dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Кварталы первостроителей и рабочих ХНПЗ


1 Даже в центре Хабаровска, несмотря на стремительное наступление точечной высотной застройки, сохраняются целые кварталы, которые сейчас называют барачными. И хотя эстетические достоинства большинства из них в самом деле более чем сомнительны, история таких домов нередко оказывается достаточно любопытной. Сегодня я хочу рассмотреть кварталы, находящиеся пусть и не в самом центре города, но сравнительно недалеко от него – к северу от улицы Советской между Джамбула и Запарина. На этом снимке можно видеть стоящие в соответствии с нормами регулярной планировки двухэтажные розоватые дома – восточную часть упомянутого района. Снимок сделан с верхнего этажа советской высотки НИИ «Гидроводхоза» (Серышева, 60). Сразу оговорюсь, что все представленные здесь фотографии были сделаны в начале прошлого года, а потому частично утратили актуальность. Впрочем, справедливо это лишь в отношении фона – рядом активизировались застройщики. Сами же трущобные кварталы, если не ошибаюсь, никаких особенных изменений не претерпели.



2 Попасть в кварталы розоватых барачных домов проще всего, или свернув в откровенно глуховатый конец улицы Запарина, или проехав от Советской по Знаменщикова. В обоих случаях возникает ощущение попадания в параллельный мир: современный каменный город как по взмаху волшебной палочки резко обрывается и переходит в трущобы какого-то безвременья, огородившиеся от реальности ржавыми заборами, покосившимися домишками частного сектора и унылыми рядами сот гаражных кооперативов.




3 Трудно поверить, что всего в нескольких кварталах южнее Запарина имеет весьма парадный вид, вполне приличествующей улице, пересекающей так называемую красную линию.




4 Здесь улица выступает своеобразным водоразделом: к западу от нее в сторону Амура тянутся пусть в основном невзрачные, но все же городского образца кварталы, а вот к востоку ойкумена уже заканчивается. Там и находилась цель моей фотопрогулки.




5 Если южной границей ойкумены здесь выступает улица Советская, восточной – Знаменщикова, западной – показанная тут Запарина, то с севера район ограничивают виднеющиеся на заднем плане входящие к Брестской улице корпуса многоэтажных домов советской и постсоветской постройки.




6 Частный сектор тут в основном достаточно непригляден. Прямо на улице морозным днем грелись у костров группы бомжей, бегали стаи собак. От последних даже пришлось отбиваться, что, надо сказать, было довольно непросто. Снимать описанные сцены по понятным причинам я не стал.




7 Попадаются тут, конечно, и опрятные частные дома, но тон задают не они. На заднем плане можно видеть заброшенную стройку. Полагаю, при нынешних феноменальных ценах на жилье в Хабаровске подобные явления вскоре в основном исчезнут, как нашли применение даже покосившейся девятиэтажке так называемого дома «Поршней» на улице Павловича.




8 Северная граница интересующего меня района. В считанных десятках метров от трущоб начинаются вполне благополучные и даже аккуратные кварталы вдоль Брестской.




9 Но хватит затянувшегося предисловия – пора погружаться в безвременье старых деревянных бараков.
Правда, без небольшой предыстории все равно не обойтись. Свои истоки эти кварталы типовых деревянных двухэтажных домов к востоку от Казачьей горы берут с рубежа 1920-х и 1930-х годов. Именно тогда была поставлена задача превращения Дальневосточного края из потребляющего в производящий. Конкретные установки на пятилетку рассмотрела и утвердила IX краевая партконференция в феврале 1929 года. Вскоре началось строительство целого ряда заводов, в том числе – в 1931 году – и Хабаровского нефтеперерабатывающего.




10 Нужда в его продукции стояла острейшая: бензин, керосин, лигроин (в ту пору его использовали как тракторное топливо) возили из далекого Грозного. Это было и дорого, и долго. Аркадий Гайдар, будучи в начале 1930-х годов корреспондентом «Тихоокеанской звезды», писал: «...Проходит полгода, пока наполненная в Грозном цистерна доберется наконец до Хабаровска и вернется назад за новой порцией горючего. 70 суток только по местной дороге осторожно пробирается десятки раз отцепляемая и прицепляемая к хвосту товарных поездов 10-тонная цистерна с опасным содержимым. И, выплеснув каплю по сравнению с тем, сколько нужно для растущего Дальнего Востока, эта крохотная цистерна порожняком бежит десятки тысяч километров назад...
133 тысячи тонн светлых нефтепродуктов нужно будет краю в 1933 году. И все это надо доставить по единственной сильно перегруженной линии Транссибирской железной дороги.
Вот почему перед началом посевной и уборочной, перед началом лесозаготовок и сплава волнуются директор МТС, директор леспромхоза, заведующие нефтескладами и гаражами.
Вот почему скупо светят лампы в избах колхозников, где бутылка керосина расценивается дороже литра хорошего молока.
Вот почему, когда в очередной раз прекращается ток со старой Хабаровской электростанции, в учреждениях вспыхивают тусклые сальные свечи вместо керосиновых ламп.
А между тем нефть у нас рядом...»




