?

Log in

No account? Create an account
Дальневосточный конгресс инженеров. День первый: авиазавод, выставка и пленарное заседание - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Дальневосточный конгресс инженеров. День первый: авиазавод, выставка и пленарное заседание [Jul. 4th, 2013|09:40 am]
dkphoto
[Tags|, , , ]

Поездка в Комсомольск-на-Амуре
Дальневосточный конгресс инженеров. День первый
Прогулка по набережной Амура
Дальневосточный конгресс инженеров. День второй


13 Дальневосточный конгресс инженеров официально открывался только в обед, но и на первую половину дня предлагались весьма интересные мероприятия. Для меня 4 июля началось в снятой на два дня квартире – очень повезло с расположением: дом по проспекту Ленина, 50 стоит практически бок о бок с гостиницей «Восход», откуда стартовали автобусы на все этапы конгресса, так что я здорово сэкономил на такси. Как я уже писал ранее, снимать квартиру пришлось из-за отсутствия мест в гостиницах Комсомольска-на-Амуре. Всего прибыли около трехсот участников мероприятия из других городов, регионов и даже стран, что исчерпало емкость номерного фонда третьего по величине города Дальнего Востока.
Здесь на снимке можно видеть оба окна снятой мною квартиры – прямо над цифрами «15» на вывеске магазина. Судя по всему, бизнес поставлен на широкую ногу, к моему удивлению даже смогли выдать отчетные документы. Единственный основной недостаток подобного размещения – отсутствие даже намеков на подключение к Интернету, в итоге пришлось работать через свой мобильный канал, а это занятие не для слабонервных. Спасало только то, что мобильный Интернет у МТС в Комсомольске работал бодрее, чем в Хабаровске.




14 На первую половину дня для участников конгресса предлагались две тематических экскурсии: либо на Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод (КНПЗ), либо на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ). Причем на первый отправлялись сразу два автобуса, на второй – только один. Поскольку оба тура проводились параллельно, посетить оба не получилось бы при всем желании. Вообще-то я бывал уже на обоих упомянутых заводах, причем на КнААЗе даже приличное количество раз, но знакомство с последним ограничивалось главным образом тем, что удалось увидеть из иллюминатора вертолета или самолета либо из окна автобуса. Плюс весной посетил я в сборочный цех «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС), где на стапелях вырастают отечественные региональные самолеты SSJ-100. Но там особо поснимать не удалось, даже на галереи по периметру цеха не пустили. Иными словами, выбор мой был предопределен. Как показали дальнейшие события, я не ошибся. Журналисты, ездившие на КНПЗ, оказались откровенно разочарованы: «Какую-то одну трубу показали – и все!»




15 Пока ехали на завод, сделал через окно автобуса несколько снимков. Вот, к примеру, уже закрытый книжный магазин «Огонек» на площади Металлургов (проспект Ленина, 9), относительно которого столько копий ломали в марте этого года. Я в нем бывал лишь единожды в сентябре 2005-го, пытался приобрести какую-нибудь литературу на тему истории Комсомольска-на-Амуре – и потерпел сокрушительную неудачу. Судя по всему, сейчас подобные книги вообще крайне редко издаются. По крайней мере я знаю лишь одно исключение – изданную к 80-летию города «Летопись городской власти».




16 Строительство одного из очень немногих в Комсомольске новых жилых домов. Здесь, на проспекте Копылова между улицами Калинина и Хетагуровской, строят дом для сотрудников КнААЗ в рамках корпоративной ипотеки. Именно об этом объекте рассказывал мне в феврале на заседании ФАС министр строительства края Андрей Попов. Еще один объект – группу малоэтажных многоквартирных домов для переселения из аварийного фонда – город построил недавно по федеральной программе. Пожалуй, этим все жилые новостройки Комсомольска и исчерпываются. Спрос на новое жилье в городе сильно ограничивается оттоком населения и низкой платежеспособностью населения.
К слову, для работников КнААЗа «квадрат» в этой новостройки обходится в тридцать тысяч рублей. По меркам Хабаровска почти даром, но с учетом местных зарплат это весьма внушительная сумма. Тем не менее квартиры покупают.




