((
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: i1111i
2013-06-12 02:57 pm (UTC)
Ваши посты нравятся тем,что ставятся старинные и современные фотки,очень интересно наблюдать изменения и представить масштаб! Что говорить,раньше строили за совесть. Результат налицо;Хабаровск довольно привлекательный и динамичный город.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-12 09:29 pm (UTC)
На самом деле не все раньше строили на совесть. И брак был, и штурмовщина, и гонка за "красными" датами. В городе довольно много объектов, которые из-за этого в итоге были в позднее время демонтированы или перестроены. Яркий пример - городские пруды, которые торопились сдать к 125-летию Хабаровска.
Впрочем, многочисленны и обратные примеры. Чтобы точно не сесть в лужу со сроками, многие стройки, приуроченные к 100-летию города, сдали не в юбилейном 1958 году, а в 1957-м. Пример - показанная тут первая очередь стадиона им. Ленина.

Edited at 2013-06-12 10:19 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yurik_ryba
2013-06-12 04:56 pm (UTC)
Отличный репортаж, уникальные фото. Десятый снимок действительно поражает.
Спасибо за труды!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-12 09:52 pm (UTC)
Отчасти восприятие упомянутой фотографии формирует отсутствие высотных зданий, из-за чего даже банальные пятиэтажки с низкими потолками кажутся вполне значительными.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: papakash
2013-06-12 10:28 pm (UTC)
В подписи к снимку №5, видимо, КуЙбышевская ГЭС. Поправьте, пожалуйста.
Спасибо за увлекательный материал!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-12 10:34 pm (UTC)
Конечно, это была опечатка. Поправил, спасибо! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aleonkin
2013-06-12 11:11 pm (UTC)
Круто! Я ждал по бульварам какие-нибудь подборки! Спасибо!
Еще бы на Плюснинку посмотреть. Мне Уссурийский бульвар больше нравится, он к дому ближе :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-13 03:50 am (UTC)
Увы, Саша, фотографий превращения Плюснинки в Уссурийский бульвар у меня, к сожалению, нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uchilkamlyat
2013-06-13 12:21 am (UTC)
Дмитрий, а из-за чего закатали в бетон речки? Чтобы канализацией не пахло? А не было у тогдашних (и нынешних) градостроителей проектов их вывести на поверхность, очистить, окультурить и сделать центр города еще краше, а летом - и прохладнее?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: polar_bee
2013-06-13 03:09 am (UTC)
Я думаю, что "модно" тогда было закатывать в коллекторы Неглинки и Плюснинки.
Но идея раскрыть и окультурить речки - очень плодотворная, и, я думаю, к ней еще вернутся наши потомки. Нужна только вода и воля. :) В Хабаровске в водой, слава Богу, все хорошо.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: basino
2013-06-13 01:05 am (UTC)
"Снимок 1959 года сделали с той точки, где еще три года назад встречались вонючие воды Чердымовки и глинистые волны Амура"
Они так и встречаются... очень вонючие, во время прогулок по набережной стадиона всегда сворачиваю пораньше, чтоб не нюхать))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-13 11:02 am (UTC)
Воды Чердымовки все же далеко не столь пахучи, как в середине прошлого века. :) Бытовая канализация туда сейчас прорывается разве что внештатно. Даже диггеры там ходят без противогазов. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anni_sanni
2013-06-13 02:09 am (UTC)
С количеством комментов не угадал )))

А тот снимок, который тебя завораживает, меня просто шокировал. Так странно видеть такой просторный без огромных деревьев бульвар.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-13 10:45 am (UTC)
Не столь уж и сильно промахнулся. ;)

Кстати, такой пустынный бульвар еще не давал защиты ни от зимнего ветра с Амура, ни от злого летнего солнца.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: polar_bee
2013-06-13 02:51 am (UTC)
Надо будет показать Ваш пост маме и тете.
Мама училась в ХАБИИЖДТе по 1955 год и помнит Город в разные времена.
Да и мне самому всегда было крайне интересно, какие они, Чердымовка и Плюснинка.
Так что важная тема в истории города освещена.
Спасибо!
:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-13 11:03 am (UTC)
У меня дедушка в конце 1950-х стал в ХабИИЖТе преподавать. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smakogon
2013-06-13 05:49 am (UTC)
Большое спасибо за подборку. Я был мальчиком, но помню закапываемые в землю черные от битума прямоугольные блоки труб для речки, долгое разравнивание поверхности, а потом и прокладку рельсов для трамвая. Было время, когда трамвай не ходил до вокзала, или он ходил другим маршрутом? Рынок тогда был выше нынешнего, рядом с пл. Ленина, там же и цирк стоял. Позже их спустили на бульвар. Студебеккеры, говорят, предстояло вернуть США в виде металлолома, поэтому такая спешка - надо было за год укатать их в металлолом. Не прессовать же рабочие грузовики! Мой отец рассказывал, как в ходе строительства бульвара на пересечении Дикопольцева откопали останки деревянного моста через Чердымовку из огромных бревен.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-06-13 11:10 am (UTC)
Мне казалось, лендлизовскую технику должны были вернуть американцам сразу после окончания войны, разве нет?
А трамвай от вокзала сразу ходил, первая же очередь. Вот только я сейчас сам задумался, как проходили пути на будущем бульваре. Нужно будет покопаться в архиве.
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>