11 Заводы поднимались трудно, ведь материально-техническая база для их сооружения на Дальнем Востоке практически отсутствовала. В самом Хабаровске имелись только дерево, щебенка, песок и вода... Транспорт был гужевой.
Еще в январе 1931 года пришли первые строители нефтеперерабатывающего завода на ту часть Казачьей горы, где стоял еще лес, прорезанный оврагами, да была свалка мусора. Все это «место, где сейчас расположен завод, а также нынешние улицы Джамбула, Орджоникидзе, Забайкальская и другие, представляло собой пустырь, заросший орешником, среди которого то там, то сям торчали, раскинув руки, огородные чучела», – приводит воспоминания бывшего плотника П. Трусова книга «Хабаровск», изданная к 125-летию города.




12 Первыми строителями были в основном местные жители. Постепенно их ряды пополняли приезжие. Инициативный начальник строительства Н. Петров торопил, нажимал на строителей. Но дело двигалось медленно. Из орудий труда в основном имелись лишь лом, кирка, топор и пила. Первые из строителей спешно возводили в условиях зимы засыпные бараки под жилье новому пополнению, а сами, если не были местными старожилами, ютились в вагончиках, которые насквозь промерзали.
Летом одни бригады копали котлованы под будущий завод, а другие ставили столовую, склады, конюшни под «транспорт». С осени строили 48-комнатные двухэтажные деревянные дома. На возведение такого дома уходило в среднем три месяца.
Упомянутые дома не сохранились, запечатленные на фотографиях едва ли содержат более половины указанного числа комнат.




13 Тем, кто трудился на возведении завода и жилья для его работников, было не только трудно, но и голодно, особенно в неурожайный 1933-й год. Нелегко приходилось и руководителям стройки. Не сразу были сделаны геологические исследования грунта. Стройка долго не имела утвержденного генплана завода, проектов, рабочих чертежей, смет. Самим надо было завозить из центра страны специалистов и квалифицированных рабочих. Грузы с материалами шли до Хабаровска 70–90 суток. При сооружении водозабора, что являлось первоочередной задачей, подвело собственное, то есть местное отделение дороги. Не позаботились о бесперебойной доставке камня из Корфовского карьера. И здесь, на водозаборе шло вручную: рытье котлованов и траншей, разгрузка камня, который подвозили в вагонетках. «О выходных днях на стройке не было и речи. Все понимали, как серьезно положение. На воскресники выходили не только рабочие, но и домохозяйки», – вспоминали первостроители.




14 В конце 1933 года на стройку пришел 31-й батальон 2-й военно-строительной бригады Особого военно-строительного корпуса – 800 человек. Именно тогда тут и возводили запечатленные двухэтажные дома. Их ставили две роты, одновременно выполнявшие все земляные работы на заводе по закладке трубопроводов, канализации, водопровода и лотков, возводившие стены бензиновой установки, перекрытия, фундаменты и т.д. И еще две роты монтировали оборудование бензиновой очистки и эстакады для приема нефти.
В короткое время военные смогли переоборудовать примитивную лесопилку в более мощный лесозавод и занялись пиловкой леса, изготовлением рам, дверей. Другие бойцы смонтировали стационарную электростанцию. И вот – в поселке выросли первые двухэтажные дома. Правда, они были деревянными, с печным отоплением, не имели водопровода и канализации, но все-таки это уже настоящие дома. А когда вступил в строй электроцех, в вспыхнули электрические лампочки. Вслед за тем заговорило и радио...»




15 Энтузиазм первой половины 1930-х годов уже давно угас. Построенные в 1933–1934 годах дома отчасти руинизированы, и сейчас уже непросто представить, что восемьдесят лет назад они считались очень комфортабельным жилищем: хоть и с минимумом коммунальных удобств, зато теплым и достаточно просторным. С тех пор, похоже, водопровод в домах все же появился, но не канализация.




16 Рядом со обгоревшими остовами зданий стоят дома с врезанными пластиковыми стеклопакетами, установленными внешними блоками кондиционеров, оборудованными душевыми помещениями, а перед подъездами зимуют не только старые советские автомобили, но и подержанные «японки».




17 И все же жизнь уходит из этих кварталов.




18 Честно говоря, жалеть их не стоит. Район улиц Советской и Джамбула постепенно осваивается застройщиками, новостройки и строительные площадки подбираются все ближе и ближе. Пройдет не так уж много лет, и все тут будет выглядеть совсем иначе, уже мало что напомнит о быте строителей и первых рабочих Хабаровского нефтеперерабатывающего завода.


Tags: Дальний Восток, Хабаровск, история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →