?

Log in

No account? Create an account
О ксенофобии, китайцах и среднеазиатах на Дальнем Востоке - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

О ксенофобии, китайцах и среднеазиатах на Дальнем Востоке [Jul. 22nd, 2014|05:01 pm]
dkphoto
[Tags|, ]


Советская школа приучила меня к тому, что все народы братья. Ну, или почти все. Отрезвляющим душем стала случайная экскурсия в цветной квартал калифорнийского Сан-Хосе. Именно Штаты поколебали мои широкие интернационалистические убеждения. Тем не менее жизнь на Дальнем Востоке не давала пищи для ксенофобии. Те китайцы, мифической экспансии которых отчего-то модно до судорог бояться к западу от Урала с эпицентром в районе Петербурга, хлопот нам не доставляли. В большинстве своем это трудолюбивые спокойные люди и совершенно неконфликтные соседи. Тем более что американская мечта по-китайски сводится к переезду отнюдь не на Дальний Восток России, а к теплому морю на юге Поднебесной. Пусть даже деньги на эту мечту зарабатываются упорным трудом в Хабаровске.

По мере роста благосостояния в Китае и снижения курса рубля по отношению к юаню, а также после возведения различного рода административных барьеров число граждан КНР в дальневосточных городах стало снижаться. Но свято место пусто не бывает, и им на смену во все возрастающих количествах прибывают мигранты из бывших братских республик Средней Азии.
Вот честно, даже после серии американских командировок я не понимал своих московских друзей и знакомых, очень резко настроенных против таджиков, узбеков, выходцев с Кавказа и т.д. Причину своей негативной оценки они объясняли отнюдь не конкуренцией на рынке труда (мои московские знакомые в основном высококвалифицированные специалисты и руководители), а резким ростом преступности при превышении концентрации мигрантов определенной пороговой величины.

Признаюсь, мне бы чертовски не хотелось повторения такого сценария в Хабаровске. Южный микрорайон, в котором я пока проживаю, исторически был населен пролетариатом и, скажем так, традиционно не особенно отличался образцовой культурой быта. Последние пару лет структура населения стала заметно меняться, с каждым месяцем все быстрее. И если в центральной части города трудовые мигранты из Средней Азии только работают, то в Южном они еще и живут. Пока, скажу честно, проблем от них не видел никаких. Более того, возвращаясь из гаража в темное время суток, пьяных компаний русских гопников я опасаюсь сильнее, чем галдящих о чем-то на своих языках мигрантов. Более того, в том кафе, в котором я имею привычку обедать, таджикский юноша на раздаче неизменно вежливо и с радушной улыбкой здоровается, при заказе старается выдать самую большую порцию. В противоположность ему хмурые русские женщины на том же рабочем месте в лучшем случае буркнут что-то неразборчиво-формальное. Справедливости ради нужно заметить, что как рабочие выходцы из Средней Азии все-таки сильно уступают китайцам или северокорейцам по трудолюбию и добросовестности – при наличии равного уровня контроля. К примеру, наша русская дворничиха, на которую весь дом намолиться не может, – пенсионерка, проработавшая много лет главным бухгалтером, даст сто очков вперед целой бригаде таджиков.

Верно, России и Дальнему Востоку в особенности сейчас сильно не хватает рабочих рук. Население в целом сокращается (хоть в крупнейших городах оно все-таки растет), а молодежь в основном не хочет заниматься низкоквалифицированным трудом и имеет завышенные ожидания (что в значительной степени объясняется дороговизной жизни в регионе). Макроэкономический вывод о выгоде привлечения рабочих трудовых мигрантов из бывших республик СССР кажется весьма логичным, тем более их, хоть и очень условно, можно счесть носителями советского культурного кода. Однако мне лично кажется, что ментальность китайцев, хоть они и представляются порою чуть ли не инопланетянами, если и не ближе к нашей ментальности, то по крайней мере гораздо совместимее.

В краткосрочной перспективе, наверное, все выглядит неплохо. Однако куда нас приведет выбранный курс на восполнение нехватки рабочей силы в среднесрочной перспективе, могу лишь догадываться. Опыт Франции и Британии в этом контексте, увы, не слишком вдохновляет. Но и панацею тут предложить тоже не могу. Если Союз решал проблему развития Дальнего Востока длинным рублем, то у нынешней России на это ресурсов, видимо, не хватит даже при наличии действительного желания. Мегапроект недавнего саммита в Приморье, на мой взгляд, даже исключением толком считать нельзя – слишком уж точечным и несистемным кажется воздействие.

