?

Log in

No account? Create an account
К сердцу дальневосточной промышленности: сборочный цех «Гражданских самолетов Сухого» - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

К сердцу дальневосточной промышленности: сборочный цех «Гражданских самолетов Сухого» [Mar. 15th, 2013|02:30 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Часть I. Круг над Хабаровском, или отказ двигателя
Часть II. Перелет Хабаровск – Комсомольск
Часть III. Жизнь Комсомольска-на-Амуре в цифрах и фотографиях
Часть IV. Новые корветы на Амурском судостроительном
Часть V. Сборочный цех Гражданских самолетов Сухого
Часть VI. Речка Силинка и поселок Горный
Часть VII. Солнечный, перспективы ГОК и военная техника
Часть VIII. В закат по дороге с облаками

112 За посещением АСЗ в программе значилась съемка передачи «Час с губернатором» прямо в сборочном цехе ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Предприятие это оставляет обособленную часть авиастроительного завода КнААЗ, поэтому автобус повез нас на Дзёмги. Я, разумеется, не мог не включить в подборку фотографию двухэтажных деревянных домов второй половины 1930-х годов. По ним, кстати, раньше можно было судить о весьма основательном для своего времени подходе к созданию инфраструктуры для строителей и работников авиационного завода. В отличие от той части города Юности, что вырастала вокруг судостроительного завода, тут преимущественно обходились без землянок и шалашей даже в первые годы. Надо будет все-таки как-нибудь найти время, будучи в Комсомольске, погулять с фотоаппаратом по Дзёмгам, об архитектуре которых мои знания носят в основном теоретический характер.




113 Уже за проходной завода нас встретил памятник самолету Ли-2 (советской копии знаменитого американского DC-3), выпускавшемуся на КнААЗе уже после окончания Второй мировой войны.




114 Один из нескольких заводских транспортных Ан-12 на стоянке аэродрома двойного базирования: его взлетно-посадочные полосы используются как КнААЗом, так и развернутой тут же истребительной авиацией авиабазы Дзёмги (в недавнем прошлом здесь базировался истребительный Таллинский авиаполк, получивший свое имя еще в Великую Отечественную). Кроме того, этот аэродром используется для взлета и посадки правительственных чартеров вроде того рейса, на котором мы в тот же день прибыли из Хабаровска.




115 К счастью, несмотря на связанные со сменой борта задержку и изменения в программе мероприятий, обед все-таки состоялся. Покормили журналистско-блогерскую братию в столовой при заводоуправлении – одной из множества, обслуживающих многотысячный завод-гигант.




116 Обед (а в следующий день еще и ужин) были на уровне очень приличного кафе, что вызвало в итоге появление благодарственных записей в книге отзывов, жалоб и предложений. После многочасовых забегов и приключений не стоит удивляться приобретенному аппетиту, а затем и умилению, возникающему в организме при удовлетворении настоятельных требований желудка. :)




117 Огромный корпус цеха окончательной сборки ГСС, именно тут рождаются новые российские региональные самолеты Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100).
ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» было образовано еще в 2000-м году, но его филиал в Комсомольске-на-Амуре, предназначенный для сборки как опытных, так и серийных лайнеров, создали только пятью годами спустя. Именно отсюда 26 сентября 2007 года был выкачен для презентации первый экземпляр SSJ-100.




118 Внутри цеха одновременно собирают шесть самолетов. Думаю, это здорово ограничивает скорость выпуска лайнеров, на которые, несмотря на определенные сложности, все же размещено столько заказов, что завод загружен на долгие годы вперед.
На переднем плане можно видеть завершение сборки самолета для «Лаосских авиалиний» (заводской номер 95030).
Экипаж ближнемагистрального лайнера состоит из четырех человек, включая двух бортпроводников; пассажировместимость линейной модификации достигает 98, грузоподъемность – 12,245 тонн. Практическая дальность базовой модификации (B) составляет 3048 км, а новой LongRange (LR), впервые поднявшейся в небо всего за месяц до первого моего посещения ГСС, – 4578 км. Практический потолок SSJ-100 – 12500 метров. Крейсерская скорость составляет порядка 850 км/ч.




119 Трубовентиляторный двигатель SaM146 с тягой 7740 кгс – один из двух, висящих под крылом лайнера. Производятся они компанией PowerJet – совместным предприятием российского НПО «Сатурн» и французской Snecma.
Вообще сейчас доля комплектующих иностранного производства в SSJ-100 чуть превышает половину. Впрочем, практически любое современное сложное производство обычно подразумевает тесную кооперацию множества компаний, работающих в разных уголках мира. Поставки узлов и комплектующих отечественного лайнера осуществляются компаниями из Великобритании, Италии, США, Франции, Швейцарии, Южной Кореи и т.д.
На заводе в Комсомольске-на-Амуре, где осуществляется окончательная сборка самолета, производятся элементы фюзеляжа, центроплан, пилоны, механизация крыла и заклепки. Причем, насколько я мог судить по посещению цехов в мае, при этом в значительной степени задействованы мощности собственно КнААЗ, специализирующегося на производстве военных самолетов.




120 Здесь можно разглядеть очень интересную деталь – небольшой воздушный винт, способный при помощи набегающего потока воздуха привести в движение аварийный генератор. Его предполагается использовать тогда, когда все другие источники электроэнергии на борту по тем или иным причинам выйдут из строя в полете. В этом случае пилоты выдвигают ветродвигатель из корпуса посредством специального пневмоцилиндра, работающего от находящегося в небольшом баллоне сжатого воздуха. Конечно, запитать все системы лайнера по такой схеме невозможно, она служит главным образом для обеспечения аварийной радиосвязи.
К счастью, в деле эту систему SSJ-100 применять еще не приходилось. Вообще с лайнером связана лишь одна катастрофа, произошедшая 9 мая 2012 года в Индонезии. Она привела не только к гибели 45 человек – всех, кто находился на борту, но также пагубно отразилась на репутации самолета, хотя в том случае причина произошедшего крылась в человеческом факторе. Вообще же вой вокруг тех или иных огрехов у SSJ-100 мне не вполне понятен – любой новый самолет нуждается в обкатке, лишь опыт эксплуатации дает возможность выявить и устранить все дефекты – от конструктивных до производственных. И это черта отнюдь не только отечественной авиатехники – детскими болезнями точно так же страдают и импортные лайнеры, достаточно вспомнить целую череду скандалов вокруг свежайших Boeing B787 или Airbus A380, не говоря уже о целой череде катастроф с британской «Кометой», что имела место в прошлом.




121 Шины «Мишлен» – лишнее свидетельство тесной международной кооперации. :)




122 Чуть в стороне были развернуты стенды, иллюстрирующие этапы становления SSJ-100.
Кстати, с момента начала выпуска лайнера в 2008 году было произведено чуть более трех десятков бортов, в том числе в 2012 году – 12 самолетов, включая два на экспорт (рост свыше 220% к 2011 году). Конечно, по мировым меркам эта капля в море. Чтобы оправдать стоимость разработки самолета, требуется выпустить немало машин. Для этого сейчас на КНААЗе продолжаются программы реконструкции производственных мощностей под расширение серийного производства гражданского SSJ-100 (а также для выпуска опытных образцов новейшего истребителя пятого поколения Т-50 ПАК ФА).




123 Часть цеха освободили для съемок выпуска передачи «Час с губернатором». Я попытался для фотографирования производства и самолетов забраться под крышу по имеющимся трапам, но заводское руководство запретило, мол, на это требуется разрешение Москвы. Позднее, правда, уже в июле мне выпала возможность весьма неплохо познакомиться с цехами КнААЗа и увидеть многие этапы производства SSJ-100. Подробный альбом на эту тему, впрочем, мною пока только планируется.




124 Съемкам передачи порою весьма ощутимо мешал мощный рев двигателей проносящихся в небе новеньких боевых «сушек», проходящих заводские испытания.
Был у меня один вопрос для губернатора, но в принципе достаточно очевидный, и его успели задать до меня. Вообще речь шла о сложности жизни на Дальнем Востоке и в городе Юности в частности, о том, что делается для решения соответствующих проблем, о растущем престиже рабочих профессий (для КнААЗа это в самом деле так – инженером быть куда менее выгодно, чем стоять у станка), различных внутригородских вопросах Комсомольска-на-Амуре…




125 Кстати, в 2014 году планируется передать заказчикам уже порядка 60 лайнеров SSJ-100; все они неизбежно пройдут через скрытые тут огромным баннеров ворота этого цеха.




126 Самолет с заводским номером 95028 уже выкачен на летное поле и, вероятно, проходит испытания перед тем, как его передадут покупателю.
На этом визит мой мартовский визите на ГСС был завершен. Дальше состоялась уже самодеятельная экскурсия по улице Парижской коммуны с ее интереснейшим архитектурным наследием, но, как может помнить внимательный читатель, рассказ о ней я вынес в отдельный альбом и помещать сюда не стану.




127 Уже утро следующего дня, которое я встретил у знакомых, живущих на окраине 66-го квартала. Планировка уличной сети Комсомольска позволяет легко обмануться слабо знающим город. Через упомянутый квартал проходит Аллея Труда – та самая, в начале которой находится проходная АСЗ, а чуть ближе стоит здание городской администрации. Именно в нем было запланировано совещание губернатора с депутатами городской думы. Казалось бы, можно было рвануть и пешком, но знакомые меня отговорили от этой авантюры, к тому же дул достаточно прохладный ветер с Амура.




128 В итоге я перенесся к площади Юности за семь минут и 15 рублей на автобусе 11 маршрута. Стоит обратить внимание на стеклянную пластину, прижатую к одному из окон. Такая нехитрая конструкция позволяет в холодном климате предохранять от замерзания небольшой участок окна, дающий возможность ориентироваться в пространстве как пассажирам, так и кондуктору.
Кстати, мои соседи по салону оказались весьма любезными людьми: поняв, что даже виды в окошке толком не помогают мне ориентироваться в пространстве, они подсказали мне мою остановку. Кондуктор же остановки почему-то не объявлял.




129 Перестраховавшись, я приехал слишком рано, поэтому нашлось время побродить немного с фотоаппаратом.
Вот проспект Мира в лучах утреннего солнца.




130 Площадь Юности перед дворцом культуры Судостроителей. Вопреки типичному позднесоветскому облику здания, центральная часть ДК была построена еще в 1944 году. Однако предусмотренные проектом крылья были пристроены лишь тридцатью годами спустя, одновременно оказалась реконструирована (внешне не в лучшую сторону) и центральная часть. В современном своем виде ДК открыл свои двери в 1975 году.
Насколько я знаю, неплохо здание выглядит только снаружи, а немалая часть помещений, включая самый большой в городе зрительный зал, нуждается в серьезном ремонте




131 На площади в марте стояли ледяные скульптуры. Судя по климату, стоять им оставалось еще не меньше месяца.




132 Остались и следы празднования Нового года – как ледяное же поздравление, так и основание праздничной елки.




133 Тротуары вдоль парка Судостроителей неплохо почистили, но высокие снежные брустверы красноречиво свидетельствовали о силе недавних снегопадов.




134 Напротив городской администрации (но не мэрии, как мы уже привыкли говорить в Хабаровске!) можно увидеть имена и фотографии всех почетных граждан Комсомольска-на-Амуре, включая Юрия Гагарина.




135 Небольшое панно на углу дома у пересечения улицы Пионерской и Аллеи Труда. Состояние у настенной живописи превосходное, видимо, не так давно реставрировали. Едва ли это современная работа – подобные панно были модными в 1960–70-х годах.