17 Уже территория завода. Снимать тут разрешили только СМИ, но, по-моему, практически все без исключения не-журналисты сочли, что их тоже можно причислить к этой когорте. Сложно как-то иначе объяснить фотосъемку даже на «айфоны» и тому подобную аппаратуру. :)
Кстати, за окном цех №8, где изготавливают оснастку.




18 Экскурсию, начавшуюся на крыльце одного из инженерных корпусов завода, проводил первый заместитель генерального директора завода Сергей Огарков. Стартовал он, правда, со славословий в адрес власти в целом и президента в частности. Даже указал на то самое место, где при посещении КнААЗа (в ту пору еще КнААПО) стоял лично Владимир Владимирович. Честно говоря, было чертовски жалко времени на подобные вещи, их меньше всего хотелось услышать на заводе, где полно действительно интересных объектов. Потом, к счастью, экскурсия поменяла концепцию на более познавательную. Жаль, нередко мало что удавалось услышать: тут явно не привыкли водить столь большие группы.




19 Отдел электронно-цифрового моделирования и управляющих программ (ЭЦМиУП), здесь сидят инженеры.




20 Участок автоматической клепки цеха №5 – агрегатно-сборочного производства. На исполинском станке, легко тягающем целые секции самолетов, закреплена правая панель второго отсека фюзеляжа лайнера SSJ-100. Боевая «Сушка», наверное, и вовсе влезла бы сюда почти целиком, возникни такая необходимость.
Стоит отметить, что хотя нас водили по «военной» части завода, все или почти все мощности, которые мы видели, работали над созданием гражданских самолетов. Было бы странно, наверное, если бы маршрут проложили через участки, где изготовляются Су-35 и тому подобные современные боевые машины.




21 Так как на станке-автомате проклепать все не получается, потом часть работы выполняют вручную. Тут как раз виден процесс клепки одной из панелей лайнера.




22 Оператор немецкого станка-автомата фирмы MGM следит за ходом выполнения программы. Кстати, на заводе работает очень много представительниц прекрасного пола, в том числе и молодых девушек. Механический цех №54 является, пожалуй, самым современным на КнААЗе.




23 Кое-где сохранились еще старые станки советского производства, как в этом механическом цехе №25 – одном из старейших на заводе. Но модернизация оборудования идет полным ходом, и к 2015 году подобных агрегатов уже не останется – их сменят импортные станки-автоматы.




24 За забором мощно ревут двигателями не только вышедшие на заводские испытания новые самолеты, но и линейные полковые истребители, такие как этот Су-27СМ. Заводской аэродром является аэродромом совместного базирования, то есть здесь же расположена и военная авиабаза, прикрывающая этот уголок Дальнего Востока от ударов с воздуха.




25 Сборочный цех «Гражданских самолетов Сухого» расположен в исполинском ангаре на отдельной территории, хоть и входящей в состав комплекса КнААЗ. На фотографии можно видеть, как экскурсантам дает пояснения директор Комсомольского-на-Амуре филиала ЗАО «ГСС» Дмитрий Блощинский. Кстати, четыре года назад, еще в бытность главным инженером, на пресс-конференции с Владимиром Путиным он поднял очень острый для завода вопрос кадрового голода.
Но я пока на этом сделаю паузу. Конечно, фотографий мною было сделано на заводе во много раз больше, чем выложено тут. КнААЗ безоговорочно заслуживает отдельного развернутого и информационно емкого альбома в нескольких частях. Поэтому куда больше рассказать о кадрах завода, достаточно печальной ситуации с оплатой труда, проблемах, заводских цехах, их оборудовании и производимых тут самолетах я планирую в ближайшие пару недель, причем сделаю это в отдельных материалах.
Здесь же хочу только добавить, что экскурсия привела меня в настоящий восторг, я не ожидал, что завод окажется в рамках тура настолько открытым. Понятно, что нам показали лишь «гражданское» производство, провели строго по заранее согласованным маршрутам, но и это лично мне было чрезвычайно интересно.




