dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Ведение блога в дальневосточных условиях (личный опыт) 2.0

1 Задачей своего майского доклада на Дальневосточном интернет-форуме я видел главным образом сравнение той ситуации в блогосфере, какую я наблюдаю сейчас, с состоянием дел двухгодичной давности. Поэтому не стану приводить все слайды презентации и повторять все тезисы 2011 года; интересующиеся могут ознакомиться с ними в моем материале, написанном два года назад.




2 Из прописных истин повторю, что «Живой журнал» в России по-прежнему остается самой популярной блог-платформой (прошу не путать с социальными сетями), и говорил я о нем и только о нем.
Кстати, за свои снимки выражаю благодарность Анне Сидоровой anni_sanni, самоотверженно щелкавшей затвором фотоаппарата, несмотря на совершенно неподходящее для съемки освещение и необходимость модерировать секцию, посвященную блогосфере.




3 За прошедшие два года число блогеров-тысячников в дальневосточном сегменте ЖЖ несколько увеличилось. Из своеобразного топа 2011 года исчез только один shpilenok, вернувшийся с Камчатки в родной Брянск, но зато на полуострове появились два тысячника из числа коренных жителей, если можно так выразиться.
В Хабаровском крае топ возглавила упомянутая выше anni_sanni. Собственно говоря, тысячником она является уже давно, но ранее увлекалась взаимным френдингом, а таких пользователей я традиционно не учитываю, так как рассматриваю подобную стратегию продвижения «накруткой», не отражающей реальную читаемость блога.
Третьего участника – tumbalele – я внес в презентацию уже постфактум, так как на момент подготовки доклада о нем просто не знал. К слову, у него самый высокий в Хабаровском крае социальный капитал (числовой показатель, введенный для пользователей кириллических сервисов LiveJournal).
В Приморье за два года появился лишь один новый тысячник – enotap.
Наверняка число тысячников оказалось бы большим, если бы не недавние волны массовых «самоубийств» пользователей, удалявших свои аккаунты главным образом в знак протеста против нововведений в платформе, выразившихся в целой череде постоянных технических сбоев.




4 Собственно, проведенный мною в рамках подготовки к докладу опрос аудитории затрагивал этот момент – оценку пользователями изменений в LiveJournal за последние два года. Мнения в основном разделились: почти половина сочли, что платформа стала хуже, другая почти половина сообщили, что особых изменений не заметили. Число тех, кто решил, будто «Живой журнал» стал лучше, оказалось невелико – менее 15%.
Понятно, что пользователь в массе своей консервативен и не любит новшеств. Тяга к избыточным нововведениям погубила отнюдь не одну социальную сеть. Даже если платформа архитектурно стала совершеннее и остроумнее, это будет неизменно восприниматься негативно, коль скоро сопряжено с постоянными «козьими мордами» и вызывает необходимость привыкания к новому интерфейсу. Потребителю глубоко безразлично, что находится внутри механизма или сервиса – для него это своеобразный «черный ящик». Пользователя интересует только то, что на входе в этот ящик и что на выходе. В этом смысле мне очень нравится фраза глубоко мною уважаемого Евгения Козловского, прозвучавшая лет десять назад в одном из интервью. На вопрос, почему он не переходит на бесплатную Linux, мэтр отечественной ИТ-журналистики высказался в духе: «Насколько же более удобной должна быть другая операционная система, чтобы пользователь решился осваивать совершенно новый для него продукт? Разница в удобстве должна выражаться, условно говоря, не в десятках процентов, а иметь куда большую кратность, чтобы побудить пользователя на миграцию».




5 Второй «глобальный» вопрос касался аудитории «Живого журнала». Я сам заметил, что она изменилась. Пик активности читателей в моем блоге пришелся, как мне кажется, где-то на 2010 год. Уже в начале 2011-го я стал отмечать некий спад. Рост аудитории моего блога резко замедлился. Можно просто взглянуть на цифры: два года назад его читали чуть более 2,5 тысяч пользователей LiveJournal, на момент подготовки этого поста – 2884. Для временных рамок в два с лишним года можно смело говорить о стагнации. Понятно, что добавились читатели в Twitter и FaceBook, довольно много людей читают мой блог, не имея аккаунтов в «Живом журнале», или подписаны по RSS, но сильно картина от этого не меняется.
Можно было бы встать в гордую позу и заявить, что мне все равно. Но ведь это не так. Блогер, скажем чуть иносказательно, питается обратной связью. Если он не видит, что его читают и его труд востребован (а серьезное ведение блога это, вне всяких сомнений, труд, причем не столь уж и легкий), мотивация будет неизбежно падать. Мне бывает обидно убить несколько дней на достаточно трудоемкий материал, копаясь в массе источников и выкраивая время за счет сна, а потом видеть «минус два френда» и дюжину комментариев за сутки.




6 С другой стороны, я прекрасно понимаю, что читатели мне ничем не обязаны: если им интересно, они читают, если не интересно – проходят мимо. Это естественно. Поэтому я включил в опрос пункт, касающийся изменений в моем блоге. Логично предположить, что проблема может быть не в платформе, а во мне самом.
Приятно было увидеть, что лишь менее 6% читателей сочли, что мой блог за два года стал хуже. С другой стороны, многие из тех, кто так считали и без опроса, просто отписывались от чтения моих «dосужих фотозарисовоk». Кроме того, в опросе вообще приняли участие лишь около ста пятидесяти человек, что может дать определенную погрешность в контексте репрезентативности.
Было бы ошибкой огульно обвинять изменения в LiveJournal и менеджмент «СУПа» (который де-факто приближает ЖЖ к FaceBook) в упомянутой выше стагнации. Лично знаю более чем интересных блогеров, аудитория у которых растет весьма динамично. Это и хабаровчанка anni_sanni, и живущий в Питере periskop.su. Да и согласно официальным данным «СУПа», численность аудитории дальневосточного сегмента «Живого журнала» увеличивается.
Возвращаюсь к пункту про низкую частоту обновлений. Тут могу сказать, что все взаимосвязано: малый отклик порождает меньшие затраты времени и сил на блог. Кроме того, жизнь моя не ограничивается одной лишь виртуальностью и нужно банально зарабатывать деньги для увеличившейся семьи.




7 За два года доля читателей-дальневосточников несколько повысилась, преодолев планку в 30%, что в общем-то не слишком удивляет, если принять во внимание вектор моего внимания, смещающийся в направлении Дальнего Востока в принципе и Хабаровска в частности.
К слову, я думаю, это все-таки неправильная политика, и потому планирую сильнее разбавлять региональную тематику европами, азиями и т.д.




8 Фокус читательского интереса особых изменений не претерпел, хотя мне кажется, все достаточно условно. Эксперимента ради я недавно сделал несколько исторических альбомов по Хабаровску практически подряд, но все равно не увидел того всплеска интереса, какой подобные материалы встречали еще два–три года назад.




9 Еще меня несколько печалит то, что тема экономики и разного рода аналитика (включая эксклюзивный инсайд) собрала весьма скромное число голосов. Из-за этого отчасти я придерживаю материалы о заводах края, рынке жилищного строительства и т.д. Факты – вещь упрямая. Это не означает, конечно, что упомянутых материалов не будет в принципе, но они неизбежно станут появляться с относительно невысокой частотой.




10 Что касается отношения аудитории к рекламе, то результат остался прежним. Это два года назад я удивился, что лишь малая часть читателей не переносят рекламу в блогах в принципе. В этом году я даже провел любопытный опыт: заявил о том, что начинаю публиковать рекламу, но не стал предупреждать, что это лишь эксперимент. Да, разместил пару постов с так называемыми постовыми (ссылками на рекламируемый ресурс) с четким указанием на рекламный характер ссылок. В итоге от блога отписались пять человек, включая двух взаимных френдов.
Не стану зарекаться, будто реклама тут больше никогда не появится, но публиковать постовые по 650 рублей – это, мягко говоря, не комильфо. Даже распространенная эмпирическая формула «социальный капитал, умноженный на 15» меня совершенно не вдохновляет.