136 Встреча депутатов городской думы Комсомольска-на-Амуре с губернатором. Забавно, что в составе думы только одна женщина, но зато именно она и является председателем.
Не стану приводить все, о чем говорилось на встрече, к тому же я пробыл там не слишком долго, так как хотелось попасть в поселок Горный до губернатора, чтобы иметь возможность вволю пофотографировать. Упомяну лишь, что, по словам Вячеслава Шпорта, комсомольчане плохо знают своих депутатов, в то время как по народным избранникам обычно судят по их делам. Прозвучало и то, что бюджет Комсомольска-на-Амуре на 50% финансируется из краевого бюджета, в то время как Хабаровску денег оттуда выделяют мало, исходя из того, что краевая столица сама себя вполне окупает. В то же время есть территории и населенные пункты, которым край формирует до 88% их бюджета. Говоря о статистических данных по средней зарплате в регионе, Вячеслав Иванович отметил их явную завышенность и несоответствие реальности. Были упомянуты хабаровский и комсомольский технопарки, последний из которых уже в 2012 году сумел показать прибыль на своих разработках порядка 30 миллионов рублей. Также было сказано, что вскоре вся автомобильная трасса Хабаровск–Комсомольск будет прикрыта трехуровневой системой оказания медицинской помощи, как на федеральных трассах.



Ну а следующая часть альбома будет посвящена суровым красотам Солнечного района, куда мы выехали к месту проведения работы по спрямлению и очистке русла реки Силинки в целях предотвращения наводнений.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: livejournal
2013-08-11 08:52 am (UTC)

К сердцу дальневосточной промышленности: сборочный це

Пользователь torri1111 сослался на вашу запись в записи «К сердцу дальневосточной промышленности: сборочный цех «Гражданских самолетов Сухого»» в контексте: [...] [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-08-11 10:10 am (UTC)

Ваша запись опубликована в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dvsvetka
2013-08-11 12:06 pm (UTC)
"Покормили журналистско-блогерскую братию в столовой при заводоуправлении – одной из множества, обслуживающих многотысячный завод-гигант."

Это директорская столовая. И там уровень кафе, конечно.
В обычную столовку в цехе кто же пустит блогеров с фотиками? ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-08-11 12:20 pm (UTC)
Во всяком случае нас не в VIP-зале потчевали. :) А другие столовые КнААЗа, каюсь, не наблюдал изнутри. На КНПЗ, скажем, столовая напротив заводоуправления на два порядка попроще будет. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dvsvetka
2013-08-11 01:03 pm (UTC)
На КнААЗ столовая _напротив_ заводоуправления (на фабрике-кухне) тоже проще. ;)
Сытый блогер - довольный блогер, всё же элементарно.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-08-11 09:24 pm (UTC)
Это не только блогер так, с журналистами та же петрушка. ;) Тем более во время таких заездов самостоятельно поесть возможности нет - все бегом, бегом, и важно не отстать от группы, так как никого ждать не станут.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dvsvetka
2013-08-11 01:04 pm (UTC)
Ой,забыла совсем - спасибо за репортаж!
17 августа планируется день открытых дверей на ЗАО ГСС, хочу сходить и посмотреть своими глазами на "Суперджеты".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-08-11 09:25 pm (UTC)
Интересно, покажут только цех окончательно сборки или еще и производство узлов непосредственно в цехах КнААЗ?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dvsvetka
2013-08-12 10:04 am (UTC)
Только по ЗАО ГСС, на КнААЗ не пустят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-08-12 10:09 am (UTC)
Это менее интересно... Разве что если внутрь дадут забраться (лично мне не дали :)). А так наблюдать за изготовлением элементов планера даже интереснее, чем на расстоянии созерцать почти собранные фюзеляжи. Это мое ИМХО, разумеется. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fesma94
2013-08-11 01:20 pm (UTC)
инженером быть куда менее выгодно, чем стоять у станка (c)
Это и в СССР было,и это не есть гуд! На нормальном производстве у инженера гораздо больше ответственности чем у рабочего,поэтому и зарплата должна быть больше,у нас инженеры с опытом получают на 25-30 процентов больше,чем техники с тем же опытом,и это правильно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-08-11 09:34 pm (UTC)
Я тоже считаю, что инженер должен зарабатывать больше рабочего при прочих равных. Все-таки на инженера еще и учиться надо дольше, и дисциплины осваивать более сложные. Но что есть, то есть... Средняя зарплата рабочего на КнААЗ составляет 40 тыс. рублей в месяц (для Комсомольска это очень и очень неплохо), а молодой инженер может рассчитывать максимум на 15. Даже у ведущего (полжизни на заводе) сорока тысяч в месяц нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2013-08-11 09:31 pm (UTC)
Возможность снять пусть, может быть, не лучше, но подробнее, у меня была в мае, кое-что уже выкладывал, остальное ждет своей очереди. :) Правда, судя по количеству комментариев к этому материалу, может, не стоит и тратить свое время, а лучше написать про Стоунхендж, Гринвич да хотя бы про Ниигату. :D
А что не так с зимой? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antonfs
2013-08-12 02:41 am (UTC)
Спасибо. Очень интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-08-12 05:02 am (UTC)
Спасибо за отзыв! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aqua_glass
2013-08-12 05:19 am (UTC)
Очень понравилось! Спасибо! Да уж, скоро зима, напомнили как это у нас))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-08-12 05:36 am (UTC)
В следующей части зимы еще больше будет, обещаю! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: argentino13
2013-08-12 12:44 pm (UTC)
"Стоит обратить внимание на стеклянную пластину, прижатую к одному из окон. Такая нехитрая конструкция позволяет в холодном климате предохранять от замерзания небольшой участок окна, дающий возможность ориентироваться в пространстве как пассажирам, так и кондуктору."

Действительно нехитрое изобретение, только может быть лучше сделать сделать электронное табло, на котором загорается название остановки или улицы, ну как везде.

Самолет то больше напомниает конструктор сделай сам, там чего-нибудь хоть есть отечественное кроме сборки?
Где-то в сети были фото панелей внутренней отделки самолета(кажись "Армянские авиалинии")которые через пару лет начинают отваливаться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-08-16 04:22 am (UTC)
К сожалению, электронные табло у нас почему-то в общественном транспорте внедряются медленно.
Самолет я не считаю конструктором. В западных лайнерах тоже есть комплектующие российского производства (в частности, шасси, элементы планера и механизации). В SSJ-100 сейчас элементов российского производства чуть меньше половины. Учитывая особенности развития отечественного самолетостроения (то, насколько мы отстали от мирового рынка), это не так уж и плохо.
Панели на первых бортах отваливались сразу же (именно армяне начали коммерческую эксплуатацию SSJ-100), сейчас вроде ситуация лучше. Но сам я внутри лайнера, увы, не бывал даже на заводе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-08-22 07:26 am (UTC)

Вид из окна

Пользователь 22sobaki сослался на вашу запись в записи «Вид из окна» в контексте: [...] возможность ориентироваться в пространстве как пассажирам, так и кондуктору. Комсомольск-на-Амуре [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-08-22 01:11 pm (UTC)

Вид из окна

Пользователь angarin сослался на вашу запись в записи «Вид из окна» в контексте: [...] возможность ориентироваться в пространстве как пассажирам, так и кондуктору. Комсомольск-на-Амуре [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-09-07 12:16 pm (UTC)

Вид из окна

Пользователь monteklever сослался на вашу запись в записи «Вид из окна» в контексте: [...] возможность ориентироваться в пространстве как пассажирам, так и кондуктору. Комсомольск-на-Амуре [...]
(Reply) (Thread)