26 Основные мероприятия Дальневосточного конгресса инженеров проходили в здании Краевого дворца молодежи, построенного к 1967 году в качестве подарка ВЛКСМ комсомольцам города Юности. Кстати, в торжественной церемонии открытия принимал участие Юрий Алексеевич Гагарин.




27 Первой посетителей встречала развернутая отчасти в холле, а в большей степени в Паркетном зале выставка, где, согласно программе, были представлены образцы новой высокотехнологичной продукции, инновационные и инфраструктурные проекты, а также образовательные программы. Всего свои экспозиции в Комсомольск-на-Амуре привезли 13 предприятий Дальнего Востока, а также три вуза Хабаровского края.




28 Следует отметить, что образцы продукции оказались в меньшинстве. Ну, в самом деле, как можно выставить тут катер, не говоря уже о морском судне или самолете? Поэтому большая часть участников вынужденно ограничилась презентациями, моделями и раздаточным материалом.




29 Стенд хабаровского «Водоканала», представлявшего в Комсомольске свою новую систему мониторинга качества воды, применяемую сейчас в краевой столице.




30 Одним из двух «айтишных» участников был системный интегратор компания «ДАТА Центр». Сначала рассматривалась возможность демонстрации небольшого центра обработки данных (ЦОД), «нафаршированного» современными серверами-лезвиями IBM, СХД EMC и соответствующей сетевой инфраструктурой Cisco, но потом стало понятно, что его даже запитать в таком помещении будет непросто, не говоря уже о неудобствах вроде создаваемого многочисленными вентиляторами шума и некомфортного для окружающих тепловыделения. Да и для полноценной работы комплекта современной видеоконференцсвязи могло не хватить пропускной способности местной беспроводной сети с выходом в Интернет...
Кстати, двери слева ведут в главный зрительный зал дворца молодежи, где оба дня проходили пленарные заседания конгресса.




31 Не мог пропустить стенд своей первой alma mater – Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС).




32 Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнАГТУ), которому издалека везти ничего не надо было, представил довольно много технических образцов. Кстати, именно этот вуз готовит кадры для предприятий мощного промышленного узла Комсомольска.




33 В перерыве между заседаниями выставку осмотрел губернатор (формально временно исполняющий обязанности губернатора) Хабаровского края Вячеслав Шпорт. Для него Комсомольск – родной города, а КнААЗ – родной завод. На последнем Вячеслав Иванович, кстати, начинал свою трудовую карьеру сборщиком-клепальщиком.




34 Тут можно видеть беседующего об инновационных ИТ-решениях члена Совета Федерации Игоря Зугу. Это был, пожалуй, самый высокопоставленный из гостей конгресса. Я так понимаю, организаторы ждали председателя СФ Валентину Матвиенко, но она не смогла прилететь из-за жесткого графика, хотя собралась, ведь она была одной из тех, кто поддержал выдвинутую губернатором саму идею проведения подобного мероприятия в Хабаровском крае. До этого в Дальневосточном федеральном округе такие конгрессы не проводились.




35 Наконец, в 14:00 открылось пленарное заседание. Зал был полон. Большая часть участников была хабаровчанами, комсомольчан оказалось, по моим прикидкам, около четверти присутствующих. Среди них было немало первых лиц промышленных предприятий, но хватало и простых инженеров. Знакомых там встретил массу, причем из обоих городов.
Согласно официальным данным, в конгрессе приняли участие представители администрации президента, министерства образования и науки РФ, Совета Федерации, депутатов государственной думы, более ста руководителей промышленных предприятий, представителей бизнес-сообществ, около ста представителей вузов и научной общественности. Кроме того, присутствовали 27 делегатов из российских регионов – Магаданской области, Приморского края, Якутии, Бурятии, Омской и Астраханской областей, Москвы. Кроме того, в Комсомольск-на-Амуре прибыли гости из стран АТР (вроде бы семь человек).




36 Участники панельной дискуссии пленарного заседания. Слева направо: Сергей Иванченко – ректор ТОГУ и председатель совета ректоров ДФО, Анна Деревнина – начальник департамента управления президента по научно-образовательной политике, Вячеслав Шпорт, Игорь Зуга, Павел Маринычев – заместитель председателя правительства Якутии, Алексей Акимов – заместитель генерального директора по работе с персоналом ОАО «Компания «Сухой».




37 Приветственное слово одного из иностранных гостей – генерального консула Японии в Хабаровске Цугуо Такахаси. Чтоб я так говорил по-английски, как он говорит по-русски!..




38 Откровенно говоря, мне главным образом понравились доклады Вячеслава Шпорта и Алексея Акимова – они говорили без бумажки, своими словами, поэтому слушать их было интересно. Другие же в той или иной степени читали с листа, да так, что во время одного из докладов (не буду показывать пальцем) я всерьез опасался уснуть.
Приводить темы, а уж тем более содержание докладов в блоге не стану. На самом деле для меня откровений прозвучало немного, но надо понимать формат пленарных заседаний мероприятий подобного формата, они главным образом отражают тенденции. Все самое интересное, на мой взгляд, состоялось во второй день, в ходе работы круглых столов, где дискуссия порою лишь немногим не дотягивала до баталий. Об этом я расскажу уже в следующей части своего альбома.




39 Еще понравилось, что докладчики не боялись прямым текстом говорить о проблемах. Так, Игорь Зуга весьма критически охарактеризовал отечественную промышленность, а Анна Деревнина заострила внимание на болезненных вопросах, относящихся к ее ведомству. Я с указанными на экране проблемами, кстати, полностью согласен, хоть и не вижу особой разницы между первым и вторым пунктами.




40 Не согласен я разве что с реализуемыми сейчас путями вывода отечественного образования из «потенциальной ямы», хотя, скажу откровенно, мне лично сложно предложить тут некую панацею. Поэтому я вновь возьму небольшую паузу и поговорю о вузах и их непростом взаимодействии с бизнес-сообществом в контексте второго дня конгресса.




41 В завершении первой сессии пленарного заседания состоялось награждение участников всероссийского конкурса «Инженер года – 2012». Вот губернатор вручает диплом Виктории Бажеряну, инженеру-технологу отдела главного металлурга КнААЗ.



В третьей части альбом я немного отвлекусь от основной тематики и устою небольшую фотопрогулку по набережной Амура в исключительно погожий вечерок.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: livejournal
2013-07-08 06:35 am (UTC)

Ваша запись опубликована в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anni_sanni
2013-07-08 06:39 am (UTC)
Дим, поверь, сейчас фото с айфона вполне себе используются и для газет, и для журналов. Так что вполне может быть. Кроме того есть блогеры, новые СМИ :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-07-08 06:41 am (UTC)
Видимо, я слишком консервативен для подобных категорий. Зеркалка и только зеркалка. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mmmaximus
2013-07-08 06:52 am (UTC)
19 чего так скупо то?!
Инженеры, которые строят трехмерную модель будущей детали в CAD-приложении. После чего в специальном ПО отрабатывается технология ее изготовления. На выходе - программа для станка с ЧПУ, обрабатывающая заготовку в конечную деталь.
как-то так.. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: groomi
2013-07-08 07:35 am (UTC)
Ага, а ещё версии софта и модули, ну и кратенько о работе в софте
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: livejournal
2013-07-08 08:06 am (UTC)

Дальневосточный конгресс инженеров. День первый: авиа

Пользователь olya_smyslova сослался на вашу запись в записи «Дальневосточный конгресс инженеров. День первый: авиазавод, выставка и пленарное заседание» в контексте: [...] у в Дальневосточный конгресс инженеров. День первый: авиазавод, выставка и пленарное заседание [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: drtr0jan
2013-07-08 09:16 am (UTC)
Не понимаю, зачем проводить такое мероприятие в Комсе, если большинство присутствующих хабаровчане. Дорого же, не?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-07-08 09:49 am (UTC)
Дороже, но не думаю, что столь уж существенно. Зато Комсомольск более уместен - там находится крупнейший промышленный узел Дальнего Востока, и поднятые на конгрессе проблемы ощущаются острее, чем в Хабаровске.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
From: tgrig
2013-07-08 10:11 am (UTC)
красивые девчонки у тебя в блоге появились)) а про авазавод вообще интересно!!) ты пиши про него скорее не откладывай))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-07-08 10:24 am (UTC)
Постараюсь. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fijest
2013-07-08 10:17 am (UTC)
Вика была удивлена...)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-07-08 10:23 am (UTC)
Видимо, мир тесен. :) Но чем же именно она была удивлена? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aprel7
2013-07-08 12:07 pm (UTC)
новые книги к 80-летию Комсомольска выпущенные знаю следующие:

Комсомольск-на-Амуре. Страницы истории. Сборник документов Комсомольского-на-Амуре городского архива, государственного архива Хабаровского края, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока.

Летопись городской власти. Документально-публицистическое повествование к 80-летию Комсомольска. О руководителях партийных и исполнительных органов власти с 1932 по 2012 год. Архивы, воспоминания, публикации.

Комсомольск-на-Амуре-80. Город, который мы не достроили…. Автобиографический экскурс в прошлое.
Автор: Хорошилов Евгений Николаевич – первый секретарь городского комитета КПСС в период с 1985 по 1991 годы.

Комсомольск-на-Амуре. Город нашей судьбы. Издательство «Приамурские ведомости».
Тираж - 2000 экземпляров.
Редакционный совет – Владимир Петрович Михалев, Тамара Геннадьевна Овсейко, Евгения Анатольевна Шипилова, Елена Ароновна Шабовта.

Родина моя – Комсомольск-на-Амуре (фотоальбом) Дальневосточное региональное книжное издательство «Жар-птица». Тираж – 1000 экземпляров.

«Очерки о Комсомольске», которые написал и собрал вместе краевед, историк-любитель Сергей Петрович Бабаев.
Книгу можно скачать по ссылке: http://www.kmslib.ru/sites/default/files/ocherki_o_komsomolske.pdf
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-07-09 05:14 am (UTC)
В 2005 году положение было явно хуже. :)
Что касается перечисленных выше книг, то о них, к сожалению, даже не слышал, кроме упомянутой мною "Летописи городской власти". Да и ту в свободной продаже не видел, мне ее подарили.
За ссылку спасибо, распечатаю текст для своей библиотеки!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fkrolik
2013-07-08 01:18 pm (UTC)
Рекламную конструкцию, изображенную на тридцать первой фотографии, уже года три таскают по всем выставкам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-07-08 09:44 pm (UTC)
Не удивлен. :) В промо-ролике АСЗ, который перед пленарным заседанием крутили, тоже про строительство атомных подводных лодок в настоящем времени рассказывалось, хотя им Москва уже довольно давно в этих заказах отказала.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vadim_malykh
2013-07-08 09:13 pm (UTC)
цех №8, где изготавливают оснастку. Туда, конечно, не пустили – слишком уж важный объект.
Порвало :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-07-08 09:15 pm (UTC)
А почему порвало-то? :) От оснастки зависит очень многое, почитайте Грабина "Оружие победы". Цех №8 на КнААЗ один из самых закрытых.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
From: nomadmoon_proxy
2013-07-09 12:43 am (UTC)
> Наконец, в 14:00 открылось планарное заседание

Не надо таких опечаток, у меня же живое воображение :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-07-09 04:56 am (UTC)
Спасибо за обратную связь! :)
(Reply) (Parent) (Thread)