Что ж, поживем – увидим. Для рядовых дальневосточников особых альтернатив нет (кроме смены региона проживания). Очень хочется надеяться, что причины для превращения в ксенофоба у меня все-таки не возникнут.

P.S. Кстати, на прошлой неделе в Хабаровский край прибыли украинские беженцы из Донбасса. Мужчины хотят работать на шахте в Чегдомыне, женщинам также обещали работу. Все получат квартиры и российское гражданство. Но это (пока?) всего лишь 12 семей.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: yuri7751
2014-07-22 06:31 am (UTC)
По поводу "советского культурного кода" - не уверен, что это продлится долго. Вероятно зависит от страны, но я уже тут в Корее сталкивался не раз. Скажем мама-узбечка владеет русским прекрасно, а с её дочкой уже проще по-английски общаться.
У китайцев есть ещё один положительный момент - с ними невозможен конфликт на религиозной почве. В этом плане они совершенно советские люди :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-07-22 06:37 am (UTC)
Во Франции сбой политики мультикультурализма произошел на втором-третьем поколении мигрантов. У нас он, возможно, рискует случиться раньше. Даже советские коды для дальневосточников и выходцев из среднеазиатских республик, ИМХО, не одно и то же. Разумеется, хватает и исключений.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: k1aus
2014-07-22 09:00 am (UTC)
Русских гопников вы конечно правильное опасаетесь.
Но вот если судить по ореинтировкам полиции, то чаще всего ищут лиц с Кавказа и средней Азии.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-07-22 09:15 am (UTC)
Не уверен, что это справедливо (пока) для дальневосточных городов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dimas
2014-07-22 09:24 am (UTC)
Знакомые, кто нанимает работников из Средней Азии, жалуются, что их приходится менять раз в полгода-год, обживаются, начинают халтурить и левачить …

К сожалению, и пить начинают … У меня относительно поблизости общага, где они живут — вид пьяной компании уже нередок, года два назад такого еще не было :(

Ну и немалая, на мой взгляд, проблема с тем, что вокруг них слишком много криминала и коррупции, связанных с нелегальным устройством и прочим …
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-07-22 09:45 am (UTC)
Многие говорят, что такие мигранты кажутся белыми и пушистыми, то есть приветливыми и трудолюбивыми, только первое время. А потом они начинают пытаться подстраивать среду под себя. Неприятно даже пытаться представлять, как может измениться картина у нас через пару-тройку лет...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: vladsnega
2014-07-22 09:30 am (UTC)
Да, сложный вопрос. Любопытно было бы посмотреть социологию на тему, как влияет приток мигрантов на жизнь коренных дальневосточников. Из того, что вижу, многие знакомые уехали из ДВ на запад, связывая это с заселением края среднеазиатами. Знакомые говорят, что здесь стало не так безопасно. Но опять таки, это частная выборка. Отражает ли она общую картину, неясно.

Про нехватку рабочих рук. Интересно, как Япония справляется с заполнением низкооплачиваемых ниш без массового притока трудовых мигрантов? Опять же, вопрос, какие рабочие руки нужны. Квалифицированные или нет? Как вариант, можно и нужно развивать автоматизацию и развитие технологий. И привлекать для этого высокообразованных специалистов.

Про китайцев, да. Они легче адаптируются, не доминируют и не пытаются продавить свою картину мира. С ними легко жить в мирное время. А вот в ситуациях конфликта все сложнее. Сама видела драку в Суньке, когда 20 китайцев набросились на одну русскую пару. Они друг за друга мгновенно заступаются. Страшновато попасть в такой переплет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-07-22 09:56 am (UTC)
В Японии хватает трудовых мигрантов, кстати. Хоть они в глаза и не бросаются. Пакистанская община, говорят, довольно велика. Но можно ли это явление назвать массовой миграцией, не знаю...
Вообще же в стране Восходящего солнца не так шикарно обстоят дела в экономике, чтобы коренные японцы очень долго морщили носы, придирчиво выбирая вакансии.
Понятно, что и с китайцами конфликты бывают (особенно в торговых приграничных городах, где, скажем прямо, с обеих сторон аккумулируются отнюдь не сливки общества). Но ведь тут вопрос, с чем сравнивать. На фоне свадебных кортежей со стрельбой в центре Москвы драка в Суньфэйхэ как-то бледнеет. :)