11 Из изменений по сравнению с ситуацией на 2011 год следует отметить начавшуюся работу с блогами со стороны целого ряда дальневосточных коммерческих и государственных организаций и органов власти (на западе страны новые возможности бизнес оценил значительно раньше). Яркие примеры – участившиеся встречи блогеров с высшими чиновниками, приглашение вашего покорного слуги в рабочие поездки с губернатором Хабаровского края и т.д.
Вместе с тем следует отметить, что хотя взята явная установка на работу в блогосфере, пресс-службы многих организаций, включая коммерческие, совершенно определенно не понимают, как строить отношение с блогерами, и делают многочисленные, зачастую типовые ляпы. Многие пиарщики не видят разницы между журналистами и блогерами, часто ставя между ними, а равно как и между технологиями взаимодействия, знак равенства. Вот и собирают многолюдные пресс-конференции в официальном формате, высылают пресс-релизы, приглашают на мероприятия с рекламной подоплекой и искреннее удивляются, если что-то идет не так, как задумывалось. Правильно написала Аня, что блогеров часто искренне держат за что-то вроде бесплатных журналистов. А блогеры и не бесплатны в общем понимании этого термина, и отнюдь не журналисты, по крайней мере в рамках своих блогов. Привлечь блогеров можно либо деньгами (тут все просто), либо эксклюзивом, но когда одну и ту же информацию дают целой стайке приглашенных, то один из них обязательно первым выложит пару фотографий с телефона и напишет буквально пару абзацев текста, часто списанных с пресс-релиза. Но зато он будет первым, что в немалой степени обесценивает труд тех, кто обычно пишет обстоятельные материалы. Повторы блогосфера не любит и далеко не всегда станет разбираться в качестве репортажа, коль скоро заголовок повторяется.
Еще можно добавить, что многие де-факто считают блогеров дурачками, которых-де стоит пригласить и угостить печеньем – и те, впав в транс от подобной чести, с великой радостью прорекламируют компанию. А уж если предложат еще и призрачный шанс что-то там выиграть (помните случай с «Балтикой»?), то блогерскому счастью и вовсе не будет предела (к слову, в упомянутом случае для компании все закончилось вселенским эпик-фейлом, и результат вполне предсказуемо был получен прямо противоположный желаемому).




12 Еще одна распространенная ошибка коммерческих компаний и прочих структур заключается в подходе к организации собственных блогов. Часто считается, что ведение пары–тройки аккаунтов – это ерунда, поэтому можно вменить такую обязанность в нагрузку практически любому сотруднику, коль скоро тот зарегистрирован, скажем, в «Одноклассниках» и имеет хотя бы «четверку» по русскому в школьном аттестате. В итоге страдает и основная работа такого сотрудника, и в блогосфере ничего не выходит. Мало выкладывать ссылки на новости компании, размещенные на ее основном сайте. Формат пресс-релизов в блогосфере звучит фальшиво и неинтересно. Кроме того, необходимо поддерживать оперативную обратную связь с подписчиками и, более того – самое трудное, – из-под аккаунтов организации общаться в тематических сообществах.
Впрочем, даже если понимание задач имеется у пиарщика, это вовсе не означает, что он встречает понимание со стороны руководства, порою не разумеющего не только блогосферу, но и основополагающие принципы работы пресс-службы. Далеко за примерами ходить не надо. Несколько лет назад ваш покорный слуга подал анкету на должность руководителя PR-службы одной достаточно крупной и известной в городе группы компаний. На собеседовании генеральный директор задал всего один вопрос: «Кто такой пиарщик?» Я совершенно искренне ответил, что это менеджер (в российском толковании, впрочем, скорее директор) по управлению репутацией организации. На что получил шедевральный в своей гениальности ответ: «Это паблик релейшенс!» Как писал классик, опустим завесу жалости над этой сценой. Ну что тут еще скажешь?
Впрочем добавлю, что по моим наблюдениям, лучшие руководители пресс-служб получаются из опытных журналистов, которые видят обе стороны процесса. С блогерами примерно та же картина.




13 Как окончательно оформившуюся тенденцию можно отметить вымирание так называемых фабрик печати. Продажа творческого контента практически сошла на ноль. Сайты, живущие контекстной рекламой, предпочитают в лучшем случае выпрашивать контент, в худшем – просто потихонечку воровать. В качестве вознаграждения предлагают максимум указание авторства со ссылкой на блог. Тут можно повториться, что блогеров часто держат за дурачков… Лично я в этом году продал только пять фотографий (зато то, как их используют, мне чрезвычайно нравится :)).



Остается резюмировать, что я вовсе не считаю нахождение блогера на Дальнем Востоке безусловным тормозом для развития блога. Понятно, что основная событийка русскоязычной блогосферы происходит в Москве, но удаленность нашего региона можно попытаться использовать как некую фишку, рассказывая о том и показывая то, о чем столичные жители и понятия не имеют. («Это неправда, будто у нас медведи по дорогам ходят! Нет у нас никаких дорог!»). Конечно, разыграть такую карту весьма непросто. Зато лично я очень дорожу своей читательской аудиторией и совершенно искренне скажу, что ни за что не променял бы ее на всех френдов Артемия Лебедева вместе взятых. Спасибо вам, друзья, за то, что вы меня читаете и в особенности за ваши отклики! :)

Tags: Дальний Восток, на манжетах
Subscribe

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments