dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Вновь старый Хабаровск

Предлагаю очередную прогулку во времени по улицам и площадям Хабаровска, совершить которую помогут старые фотографии, большую часть которых я смело назову уникальными.


1 Открою подборку снимком самого конца XIX столетия. Здесь запечатлена улица Инженерная (ныне Тургенева) на участке между Артиллерийской горой и Средней (сейчас по их гребням проходят улицы Ленина и Муравьева-Амурского соответственно). Верхнюю хронологическую границу фотографии легко установить по практически полному отсутствию каменных зданий в начале Муравьев-Амурской улицы. Я даже не могу толком рассмотреть одноэтажный кирпичный доходный дом Хлебниковых на перекрестке с Инженерной, хотя он был построен еще в 1891 году. Конечно, тогда здание было значительно ниже, чем в наши дни. С другой стороны, отчетливо различим спиртоочистительный цех винного завода тех же Хлебниковых постройки 1890 года в квартале напротив – сейчас там находится ХЛВЗ. Может показаться, что в верхней части улицы Алексеевской (Шевченко) стоит довольно высокий каменный дом, но это не может быть здание Амурской казенной палаты (современная гостиница «Парус»), так как его построили лишь к 1902 году. Скорее всего, это не сохранившееся деревянное здание Приморского областного управления. Резиденция Приамурского генерал-губернатора уже вполне достроена – в 1896 году завершилась надстройка домовой Сергиевской церкви. Наконец, Успенский собор на Соборной (Комсомольской) площади еще не обзавелся появившейся только в 1905 году колокольней.
Конечно, не может не броситься в глаза безоговорочное преобладание деревянных строений – лес в Хабаровске был куда доступнее кирпича и не требовал высокой квалификации строителей. Центр города оставался преимущественно деревянным (конечно, не на главных улицах, а на параллельных Амуру) где-то до середины 1970-х годов.
Снимок взят у уважаемого r1719 с сайта SSC.



2 Впервые я увидел на фотографии легендарную хабаровскую городскую узкоколейки. Построили ее в рамках организации выставки Дальневосточного края 1913 года (центральный вход на выставку виднеется слева впереди) для доставки громоздких грузов от железнодорожного вокзала. По ряду свидетельств, как во время проведения выставки, так и уже после ее закрытия линия использовалась наподобие трамвайной – выполняла внутренние городские пассажирские перевозки между вокзалом и Николаевской площадью (ныне Ленина).
Узкоколейка сильно выручала во время дождей: в ту пору отличительной чертой в основном немощеных улиц города была непролазная грязь, особенно в низинах речушек Чердымовки и Плюснинки, в 1960-х упрятанных в подземные коллекторы, над которыми были разбиты Амурский и Уссурийский бульвары.
Снимок сделан приблизительно от перекрестка Муравьев-Амурской улицы (Карла Маркса) и Саперной (Дикопольцева). Справа в кадр попало здание железнодорожного училища, построенного в 1898 году, позднее оно стало левым крылом железнодорожного техникума.
За фотографию спасибо habarnew.




3 Этот и последующий за ним снимок я нашел у d_m_vestnik.
Здесь запечатлено празднования 1 мая 1917 года на Республиканской площади – такое название носила непродолжительное время с марта по июль того года бывшая Николаевская, а ныне площадь Ленина.
Справа на заднем плане в кадр попало узнаваемое (хоть и надстроенное в 1935–1936 годах) здание реального училища, в которое после недавней реставрации въехал бизнес-центр. Обращает на себя внимание скромная деревянная застройка северо-западной части площади, где в наши дни находится великолепный главный корпус медицинского университета.
Хроника сообщает, что народ стал собираться на площади к 10 часам утра – представители учреждений, организаций, профсоюзов, воинские части, учащиеся.




4 В полдень колонны демонстрантов с музыкой и революционными песнями двинулись по Муравьев-Амурской улице к Соборной площади. Сообщается, что с балкона дома Архипова (современный ЦУМ), где располагалось эсеровское бюро, звучали патриотические речи, в том числе о продолжении Великой войны (Первой мировой) до победного конца. Если это в самом деле так, то следующую порцию речей шествие выслушивало уже с балкона Городского дома (в кадре слева), откуда выступал представитель Временного правительства А. Русанов, прибывший в Хабаровске 25 марта.
Новый митинг состоялся уже на Соборной площади, где выступали ораторы от самых разных политических сил. Любопытно отметить, что годов как минимум с 1960-х демонстрации следуют тем же маршрутом, но в противоположном направлении – от Комсомольской площади до площади Ленина.
Примечательно, что столетие назад даже на главной улице города в центре осталось немало «проплешин» одноэтажной деревянной застройки, на фоне которой трехэтажные каменные дома кажутся куда массивнее, чем есть на самом деле.