Edited at 2014-07-22 10:30 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexey_vorsin
2014-07-22 01:10 pm (UTC)
"Макроэкономический вывод о выгоде привлечения рабочих трудовых мигрантов из бывших республик СССР кажется весьма логичным" - поспорю с вашим утверждением. Привлечение мигрантов тормозит техническую модернизацию и автоматизацию производств: вместо десяти таджиков с лопатами можно поставить один мини-экскаватор с профессиональным машинистом или одну снегоуборочную машинку. Посмотрите на опыт Японии: отказ от дешевой трудовой миграции дал толчок развитию новых технологий.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-07-22 09:14 pm (UTC)
Не везде автоматизация может полностью заменить низкоквалифицированный труд. Но дело даже не в этом - автоматизация требует солидных капитальных и интеллектуальных вложений, а привлечение трудовых мигрантов - нет. Я рассказываю ведь не о своей логике, а о том, как, по моему мнению, рассуждают "наверху".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2014-07-22 03:28 pm (UTC)
Один знакомый узбек, много раз приезжавший в Россию на заработки, говорил мне, что на Дальнем Востоке чувствует себя комфортнее, чем где бы то ни было. В Петербург, говорит он, узбеку в последнее время вообще ехать опасно — нацики лютуют, и несколько его земляков, ему знакомых, там в разное время сильно пострадали вплоть смертельных случаев.
Ещё он говорил, что на Дальнем Востоке лучшие работодатели — русские. Армян, корейцев и, как ни парадоксально, узбеков он ругал. Говорит, имея дело с русскими нанимателями, гораздо меньше шансов, что каким-либо образом кинут (у вышеперечисленных национальных работодателей разные излюбленные схемы кидалова).

Вероисповеданием этот узбек, не трудно догадаться, мусульманин. Строго канонам не следует, но по великим праздникам в мечеть ходит обязательно. Ваххабизм не одобряет.

Языкового барьера у нас с ним почти не было — общее советское прошлое, в Советской армии мы служили с разницей в год или два (не помню точно, но он чуть-чуть раньше). А вот поколение, выросшее уже после развала СССР, он говорит, русский язык знает плохо, а то и вовсе не знает. Учат язык уже тут, на месте, когда приезжают на заработки.

Такие дела.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-07-22 09:29 pm (UTC)
Вспоминается, что примерно то же самое говорили афроамериканцы в 1920-60-х годах, скажем, про Францию. После США с их сегрегацией в Европе они чувствовали себя куда более комфортно.
Ну а вообще я не зря выше писал про исключения. Бывают такие выходцы из бывших союзных республик Средней Азии, которые по упомянутому культурному коду мне лично куда ближе, чем русские гопники. И таких в общем-то немало. Однако их процент в волне трудовой миграции все-таки невелик, как мне кажется.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: suhov
2014-07-22 10:02 pm (UTC)
> Более того, возвращаясь из гаража в темное время суток, пьяных компаний русских гопников я опасаюсь сильнее, чем галдящих о чем-то на своих языках мигрантов.

девочки у тебя нет.... не дай бог конечно, но если "масса перевалит критическую отметку" то... ты же слышал про бирюлево?
что касается отношения ко всяким интересным расам то ты абсолютно прав - пока их не видишь и не сталкиваешься с ними (советское детство), то считаешь пушистыми зайчиками, и именно запад с засильем товарищей нарушает идиллию "дружбы народов-все люди братья" (какая ирония - ведь именно с запада и продвигается та самая политкорректность)
конечно при ещё близком рассмотрении выясняется что не все негры плохие и что с некоторыми можно дружить.... :))
китайская опасность состоит именно в том что они как трава медленно прорастают, но опять же как только достигнут критической точки.... надо отдать должное дальнему востоку это понимается и должные меры принимаются
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-07-22 10:45 pm (UTC)
Тем ценнее получить от тебя комментарий, что ты живешь в "политкорректной" стране, где доля мигрантов в составе населения составляет уже немалый процент. :)
Что касается ребенка, то пол по большому счету значения не имеет, среда должна быть в любом случае иной. Нами приняты соответствующие меры, но вдаваться в детали сейчас не хочу.
Относительно персоналий с тобой соглашусь, не все мигранты, даже из проблемных стран, проблемны. Грустную статистику по преступности формируют не они, но их соседи.
Теперь о китайцах. Не вижу перспектив набора ими критической массы даже в прежних условиях. В свете упомянутых выше стремлений заработать и уехать далеко на юг Поднебесной. Жить постоянно в нашем климате охотников среди них немного.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: livejournal
2014-07-23 12:00 am (UTC)

Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное"

Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное" на главной странице Живого Журнала
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kure
2014-07-23 01:06 am (UTC)
вчера на пресс-конференции УФМС по Приморью сказали нам, что у нас только на учете в Приморье стоит 114 тысяч иностранцев, которые работают и живут в Приморье, и это на 2 млн населения!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-07-23 01:08 am (UTC)
Показательно, значит реально уже может хорошо зашкаливать за 10%. А структуру по этим 114 тыс. не приводили, сколько откуда?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2014-07-23 01:23 am (UTC)
Строго говоря, все мы тут на Дальнем Востоке приезжие. Коренные здесь лишь так называемые малые народности: нанайцы, ульчи и пр.
Большинство живущих здесь русских и прочих всяких хохлов, евреев, армян и т.д. дальневосточники лишь во втором-третьем поколении.

Население Хабаровска в сравнении с пресловутым 1913-м годом увеличилось в двенадцать раз. За счёт безудержной рождаемости? Нет. За счёт миграции. Так шта-а-а…
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-07-23 05:00 am (UTC)
И все-таки сейчас здесь преобладают люди, которых можно назвать дальневосточниками как некой единой общностью с близкой ментальностью. Трудовые мигранты из Средней Азии на нас сильно не похожи. Но дело не в схожести, а в уживчивости. Относительно последней меня мучают большие сомнения.

Edited at 2014-07-23 05:00 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yarowind
2014-08-03 06:58 am (UTC)
Да, я тоже думаю, что китайцы это меньшее зло.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ivanlapin
2014-08-04 06:18 am (UTC)

Зачем?

Объективно не существует каких-то предопределённых цифр - "в регионе Х должно проживать Y количество людей и Z количество работников"

В Латвии население сократилось с 2,7 миллионов в 1991 году до 1,9 миллиона сейчас - и по-серьёзному это никого не волнует

Тот же Дальний Восток - 100 лет назад там проживало намного меньше людей - и регион всё равно был русским

Демографические изменения неизбежно происходят, и объективно нет необходимости "восполнять" сокращающееся русское население ДВ переселенцами из Китая или Средней Азии.

Я не против мигрантов, и права всех людей должны соблюдаться, но никаких абсолютных цифр не существует в отношении численности населения и трудовых ресурсов

Так же и аргумент об освоении природных ресурсов - "кто будет добывать ископаемые богатства, если не будет мигрантов?" - не совсем понятно, почему эти ресурсы так необходимо добывать сейчас? Лежали они себе в недрах и пусть дальше лежат



Edited at 2014-08-04 06:20 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ussuri_kray
2014-10-31 12:51 pm (UTC)
==К примеру, наша русская дворничиха, на которую весь дом намолиться не может, – пенсионерка, проработавшая много лет главным бухгалтером, даст сто очков вперед целой бригаде таджиков==
- И так везде, но - устроиться русскому дворником во Владивостоке давно стало проблемой! Мало того, теперь мигранты занимают места в мелких городках, за кассовыми аппаратами в магазинах, у нас что продавщиц нехватка?
Без мигрантов справлялись все годы, и привоз их ничего не даёт. Работа их на стройках, не снизила стоимости новостроек (а в строительстве, в целом - затраты на рабсилу наименьшее в цене постройки).
Преступность? А вы уверены, что осведомлены о ней? по Приморью ещё в 2007 году, распорядиловка прошла, что бы утечек в СМИ не было.
Если в центральном р-не Владивостока, на зебре, останавливается машина, мигранты бьют девочек под дых и затаскивают в салон, что бы потом насиловать группой в 11 человек, заражая ЗПП это не преступность?
А случай, когда девушке специально переломали ноги трубою, что бы не убежала, а потом насиловали, но она смогла выползти на трассу? И таких случаев масс. До 2008 года, в милицейских изданиях публиковались цифры на эту тему, теперь нет - табу.
Если представить, что мигранты в один день исчезнут, ничего не развалиться, всё будет работать как и до их появления здесь.
(Reply) (Thread)