5 Вновь снимок, найденный r1719. Боец американских экспедиционных сил в Сибири (AEF of Siberia) на посту. Кадр датируется ориентировочно январем 1919 года – уже вовсю шла Гражданская война.
Понять, что именно за место тут запечатлено, я не смог. Предположу, что это может быть Волочаевский городок, так как для района Барановской улицы (Ленина), где находился штаб AEF, рельеф слишком уж ровный.




6 Фотография из набора японских открыток с видами Хабаровска издания 1920 года. Взята у уважаемого Vlavert.
Снимок был сделан японским военнослужащим в интервале между 1918-м по 1920 годом с крыши упомянутого раньше реального училища в сторону нынешнего парка «Динамо» (он появился только в 1935 году). Слева тянется Муравьев-Амурская улица (ныне этот ее участок называется Карла Маркса), вдали виднеется опять-таки упомянутое железнодорожное училище. Еще можно разглядеть свидетельства промышленной выставки 1913 года – уцелел как минимум один из павильонов. Планировка дорожек отчасти соответствует топологии аллей современного парка.




7 Открытка из того же набора – юный хабаровчанин, видимо, у причалов пассажирских теплоходов, находившихся примерно там же, где и сейчас – в районе городского пляжа.




8 Скан из книги «Хабаровск», изданной к 125-летию города в 1983 году. Тут запечатлена торжественная закладка памятника В.И. Ленину 22 января 1925 года на площади Свободы – так в ту пору называлась площадь Ленина, успевшая ранее побыть Николаевской и Республиканской. На смену показанному тут небольшому гранитному цоколю сам памятник пришел только к 7 ноября того же года. К слову, не массовая штамповка, типичная для брежневских времен, а великолепная скульптура М.Г. Манизера.
Изначальном монумент стоял ближе к середине площади, к фасаду реального училища его сместили уже в начале 1950-х.




9 Фотография, переснятая уважаемым Crawlingsnake. Здесь запечатлен дом культуры «Железнодорожник» на Втором Хабаровске ориентировочно в 1950-х годах. Само здание было построено в 1938 году, а в начале 1990-х его облик несколько изменила реконструкция.




10 Изумительно интересная панорама района пересечения улиц Карла Маркса и Ленинградской. Снимки были сделаны в 1963 году с существующей и в наши дни водонапорной башни, построенной в 1937 году для водоснабжения всего будущего Железнодорожного района. Фотограф – Владимир Дементьевич Ремизов – был одним из авторов проекта обширной дорожной развязки, появившейся тут уже в 2000-х годах.




11 Уже кажется непривычным, что Карла Маркса не проходит на этом участке по путепроводам. Еще нет ни только торговых центров «НК-сити» и «НК-плаза» слева и «Магазины радости» справа, но и девятиэтажек по Ленинградской. Они, видимо, появились на месте засыпанного оврага к концу десятилетия. Помнится, их украшал ободряющий трудящихся текст «Слава рабочему классу!»
Однако уже давно построены оба корпуса педагогического института и все существующие поныне «хрущевки». Однако частные деревянные с обширными обнесенными заборами участками на главной улице города с некоторым трудом укладываются в моей голове.




12 На переднем плане проходит улица Синельникова, тянущаяся вдоль ведущих к заводу «Энергомаш» железнодорожных путей.
Уже появился таксопарк на пересечении Ленинградской и Ким Ю Чена. Собственно, полноценная служба такси была организована в городе в 1949 году; на ее «вооружение» поставили восемь (из 12 прибывших в край) легковых автомобилей «Победа». К 1967 году таксопарк располагал уже машинами «Волга» М-21 (по некоторым данным, свыше 400 машин, что лично мне кажется весьма сомнительным). В городе имелось 32 стоянки такси, по телефону в 1960-х годах в сутки поступало в среднем 200 заявок, однако на линию ежедневно выходило лишь 16 радиофицированных машин, так что ждать вызванную машину порой приходилось немало.
Попавшие в кадр деревянные дома давно исчезли, а вот каменные стоят до сих пор, хоть некоторые и были перестроены.




13 Взято у fotokolbin. Первомайская демонстрация на площади Ленина в 1970-х годах. Дом мод еще не заселен банком и сохранил свой первоначальный облик, не достроено бывшее здание Дальспирта (что произойдет в том же десятилетии) на углу, не снесено (не то в 1978-м, не то в 1979 году) Николаевское училище – самое старое каменное здание на площади, не построено здание краевой администрации, а Высшая партийная школа еще не лишилась своего хронически аварийного балкона.




14 Фотография А. Хейфеца из набора открыток «Хабаровск» издания 1976 года. Примечательна она в первую очередь видом долгостроя гостиницы «Интурист», которую со скрипом достроят в 1977 году. Кроме того, очень интересно взглянуть на исчезнувшие в 2002 году старые главные ворота парка ЦПКиО, а также трехэтажный домик у южного фасада ОДОСА – его снесли примерно тогда же при реконструкции Комсомольской площади.


Tags: Хабаровск, история
Subscribe

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →